Оценка генов BLTF, BGH и BPRL у коров татарстанского типа на резистентность к маститу

Бесплатный доступ

В племенном заводе «Бирюли» у коров татарстанского типа исследовали устойчивость к маститу в зависимости от их генотипа по локусам лактоферрина (bLTF), пролактина (bPRL) и соматотропина (bGH). В результате исследований установлено, что у коров татарстанского типа все три исследованных локуса белков оказались полиморфными: из них локусы в LTF и в PRL обладали средним уровнем полиморфизма, а в GH - низким. О возможной связи этих локусов с устойчивостью к маститу можно говорить лишь в отношении одного локуса - пролактина, по которому выявлены значительные различия между здоровыми и больными животными по частоте генотипов АА и AB. При этом преимуществом обладал генотип АА.

Еще

Ген, лактоферрип, пролактин, соматотропин полиморфизм, аллель, генотип, резистентность, мастит

Короткий адрес: https://sciup.org/142212991

IDR: 142212991

Текст научной статьи Оценка генов BLTF, BGH и BPRL у коров татарстанского типа на резистентность к маститу

Во всех странах мира с интенсивным молочным скотоводством большую хозяйственно-экономическую проблему представляет собой воспаление молочной железы - мастит. Мастит, остается одним из наиболее распространенных болезней вымени, несмотря на широкое внедрение в машинное доение коров современных технологий, профилактирующих это заболевание [7]. она причиняет животноводству большие убытки за счет снижения молочной продуктивности, уменьшения срока хозяйственного использования коров и снижения санитарно-технологического качества молока и молочной продукции, fl; 2; 4]. Проблема качества молока стала особенно актуальной после вступления России в Таможенный союз, ВТО и принятия Технического регламента Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции” ТР ТС 033/2013 [5; 8]. С целью получения безопасной, биологически ценной и конкурентоспособной молочной продукцией были ужесточены требования к молоку по таким показателям, как количество соматических клеток и бактерий, наличие ингибирующих веществ и патогенной микрофлоры. Для успешного введения селекционно - племенной работы в условиях интенсификации производства и возрастающей конкуренции на рынке молочной продукции путем повышения качественных и количественных показателей основного сырья - молока, возникает потребность в дополнении классической селекции методами молекулярно-генетического генотипирования, которые помогут более объективно выявить животных рези стентных болезням вымени и обладающих повышенными производственно-технологическими свойствами молока.

В настоящее время из известных генетических маркеров в качестве потенциальных маркеров резистентности к маститу могут рассматриваться гены лактоферрина (bLTF), пролактина (bPRL) и частично соматотропина (bGH).

Лактоферрин - принадлежит к семейству железосодержащих и является многофункциональным малым гликопротеином молока. Существуют данные о том, что он опосредованно вовлечен в процессы клеточного иммунитета и его основная функция — защита молочной железы. В связи с этим вероятна ассоциация полиморфных вариантов гена bPRL с резистентностью к маститам [10; 11].

Пролактин - выполняет очень важные регуляторные функции в процессах дифференцировки эпителиальных клеток молочной железы, лактогенеза и лактации. Анализ отмеченных функций пролактина дает основание предполагать, что этот гормон может служить потенциальным генетическим маркером молочной продуктивности, а как следствие и дополнительным критерием оценки иммунной системы молочной железы [6; 9]. Соматотропин -гормон роста является многофункциональным регулирующим полипептидом, обладающий ростостимулирующей активностью. Безусловно, он необходим, для постнатального роста и для нормализации углеводного, липидного, азотного и минерального обмена.

Установлена связь различных полиморфных вариантов гена bGH с такими хозяйственно-полезными признаками крупного рогатого скота как рост и развитие, молочная продуктивность (удой, содержание жира и белка в молоке [3].

Материалы и методы исследований. Исследования проводили в племенном заводе «Бирюли» Высокогорского района Республики Татарстан. Для определения полиморфизма генов bLTF, bGH и bPRL и установления резистентности к маститу, было отобрано 25 коров татарстанского типа, из них 13 были больны маститом и 12 здоровы, при чем они при жизни не болели маститом.Кровь для выделения ДНК отбирали из подхвостовой вены в объёме 5 мл в вакуумные пробирки с сухим ЭДТА КЗ (ООО «ГЕМ», Россия). Геномную ДНК животных выделяли из 200 мкл цельной крови с использованием набора реагентов. ПЦР проводили на программируемом термоциклере «Терцик» (Россия) в объеме 20 мкл, содержащей буфер (60 мМ трис-НС1 (pH 8,5), 1,5 мМ MgCl2, 25 мМ КС1, 10 мМ меркаптоэталол; 0,1 мМ тритон Х-100). Визуализации фрагментов ДНК проводили путем горизонтального электрофореза при 15 В/см в течение 40 мин в НТВЕ буфере. После электрофореза гель просматривали в УФ-трансиллюминаторе при длине волны 310 нм. Идентификацию генотипов определяли по количественным и качественным признакам ПЦР-НДРФ. Анализ локуса гена лактоферрина проводили по праймерам LTF-F: 5"'-GCCTCATGACAACTCCCACAC-3' и LTF-R: 5'-CAGGTTGACACATCGGTTGAC-3/ предложенных Seyfert Н.М., Kuhn С., (1994), путем амплификации фрагмента гена лактоферрина длиной 301 пары нуклеотидов.

Анализ гена пролактина проводили по праймерам PRL1: 5-CGA GTC СТТ ATG AGC 1TG АТТ СТЕЗ7 и PRL2: 5'-GCC 1ТС CAG AAG TCG ТП GIT TTC-3', сконструированных А. Dybus (2002) путем амплификации фрагмента гена пролактина длиной 156 пары нуклеотидов. Анализ гена соматотропина проводили по праймерам GH5F: 5 -GCT GCT OCT GAG GGC ССТ ТС-3 и праймерам GH5R: 5Z-CAT GAC ССТ CAG GT А СОТ СТС CG-3, сконструированных D.F. Gordon et al. (1983) для амплификации фрагмента гена соматотропина длиной 211 пары нуклеотидов. Частоту генотипов лактоферрина, пролактина и соматотропина определяли по формуле определяли по формуле: р = n / N, где п -число особей, имеющих определенный генотип. N - общее число особей в популяции. Частоту отдельных аллелей определяли по формулам: рА = (2nAA+nAB) / 2N и q^ = (2nBB+nAB) / 2N, где рА - частота аллеля -А. qB - частота аллеля - В. N - общее число аллелей. Ожидаемую частоту генотипов в исследуемой популяции вычисляли ио закону Харди-Вайнберга. Оценку соответствия фактического (Ф) и теоретического распределения генотипов проводили по критерию согласия Пирсона - %2.

Результаты исследований. У коров татарстанского типа локус лактоферрина обладал средним уровнем полиморфизма со значительным преобладанием аллеля А - 0,7, частота другого аллеля В составила 0,3 (табл. 1). В исследованной группе коров из возможных трех генотипов выявлены лишь два: АА и АВ, генотип ВВ не обнаружен, что возможно объясняется небольшим числом исследованных животных -25 голов. Тем не менее группа коров находилась в генетическом равновесии, %2 не превышал значения 3,09 (Р > 0,05).

Таблица 1 - Частота генотипов и аллелей лактоферрина у коров

Группа здоровья

Распредел.

Частота генотипов

Частота аллелей

Х2

АА

ВВ

АВ

А

В

п

%

п

%

п

%

Больные, п=13

ф.

6

46,2

0

0

7

53,8

0.731

0,269

1,64

т.

6,9

53,1

0,9

6,9

5,2

40,0

Здоровые, п-12

ф.

4

33,3

0

0

8

66,7

0,666

0,333

3,09

т.

5,3

44,2

1,4

11,6

5,3

44,2

Сравнительное изучение частоты генотипов локуса bLTF у здоровых и больных маститом коров показала, что достоверных различий между ними по этому показателю не наблюдается. Однако, сле дует отметить наличие определенной тенденции повышения частоты В аллеля и гетерозигот АВ на 24 %. Возможно присутствие В - аллеля в генотипе животных способствует их устойчивости к маститу.

Таблица 2 - Частота генотипов и аллелей пролактина у коров

Группа здоровья

Рас-пре-дел.

Частота генотипов

Частота аллелей

X2

АА

ВВ

АВ

А

В

п

%

п

%

п

%

Больные, п_13

ф.

6

46,2

1

7,6

6

46,2

0,692

0,308

0,33

т.

6,24

47,7

1,2

9,2

5,6

43,1

Здоровые, п= 12

ф.

10

83.3

1

8,3

1

8,3

0,875

0,125

4,29

т.

9,2

76,7

0,2

1,7

2,6

21,6

Локус пролактина обладал аналогичным с лактоферрином уровнем полиморфизма, у этого гормона также преобладающим аллелем был А с частотой 0.78, а аллель В имел частоту значительно ниже -0,22 (табл. 2). У пролактина в отличии от лактоферрина обнаружены все три генотипа: АА. В В и АВ. Коровы по этим генотипам находились в генетическом равновесии, %2 не превышал значение 4.29. По локусу bPRL в отличии от лактоферрина, выявлены более значительные различия между здоровыми и больными маститом животными по частоте генотипов. В этом отношении преимуществом обладал гомозиготный генотип АА, его частота была в 1,8 разы выше, чем у больных коров (46,2%), а частота гетерозигот АВ снизилась в 5,5 раза. Также значительные различия между данными группами коров свидетельствует о том, что генотип АА пролактина обуславливает устойчивость коров к маститу. Локус соматотропина в отличии от двух предыдущих локусов обладал наименьшей степенью полиморфизма. По данному локусу коровы имели преимущественно гомозиготных генотип LL (92%), лишь у 2-х коров обнаружен гетерозиготный генотип LV (8%). а гомозиготный генотип W вовсе не выявлен (табл. 3). Поэтому очень трудно судить о наличии какой-либо связи генотипов соматотропина с устойчивостью коров к маститу. Кроме того, различия между здоровыми и больными животными по частоте преобладающего генотипа LL оказались менее ^ значительными, соответственно 100 и 84,6 %.

