Оценка репутации российской власти: в разрезе уровней и ветвей власти (результаты массового опроса населения)

Автор: Розанова Н.Н.

Журнал: Общество: социология, психология, педагогика @society-spp

Рубрика: Социология

Статья в выпуске: 1, 2022 года.

Бесплатный доступ

В статье представлены результаты массового анкетного опроса населения шести регионов Центрального федерального округа РФ, позволяющие определить оценочное поле репутации российской власти как в целом, так и в аспекте уровней и ветвей власти. Оценочная составляющая репутации рассматривается в качестве элемента интерпретационного поля концепта «репутация российской власти». Обоснованы выводы о наличии принципиально единого оценочного пространства репутации власти разных уровней и ветвей (что позволяет перенести данную оценку на конституционно определенную категорию публичной власти); незначительно более высокой оценке уровней власти по сравнению с таковой ее ветвей; преобладании средних и ближе к низким оценок репутационного пространства отечественной власти; проявлении персонификации власти в оценочном пространстве ее репутации.

Еще

Репутация российской власти, репутация уровней и ветвей власти, оценка репутации российской власти, социальное измерение власти, мнение населения

Короткий адрес: https://sciup.org/149138953

IDR: 149138953   |   DOI: 10.24158/spp.2022.1.4

Текст научной статьи Оценка репутации российской власти: в разрезе уровней и ветвей власти (результаты массового опроса населения)

Смоленский государственный университет, Смоленск, Россия, ,

,

Funding: the reported study was funded by RFBR and the EISR according to the research project No. 21011-31720 opn «The concept of “reputation of power”: the essence, content, patterns of functioning in the reputational space».

Реформирование национальной системы государственного и муниципального управления, направленное на повышение ее эффективности в интересах как государства, так и общества,

неизменно находится в центре общественно-политического дискурса. Один из центральных вопросов обсуждения – проблема оценки эффективности деятельности органов власти, актуализированная условиями цифровой трансформации (Добролюбова, 2018). Возросший академический интерес к задаче поиска универсальных показателей, способных измерить действенность современных систем государственного управления, исследователи связывают с необходимостью конструктивного ответа на принципиально новые угрозы и вызовы (Мухаев, Абрамова, 2016: 146).

В условиях сохранения в том числе исторически обусловленной проблемы отчуждения власти и общества, конфронтационной, а не партнерской основы их отношений (см., например: Булдаков, 2015) особую важность приобретает социальное измерение власти – ее общественная оценка, внимание к которой уже находит отражение как в международных подходах к анализу качества государственного управления, так и в национальных. В частности, методология международного индекса качества государственного управления GRICS, определяемого Всемирным банком1, основана как на статистических показателях, так и на результатах социологических опросов и экспертных оценок. Нормативное исследование эффективности региональной власти включает такой параметр, как доверие президенту Российской Федерации и главе субъекта Российской Федерации2. Всероссийский центр изучения общественного мнения проводит мониторинг оценки власти населением, определяя индексы одобрения, доверия граждан отдельным государственным институтам, политикам; индексы удовлетворенности политикой, показывающие, насколько россияне в целом согласны с курсом внутренней, экономической, социальной, внешней политики властей страны3. Ряд отечественных ученых предлагает в той или иной мере учитывать показатели общественного мнения в оценке деятельности власти, рассматривая, например, удовлетворенность населения – основного потребителя государственных услуг – в качестве главного критерия результативности работы органов государственной власти и управления (Нагимова, 2015). В связи с этим полагаем, что аккумулировать социальную оценку измерения власти способна категория «репутации власти», которая, по сути, является ценностным отношением граждан к власти и содержит совокупность значимых характеристик, отражающих ее предназначение служения народу.

