Оценка функционального состояния организма подростков-правонарушителей с различной формой воздействия за совершенные преступления
Автор: Половникова Альбина Анасовна, Пономарев Сергей Борисович
Журнал: Саратовский научно-медицинский журнал @ssmj
Рубрика: Социология медицины
Статья в выпуске: 4 т.6, 2010 года.
Бесплатный доступ
Цель исследования: оценка функционального состояния организма подростка в зависимости от меры воздействия за совершенные правонарушения. Получены данные, указывающие на пониженное функциональное состояние организма осужденных подростков, особенно лиц с парасуицидальным поведением. Подростки, к которым применены гуманные методы наказания за совершенные правонарушения, обнаруживают изменения кардиореспираторной системы лишь в форме значительного повышения индекса напряжения, тогда как другие параметры сохраняются в норме. Указывается роль физической нагрузки в коррекции возникших нарушений
Кардиоинтервалография, осужденные, подростки-правонарушители, функциональное состояние организма
Короткий адрес: https://sciup.org/14917189
IDR: 14917189
Текст научной статьи Оценка функционального состояния организма подростков-правонарушителей с различной формой воздействия за совершенные преступления
1Введение. Длительные социально-экономические преобразования в стране и низкий уровень материальной обеспеченности граждан привели к увеличению количества социально неблагополучных семей, росту детской безнадзорности и беспризорности [1]. Неуклонный спад нравственности в обществе и девальвация общечеловеческих ценностей способствовали раннему приобщению молодежи к таким неблагоприятным социальным явлениям, как раскованное сексуальное поведение, алкоголизм, наркомания, национальный экстремизм. Все это обусловило неизбежный рост преступности среди молодежи [2]. Кроме того, пубертатный период характеризуется рядом психофизиологических особенностей, связанных гормональными изменениями и морфофункциональной перестройкой в организме, которые определяют особые юридические и социальные аспекты подростковой преступности [3-5].
Возраст наступления уголовной ответственности в нашей стране – 14 лет (ст. 20 УК РФ). С этого момента к правонарушителям возможно применение различных видов наказания вплоть до лишения свободы. Отправление правосудия в отношении несовершеннолетних должно производиться в специ ально созданных для этого учреждениях, которыми
являются воспитательные колонии. Однако, как указывают психологи и другие специалисты, применение к подросткам суровых видов наказания все же не является эффективным способом их перевоспитания. Тюремная среда, в которой оказывается подросток, не только не помогает его исправлению, но и нередко воздействует на подростка пагубным образом, способствуя рецидивам преступного поведения [5-8] Но все же одним из самых неблагоприятных факторов, влияющих на организм осужденного, является изоляция его от общества и лишение свободы, что формирует в организме подростка порой необратимые психофизиологические нарушения [9, 10]. В соответствии с Международными правилами отправления правосудия в отношении несовершеннолетних и с целью устранения карательного механизма воздействия на несовершеннолетнего правонарушителя в нашей стране начинают вводиться механизмы гуманизации правосудия в отношении несовершеннолетних, которые заключаются в более широком применении условного наказания и других альтернативных видов наказания. Одной из таких форм исправления несовершеннолетних правонарушителей является программа работы с трудными подростками, осуществляемая в оборонно-спортивном лагере «Призывник», функционирующем под эгидой министерства Удмуртской Республики по делам молодежи. В частности, в лагере изучается те- ория военного дела (уставы, вооружение), осуществляются строевая и физическая подготовка, боевые стрельбы, прыжки с парашютом.
Целью настоящего исследования явилось изучение функционального состояния организма правонарушителей в зависимости от различных форм применения исправительного воздействия.
