Оценка и развитие: выбор приоритетов
Автор: Делягин М.Г.
Журнал: Имущественные отношения в Российской Федерации @iovrf
Рубрика: Оценка всех видов собственности
Статья в выпуске: 1 (28), 2004 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/170151071
IDR: 170151071
Текст статьи Оценка и развитие: выбор приоритетов
М.Г. Делягин помощник Председателя Правительства Российской Федерации
Тема конференции «Оценка национальной собственности и управление ею» объединяет понятия не только различные, но и в определенной степени разнородные. Оценка – необходимый, но далеко не ключевой элемент формирования собственности.
Длительное время был популярен тезис о недооценке имущества России. Достаточно большое количество экспертов исходило из того, что тонна запасов нефти, скажем, в Западной Сибири должна стоить столько же, сколько тонна запасов нефти, добытая в стране с более развитой рыночной экономикой и более благоприятным инвестиционным климатом, чем Россия. И, соответственно, если на фондовом рынке цена тонны запасов нефти из Западной Сибири, воплощенная в цене акций российской нефтяной компании, ниже цены запасов нефти других стран, то это является результатом недоработок, которые легко исправить. То есть, чтобы стоимость нашей нефти на фондовом рынке была аналогичной стоимости нефти из страны более развитой в социально-экономическом плане, нам просто нужно более качественно ее оценить.
Но беда в том, что цена не существует сама по себе, как нечто вечное и Богом данное, она не существует вне рынка, она рождается не в результате оценки, а живым рынком. Рынок – это статистическая машина, которая занимается не более чем усреднением большого количества факторов, но огромное число факторов не поддается своевременному и адекватному количественному истолкованию. Возможно, со временем мы узнаем, что происходило на самом деле в каждый момент времени, но в сам данный момент мы этого не знаем и знать не можем. Вот почему не удалась по- пытка заменить рынок компьютерной статистической машиной.
В результате получается «машина в себе», из которой мы можем вытащить отдельные детали, может быть, даже большую часть деталей и механизмов, но понять, как она работает, возможно только с некоторым опозданием. Простейший пример: Государственный комитет Российской Федерации по статистике дает статистические данные с опозданием на месяц. Какие бы усилия мы не прилагали, это опоздание будет не меньше, чем две недели. Для реальной жизни – это неприемлемое опоздание. Конечно, если сравнивать со сроками, которые требуются для согласования авиационных программ – это ничтожное опоздание. Но для реальной жизни это опоздание – фатально.
В этой ситуации оценка выступает как подпорка искусственной конструкции, моделью для прогнозов, своего рода костылями для рынка. Во-первых, она, безусловно, повышает цену собственности, в первую очередь как способ более широкого и авторитетного распространения уже существующей информации. И здесь важно мнение дипломированного оценщика как специалиста, пользующегося определенным доверием и наиболее компетентно и концентрированно выражающего понятные нам элементы рыночной машины ценообразования. Во-вторых, оценка важна как модель для прогноза. Наконец, главную свою роль она играет в ситуации отсутствия рынка, например, если акционерное общество не котируется на фондовом рынке, то оценка восполняет временно или постоянно отсутствующий рынок.
Но мы говорим не о корпоративном, а о национальном уровне. Любая страна, хочет она того или нет, входит в мировой рынок. Даже если в стране нет внутреннего рынка, то как целое она входит в мировой рынок. Поэтому роль оценки на национальном уровне неминуемо будет существенно ниже, чем на уровне отдельной фирмы или корпорации, которая непосредственно в фондовый рынок не погружена.
Соответственно, чтобы было что оценивать, нужно сначала это что-то развивать, и это принципиально. Механизмы и критерии оценки – это действительно сфера юридических и практических технологий, статистических процедур, экспертной работы. А управление собственностью на национальном уровне в первую очередь относится к экономической политике. Эти сферы близки, но они не совпадают.
Классический пример. Все мы знаем, что вовлечение того или иного имущества в рынок ведет к появлению стоимости, потому что стоимость не существует просто как категория вне рынка. Но при этом на примере нашей страны мы также знаем, что вовлечение имущества в рынок очень часто приводит к его уничтожению, по крайней мере частично. И отличие оценки от рыночной стоимости, если предположить, что мы имеем некую идеальную оценку, в которой отсутствуют ошибки и погрешности, отражает несовершенство рыночной модели, которая существует в экономике. Аналогичным образом приоритет покупательной способности, аналог оценки покупательной способности на валютном рынке отличается от обменного курса. Эта разница заключается в том, насколько отличается страновой риск в какой-либо стране от странового риска в стране идеала, которая является эмитентом национальной валюты. И если мы хотим повысить рыночную стоимость наших активов, то существуют два пути. Во-первых – снижение страновых рисков, т. е. как бы оцивилизовывание страны, приведение ее к нормальному рыночному виду, и, во-вторых – развитие экономики, которое, как это не парадоксально и не трагично, далеко не всегда равно развитию рынка.
