Оценка целей и задач агрессии фашистской Германии против СССР, содержащихся в некоторых её нормативных и ненормативных актах

Автор: Каримов Д.А., Шитиков А.М.

Журнал: Экономика и социум @ekonomika-socium

Статья в выпуске: 3-1 (16), 2015 года.

Бесплатный доступ

В статье предпринята попытка еще раз взглянуть на цели и задачи агрессии фашистской Германии во второй мировой войне, на этот раз через призму нормативных и ненормативных актов третьего рейха.

Великая отечественная война, право, юридический анализ

Короткий адрес: https://sciup.org/140113792

IDR: 140113792

Текст научной статьи Оценка целей и задач агрессии фашистской Германии против СССР, содержащихся в некоторых её нормативных и ненормативных актах

В этой работе мы бы хотели затронуть одну из самых острых, важных, близких каждому проблем в истории нашего государства — о причинах Великой Отечественной войны. Основными вопросами, ее формирующими, очевидно, являются вопросы о целях, задачах агрессии Германии, выступивших как основание для развязывания самой кровавой в истории человечества войне. Значимость этой проблемы объясняется уже самой исторической ситуацией ее возникновения, подтверждается последствиями войны. Кроме того, правильное понимание целей и задач стран-участниц конфликта позволяет исследователям более объективно и адекватно воспринимать ход самой войны, служит важным подспорьем для складывания целостной картины о ней, говоря иначе, позволяет разобраться в самой сути войны (ведь если мы хотим понять, что произошло, ответ на вопрос «почему это произошло?» становится одним из главных помощников). Ответ тем более важен, учитывая, что восприятие субъективных факторов, влиявших на участников конфликта, может и должно существенно влиять на трактовку историком фактов объективных.

Актуальность рассматриваемая проблема, думается, не потеряет никогда, поскольку ее исследование может помочь как исторической науке исследовать события, так и настоящим и будущим участникам международных отношений предсказывать и предотвращать подобные конфликты на практике. Таким образом, проблема причин Великой Отечественной войны и целей, преследуемых в ней Германией, бесспорно, представляется значимой и актуальной как для исторической науки, науки дипломатии и государственного управления, так и для практики. Особенно интересной данная проблема представляется в контексте всеобщего праздника в юбилей Великой Победы.

Стоит отметить, что однозначной позиции по сложившимся в ее рамках вопросам обществе нет. Конечно, есть господствующее, разделяемое подавляющим большинством и, на наш взгляд, абсолютно справедливое мнение о том, что Великая Отечественная война — это ужасное, страшное, полное жестокости и боли событие, очень сильно изменившие этот мир. Но кто-то считает, что целью агрессии Германии было мировое господство, кто-то — что стремление получить выгоду от этой войны, некоторые видят причину в заговоре против советской России всей Европы. И каждый подход, в принципе, при трактовке фактов определенным образом, может быть обоснован. Потому мы не претендуем на безоговорочное, исчерпывающее решение поставленной проблемы. В ходе исследования мы изучили ряд документов рассматриваемой эпохи, из которых можно судить о целях и задачах, преследуемых агрессором — Германией — в этой войне. В своей работе мы бы хотели, руководствуясь ими, изложить вытекающий из них взгляд на решение данной проблемы. Постараемся доказать, что провозглашаемой в данных документах целью нападения на СССР для Германии было решение экономических, а также военных и политических захватнических задач, в том числе решение ряда стратегических задач на пути к генеральной цели — мировому господству.

Просим, однако, учитывать ограниченность информационного ресурса не только ввиду засекреченности множества содержательных материалов, но и благодаря иным обстоятельствам, связанным с природой и причинами политического режима Германии и самой агрессии в целом. Неопределенность и намеренное скрытие многих иных материалов заставляет нас рассуждать, делая оговорку о том, что «анализируется только написанное». Основным используемым источником в данной работе является Меморандум относительно целей агрессии и методов установления господства на оккупированных советских территориях, представляющийся нам достаточно интересным и информативным документом.

Итак, для начала предлагаем определить, как вообще германская сторона воспринимала в тот период Советский Союз, поскольку без этого объективной картины о целях и задачах, а также причинах выбора методов у нас сложиться не может. По нашему мнению, показательна в данном случае позиция составителей «Меморандума относительно целей агрессии и методов установления господства на оккупированных советских территориях» , в котором явно демонстрируется, что они смотрели на самое большое в мире государство «свысока», не как на полноправный субъект международных отношений, а скорее как на объект собственных стратегически значимых притязаний, огромный источник ресурсов. Для более удобного распределения задач и методов СССР был разделен составителями «Меморандума...» на 7 частей с подробно расписанными полезными свойствами и ресурсами, сильными и слабыми сторонами, предпосылками уничтожить, поработить либо отделить от Советского Союза для ослабления государства.

