Оценка наркотизации и характеристика наркопотребления в Республике Татарстан
Автор: Ефлова Мария Юрьевна
Журнал: Власть @vlast
Рубрика: Социология
Статья в выпуске: 10, 2013 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена анализу наркотизации и оценке наркопотребления в Республике Татарстан. Характеристики наркопотребления основываются на социологическом исследовании населения Республики Татарстан и интервью с экспертами, проведенным в 2012 г.
Наркотизация, наркопотребление, социальное исключение, группа риска
Короткий адрес: https://sciup.org/170166673
IDR: 170166673
Текст научной статьи Оценка наркотизации и характеристика наркопотребления в Республике Татарстан
Д ифференциация российского общества в последние 30 лет обусловлена глубокими трансформационными изменениями, которые привели к резкой поляризации доходов и о отразились на состоянии практически всех групп и слоев населения. Социально-экономические отношения, сложившиеся в постсоветской России, породили новые аспекты социального неравенства, новые грани социальной несправедливости. В значительной степени они были вызваны крутой ломкой отношений собственности, непродуманной обвальной приватизацией, одномоментным отказом от государственного регулирования цен, тарифов, деформацией самого образа жизни. Последствия этих негативных процессов оказались столь масштабными и разрушительными, что приходится констатировать возникновение и воспроизводство все новых групп риска: это, например, длительное время неработающие граждане; работающие, но с доходами на грани прожиточного минимума, не имеющие возможности улучшить свои жилищные условия, получить качественное лечение, дать своим детям образование.
Именно эти причины послужили питательной средой пополнения новых девиантных групп, в т.ч. и наркопотребителей. Наркотизация является тяжелым бременем как для всего общества в целом и для его отдельных систем – здравоохранения, правосудия, образования, так и для близкого окружения наркопотребителей. В крайне сложном социально-экономическом и правовом положении находятся представители депривированных групп, в частности люди, употребляющие наркотики. Стоит отметить, что на сегодняшний день данное сообщество весьма разнородно в социально-демографическом и культурном плане.
ЕФЛОВА
Мария
Согласно Всемирному докладу о наркотиках 2013 г. (УНП ООН) общая тенденция в мире в области наркопотребеления такова: «…в то время как использование традиционных препаратов, таких как героин и кокаин, снижается, в некоторых частях мира лекарства, отпускаемые по рецепту злоупотребляются все чаще, а применение новых психоактивных веществ растет. ‹…› Продаваемые как “легальные наркотики” и “дизайнерские наркотики”, новые психоактивные вещества (НПВ) распространяются с беспрецедентной скоростью и создают непредвиденные проблемы для общественного здравоохранения. В докладе показано, что количество НПВ, о которых было сообщено в УНП ООН, выросло с 166% в конце 2009
года до 251% в середине 2012 года, более чем на 50 процентов»1. Наибольшую тревогу вызывает то, что новые психоактивные вещества («соли», курительные смеси, порошки) являются официально не запрещенными и пользуются популярностью у молодежи. Последствия их употребления еще не до конца изучены. НПВ или синтетические наркотики всасываются с любых слизистых: их курят, нюхают, вводят в прямую кишку, растворяют в любых напитках. Они не имеют вкуса, цвета и запаха. В отличие от героина и других растительных наркотиков, они до конца не выводятся из организма и оказывают негативное воздействие на интеллект, мышление, как следствие – часто возникает параноидный синдром. Если после прекращения употребления наркотиков растительного происхождения существует возможность восстановления организма, то синтетические наркотики наносят организму непоправимый вред.
Таким образом, наркотический рынок развивается весьма динамично, и соответственно меняются как количественные, так и качественные параметры наркотизации. В Республике Татарстан, как и в России в целом, помимо широко распространенных синтетических наркотиков, героиновые наркоманы перешли на употребление более дешевого и простого в изготовлении наркотика – дезоморфина. «Если в 2010 г. в наркологическом диспансере на лечении ежедневно находилось в среднем 70–80 героиновых наркоманов, то в 2012 г. их количество сократилось до 3–5 человек»2. В зависимости от вида употребляемого наркотика нар- копотребители становятся пациентами психиатрических клиник или хирургических отделений. (К примеру, дезоморфин вызывает острые воспалительные процессы в костных тканях.)