Методы. Под наблюдением находился 81 правонарушитель в возрасте от 15 до 18 лет (средний возраст составил 16,9±0,14 года), из них 45 человек отбывали наказание в Ижевской воспитательной колонии (ФБУ ИК-8 УФСИН России по Удмуртской Республике), а 36 – либо получили условное наказание, либо находились на учете в комнатах милиции. Группа несовершеннолетних осужденных согласно экспертной оценке психологической службы колонии была разделена на две подгруппы: группу лидеров ( n =19) и группу подростков, склонных к аутоагрессии ( n =26). Это деление было обусловлено различной степенью адаптации заключенных к условиям отбывания наказания. Отбор группы подростков-правонарушителей, к которым применены альтернативные виды наказания или состоящих за свои правонарушения на учете в комнатах милиции, проводился на базе оборонно-спортивного лагеря «Призывник», в котором реализуется программа по работе с трудными подростками министерства Удмуртской Республики по делам молодёжи. Группу сравнения составили 58 здоровых подростков, обучающихся в средних и высших учебных заведениях Ижевска. Всем подросткам проводилась кардиоинтервалография. Исследование осуществляли с помощью программно-диагностического комплекса «Валента» (ООО «Компания Нео») натощак в первой половине дня, в соответствии с рекомендациями Европейского общества кардиологов и Североамериканского общества электростимуляции и электрофизиологии (1996). Учитывали короткие 5-минутные записи продолжительностью не менее 300 кардиоциклов. По данным вариабельности ритма сердца подсчитывали показатель: индекс адаптационного потенциала (ИАП), который защищен авторским правом (Способ оценки адаптационного потенциала организма человека: пат. 2354291 от 11.02.2008 / С.Б. Пономарев, А.А. По-ловникова, А.Б. Александров). При значении ИАП≤25 ед. фиксируют низкое расходование адаптационных ресурсов; при значении 25<ИАП≤50 ед. – среднее расходование адаптационных ресурсов; при значении ИАП>50 ед. – высокое расходование адаптационных ресурсов. Статистический анализ проводился с использованием программы Microsoft Excel и SPSS 14.0 for Windows методами вариационной статистики, Стьюдента и Колмогорова – Смирнова.
Результаты. Различия между правонарушителями, находящимися в обычных условиях социума, и здоровыми подростками касаются главным образом индекса напряжения и амплитуды моды, а также нормированных показателей спектральных характеристик. Так, у здоровых лиц амплитуда моды (AMo) располагается на уровне 34,55±2,15%, а у подростков-правонарушителей – 44,75±3,17% (p<0,05). Индекс напряжения (ИН) у подростков-правонарушителей был значительно повышен и составил 172,5±25,65 у.е., тогда как у обычных подростков 81,04±7,86 у.е. (p<0,01). Соотношение между парасимпатическими (HF) и симпатическими волнами (LF) у правонарушителей смещено в сторону преобладания вагусных влияний (HFnorm=70,47±1,89 n.u., p<0,01), а влияние симпатических волн достоверно снижено (LFnorm=29,11±2,02 n.u., p<0,01). Достоверные различия касаются также триангулярного индекса (HRVt.i.): 33,11±2,45 у правонарушителей и 11,82±0,73 у группы сравнения (p<0,001) (табл. 1).
У осужденных существенные отличия выявлены в группе подростков, склонных к аутоагрессии: у них отмечались достоверно высокие временные показатели: математического ожидания Mo ( p<0,05 ), максимального значения RR ( p<0,01 ) и вариационного размаха MxDMn (p<0,001) , а также среднеквадратического отклонения SDNN (p<0,01 ) и коэффициента вариаций CV (p<0,001). Среди спектральных показателей смещение в сторону преобладания вагусных влияний отмечено в отношении нормированной мощности быстрых волн HF (p<0,001) и абсолютной мощности медленных LF ( p<0,05 ) и очень медленных волн VLF ( p<0,05 ) (см. табл. 1) .
В группе осужденных подростков-лидеров отклонений от группы сравнения практически не наблюдается, за исключением повышенного коэффициента вариаций ( p<0,05 ) и низкого значения мощности быстрых и медленных волн в абсолютном выражении (соответственно p<0,05 и p<0,001), что свидетельствует о достаточной компенсации адаптационных возможностей организма, несмотря на пребывание в психологически экстремальных условиях.
Уровень индекса адаптационного потенциала организма человека составил у группы сравнения 43,17±2,59 ед., у правонарушителей – 48,3±3,27 ед., а в группе осужденных подростков – 50,49±2,72 ед. у лидеров и 57,93±2,42 ед. у склонных к аутоагрессии. При распределении по группам значение ИАП, указывающее на среднее расходование функциональных резервов адаптации, отмечалось более чем у половины обследованных в группе правонарушителей и в группе сравнения, тогда как в группе осужденных подростков преобладало значение ИАП более 50, указывающее на высокое расходование адаптационных резервов ( χ2 =11,69; p<0,005 ) (табл. 2).
