Оценка конкурентной среды российского банковского рынка
Автор: Романова Анна Валерьевна, Курушина Дарья Евгеньевна
Журнал: Симбирский научный Вестник @snv-ulsu
Рубрика: Экономика и менеджмент
Статья в выпуске: 1-2 (39-40), 2020 года.
Бесплатный доступ
Несмотря на современную ситуацию, ограничительные мероприятия, снижение спроса как на депозитные, так и на кредитные банковские продукты, банковский сектор продолжает развиваться интенсивно. Однако проблема монополизации банковского рынка выглядит всё более рельефно. Становится очевидным противостояние крупнейших банков, занимающих доминирующее положение и получающих поддержку от государства, и остальной части банковского сектора. Негативными последствиями сформировавшейся тенденции являются ограничительная конкуренция, повышение издержек и изменения качества представляемых услуг для аутсайдеров рынка. В работе проведена оценка конкурентной среды в банковском секторе на основе коэффициентов концентрации и индекса Херфиндаля-Хиршмана. Результаты позволили сделать вывод о пограничных значениях показателей, что требует повышенного внимания со стороны регулирующих органов за конкурентным развитием банковских институтов. Регулятором принимаются антимонопольные решения, разрабатываются соответствующие проекты, например, в части системы быстрых платежей. В настоящий период регулятор совместно с правительством нацелен на решение вопросов поддержания банковской ликвидности, обеспечения финансовой стабильности, поддержки регионов и населения. Однако в условиях современных кризисных и непреодолимых факторов со стороны контролирующих и надзорных органов потребуются более решительные меры.
Банк, монополия, регулирование, конкуренция, кризис
Короткий адрес: https://sciup.org/14117496
IDR: 14117496
Текст научной статьи Оценка конкурентной среды российского банковского рынка
Перманентное сокращение числа кредитных организаций, причинами которого являются избавление системы от неустойчивых и неплатежеспособных банков, изменение требования к капиталу и пр., — основной фактор монополизации рынка банковских услуг. Так, по состоянию на 1 июля 2019 года Банком России зарегистрировано 862 кредитные организации, что на 11,59 % меньше, чем в 2017 году [2]. Кроме того, значительно сокращается количество региональных банков, отмечается сосредоточение кредитных организаций в центральных регионах как по количеству, так и по концентрации капитала.
МАТЕРИАЛЫ / МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В процессе исследования были использованы системный подход, аналитические и сравнительные методы.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Устойчивое сокращение банковских институтов получает неоднозначную оценку. Безусловно, очевидна необходимость снижения числа проблемных и нестабильных банков, осуществляющих сомнительные операции и не способных в полной мере выполнять свои платежные обязательства. Однако, с другой стороны, массовое закрытие малых банков снижает уровень конкуренции и способствует развитию риска монополизации банковского сектора. В большей степени рыночная власть в банковской системе зависит от концентрации капитала и активов. В связи с этим, оценивая конкурентную среду, целесообразно определить доли, которые занимают кредитные организации на рынке, используя коэффициенты концентрации.
Коэффициент концентрации показывает долю нескольких крупнейших банков в общем объеме активов банковского сектора. Данный показатель рассчитывается по следующей формуле [5]:
n
CR n = ^ S i , i=1
где n — анализируемое количество крупнейших банков в отрасли;
S i — доля i-го участника рынка в общем значении.
Таким образом, можно рассчитать коэффициент концентрации по активам [4] для 5, 20 и 50 крупнейших банков.
CR 5 = 31,10 % + 15,16 % + 6,68 % + 4,68 % + + 3,99 % = 61,61 %.
Используя аналогичные расчеты, получаем: CR 20 = 82,91 %; CR 50 = 92,07 %. Исходя из данных значений, можно сделать вывод, что 92,07 % активов сосредоточено у 50 крупнейших банков при общем числе банков 473. Причем на 6—20-й банки приходится 21,3 % активов, а на 21—50-й банки — 9,16 %. При этом крупные банки, имеющие государственное участие в капитале, обладают соответствующей поддержкой и преференциями, что существенно корректирует конкурентную позицию рассматриваемых банков.
