Оценка перспектив использования видов рода Pyrus L. в северо-восточной части Большого Кавказа

Автор: Джафарзаде Сабина Акиф

Журнал: Бюллетень науки и практики @bulletennauki

Рубрика: Биологические науки

Статья в выпуске: 12 т.8, 2022 года.

Бесплатный доступ

В работе представлена оценка перспектив использования в культуре на территории Большого Кавказа пяти видов рода Pyrus L.: Pyrus communis L., P. caucasica Fed., P. georgica Kuth., P. vsevolodii Heideman, P. salicifolia Pall. Это виды, которые имеют наибольшее распространение в северо-восточной части Большого Кавказа (Азербайджан). Оценка исследуемых видов проводилась по показателям их жизнеспособности в условиях ex situ. Для оценки перспектив интродукции деревьев и кустарников в условия ex situ применялась шкала Э. О. Искендарова. Проведенная работа позволила выявить, что данные виды растений в условиях ex situ делятся на две группы. В результате было установлено, что ни один из видов не попал в низшую группу. В 1 группу перспективных растений вошли 3 вида (P. salicifolia Pall., P. georgica Kuth., P. vsevolodii Heideman). Другие 2 вида - отнесены ко 2 группе перспективных растений.

Еще

Груша, интродукция растений

Короткий адрес: https://sciup.org/14126056

IDR: 14126056   |   DOI: 10.33619/2414-2948/85/11

Текст научной статьи Оценка перспектив использования видов рода Pyrus L. в северо-восточной части Большого Кавказа

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice

Климат Апшеронского полуострова относится к сухому субтропическому типу климата. Малое количество годовых осадков характерно для летнего сезона с высокими температурами. Анализ показал, что среднегодовая температура воздуха на Апшероне повысилась на 1–2°С за последнее десятилетие. А количество морозных дней в зимние месяцы — уменьшилось, т. е. в зимние месяцы уменьшается количество морозных дней и увеличивается количество дней с положительной температурой. Это надо учитывать при использовании новых видов или сортов растений. Несомненно, способность этих таксонов адаптироваться к новым условиям следует оценивать при внедрении в озеленение вновь интродуцированные виды груши.

Исследовались 5 видов, принадлежащих к роду Pyrus L.: Pyrus communis L., P. caucasica Fed., P. georgica Kuth., P. vsevolodii Heideman, P. salicifolia Pall.

Для оценки перспектив интродукции в культурных условиях использовали шкалы П. И. Лапина, С. В. Сидневой, Е. О. Искендерова, Л. С. Плотникова [1–4].

Более 325 деревьев и кустарников, интродуцированных на Апшеронском полуострове, были оценены графически по их географическому происхождению и семенной способности. Авторы прогнозировали, что только 5 из 11 изученных ботанико-географических районов для будущей интродукции деревьев и кустарников на Апшеронский полуостров составляют Северная Америка, Средиземное море, Средняя и Восточная Азия и Кавказ, включая природную флору Азербайджана [4].

Для оценки перспектив интродукции деревьев и кустарников в условия ex situ (Апшерон) применялась шкала Э. О. Искендарова [2, 3].

В соответствии с условиями среды определяются показатели растений, и уточняется перспективная группа. Плотность древесины не указывается в качестве отдельного показателя в шкале П. И. Лапина [1].

В отличие от других шкал, автор добавил к своей шкале порождающее умножение. По этой шкале генеративное воспроизводство получило наивысший балл. Отмечено, что независимо от вида растения важную роль играет нормальное цветение и плодоношение (Таблица).

Таблица ПОКАЗАТЕЛИ ЖИЗНЕСПОСОБНОСТИ Pyrus L.

Вид

Признаки                    Общая

оценка

§    S     ~                                                     §

t                                       ~    M     ^

о   о   S        3     x      о s      ^ ^^r

i     s  1  s  H h  s H И il s

й  I  I  1  °  sM     si P'    I

Pyrus communis L.

A    48    20    10     10     5      5     5    25    7     87    II

Pyrus caucasica Fed.

A    55    20    10     10     5      5     5    25    7     87    II

Pyrus georgica Kuth.