При сравнительном анализе данных вариабельности правонарушителей и осужденных подростков выяснилось, что наибольшие отличия касаются индекса напряжения (ИН), который у осужденных зарегистрирован на уровне 75,64±10,06 у.е. (показатель указан в целом для группы осужденных), а у правонарушителей – на уровне 172,5±25,65 у.е. (p<0,001). Кроме того, у осужденных подростков по сравнению с правонарушителями более высокие временные показатели, указывающие на парасимпатическую направленность вегетативной регуляции ( p<0,05 ), особенно это справедливо в отношении группы подростков, склонных к аутоагрессии (p<0,001) . В то же время по данным вариабельности ритма сердца четко прослеживаются более высокие значения общей мощности спектра у осужденных подростков, которые в большей степени обусловлены повышенным уровнем мощности очень медленных волн VLF ( Z=2,39; p<0,001 ) (см. табл. 1).
Обсуждение. По данным исследования, подростки-правонарушители, к которым применено уголовное наказание, по-разному адаптируются к новым для них условиям содержания. Подростки-лидеры не испытывают психологических проблем на этапе адаптации. Исследование их функционального состояния не указывает на значительные отклонения от физиологической нормы, что свидетельствует о хороших функциональных резервах. В то же время удалось с помощью метода анализа вариабельности ритма сердца описать особую группу подростков с
Сравнение параметров вариабельности у подростков исследуемых групп
Таблица 1
Параметры вариабельности ритма сердца |
Группа сравнения |
Подростки-правонарушители |
Осужденные - лидеры |
Осужденные, склонные к аутоагрессии |
Мо, с |
0,77±0,01 |
0,75±0,02 |
0,82±0,03 |
0,85±0,03 |
max RR, с |
0,93±0,02 |
0,93±0,03 |
0,99±0,04 |
1,03±0,03 |
min RR, с |
0,65±0,01 |
0,61±0,02 |
0,64±0,03 |
0,61±0,03 |
MxDMn, с |
0,28±0,02 |
0,31±0,03 |
0,35±0,03 |
0,42±0,03 |
SDNN, mс2 |
0,05±0,003 |
0,06±0,007 |
0,07±0,006 |
0,08±0,005 |
CV, % |
6,72±0,33 |
8,19±1,03 |
8,47±0,56 |
9,69±0,56 |
АМо, % |
34,55±2,15 |
44,75±3,17 |
38,95±3,14 |
34,35±1,79 |
ИН, у.е. |
81,04±7,86 |
172,5±25,65 |
96,53±21,12 |
60,38±7,20 |
HF, mс2 |
1712,12±515,92 |
1375,61±442,82 |
478,68±93,69 |
1100,89±234,97 |
HF norm, n.u. |
60,24±2,51 |
70,47±1,89 |
69,95±2,77 |
80±1,64 |
LF, mс2 |
861,84±165,12 |
410,94±154,44 |
174,89±26,18 |
289,54±74,53 |
LF norm, n.u. |
39,30±2,54 |
29,11±2,02 |
30,05±2,77 |
20±1,64 |
VLF, mс2 |
907,15±173,85 |
982,61±419,03 |
2645,53±1050,19 |
1748,04±346,44 |
LF/HF |
1,58±0,65 |
0,46±0,04 |
0,48±0,07 |
0,26±0,03 |
VLF/HF |
1,79±0,55 |
1,21±0,23 |
7,95±3,53 |
3,77±0,90 |
(LF+VLF)/HF |
3,37±1,18 |
1,66±0,26 |
8,43±3,58 |
4,03±0,91 |
HRV t.i., u. |
11,83±0,73 |
33,11±2,45 |
25,37±2,98 |
31,69±8,62 |
pRR50, % |
25,63±2,94 |
27,19±5,37 |
21,05±3,85 |
32,65±3,83 |
TP, mc2 |
3481,08±750,04 |
2769,17±885,50 |
3299,11±1091,54 |
3138,46±404,67 |
Таблица 2
Показатели индекса адаптационного потенциала среди исследуемых групп, ед.
У правонарушителей, находящихся в условиях оборонно-спортивного лагеря «Призывник», выявлена тенденция к усилению функционального напряжения вплоть до функционального перенапряжения, принимая во внимание высокий уровень индекса напряжения, что свидетельствует о высоком уровне психологического стресса и высокой мобилизации функциональных резервов. В то же время остальные параметры вариабельности ритма сердца практически не отличались от таковых у группы сравнения. На наш взгляд, указанную тенденцию можно связать с более усиленным двигательным режимом у данной группы подростков, как менее привычным для них. В то же время условия пребывания в воспитательных колониях не предполагают активного двигательного режима, что не способствует удовлетворительной как психологической, так и физиологической адаптации осужденных подростков, за исключением группы довольно хорошо адаптируемых подростков-лидеров. Это свидетельствует о необходимости включения в программы реабилитации осужденных подростков разнообразной физической нагрузки. С учетом более высокой активности парасимпатического звена вегетативной регуляции среди осужденных подростков существует необходимость в усилении как циклических видов нагрузки (бег, спортивная ходьба и др.), так и таких видов нагрузки, которые стимулируют симпатическую нервную систему (соревновательные игры, спринт).