Индекс концентрации, несмотря на сравнительно простую методику, рекомендуем ис- пользовать для исследования и оценки общей ситуации на рынке, так как расчёт на основе арифметической суммы не учитывает структуру распределения рыночных долей между компаниями.
Результаты расчётов на основе индекса концентрации целесообразно использовать в совокупности с выводами по результатам исследования на основе других показателей, например индекса Херфиндаля-Хиршмана.
Индекс Херфиндаля-Хиршмана (HHI) также позволяет определить уровень монополизации рынка. Он вычисляется как сумма квадратов процентных долей рынка, занимаемых каждым его участником, т. е. считается по рынку в це- лом [5]:
n
HHI = ^ S i2 , i=1
где n — анализируемое количество крупнейших банков в отрасли;
S i — доля i-го участника рынка в общем значении.
С учетом долей всех банков в общем объеме активов для российского банковского сектора индекс Херфиндаля-Хиршмана составляет 1323,2.
На основе значений коэффициента концентрации и индекса Херфиндаля-Хиршмана определим тип рынка (см. табл. 1).
Типы рынков на основе значений коэффициента концентрации и индекса Херфиндаля-Хиршмана
Таблица 1
Тип рынка |
Значение CR |
Значение HHI |
||
Нормативное |
Расчётное |
Нормативное |
Расчётное |
|
Высококонцентрированные рынки |
CR > 70 % |
CR 20 = 82,91 % CR 50 = 92,07 % |
HHI > 1800 |
|
Умеренно концентрированные рынки |
45 % < СR < 70 % |
CR 5 = 61,61 % |
1000 < HHI < 1800 |
1323,2 |
Низкоконцентрированные рынки |
CR < 45 % |
HHI < 1000 |
Следовательно, на основе наших расчётов, в соответствии со значениями таблицы 1, банковский сектор РФ можно считать умеренно концентрированным, близким к структуре олигополии, однако наблюдается риск высокой концентрации в связи со значениями коэффициента концентрации, близкими к пограничным. Кроме того, отмечается, что при значении HHI более 1000 требуется регулирование слияний и поглощений на рынке со стороны контролирующих органов.
Однако наибольшее значение данных показателей наблюдается относительно вкладов физических лиц [4]. Так, коэффициент концентрации по пяти крупнейшим банкам составил 69,68 % (при этом 44,87 % вкладов размещены в Сбербанке), а индекс Херфиндаля-Хиршмана достигает 2273. Таким образом, величина вышеперечисленных значений свидетельствует о достаточно высоком уровне монополизации банковского сектора касаемо вкладов физических лиц.
Аналогичные выводы можно сделать и по ситуации на рынке p2p-переводов (переводов с карты на карту), популярность которых только растёт, как и количество итераций. За 2018 год таких переводов было осуществлено на сумму 27,4 трлн рублей, в то время как оплата товаров и услуг картой составила 21 трлн рублей, а операции по снятию наличных — 26,6 трлн рублей [6]. В настоящий момент наибольшая часть всех p2p-переводов приходится на Сбербанк России (более 60 %). Клиенты сервиса Сбербанк Онлайн за 1 полугодие 2018 года совершили 1,4 млрд переводов на общую сумму 7,9 трлн рублей. Такие данные свидетельствуют о том, что Сбербанк имеет существенную долю на рынке переводов и фактически занимает монопольное положение.
В рамках борьбы с монополией на рынке p2p-переводов, а также с целью снижения стоимости межбанковских переводов была внедрена Система быстрых платежей (СБП). С 28 января 2019 года физическим лицам предоставлена возможность осуществлять мгновенные переводы по номеру мобильного телефона, независимо от банка отправителя и получателя денежных средств. Отличительной особенностью СБП является выполнение переводов напрямую между счетами клиентов и независимость от международных платежных систем. Оператором и расчетным центром является Банк России [1].
