Оценка эпизоотической ситуации бруцеллеза крупного рогатого скота в Саратовской области

Автор: Агольцов В.А., Падило Л.П., Бирюкова О.П., Попова О.М., Калабеков М.И.

Журнал: Ученые записки Казанской государственной академии ветеринарной медицины им. Н.Э. Баумана @uchenye-zapiski-ksavm

Статья в выпуске: 2 т.258, 2024 года.

Бесплатный доступ

Создание баз данных по инфекционным болезням животных и разработка геоинформационных систем с целью мониторинга эпизоотической ситуации с последующим внедрением в широкую ветеринарную практику, является оптимальным решением проблемы создания единой картины об эпизоотической ситуации. Картографирование динамики пространственно-временного изменения эпизоотической ситуации позволяет существенно повысить эффективность анализа происхождения, формирования и распространения эпизоотических очагов инфекционных болезней. На примере отдельно взятого региона неблагополучного по бруцеллёзу крупного рогатого скота установлены пути проникновения возбудителя болезни, активность проявления вспышки инфекции, пути её распространения, а в целом возможность проведения оценки эффективности проводимых оздоровительных мероприятий. Целью настоящего исследования было изучение особенностей эпизоотического процесса бруцеллеза крупного рогатого скота на территории Саратовской области, с применением картографирования его проявления во времени и пространстве.

Еще

Картографирование, гис-технологии, бруцеллёз, эпизоотический процесс

Короткий адрес: https://sciup.org/142241653

IDR: 142241653   |   DOI: 10.31588/2413_4201_1883_2_258_4

Текст научной статьи Оценка эпизоотической ситуации бруцеллеза крупного рогатого скота в Саратовской области

Цифровые технологии основаны на составлении картографических баз данных, как комплекса связанных между собой параметрических данных, относящихся к какой-либо предметной области. Информация в базах данных существует в консолидированных цифровых форматах, то есть, указаны их координаты, количественные и качественные атрибуты. Последние не зависят от характера используемых при создании прикладных программ и предназначены для широкого круга пользователей, занятых созданием карт [5].

Картографические базы, в соответствии с принятой схемой построения, могут быть основаны на системе классификации какого-либо явления или отражать связи и отношения объектов [9].

Если рассматривать применение электронной картографии в сфере эпизоотологического мониторинга, то эпизоотические журналы, архивированные в районных ветеринарных станциях по борьбе с болезнями животных, микробиологические, бактериологические журналы в ветеринарных лабораториях, все документы ветеринарной отчетности о заразных болезнях животных, условные обозначения ветеринарных, сельскохозяйственных, коммунальных и прочих групп эпизоотически значимых объектов - все они являются основной информацией для создания базы данных [3, 6]. В итоге создание баз данных по инфекционным болезням животных и разработка геоинформационных систем с целью мониторинга эпизоотической ситуации с последующим внедрением в широкую ветеринарную практику, является оптимальным решением проблемы создания единой картины об эпизоотической ситуации [4, 7, 8].

В настоящее время, при проведении эпизоотологического надзора за инфекционными болезнями животных на региональном уровне Российской Федерации, осуществляется сбор и обработка персонифицированных данных с пространственной синхронизацией (расположение больных животных, места отбора проб и др.) и временной синхронизацией (дата заболевания, дата вакцинации, снятия карантина и др.) [10, 11].

Известные Российские исследователи использовали ГИС, которая позволяет описать динамику эпизоотических процессов инфекционных болезней животных, автоматически запечатлеть ассоциации карт за разные временные периоды, отражать особенности распространения возбудителя на географических территориях и внести заданную географически значимую информацию [1, 5].

Параметры цифровой картографии на основе геоинформационных систем содержат новые инструменты для использования в процессе исследования геопространственного метода, который позволяет подвергать анализу динамику распространения очагов заразных болезней, индикации закономерностей сохранения и циркуляции возбудителей. Методика позволяет использовать самые производительные современные средства высоких технологий для пространственновременного анализа, прогнозирования и построения математических моделей [2, 7, 8, 12].