Табл ица 3 - Частота ген оти пов и аллелей соматотропина у коров

Группа здоровья

Рас-пре-дел.

Частота генотипов

Частота аллелей

X2

LL

W

LV

L

V

п

%

п

%

п

%

Больные. п=13

ф.

11

84,6

0

0

2

15,4

0,923

0,076

0,16

т.

НД

85.4

0,1

0,8

1,8

13,8

Здоровые, п=12

ф.

12

100

0

0

0

0

1,0

0

0

т.

12

100

0

0

0

0

Заключение. Таким образом, у коров татарстанского типа все три исследованных локуса белков оказались полиморфными: из них локусы в LTF и в PRL обладали средним уровнем полиморфизма, а в GH - низким. О возможной связи этих локусов с устойчивостью к маститу7 можно говорить лишь в отношении одного локуса - пролактина, по которому выявлены значительные различия между здоровыми и больными животными по частоте генотипов АА и АВ.

Список литературы Оценка генов BLTF, BGH и BPRL у коров татарстанского типа на резистентность к маститу

  • Буйволова, Л.А. Качество сырого коровьего молока как фактор конкурент оспособности молочных продуктов/Л.А. Буйволова, В.А. Бильков, Е.А. Дубова//Зоотехния. -2012. -№ 5. -С. 20-21.
  • Данкверт, А. Пути улучшения качества молока/А. Данкверт, Л. Зернаева//Молочное и мясное скотоводство. -2003. -№8.-С.2-7.
  • Зиновьева Н. А., Кленовицкий П. М., Гладырь Е. А., Никишов А. А. Современные методы генетического контроля селекционных процессов и сертификация племенного материала в животноводстве: Учеб. пособие. -М.: РУДН, 2008. -120 с.
  • Климов, H. Т. Эффективный комплекс мероприятий в борьбе с маститом Коров/H. Т. Климов, В. А. Париков, В. И. Зимников//Современные проблемы ветеринарного обеспечения репродуктивного здоровья животных: материалы Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 100-летию со дня рождения проф. В.А. Акатова, Воронеж, 27-29 мая 2009. -Воронеж: Истоки, 2009.-С. 212-214.
  • Крикун, Т.И. Требования Технического регламента к сырому молоку/Т.И. Крикун//Молочная промышленность. -2008.-№ 10.-С. 21-23.
  • Михайлова, М.Е. Полиморфные варианты генов соматотропинового каскада bPit-1 и bPRL для ДНК-типирования признаков молочной продуктивности крупного рогатого скота голштинской по роды/М.Е. Михайлова, Е.В. Белая//Известия национальной академии наук Белоруссии. -2011. -№ 2. -С. 49-53.
  • Свириденко Г.М. Маститы крупного рогатого скота/Г.М. Свириденко, Е.Г. Семенова//Молочная промышленность. -2003. -№ 10. -С. 18 -20.; Черепахина Л.А., Выявление основньж инфекционных агентов скрытого мастита у л актирующих коров/Зоотехния. -2008. -№ 7. -С.23.
  • Смирнов, A.B. Сравнительный анализ требований, предъявляемых к сырому молоку ФЗ РФ No 88 «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» от 13.06.2008 с поправками от 22.03.2014 и Техническим Регламентом Таможенного Союза 033/2013 «О безопасности молока и молочной продукции» от 09.05.2014/A.B. Смирнов//Вопросы нормативно -правового регулирования в ветеринарии. -2014.-No 2. -С. 19-22
  • Chrenek, P. Simultaneous analysis of bovine growth hormone and prolactin alleles by multiplex PCR and RFLP/P. Chrenek, D. Vasicek, M. Bauerovä, J. Bulla, J. Czech//Czech J. Anim. Sei. -1998. -V. 43,№2.-P. 53-55.
  • Schwerin M., Toldo S. S., Eggen A., Brunner R. M., Seyfert H. M., Fries R. The bovine lactoferrin gene (LTF) maps to chromosome 22 and syntenic groupU12. Mammalin Genome. 1994; 5, 486489.
  • Sharifzaden A., Doosti A. Study of Lactoferrin Gene Polymorphism in Iranian Holstein Cattle Using PCRRFLP Technique. Global Veterinaria. 2011; 6 (6): 530-6.
Еще
Статья научная