На данный момент к системе подключено уже более 50 коммерческих банков, до недавнего времени за исключением Сбербанка. Неудивительно, что банк не поддерживал идею присоединения к СБП в связи с риском потери ведущей позиции на рынке и доходности от таких операций. Но все же Центральный Банк добился подключения Сбербанка к Системе быстрых платежей. 31 марта первый платёж был совершён Сбербанком через СПБ. Сначала подключение к системе планировалось быть добровольным, но регулятор увидел проблему в монополизации этого рынка у «отдельных игроков» и посчитал, что СБП должна стать обязательной для всех. В связи с этим были внесены изменения в Положение «О платежной системе Банка России». В результате требование об обязательном предоставлении доступа к услугам по переводу денежных средств с использованием сервиса быстрых платежей распространяется на системно значимые кредитные организации с 1 сентября 2019 года, на остальные кредитные организации — с 1 апреля 2020 года [3]. Однако после введения Центробанком своей системы присутствует риск усиления монополизации рынка.
Таким образом, постепенно идет процесс монополизации российского банковского сектора. За последние два года доля пяти крупнейших банков в активах всей банковской системы выросла с 55,3 до 61,4 %. Данная тенденция по большей части обусловлена массовым закрытием кредитных организаций. На фоне сокращения числа малых банков становится более выраженным доминирующее положение крупнейших банков, в основном получающих поддержку от государства.
Кроме того, с целью предотвращения развития монополии на рынке p2p-переводов была запущена Система быстрых платежей, оператором и расчетным центром которой является банк России. Но, с другой стороны, фактически одна монополия будет заменена на другую, отчасти ограничивая конкуренцию на рынке межбанковских переводов.
ВЫВОДЫ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ИССЛЕДОВАНИЯ
На основе анализа показателей концентрации банковского сектора был сделан вывод о том, что российская банковская система на данный момент пока является умеренно концентрированной, однако присутствует риск высокой концентрации, особенно касаемо вкладов физических лиц. При подобных завышениях значений индексов концентрации требуется пристальное внимание и регулирование рынка со стороны контролирующих органов.
Список литературы Оценка конкурентной среды российского банковского рынка
- Курушина Д. Е. Система быстрых платежей РФ как профилактика монополизации p2p-переводов / Д. Е. Курушина, А. В. Романова // Современная антимонопольная политика: правоприменительная практика в Брянской области: сборник научных работ Всероссийской научно-практической конференции (Брянск, 18-19 апреля 2019 г.). - Брянск: Брянский государственный университет им. академика И. Г. Петровского, 2019. - С. 99-101.
- Обзор банковского сектора России // Информационные материалы Центрального Банка РФ. - 2019. - № 199. - URL: https://www.cbr.ru/Collection/Collection/File/19595/obs_199.pdf.
- Пояснительная записка к проекту указания Банка России "О внесении изменений в Положение Банка России от 6 июля 2017 года № 595-П "О платежной системе Банка России" // Информационные материалы Центрального Банка РФ. - URL: http://www.cbr.ru/Queries/XsltBlock/File/50891/2857/note.
- Рейтинг российских банков по ключевым показателям деятельности // Информационное агентство Банки.ру. - URL: https://www.banki.ru/banks/ratings.
- Руденко Л. Г. Анализ динамики развития банковской системы / Л. Г. Руденко, В. М. Караулов, М. Н. Вандышева // Вестник Московского университета им. С. Ю. Витте. Серия 1. Экономика и управление. - 2017. - № 3(22). - С. 38-43.
- Статистика национальной платежной системы: статистические материалы ЦБ РФ. - URL: http://www.cbr.ru/ statistics/?PrtId=psrf.