Материал и методы исследований. Основными материалами для учета и анализа эпизоотической обстановки по бруцеллёзу служили: статистические данные ежегодных отчетов управления ветеринарии Правительства Саратовской области за 2018-2022 гг. Точкой отсчёта был взят 2018 г. и проанализирован последующий пятилетний срок по динамике проявления эпизоотического процесса бруцеллёза крупного рогатого скота на территории неблагополучного региона РФ в Саратовской области. Информация по эпизоотической ситуации бруцеллёза вводилась в базу данных, разработанную на основе системы Microsoft Office Excel. Структура базы данных содержала разделы о вспышках, распространении и инфицированных бруцеллами (серологически позитивных) животных.

Геопространственный анализ первичных данных проводили с использованием метода картографии. В основе данного метода лежит геоинформационная система ArcGIS Desktop 10.4. Данная ГИС сочетает в себе набор современных инструментов, позволяющих наглядно отразить динамику эпизоотической ситуации по рассматриваемой инфекционной болезни, что помогает улучшить визуализацию эпизоотических данных.

Результат исследований. В 2018 г. бруцеллёз был установлен в шести районах Саратовской области: Дергачёвском, Новоузенском, Алгайском, Краснокутском, Ровенском и Базарно-

Карабулакском районах. По количеству инфицированных бруцеллами крупного рогатого скота лидировали Краснокутский, Ровенский и Алгайский районы по 100, 86 и 35 голов соответственно. Далее количество больных бруцеллёзом скота по районам области имели следующие показатели: в Базарно-Карабулакском - 11, в Новоузенском - 10 и в Дергачёвском - 5. В 2019 г. было успешно завершено оздоровление неблагополучного пункта в Базарно-Карабулакском районе. Количество неблагополучных пунктов в этих районах составило - 11. В 2020 г. число неблагополучных по бруцеллёзу районов достигло 12. Количество неблагополучных пунктов бруцеллеза животных в ранее неблагополучных районах – Алгайском и Ровенском достигло пяти и четырёх соответственно. Из Ровенского района инфекция попала в соседний Энгельский район, где были зарегистрированы четыре неблагополучных пункта, а из него в соседний Советский район, где зафиксирован один неблагополучный пункт. Кроме того, по одному неблагополучному пункту было в Балашовском и Вольском, и два в Марксовском районах. Эпизоотологическим расследованием было установлено, что эпизоотические очаги в Марксовском районе были сформированы вследствие завоза, инфицированного бруцеллами скота из уже на тот момент неблагополучного Новоузенского района, имевшего один неблагополучный пункт. В Питерском районе было выявлено два неблагополучных пункта. Занос инфекции могло быть с соседних неблагополучных Краснокутского, где функционировал пункт или с Новоузенского районов. Один пункт не был ликвидирован в Дергачёвском районе. В результате приобретения скота из Дагестана был сформирован пункт в Саратовском районе.

В 2021 г. неблагополучные пункты были зарегистрированы в пяти районах: четыре в Ровенском, по два в Алгайском, Новоузенском, Питерском и один в Саратовском. Распределение неблагополучных пунктов по бруцеллёзу крупного рогатого скота на территории Саратовской области в 2019-2021 гг.

отражено

на

рисунке

43° В               44° В               45° В               445’ В               47° В               48° В               49’ В               50’ В

Рисунок 1 – Пространственно-временное распределение неблагополучных пунктов по

бруцеллёзу в Саратовской области в 2019-2021 гг.

В 2022 г. эпизоотическая ситуация по бруцеллёзу обострилась в Краснокутском районе, где вновь были зарегистрированы три очага. По одному неблагополучному пункту осталось в четырёх районах: в Ровенском, Питерском и Алгайском. В ранее благополучном по бруцеллёзу в Самойловском районе сформировался эпизоотический очаг, вследствие заноса инфекции из соседней Волгоградской области.