Отдельного обсуждения требует наличие высокой активности очень медленных волн вегетативной регуляции сердечного ритма у осужденных подростков. Данный факт, по нашему мнению [9, 10], связан с частым присутствием в анамнезе молодых людей, находящихся в условиях лишения свободы, черепно-мозговых травм, резидуально-органического поражения ЦНС, а также токсикомании и наркомании, которые приводят к различным психическим расстройствам на надсегментарном уровне. Учитывая эти параметры, следует признать необходимость ограничения показаний применения силовых и статических видов нагрузки, усиливающих централиза- цию сердечного ритма и стимулирующих гуморально-метаболические влияния на функциональное состояние организма.
Заключение:
-
1. Анализ вариабельности ритма сердца подтвердил неоднородность группы осужденных подростков с разной степенью адаптации. С помощью анализа вариабельности ритма сердца определяется группа подростков с парасуицидальным поведением, требующая повышенного внимания со стороны социальной и психологической службы воспитательной колонии.
-
2. Сравнение функционального состояния осужденных подростков и подростков-правонарушителей, не подвергшихся наказанию за правонарушения, к которым применены альтернативные методы воздействия за правонарушения, свидетельствует о целесообразности включения в их досуг разнообразных вариантов физической нагрузки. Показательный пример – пребывание в оборонно-спортивном лагере «Призывник», где воспитательная работа сопровождается различными видами силовой и физической нагрузки.
-
3. В связи с выраженными отклонениями в показателях вариабельности ритма сердца осужденных подростков необходимо внедрять в реабилитационную работу с ними различные виды физической нагрузки, соответствующие их функциональному состоянию, среди которых предпочтение должно отдаваться циклическим и соревновательных видам спорта.
-
4. Исследование указывает на необходимость гуманизации наказания в отношении подростков и применения к ним альтернативных методов воздействия (развитие института пробации) за совершенные правонарушения, так как карательная форма
наказания не способствует адекватной ассимиляции в общество, затрудняет реабилитацию, провоцирует необратимые физиологические изменения.
Список литературы Оценка функционального состояния организма подростков-правонарушителей с различной формой воздействия за совершенные преступления
- Орел В.И., Середа В.М. Медико-социальные проблемы здоровья уличных детей//Вопросы современной педиатрии. 2006. Т. 5, № 2. С. 74-77.
- Концепция развития здравоохранения Российской Федерации до 2020 года. URL: http://www.zdravo2020.ru/concept.
- Румянцев А.Г., Панков Д.Д. Пограничные расстройства//Актуальные проблемы подростковой медицины. М., 2002. С. 59-112.
- Давыдова Н.В., Жолус Б.И. Некоторые показатели здоровья несовершеннолетних осужденных//Вестн. Рос. воен.-мед. акад. 2007. № 4 (20). С. 20-21.
- Башкатов И.П. Психология групп несовершеннолетних правонарушителей (социально-психологические особенности). М.: Прометей, 1993. 251 с.
- Гурьева В.А., Макушкин Е.В., Вострокнутов Н.В. Клиническая и судебно-психиатрическая оценка агрессивного поведения у подростков: принципы реабилитации: методические рекомендации. М., 2000.
- Мокрецов А.И., Новиков В.В. Личность осужденного: социальная и психологическая работа с различными категориями лиц, отбывающих наказание: учеб.-метод, пособие. Изд. 2-е, испр. М., 2006.
- Эмоционально-личностные особенности подростков с противоправным поведением (особенности психологической диагностики)/В.Я. Семке, А.И. Мандель, Н.А. Бохан [и др.] под ред. В.Я. Семке и А.С. Кононца. Томск, 2005.
- Синдром тюремной социальной депривации в молодом возрасте/СБ. Пономарев, А.А. Половникова, СИ. Тоц-кий, А.Л. Чубаров. Екатеринбург: УрО РАН. 2008. 148 с.
- Адаптационный синдром у лиц молодого возраста в условиях социальной изоляции/А.А. Половникова, А.Л. Чубаров, СБ. Пономарев, СИ. Тоцкий//Вестн. Урал. мед. академической науки. 2006. № 3 (2). С. 64-66.