В ноябре–декабре 2012 г. Центром перспективных экономических исследований Академии наук под руководством автора был проведен опрос общественного мнения «Социологический мониторинг реализации в Республике Татарстан Стратегии государственной антинар -котической политики в Российской Федерации», по результатам которого общий уровень наркотизации всего населения Татарстана в целом составил 8,6%, в т.ч. уровень постактивного наркопотребления – 0,8%, уровень случайного наркопотребления – 5,5%, уровень активного наркопотребления – 2,3%3. По оценкам ФСКН по РТ доля наркобольных в республике составляет 1–2%. Результаты исследования демонстрируют неравномерность концентрации групп потребления в зависимости от типа поселения. Распределение индексов в зависимости от типа места проживания показывает, что уровень случайного потребления примерно схож в как в Казани, так и в городах и селах РТ. Однако экс-потребители наркотиков преимущественно прожи -вают в г. Казани, а половина активных потребителей психоактивных веществ – в сельских поселениях республики. Наиболее активными потребителями психоактивных веществ по-прежнему остаются молодые люди от 18 до 22 лет (33,8%) и группа от 23 до 35 лет (29,6%). Постактивное потребление приходится на более взрослую молодежь и средний возраст – группы 23–35 лет (42,3%) и 36–45 лет (30,8%). Однако можно отметить, что наркотики употребляет не только молодежь. К примеру, в возрастной группе 46–60 лет присутствует 9,9% активных потребителей наркотических веществ. Активное наркопотребление больше свойственно мужчинам (70,4%), нежели женщинам (29,6%).
Результаты исследования показали, что употребление того или иного наркотика во многом определяется не личными предпочтениями респондента, а усло -виями и внешними обстоятельствами, в которых оказывается потенциальный наркопотребитель. Наиболее частым мотивом употребления определенного наркотика выступает предложение со стороны окружения, что отметили 44,7% респондентов с опытом наркопотребления. Социальное окружение, как правило, является первым «советчиком» и снабженцем потенциального наркомана. В каждом пятом случае первичного употребления человек не идентифицировал данный продукт с наркотическим веществом (19,1%). Однако 17,2% опрошенных отметили, что хотели попробовать именно этот наркотик, поскольку слышали о нем. Десятая часть опрошенных, выбирая наркотик в первый раз, руководствовались его доступностью (10,7%).
Проблема наркомании осознана обществом. Можно допустить, что в обществе сформировалось такое отношение к наркоманам, которое не способствует сокращению их числа. Наркомания воспринимается как болезнь. Такое отношение вполне объяснимо в рамках гуманистической традиции, но, к сожалению, согласно специфике общественного развития (о чем упоминал Э. Дюркгейм), оно не способствует сокращению числа наркозависимых людей, а вызывает скорее противоположный результат. Самая либеральная из всех позиций апеллирует к правам человека: употреблять или не употреблять наркотики – выбор каждого. Однако во времена активной социальной жизни сегодняшних пенсионеров неприемлемость либеральной позиции по отношению к наркоманам служила определенным заслоном для включения людей в наркосреду, а сегодня общественное мнение не является этому преградой, особенно в молодежной среде.
Исследование показало, что образ наркотически зависимого человека в современном обществе теряет ярко выраженный агрессивный оттенок, подобного рода терпимые оценки присутствуют и в интервью с экспертами. Люди более склонны к толе- рантному, сочувственному восприятию жертв подобного девиантного поведения. Так, например, 28,1% опрошенных татарстанцев характеризуют наркомана как «больного человека». Следующие распространенные представления о наркомане – это «слабовольный человек» (18,9%), «потерянный человек» (18,3%). Как «неумного человека» наркомана оценивает 10,2% опрошенных. Образ наркомана как социально опасного человека, «преступника и вора» видится 9,8% респондентов. Характеристику «смертник, камикадзе» дали 8,6% респондентов, как к «обычному человеку с дурной привычкой» к наркоманам относятся 5,5% опрошенных.