Заключение. В результате проведенного эпизоотологического расследования причины и пути распространения бруцеллёза крупного рогатого скота установить не удалось. Геопространственный анализ первичных данных проводили с использованием метода картографии. ГИС сочетает в себе набор современных инструментов, позволяющих наглядно отразить динамику эпизоотической ситуации по рассматриваемой инфекционной болезни для визуализации эпизоотической обстановки.

Список литературы Оценка эпизоотической ситуации бруцеллеза крупного рогатого скота в Саратовской области

  • Бельчихина, А. В. Применение географической информационной системы ArcGIS в картографировании эпидемически значимых объектов субъектов РФ / А. В. Бельчихина [и др.] // Методические рекомендации. – Утв. ФГУ «ВНИИЗЖ». – Владимир, 2011. – 33 с.
  • Бельчихина, А. В. Разработка и апробация информационной системы идентификации, учета и картографирования ветеринарных эпидемически значимых объектов в субъектах РФ / А. В. Бельчихина, М. А. Шибаем, М. В. Дурова // Ветеринария и кормление. – 2011. – № 6. – С. 17-19.
  • Кисленко, В. И. Географическая эпизоотология / В. И. Кисленко. – СПб.: Проспект Науки. – 2015. – 64 с.
  • Кузьмин, В. А. Региональная комплексная автоматизированная система мониторинга и документационного обеспечения ветеринарного контроля / В. А. Кузьмин, Л. С. Фогель, И. А. Хахаев, С. А. Чунин // Вопросы нормативно- правового регулирования в ветеринарии. – 2014. № 1. – С.10-13.
  • Макаров, В. В. Аналитическая эпизоотология / В. В. Макаров, О. И. Сухарев // Аграрная Россия. – 2001. – № 3. – С. 9-14.
  • Методические рекомендации по использованию географической информационной системы ArcGIS в эпизоотологическом анализе / Ф. И. Коренной, М. В. Дудорова, В. М. Гуленкин, С. А. Дудников. – Владимир, 2010. С. 3.
  • Мингалеев, Д. В. Географическая эпизоотология / Д. В. Мингалеев, Н. В. Садыков, Р. Х. Равилов. – Казань: Казанская ГАВМ. – 2017. – 81 с.
  • Софроний, П. И. Эпизоотологическое картографирование в условиях Ленинградской области на примере лейкоза КРС / П. И. Софроний // Дис. ... канд. вет. наук. – СПб., 2013. – 137 с.
  • Туманский, А. Ю. Автоматизация документооборота в ветеринарных учреждениях с использованием информационных и информационно- справочных систем / А. Ю. Туманский, Г. С. Просвирнин, Ф. Л. Кан, Д. А. Орехов, В. А. Кузьмин // Вопросы нормативно- правового регулирования в ветеринарии. – 2016. – № 4. – С. 25-28.
  • Bouchemla, F. Assessment of the peste des petits ruminant’s world epizootic situation and estimate its spreading to Russia / F. Bouchemla, V. A. Agoltsov, O. M. Popova, L. P. Padilo // Veterinary World. – V. 11. – 2018. – P. 612-61DOI:10.14202/vetworld.2018.612-619.
  • Bouchemla F. Analysis of spatial dynamic of epizootic process of bluetongue and its risk factors / F. Bouchemla, O. M. Popova, V. A. Agoltsov // Veterinary World. – 2017 – I. 10. – P. 1173-1183.
  • Dhar, P. Recent epidemiology of peste des petits ruminants virus (PPRV) / Dhar P. [et al.] // Veterinary Microbiology. – I. 88. – P. 153-159.
  • Diallo, A. The threat of peste des petits ruminants: progress in vaccine development for disease control / A. Diallo [et al.] // Vaccine. – 2007. – V. 25. – P. 5591-5597.
Еще
Статья научная