A     9    20    10     10     5      5     5    25    5     86    I

Pyrus vsevolodii Heideman

A     8     20    20     10     5      5     5    25    5     95     I

Pyrus salicifolia Pall.

A    45    20    20     10     5      5     5    25    7    97    I

Так, из результатов исследований также стало ясно, что возраст растений имеет большую роль в перспективе. Было ясно, что более молодые виды имели более слабый индекс жизнеспособности из-за летального эффекта. Соответственно, баллы, набранные в перспективной группе, между группой молодых и старых растений не были одинаковыми. В результате можно сказать, что, хотя они отмечены как одна и та же группа, интервал оценок, собранных молодыми и старыми растениями, был разным.

Для молодых и старых видов выделено 6 перспективных групп. Перспективная группа была выделена в соответствии со счетом, полученным каждым видом. У старых растений разброс баллов по перспективной группе составил 91–100, а у молодых растений эта величина составила 56–68 баллов.

Первая группа перспективная норма для саженцев (высокоперспективные) — 56–68, II группа (перспективные) — 46–55, III группа (менее перспективные) — 36–45, IV группа (менее перспективные) — 26–35, V группа (бесперспективные) — 16–25, VI группа (непригодна) — 5–15; а для старых растений I группа степени перспективности (высокоперспективные) — 91–100, II группа (перспективные) — 76-90, III группа (менее перспективные) — 61–75, IV группа (менее перспективные) — 41–60, V группа (бесперспективные) ) оценивалась в 21–40 баллов, а VI группа (бесполезная) в 5–20 баллов.

Таким образом, исследуемые виды относятся к I и II группам.

Перспективные растения I группы (3 вида): Pyrus salicifolia Pall., P. georgica Kuth., P. vsevolodii Heideman — наиболее засухоустойчивые растения как в естественных, так и в культурных условиях. P. georgica Kuth. был включен в группу молодых растений из-за своего молодого возраста (9 лет). В группе молодых растений достаточно набрать от 56 до 68 баллов, чтобы попасть в первый перспективный уровень. С этой точки зрения данный тип получил высокую степень перспективности. На наш взгляд, более старый завод по своим показателям получил бы низкую перспективность.

Температура в летний период — 38–42°С, осадков очень мало, наблюдаются суховеи. Влага в почве сохраняется ненадолго. Более половины поглощаемой почвой воды расходуется на испарение. Веретеновидный корень или корневая система имеют более высокую скорость роста у видов, входящих в I группу.

Остальные 2 изученных вида ( P. communis L., P. caucasica Fed.) были включены во II группу (перспективные), так как по жизненным показателям набрали 87 баллов, они получили относительно низкие баллы из-за своей засухоустойчивости (Таблица).

Из исследований стало ясно, что показатель перспективы, определенный нами в условиях ex situ , был естественным образом занесен из горных и предгорных районов. Конечно, принимая во внимание различные экологические условия обоих районов, а также резкую разницу климатических факторов, это может вызвать различия в группах растений.

В целом из наблюдений выяснено, что изучаемые виды не получили широкого распространения в культуре. Это привело к тому, что исследуемые виды растений не получили более высоких оценок.

В результате проведенных исследований установлено, что ни один из видов, принадлежащих объекту исследования, не попал в низшую перспективную группу.

Список литературы Оценка перспектив использования видов рода Pyrus L. в северо-восточной части Большого Кавказа

  • Лапин П. И., Сиднева С. В. Оценка перспективности интродукции древесных растений по данным визуальных наблюдений // Опыт интродукции древесных растений. М.: 1973. С. 7-67.
  • Искендеров Э. О. Оценка перспективности интродукции некоторых редких и исчезающих древесных видов Кавказа в условиях Апшерона // Бюллетень Главного ботанического сада. 1993. Вып. 168. С. 8-11.
  • Искендер Э. О. Древесные реликты Азербайджана. Интродукция нетрадиционных и редких растений. Материалы VIII Международной научно-методической конференции. Воронеж: Кварта, 2008. С. 294-297.
  • Плотникова Л. С. Перспективы интродукции редких видов древесных растений в Москве в связи с их экологической характеристикой // Бюллетень Главного ботанического сада. 2002. Вып. 183. С. 3-8.
Статья научная