Согласно результатам исследования, общество в целом достаточно оптимистично оценивает возможность избавления от наркотической зависимости. По мнению 40,2% респондентов, наркопотребители могут отказаться от наркотиков, но с трудом. Почти десятая часть (7,6%) не видят преград для отказа от потребления наркотических средств и считают, что наркозависимые с легкостью могут отказаться от их употребления. Однако почти треть татарстанцев (32,2%) убеждены, что от наркотиков отказаться невозможно.
Медицинские работники в глубинных интервью отмечают, что «эффективность лечения зависит опять же от состава, контингента больных. Если больной употребляет жесткие наркотики, то эффективность равняется 4–10%, остальные все сорвутся»; «наркозависимость излечима, ‹…› я знаю людей, которые в 90-е годы употребляли героин, а в настоящее время являются директорами частных клиник, родители, да, и не употребляют ничего» .
Социальная эксклюзия наркопотребителей, несмотря на достаточно оптимистичный взгляд опрошенных, обусловлена, в первую очередь, отсутствием у индивида или группы социального, экономического и правового капитала, способного стать ресурсом для ее преодоления. При этом деятельность социальных служб направлена, прежде всего, на преодоление необеспеченности экономическими ресурсами. Наркопотребители находятся в зоне глубокой эксклюзии, поскольку не обеспечены всеми типами ресурсов, в отличие от других низкоресурсных групп общества, к примеру, мигрантов, которые оказываются в ситуации ресурсной необеспечен- ности временно. К тому же именно эти группы имеют мало шансов на получение всего комплекса необходимых им ресурсов и зачастую относятся социальными службами к разряду «безнадежных», что не способствует социальной инклюзии этих групп в общество.
В экспертных интервью выражается мнение о Татарстане как об одном из ведущих регионов по лечению наркомании в системе здравоохранения. Стоит отметить, что новые виды психоактивных веществ, которые у нас сейчас представлены на наркотическом рынке, вызывают очень сильные психические расстройства. Медицинские учреждения, оказывающие помощь наркозависимым, делятся на две категории: государственные (муниципальные) и коммерческие (около 16 частных центров). Большинство из них занимаются в основном детоксикацией, следовательно, их эффективность можно повысить только на этапе снятия последствий. Однако далее необходимо продолжать работу в сфере медицинской и социальной реабилитации. На этом этапе должны подключаться общественные центры. К примеру, специалисты отмечают «очень удачный опыт “Розы ветров”. Там работают волонтеры, которые являются сами бывшими наркопотребителями с длительной ремиссией 10 и более лет» .
Важно применять комплексный подход – медикаментозное лечение, медицинскую и социальную реабилитацию.
В целом по республике политика по комплексной ресоциализации и инте -грации социально исключенных групп находится на стадии формирования. Можно отметить достаточно эффективную работу наркополиции, медицинских центров, однако существует серьезный пробел в сфере социальнореабилитационной деятельности, где важную роль должны играть социально ориентированные некоммерческие организации. В России уже отработан механизм борьбы с наркодилерами, однако отсутствуют механизмы лечения, адаптации, ресоциализации наркопотребителей. Наркоманы становятся социально изолированными в результате различных жизненных ситуаций. Деятельность некоммерческих организаций позволяет формировать у представителей групп риска гражданские компетенции: изменять дезадаптивные и псевдоадаптивные модели поведения, формировать эффективное функционирование в социальной среде, уменьшать вероятность рецидива заболевания. Однако в республике пока еще отсутствуют регулярные практики ресоциализации наркоманов в общественных центрах.