Так, Белоруссию, Донскую область и особенно Украину предполагалось поощрять в их стремлении отделиться от России. Это, по плану, причем подробно объясненному, мотивированному, должно было пошатнуть советское государство, а также позволить Германии иметь сателлитов в стратегически значимых местах. Планировалось отделить Прибалтику и заселить ее немцами, решая примерно ту же задачу. Кавказская часть плана заключалась в получении контроля за нефтяными источниками и тем самым возможности влиять на функционирование и развитие транспортной системы, промышленности, а этими «рычагами» на общественное мнение и настроение ( «...потенциальные срывы снабжения деревни жидким топливом, особенно в сочетании с трудностями содержания машинного парка и подготовки необходимых кадров для его обслуживания, привели бы к голодовкам» [1]). Топливо предполагалось использовать для организации жизни на оккупированных территориях, а также для собственных нужд Германии. Уничтожению либо порабощению подлежала центральная часть России, рассматривавшаяся как основа государственности России с давних времен. После падения Советов в Европе планировалось развитие событий, явно демонстрирующих военностратегический и экономический характер войны: вторжение без особого сопротивления (ввиду падения Советов) в Среднюю Азию, закрепление тем самым своего военного господства в регионе, получение ресурсов (в частности, хлопка), вынуждение геополитических противников менять свои планы в угоду воле Германии (в «Меморандуме...» описывается предполагаемое вынуждение тем самым Англии перенести акцент сосредоточения ее войск возле Индии).

Таким образом, в представлении, закрепленном в «Меморандуме...», закреплен образ СССР как нескольких районов, в каждом из которых нужно выполнить определенную задачу для получения выгоды, приближения к мировому господству. Его захват, по сути, должен был стать важным шагом на пути к мировому господству.

Также известно, что для верховного командования и промышленных кругов Германии была составлена справка, содержавшая оценку экономического и военного потенциала Советского Союза по состоянию на март 1941 г. К ней прилагалась картотека с перечислением важнейших заводов СССР. На основе этих и других документов велась разработка планов экономического ограбления захваченных территорий Советского Союза [2].

План, закрепленный в «Меморандуме...», получился системным, в нем наблюдалось множество взаимосвязанных проектов, можно выявить несколько «комбинаций» (например, как, например, было описано выше, вынудить Англию переместить существенные силы на восток). При этом составители «Меморандума...», да и другие идеологи фашизма, лидеры государства воспринимали СССР и другие захватываемые страны как простор для деятельности, который нужно просто расчистить. Себя же видели кем-то вроде хирургов, способных «вырезать» ненужные части. А нужные, как было сказано, предполагалось захватить, заставить работать на себя.

То есть в данном случае борьба велась не с равным противником, а с народом, занявшим нужные ресурсы, вполне подлежащим полному уничтожению для их получения. Нация немцев, таким образом, шла по головам к мировому господству — своей генеральной цели. И на этом этапе задачами для достижения главной цели стали раскол, ослабление и захват СССР, получение доступа к ресурсам, установление контроля за новыми территориями и организация жизни на них тем образом, который наиболее поспособствует достижению военных, политических и экономических целей Германии. Разобщение, физическое и духовное уничтожение советского народа были предполагаемыми, причем ключевыми методами достижения этих целей. Это мы можем видеть как в «Меморандуме...», так и в «Инструкции об особых областях». Приказ «О применении военной подсудности в районе Барбароса» также в глазах агрессоров лишал гражданское и военное население СССР практически всех естественных прав (так, например, как инструкция по применению, он по сути предписывал уничтожать всех, кто пытался оказывать сопротивление, причем без суда).

Во-вторых, стоит обратиться и к прямым указаниям целей агрессии. Так, в «Меморандуме...» прямо провозглашены некоторые цели: «...будет ли оккупация определяться лишь чисто военными и экономическими соображениями или ее зона должна зависеть, в частности, и от политических факторов...» . [3] То есть, как можно понять из приведенного отрывка, цели военная и экономическая предполагаются изначально, являются первичными, обязательными для выполнения, а учитывая то, что они существовали тогда, когда многие другие (в частности, политические) цели только планируется утвердить, можно даже сделать вывод, что они являлись истинными целями войны, реально положившими основу для того, чтобы напасть на СССР.

Конечно, решение военных и экономических задач не есть окончательная самоцель ведения войны. Как становится далее очевидно из текста «Меморандума...», это действительно стратегические задачи, решение которых является шагами к еще более глобальной цели. К иным похожим стратегическим задачам можно, думаю, отнести описанное выше вынуждение Англии переместить значительные силы на восток, заселение Прибалтийских территорий немцами, создание отдельных государств-сателлитов на принадлежавших СССР территориях Белоруссии, Украины, Донской области и др. Явно экономические задачи решаются путем эксплуатации местного населения, захватом топливных, продовольственных ресурсов. «Высшей целью всех мероприятий, проводимых на востоке, — говорил на совещании Геринг, — должно быть укрепление военного потенциала рейха. Задача состоит в том, чтобы изъять из новых восточных районов самое большое количество сельскохозяйственных продуктов, сырья, рабочей силы».[4] Таким образом, можно заключить, что выполнение военно-стратегических и экономических задач послужили основными целями войны, причем они были шагами к достижению более глобальной цели.

