Обзор отчетов и рекомендаций ОЭСР в связи с пандемией коронавируса за период с 3 по 9 июля 2020 г.

Автор: Левашенко А.Д., Коваль А.А., Валамат-Заде А.Р., Черновол К.А.

Журнал: Мониторинг экономической ситуации в России @monitoring-esr

Статья в выпуске: 20 (122), 2020 года.

Бесплатный доступ

ОЭСР опубликовала обзор по вопросам противодействия росту безработицы и сохранения рабочих мест в условиях пандемии; обзор также затрагивает меры, принимаемые странами ОЭСР на фоне пандемического кризиса в части трансграничного движения капитала и поддержки науки, технологий и инноваций.

Короткий адрес: https://sciup.org/170176112

IDR: 170176112

Текст научной статьи Обзор отчетов и рекомендаций ОЭСР в связи с пандемией коронавируса за период с 3 по 9 июля 2020 г.

7 июля 2020 г. опубликован глобальный обзор ОЭСР по рынкам труда, посвященный проблемам роста безработицы и сохранения рабочих мест в условиях кризиса, порожденного пандемией COVID-191.

Глобальная вспышка коронавируса спровоцировала один из худших кризисов в сфере занятости со времен Великой депрессии. Миллионы людей не могут ходить на работу, что приводит к исключительно резкому снижению активности и беспрецедентной потере рабочих мест. По прогнозам ОЭСР, безработица в ее странах достигнет к концу 2020 г. почти 10% трудоспособного населения (по сравнению с 5,3% на конец 2019 г.) и может достичь 12% в случае второй волны пандемии. В некоторых странах было отработано почти на порядок меньше часов, чем в первые несколько месяцев финансового кризиса 2008 г. Как констатируется в обзоре, странам необходимо сделать все возможное для восстановления рынка труда, которое, по прогнозам, ожидается не ранее 2021 г.

Ниже приведены рекомендации ОЭСР по восстановлению рынка труда.

Учет нестандартных рабочих мест при выдаче пособий по безработице

20(122) 2020

В целях предотвращения обострения кризиса, указывает ОЭСР, необходимо, чтобы условия выдачи пособий по безработице учитывали бывших работников нестандартных рабочих мест, т.е. лиц, работающих неполный рабочий день или на нестабильной основе (с частыми переходами между занятостью и безработицей в течение ряда лет – как, например, сезонные работники).

В среднем по странам ОЭСР занятость на неполный рабочий день составляет

  • 16,5% от совокупного объема занятости. При этом женщины работают неполный рабочий день в 2 раза чаще, чем мужчины. В среднем почти четверть женщин – часто матерей – работают неполный рабочий день.

Многие работники, замещавшие и утратившие нестабильные рабочие места либо места с неполной занятостью, не соответствуют критериям для получения адекватной социальной поддержки. Например, для получения пособий по безработице может потребоваться соответствие условию минимальной продолжительности или: минимальной заработной платы до наступления периода безработицы. Подобные условия зачастую сложнее выполнить тем, кто потерял работу с неполной занятостью. Следовательно, риск попадания в разряд бедных зачастую выше для нестандартных работников. В среднем по европейским странам ОЭСР 69% безработных имеют историю нестандартной занятости (51% в виде нестабильной занятости и 18% в качестве неполной занятости).

Значительно меньше вероятность получения пособий нестандартными работниками в Испании, Италии и Великобритании, заметно выше – во Франции. Странам необходимо решить проблему негибких условий получения пособий, с тем чтобы обеспечить более надежную гарантию дохода лицам, работающим в нестандартных форматах занятости.

Обеспечение эффективности законодательства о защите занятости

Эффективное законодательство о защите занятости – основной гарант безопасности работников. Соответственно, правила увольнения и найма – важные факторы, определяющие безопасность работы, карьерный рост и благосостояние людей. Сравнение стран в этом плане демонстрирует различия существующих там систем защиты занятости. Англоязычные страны отличаются меньшим числом ограничений на увольнения, нежели страны Европейского союза; работники в англоязычных странах подвергаются более высоким рискам утраты работы. Однако при этом по сравнению с работниками в странах ЕС у них выше шансы снова найти работу, если их уволят, поскольку компании в странах с более защищенными рабочими местами обычно предъявляют и более жесткие требования к нанимаемым работникам.

Минимизация поляризации рабочих мест

Работники, получающие среднюю заработную плату, свойственную их профессии, определяются ОЭСР как работники среднего звена независимо от их официального образования, профессиональной подготовки или опыта работы на рынке труда.

20(122) 2020

Как указывается в обзоре ОЭСР, автоматизация сократила долю среднего уровня занятости по сравнению с профессиями, требующими низкой или высокой квалификации. Двадцатью годами ранее занятость на уровне среднего звена составляла чуть более 42% совокупного объема занятости в странах ОЭСР по сравнению с примерно 35 и 24% для занятости с высоким и низким уровнем квалификации соответственно. Однако за последние 20 лет доля занятости среднего уровня стала ближе к доле занятости с низким уровнем квалификации, чем к доле работников с высоким уровнем квалификации (в среднем 32, 43 и 27% для среднего, высокого и низкого уровня квалификации соответственно).

Таким образом, падение доли занятости среднего уровня в разных странах сопровождалось увеличением доли занятых с высоким и низким уровнем квалификации. Эту тенденцию называют поляризацией рабочих мест. Судьба работников, которые раньше могли ожидать, что они будут заняты на уровне среднего звена, существенно беспокоит правительства стран ОЭСР.