Исследование репутации российской власти осуществлено в рамках реализации научного проекта (грант РФФИ и АНО ЭИСИ) «Концепт “репутация власти”: сущность, содержание, закономерности функционирования в репутационном пространстве». Оценочная составляющая репутации рассматривается в качестве элемента интерпретационного поля концепта «репутация российской власти» (на основе семантико-когнитивного подхода З.Д. Поповой и И.А. Стернина, выделяющих в структуре концепта три компонента: чувственный образ, информационное содержание и интерпретационное поле4).

В рамках данной статьи мы останавливаемся на изложении результатов массового опроса населения шести регионов Центрального федерального округа Российской Федерации (далее – ЦФО РФ)5, позволяющих определить оценочное поле репутации власти как в целом, так и в разрезе ее уровней и ветвей. Ранее уже было сказано о том, что репутация включает в себя совокупность значимых характеристик власти. Наиболее важные из них6, наполняющие содержание репутации российской власти: честность, ответственность, справедливость, забота о народе, его защита. Соответственно, за оценкой репутации стоит конкретное содержание. Кроме того, как эксперты, так и население выразили принципиальное согласие с единством данных характеристик для разных уровней и ветвей отечественной власти.

По результатам исследования оценка репутации всех уровней и ветвей власти, высших должностных лиц проводилась по 6-балльной шкале, где 0 баллов – очень плохая («отвратительная») репутация; 5 баллов – отличная («прекрасная») репутация. Сначала целесообразно представить оценку репутации российской власти по уровням и ветвям в целом, данную населением.

Также в указанном контексте приведены сведения по совокупной репутации власти и главы государства – президента РФ (рисунок 1).

Оценка репутации уровней и ветвей российской власти в целом, мнение населения регионов ЦФО РФ, средний балл

Рисунок 1 – Оценка репутации уровней и ветвей российской власти в целом, мнение населения регионов ЦФО РФ, средний балл по 6-балльной шкале

Таким образом, все уровни и ветви власти имеют среднюю (ближе к низкой – менее 3 баллов) оценку репутации и она принципиально совпадает. Более сбалансировано мнение относительно уровней власти, которые оцениваются немного выше по сравнению с ветвями власти. Самая низкая оценка – у законодательной власти, самая высокая – у муниципального уровня, наиболее близкого к населению. В целом (хотя и с известной долей условности в силу незначительной разницы) чем ближе власть к гражданам, тем она оценивается выше. В совокупности репутация российской власти оценивается немного ниже, чем таковая отдельных уровней или ветвей (кроме законодательной).

Репутация президента РФ получила самый высокий средний балл (однако это не сказалось на репутации российской власти в целом). Следует отметить, что репутация других высших должностных лиц также оценивается выше, что является отражением особенности отечественной политической культуры в части персонификации власти (см. например: Казаков, 2018; Романович, 2019). Об этом также свидетельствуют ответы респондентов на вопрос о степени зависимости репутации всей российской власти от репутации президента. Совокупно ответы «полностью зависит» и «зависит в значительной степени» составили 86 %.

Далее следует определить, существует ли зависимость того или иного уровня власти от соответствующих органов власти / высших должностных лиц (рисунок 2); уточним, что судебная власть, исходя из особенностей ее восприятия населением с точки зрения территориальной принадлежности, условно отнесена к разным уровням. Уровни власти в целом оцениваются более высоко, чем входящие в них органы власти (за исключением судебной власти в регионе). Среди субъектов федеральной власти, кроме репутации председателя Правительства РФ, самую высокую оценку получила судебная власть, самую низкую – Государственная дума РФ. Можно сказать, что они компенсировали оценку друг друга при восприятии населением репутации федеральной власти в целом.

Оценка репутации органов власти и высших должностных лиц в разрезе уровней российской власти, мнение населения регионов ЦФО РФ, средний балл

Рисунок 2 – Оценка репутации органов власти и высших должностных лиц в разрезе уровней российской власти, мнение населения регионов ЦФО РФ, средний балл по 6-балльной шкале

Региональные органы власти воспринимаются немного позитивнее, чем федеральные и муниципальные, а оценка репутации губернатора является самой высокой по сравнению с таковой как главы Правительства РФ, так и главы муниципального образования и практически совпадает с оценкой президента РФ. Особенность репутации муниципальной власти заключается в более высокой совокупной оценке по сравнению с оценкой репутации ее высшего должностного лица.