О том, что этой глобальной целью должно было стать мировое господство рейха, можно сделать вывод из множества свидетельств современников, воспоминаний о речах Гитлера и его частных разговорах с соратниками. Эта идея отражается и в множестве документов рассматриваемого времени (прослеживается, в том числе, и в «Меморандуме...»). «...Достижение этих целей представляло собой центральное звено фашистских планов завоевания мирового господства. Геополитическая теория К. Гаусхофера, являвшаяся одной из основ фашистской идеологии и германской военной доктрины, гласила: тот, кто владеет Восточной Европой от Эльбы до Волги, тот владеет всей Европой и, в конечном счете, всем миром». [5]

Резюмируя вышесказанное, можно заключить, что задачи, ради выполнения которых Германия напала на СССР, являлись для агрессора по его плану шагами к мировому господству. Из документов рассматриваемого времени мы видим, что главным образом в качестве таковых были сформулированы военно-стратегические цели, то есть захват и укрепление на стратегически важных территориях и дальнейшее использование этого положения и экономические цели , то есть получение доступа к огромному количеству продовольственных, топливно-энергетических, промышленных и трудовых ресурсов. Для выполнения этих целей необходимой задачей рассматривалось физическое и духовное уничтожение советского народа как единой общности, раскол и ослабление советского государства, его разрушение. Советское государство, кажется, не воспринималось Германией как боеспособный, сильный и самостоятельный субъект. То есть СССР рассматривался лишь как объект, поле для деятельности, разделенное на районы ее осуществления. Таким образом, цели, задачи и методы агрессора в этой войне действительно были крайне циничны, бесчеловечны и жестоки. Эгоистично преследовалась выгода только одного государства, одной нации.

И по итогам рассмотрения данной проблемы можно лишь еще более утвердиться в гордости за то, что наше государство остановило немецких захватчиков. Бесчеловечность, жестокость, алчность пронизывали систему ценностей, на которых основаны изученные документы о целях агрессии Германии. Из них, очевидно, вытекает, что цели немцев были невероятно эгоистичны (например, мировое господство или раскол для этого государства и его народа), а методы и средства циничны, низменны и крайне жестоки. Победа нашей Родины в Великой Отечественной войне положила конец не только захватнической деятельности немцев, но и распространению тех недостойных ценностей, ставших когда-то причиной агрессии Германии в сторону СССР. Эта Победа — торжество справедливости, спасение мира не просто от гнета захватчиков, а от общечеловеческой катастрофы культуры и морали. Хочется верить, что исторический опыт, полученный в рамках произошедших событий и отчасти обобщенный в нашей работе, не позволит человечеству совершить те же ошибки. А сформулированные в «Меморандуме...» и других документах и речах лидеров Германии цели, думаю, явно были ошибочны, если рассматривать их с позиции гуманизма, общечеловеческой морали, справедливости. Тем важнее подвиг советского народа, тем дольше ему приказано жить.

Данную работу просим рассматривать как небольшой, наскоро написанный очерк по интересующей нас историко-юридической проблеме. В ней не преследовалось цели дать глубокий юридический анализ с точки зрения международного права, поскольку, с нашей стороны, на данном этапе это не было бы в достаточной степени ценно.

Напоминаем, что далеко не все реальные цели были и будут написаны в строках даже самых засекреченных документов. И, думается, те цели, о которых не сказано, должны поражать куда сильнее. То есть, проанализированные выше цели стоит понимать лишь как минимальные, а точнее, стоит предполагать, что реальной целью было нанесение куда большего вреда, чем предполагалось в «Меморандуме…» и иных документах. Однако развивать данную тему мы пока не готовы. Хочется лишь выразить надежду на то, что в будущем человечеству хватит сил и смелости противостоять тем порокам, которые влекут неоправданные потери, уничтожают саму суть человечности. Советский народ в свое время предотвратил самые страшные последствия самого страшного преступления за всю историю, спас не только свою территорию или жизни людей, а человека, человечество и человечность как таковые.

Список литературы Оценка целей и задач агрессии фашистской Германии против СССР, содержащихся в некоторых её нормативных и ненормативных актах

  • Меморандум относительно целей агрессии и методов установления господства на оккупированных советских территориях от 2 апреля 1941 г.
  • Анатомия войны. Новые документы о роли германского монополистического капитала в подготовке и ведении второй мировой войны (далее -Анатомия войны). Перевод с немецкого. М., 1971, стр. 319, 320.
  • В. Дашичев. Банкротство стратегии германского фашизма, М.: 1973, т. 2, стр. 18.
  • «Совершенно секретно! Только для командования!».Стратегия фашистской Германии в войне против СССР, В. И. Дашичев М.: 1967, стр. 100.
  • Гальдер Ф. Военный дневник. Ежедневные записи начальника Генерального штаба Сухопутных войск 1939-1942 гг.-М.: Воениздат, 1968-1971
Статья научная