Некоторые государства ЕС – особенно Швеция, Германия, Норвегия и Дания – преуспели в плане смягчения негативных последствий поляризации рабочих мест. В этих странах подростки и юноши еще в школах имеют возможность пройти базовое обучение определенным профессиям. Кроме того, правительства этих стран пытаются сгладить разницу между выпускниками учреждений среднего специального образования и выпускниками, получившими высшее образование, способствуя развитию прочных связей между техникумами и работодателями. ОЭСР также рекомендует национальным центрам занятости обеспечивать возможность профориентации и перепрофилирования работников, чья профессия теряет актуальность в связи с автоматизацией.

Международные финансовые потоки

  • 3 июля 2020 г. ОЭСР опубликовала отчет «COVID-19 и глобальные финансовые потоки»1. Пандемия, указывается в нем, привела к крупным негативным экономическим и финансовым последствиям: ожидается, что в 2020 г. мировой ВВП снизится на 6%, объемы международной торговли могут упасть на 12–32%. Прогнозируется, что потоки прямых иностранных инвестиций (ПИИ) сократятся примерно на 40%. На рынках ценных бумаг в начале пандемического кризиса наблюдалось падение за счет скачка продаж, в последние же недели рынок начал восстанавливаться. Ухудшение финансовых условий в свою очередь существенным образом влияет на глобальные финансовые потоки.

Страны ОЭСР еще в 1961 г. (одновременно с созданием Организации) приняли Кодекс либерализации движения капитала (далее – Кодекс), представляющий собой руководство по постепенному снятию странами барьеров на трансграничное движение капитала. Для оценки мер стран на соответствие стандартам по либерализации финансовых потоков в 2012 г. была создана специальная Консультативная рабочая группа ОЭСР, куда вошли правительственные эксперты, в том числе из стран – нечленов ОЭСР и из международных организаций (таких, например, как МВФ и Банк международных расчетов). В настоящее время странами ОЭСР применяется незначительное число ограничений на движение капитала – такие ограничения перечислены в одном из приложений к Кодексу2.

20(122) 2020

Одновременно центральные банки некоторых развивающихся стран осуществляют или расширяют вмешательство на валютном рынке, чтобы поддержать обесценивающиеся валюты, а несколько центральных банков установили или расширили линии свопов. Например, Центральный банк Чили продлил до 2021 г. программу валютных интервенций, запущенную еще в 2019 г. До сих пор страны ОЭСР не видели необходимости прибегать к контролю за движением капитала при оттоке; об этом свидетельствует тот факт, что их меры реагирования были в основном сосредоточены на смягчении правил притока капитала и на повышении доступности иностранного финансирования. Валютные меры стали важной частью инструментария денежных властей развивающихся стран (включающего в том числе такие инструменты, как дифференциация требований к резервам и к коэффициентам ликвидности (например, в Венгрии), а также внедрение лимитов по производным валютным инструментам (например, в Турции) и пр.).

ОЭСР отмечает, что в настоящее время было бы преждевременно оценивать эффективность мер, направленных на смягчение последствий кризиса, хотя их влияние в ходе предыдущего кризиса 2008 г. может служить в качестве исходного показателя. Оценка должна проводиться лишь после того, как станет более понятен характер нынешнего кризиса, особенно с учетом ситуации в каждой стране и с тщательным анализом эффектов от каждой меры и от внешних факторов.

ОЭСР рекомендует странам продолжать внимательно следить за развитием событий в сфере глобальных финансов и за соответствующими рисками. Интенсивность пандемии в разных странах и регионах неодинакова, подчеркивается в обзоре, а влияние кризиса на экономику станет более выраженным во второй половине 2020 г. На фоне ожиданий дальнейшего экономического спада правительствам следует сфокусироваться на высоком уровне небанковской задолженности в иностранной валюте, такая задолженность в краткосрочной перспективе может сделать экономики стран ОЭСР более уязвимыми перед кризисом. В более долгосрочной перспективе развитие местных рынков капитала, включая развитие базы внутренних инвесторов, может помочь повысить устойчивость к оттоку капитала, указывает ОЭСР.

Наука, технологии и инновации

  • 3 июля 2020 г. опубликован отчет ОЭСР по вопросам координации национальных мер в сфере науки, технологий и инноваций (НТИ) для противодействия COVID-191.

Как указывают авторы отчета, страны координируют внутренние ответные меры в сфере НТИ путем согласования:

  • •    действий в сфере поддержки НТИ с государственной политикой в других сферах и отраслях экономики. Например, в Национальном плане действий Ирландии в области предпринимательской деятельности и прав человека предусмотрены межсекторальные меры, включающие разработку специальной исследовательской программы с участием обладающих необходимым опытом центров по сбору и оценке данных, финансовую поддержку ирландских исследователей со стороны Европейской комиссии и призыв финансирующих организаций к сотрудничеству с целью формирования запросов предложений на исследования;

    20(122) 2020


  • •    инициатив в сфере исследований пандемии COVID-19 и ее последствий. Например, в Австрии министерство цифровизации и экономики и министерство по климату, окружающей среде, мобильности, инновациям и технологиям запустили совместную программу, направленную на поддержку прикладных исследований в сфере тестирования на COVID-19, разработки вакцин и лекарств против коронавируса;

• мер по обмену информацией о возможностях финансирования исследований. Например, Европейская комиссия запустила платформу European Research Area (ERA), представляющую собой «единый центр» обмена информацией о финансировании исследований и инноваций в сфере противодействия COVID-19 (гранты, финансирование проектов и т.д.)1. С ее помощью правительства могут делиться опытом и информацией в части улучшения координации исследований и мер поддержки инноваций в сфере COVID-19. Межгосударственная координация мер поддержки НТИ в условиях пандемии выиграет от объединения усилий с международными платформами и инициативами по сотрудничеству в области исследований, включая те, которые поддерживаются Глобальным исследовательским советом и Европейской комиссией, подчеркивается в отчете ОЭСР. ж

20(122) 2020

Статья научная