Далее проанализирована оценка репутации органов власти / высших должностных лиц в разрезе ветвей власти. Для удобства сравнения показатели также визуализированы и отражены на рисунке 3.

Оценка репутации органов власти и высших должностных лиц в разрезе ветвей российской власти, мнение населения регионов ЦФО РФ, средний балл

Рисунок 3 – Оценка репутации органов власти и высших должностных лиц в разрезе ветвей российской власти, мнение населения регионов ЦФО РФ, средний балл по 6-балльной шкале

Так, в отличие от уровней власти исполнительная и судебная власти (и законодательная, за исключением немногим более низкой оценки Государственной думы РФ) в целом оцениваются ниже по сравнению с входящими в них органы власти и должностными лицами. Очевидно, что репутацию законодательной власти ослабляет реноме Государственной думы. В свою очередь, репутация глав исполнительной власти (премьер-министра и губернатора) не сказывается на повышении общей данной ветви власти. Наиболее высокая оценка репутации органов всех ветвей власти – на уровне субъекта РФ.

Заметим, что принципиально единая оценка репутации российской власти разных уровней и ветвей позволяет перенести ее на категорию публичной власти, введенную в Конституцию РФ и задающую новый тренд конституционного развития страны1.

Итак, результаты исследования позволяют сделать следующие основные выводы: наличие принципиально единого оценочного пространства репутации российской власти разных уровней и ветвей с незначительно более высокой оценкой уровней власти по сравнению с таковой ее ветвей; преобладание средних, ближе к низким (около 3 баллов из 6) оценок репутационного пространства власти; более высокая оценка репутации среди уровней власти – у муниципальной, среди ветвей – у судебной; региональные органы власти оцениваются немногим выше, чем федеральные и муниципальные; отсутствие принципиальной зависимости репутации уровней и ветвей власти от репутации органов власти и должностных лиц, в них входящих; проявление персонификации в оценочном пространстве российской власти в части более высокой (хотя и незначительно) оценки высших должностных лиц.

Представляется перспективным потенциал дальнейшего исследования единого репутационного пространства российской власти как в силу наличия у граждан запроса на моральность в политике (Руженцев, 2016: 44–46), так и в контексте конституционного оформления единой системы публичной власти.

Список литературы Оценка репутации российской власти: в разрезе уровней и ветвей власти (результаты массового опроса населения)

  • Булдаков В.П. Модернизация и Россия. Между прогрессом и застоем? // Вопросы философии. 2015. № 12. С. 15-26.
  • Добролюбова Е.И. Государственное управление по результатам в эпоху цифровой трансформации: обзор зарубежного опыта и перспективы для России // Вопросы государственного и муниципального управления. 2018. № 4. С. 70-93.
  • Казаков М.А. Персонификация как тенденция современного политического лидерства: особенности проявления и восприятия // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Сер.: Социальные науки. 2018. № 1 (49). С. 54-61.
  • Мухаев Р.Т., Абрамова О.Г. Критерии эффективности современных систем государственного управления: проблема квантификации качества публичного управления // Фундаментальные исследования. 2016. № 7-1. С. 146-154.
  • Нагимова А.М. Эффективность деятельности органов государственного управления: методика оценки // Научные труды Центра перспективных экономических исследований. 2015. № 9. С. 146-151.
  • Романович Н.А. Образ власти в России и его базовые характеристики // Вестник Томского государственного университета. 2019. № 444. С. 110-119. https://doi.org/10.17223/15617793/444/13.
  • Руженцев С.Е. Нравственное сознание российского общества и демократизация политической системы // Общество: философия, история, культура. 2016. № 12. С. 41-46.
Еще
Статья научная