Для примера сравним Россию и Китай. Рынок России развивался значительно более энергично, чем рынок Китая, но даже если мы посмотрим на такой несовершенный критерий, как капитализация, то очевидно, что капитализация России ниже капитализации Китая. Это свидетельствует о том, что само по себе развитие рынка отнюдь не является полным синонимом даже роста такой формы, как собственность, потому что развитие рынка в условиях, не приспособленых к рынку, носит в том числе и разрушительный характер. Это – азбука истории. Это то, что мы видим, переживаем и продолжаем переживать.
Понятно, что для повышения стоимости собственности нужно развивать рыночные отношения в гармонии с конкретной социальной и экономической средой. Но здесь тоже не все так просто. Очень часто развитие рыночных отношений просто сводится к механическому развитию соответствующих институтов. Замечательный пример. В начале 90-х годов прошлого столетия мы создали большое количество рыночных институтов – и получили МММ. Потому что, помимо рыночных институтов, необходимы как минимум три очень важных компонента.
Первое. Наличие общественной культуры использования рыночных институтов, которая не образуется сама по себе, а воспитывается довольно долго, а порой и мучительно. Другого способа нет. По мнению некоторых специалистов, в России действует лучший закон об оценке, работают лучшие оценщики. Но я не думаю, что кто-то будет спорить с тем, что процесс оценки как таковой в нашей стране менее конкурентоспособен, чем в некоторых развитых странах. Это и есть общественная культура.
Второе – это инфраструктура, в первую очередь – технология. Ее недостаток может блокировать развитие любого рынка и привести его к своей противоположности. Классическим примером является реформа электроэнергетики. Сейчас мы копируем некоторые модели, существующие в развитых странах. При этом у нас есть технологические ограничения, так называемые «узкие места», которых нет в этих странах. Наша система не может обеспечивать переток любого объема электроэнергии в любую точку. Вот это и делает технологически нереальным копирование суще- ствующих моделей, и при их копировании мы будем получать результат, противоположный тому, которого ожидаем, не по причине каких-то несовершенств реформы, а просто в силу недостатка технологической инфраструктуры.
И, наконец, третье, очень важное: не должно быть институтов, которые блокируют действия институтов рынка. Не должно быть и активно противодействующих институтов. Например, кто-то, стремясь повысить капитализацию своей компании, старается сделать ее прозрачной, а впоследствии за это наказывается.
Отсутствие этих компонентов снижает возможности увеличения собственности и национального богатства. Эти компоненты не создаются сами, их может создать только государство. К сожалению, внешне это будет выглядеть радикальным внерыночным вмешательством.
Таким образом, вопрос об оценке – очень важен, но менее важен, чем вопрос эконо- мической политики, потому что при неадекватной экономической политике мы просто не будем иметь предмета оценки. Этот процесс будет напоминать оценку наших передовых научных технологий. На протяжении последних десяти лет от одних и тех же людей можно было услышать, что в нашей стране существуют прорывные технологии мирового уровня или превосходящие мировой уровень. Сначала называлась цифра 17, потом – 12, сейчас, по-моему, – то ли 5, то ли 7, то ли 3. То же самое получится и с национальным имуществом. Но проведение эффективной экономической политики возможно лишь при условии существования эффективной системы государственного управления. Однако разговоры об административной реформе под разными лозунгами ведутся с 1991 года. Недееспособность государства обусловлена не плохой работой чиновников, а тем, что в стране отсутствуют механизмы ответственности государства перед обществом.
Подготовка высокопрофессиональных специалистов младшего, среднего и высшего звена:
лицензия № 24-063 8 Государственная аккредитация №0614 от 17.12.2001
лицензия Серия А № 000103 от 18.11.2002
-
• бухучет, анализ и аудит (+ 1С Бухгалтерия);
-
• иностранные языки (европейские и восточные);
-
• специалист в области недвижимости (риелтор);
-
• туристический и гостиничный менеджмент;
-
• управление предприятием;
-
• оценка предприятия (бизнеса);
-
• и многое другое.
Документы государственного образца (сертификат, свидетельство, диплом в зависимости от продолжительности обучения)

МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ ОЦЕНКИ И КОНСАЛТИНГА
МЫ ЖДЕМ: 117218, Москва, М. «Профсоюзная», Нахимовский пр-т, д. 32, ИДВ РАН, 6 этаж, офис 625 Позвоните нам: (095) 129-00-01, 129-00-77, 124-01-02 E-mail: Наш сайт: