Оценка риска здоровью при поступлении фталатов с молоком, упакованным в полимерную и полимерсодержащую тару

Автор: Зеленкин С.Е., Шур П.З., Уланова Т.С., Карнажицкая Т.Д., Хорошавин В.А., Ухабов В.М.

Журнал: Анализ риска здоровью @journal-fcrisk

Рубрика: Практика оценки риска в гигиенических и эпидемиологических исследованиях

Статья в выпуске: 1 (21), 2018 года.

Бесплатный доступ

С середины XX в. фталаты активно используются при производстве тары для пищевых продуктов. При этом установлена миграция фталатов из тары в окружающую среду. Имеются данные о неблагоприятном воздействии фталатов на печень и гормональную систему при пероральном поступлении. Молоко, упакованное в полимерную тару, содержащую различные пластификаторы, в том числе и фталаты, широко представлено на потребительском рынке Российской Федерации. Это определило цель исследования, которая состояла в проведении оценки риска здоровью потребителей, связанного с воздействием фталатов, поступающих с молоком, упакованным в полимерную тару. Из реально представленных в торговой сети образцов молочной продукции отобраны 25 проб молока. Количественное определение фталатов в молоке проводили методом высокоэффективной жидкостной хроматографии. Для установления объема потребляемого молока и доли молока, упакованного в полимерную тару, было проведено раздаточное анкетирование. Установлено, что среди респондентов 57 % взрослых, 75 % детей в возрасте 4-6 лет и 80 % детей в возрасте 7-17 лет потребляют молоко, упакованное в полиэтиленовую пленку и (или) ПЭТ-бутылку. В потребляемом молоке идентифицируется пять представителей фталатов. Фактическое потребление молока в сутки взрослыми достигает 0,6 л; детьми 4-6 лет - 0,2 л; 7-17 лет - 0,3 л. Доза фталатов, поступающая с молоком, достигает: для детей 4-6 лет - 5,61·10-2 мг/кг массы тела в день; 7-17 лет - 6,32·10-2 мг/кг массы тела в день; для взрослых - 4,20·10-2 мг/кг массы тела в день. В результате расчета пожизненного риска установлено, что риск формируется при употреблении молока, упакованного в полиэтиленовую пленку и ПЭТ-бутылку, за счет ди-2-этилексилфталата. Значения индексов опасности, характеризующих риск, достигают 1,84 для печени и эндокринной системы независимо от тары.

Еще

Фталаты, молоко, пластификаторы, полимерная тара, упаковка, доза, экспозиция, оценка риска, анкетирование

Короткий адрес: https://sciup.org/142212858

IDR: 142212858   |   DOI: 10.21668/health.risk/2018.1.04

Текст научной статьи Оценка риска здоровью при поступлении фталатов с молоком, упакованным в полимерную и полимерсодержащую тару

Фталаты (эфиры фталевой кислоты) были впервые синтезированы в 1920-х гг. Активное применение фталатов при производстве пластмасс с целью придания последним прочности и гибкости началось с 1933 г. Уже с 50-х гг. XX в. фталаты активно используются во многих сферах не только в качестве пластификаторов, но и в качестве добавок в косметические средства, продукты питания и т.д. [1].

Исследовались и аспекты влияния фталатов на здоровье потребителей. Накоплены данные об участии фталатов в развитии окислительного стресса, нарушениях транспорта веществ и экскреции желчи [2], злокачественных новообразований печени [3] и поджелудочной железы [4] у крыс. В международной практике за последние десятилетия в ряде исследований установлена прямая корреляционная связь между присутствием фталатов в организме и репродуктивными нарушениями [5–7], приводятся доказательства возможного нарушении развития гонад у плода [8]. Установлена обратная связь содержания моно-н-бутилфталата (МБФ) в моче и уровня свободного тироксина (FT 4 ) и тироксина (T 4 ). Выдвинуто предположение, что ди-н-бутилфталат (ДБФ) может нарушать активность щитовидной железы у беременных женщин [9]. Данные позволили отнести фталаты к эндокринным дизрапторам – веществам, нарушающим работу гормонов.

В мире по состоянию на конец 2014 г. наиболее распространенными фталатами в промышленности являлись дибутилфталат (ДБФ), бу-тилбензилфталат (ББФ), ди-2-этилексилфталат (ДЭГФ), диизононилфталат (ДИНФ), диизодек-силфталат (ДИДФ), ди-октилфталат (ДОФ), диэтилфталат (ДЭФ), диметилфталат (ДМФ). Наибольшую опасность среди них представляют ДЭФ, ДМФ, ДБФ, ББФ, ДЭГФ, относимые согласно классификации REACH (Registration, Evaluation, Authorization and Restriction of Chemical substances), принятой в законодательстве Европейского союза, к короткоцепочечным фталатам, наиболее опасным для человека [10].

В составе пластмасс фталаты не связаны с молекулами полимеров. Под действием внешних физических факторов и независимо от них может иметь место миграция соединений в ок- ружающую среду. Наибольший интерес для исследования представляет анализ миграции фталатов из полимерной упаковки в пищевые продукты. Они остаются основным источником поступления нескольких фталатов в организм человека [11–13].

В Российской Федерации, а также странах-членах Евразийского экономического союза предельно допустимые количества миграции (ДКМ, SML) фталатов регламентируются Техническим регламентом Таможенного союза (ТР ТС) 005/2011 «О безопасности упаковки». Согласно этому документу, ДКМ установлен только для диоктилфталата на уровне 2 мг/л. Миграция и, следовательно, присутствие дибутилфталата не допускается (величина чувствительности не ука-зана)1. Нормативов по прочим фталатам не представлено.

Поскольку молоко упаковывается в полимерную тару (полиэтиленовую пленку, ПЭТ-и полипропиленовые бутылки), интерес представляет изучение содержания фталатов в молоке, а также риск здоровью при употреблении молока, содержащего фталаты. При этом доза фталатов зависит как от уровня их миграции в продукцию, так и от объемов потребления молока.

По состоянию на 2013 г. в Российской Федерации около 65 % мужчин и 75 % женщин от 14 лет и старше, а также около 80 % детей в возрасте 3–13 лет употребляют молоко и молочные продукты ежедневно или несколько раз в неделю. Уровень потребления молока и молочных продуктов у мужчин (14 лет и старше) в среднем за год составил 305,4 кг, у женщин – 276,5 кг, у детей 3–13 лет – 296,9 кг. В Пермском крае около 70 % мужчин и 75 % женщин от 14 лет и старше, а также около 85 % детей в возрасте 3–13 лет употребляют молоко и молочные продукты ежедневно или несколько раз в неделю. Уровень потребления молока и молочных продуктов у мужчин в среднем в год составил 278,5 кг, у женщин – 249,0 кг [13]. Согласно рекомендациям Минздрава России потребление молока и молочных продуктов составляет 325 кг на душу населения в год, при этом молока рекомендуется употреблять 50 кг в год, что соответствует суточной норме в 180 мл2. Пермский край занимает 37-е место среди ре- гионов по потреблению молока и молочных продуктов на душу населения.

Наиболее часто употребляют молоко, упакованное в полимерную тару, представленную полимерной пленкой, изготовленной из полиэтилена низкой плотности (ПЭНП, LDPE); бутылками, изготовленными из полиэтилентереф-талата (ПЭТ, PET) и полипропилена (ПП, PP). Все указанные материалы в той или иной степени содержат различные пластификаторы, в том числе и фталаты [14, 15].

Цель работы состояла в проведении оценки риска здоровью, связанного с воздействием фталатов, поступающих с молоком, упакованным в полимерную тару. Установление концентрации фталатов в молоке, а также оценка экспозиции и риска входили в задачи исследования.

Материалы и методы. Для исследования были отобраны 25 проб молока жирностью 2,5–3,2 %, упакованного в полимерную тару (19 проб – полиэтиленовая пленка, 6 проб – ПЭТ-бутылка). Анализ пластификаторов в молоке – диметилфталата (ДМФ), дибутилфталата (ДБФ), ди (2-этилгексил)фталата (ДЭГФ), бу-тилбензилфталата (ББФ) – проводили методом высокоэффективной жидкостной хроматографии на жидкостном хроматографе Agilent 1200 с детектором на диодной матрице в соответствии с методическими указаниями МУК 4.1.3160-143. Извлечение фталатов из молока проводили методом твердофазной экстракции (ТФЭ).

Для оценки риска устанавливали количество, объем потребляемого молока и долю молока, упакованного в полимерную тару. Для этого было проведено раздаточное анкетирование добровольцев – взрослых в возрасте 25–70 лет (47,5 ± 9,3 г.) и детей в возрасте 4–17 лет – жителей г. Перми и городов Пермского края. Всего опрошено 98 человек, среди них 49 взрослых и 49 детей.

Оценка экспозиции проведена с учетом потребления молока с максимальной расчетной концентрацией фталатов в нем. Расчет поступающей дозы фталатов проводился согласно Р 2.2.1.10.1920-04 [16]. В расчет принимались стандартные значения продолжительности экспозиции и времени осреднения для неканцерогенных веществ при пероральном поступлении.

Среднесуточная пожизненная доза фталатов, поступающая с молоком, упакованным в полимерную тару, была рассчитана для каждого обнаруженного представителя фталатов по формуле

LADD =

_ (EDb ■ ADDchb) + (EDc ■ ADDchc) + (EDf ■ ADDcha) =                    AT                    ’ где LADD – пожизненная средняя суточная доза, мг/ (кг·день);

EDb – продолжительность экспозиции для детей младшего возраста (0 – <6 лет);

EDc – продолжительность экспозиции для детей старшего возраста (6 – <18 лет);

EDa – продолжительность экспозиции для взрослых (18 и более лет);

ADDChb – хроническая средняя суточная доза для детей младшего возраста, мг/кг в день;

ADDChc – хроническая средняя суточная доза для детей старшего возраста, мг/кг в день;

ADDCha – хроническая суточная доза для взрослого, мг/кг в день;

AT – время осреднения, число лет.

Результаты и их обсуждение. На этапе идентификации опасности для фталатов были определены критические органы и системы – печень, поджелудочная железа, эндокринная система и системное действие.

На этапе оценки зависимости «экспозиция–эффект» установлены референтные дозы при пероральном поступлении фталатов. Так, согласно принятому в Российской Федерации «Руководству по оценке риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду» Р 2.1.10.1920-04, референтная доза при хроническом пероральном поступлении для ББФ установлена на уровне 0,2 мг/кг массы тела (органы-мишени – печень и поджелудочная железа), для ДЭГФ – 0,02 мг/кг массы тела (органы-мишени – печень и эндокринная система), для ДБФ – 0,1 мг/кг массы тела (системное действие), для ДМФ – 10 мг/кг массы тела (орган-мишень – почки), для ДЭФ – 0,8 мг/кг (системный эффект) [16].

В ходе оценки экспозиции установлено, что 58 % проб молока, упакованного в полиэтиленовую пленку, и 40 % проб молока, разлитых в ПЭТ-бутылки, содержат фталаты (табл. 1). Наибольший вклад в суммарную концентрацию фталатов для молока в полиэтиленовой пленке вносит ДЭГФ (70 %), для молока, упакованного в ПЭТ-бутылки, – ДБФ (65 %).

На этом этапе для каждого контингента были установлены максимальные дозы фталатов, поступающие с молоком из полимерной тары (табл. 2). При расчете доз учитывалась масса тела исследуемых.

Установлено, что среди детей в возрасте 4–6 лет, по данным анкетирования, молоко потребляют 75 %. Родители исследованной группы приобретали только молоко, упакованное в полиэтиленовую пленку. Объем потребления молока детьми в сутки составлял 0,1–0,2 л.

Выявлено, что среди учащихся школ в возрасте 7–17 лет молоко употребляют 80 %. Для потребления родители покупают молоко, упакованное в полиэтиленовую пленку (у 68 % детей), в ПЭТ-бутылку (у 16 %), а также попеременно в оба вида упаковки (у 16 %). Объем потребления молока составил 0–0,3 л/сут. Из всех опрошенных взрослых молоко потребляют 57 %. Все они потребляют молоко, упакованное в полиэтиленовую пленку. Объем потребления молока взрослыми составлял 0,1–0,6 л/сут.

В ходе расчета пожизненной суточной дозы фталатов ее максимальное значение установлено для лиц, потребляющих молоко, упакованное в ПЭТ-бутылку (табл. 3). В этом случае наибольший вклад в формирование дозы вносит ДБФ. Для лиц, потребляющих молоко, упакованное в полиэтиленовые пакеты, доза формируется в основном за счет ДЭГФ.

Таблица 1

Максимальное содержание основных фталатов в пробах молока, упакованного в различную полимерную тару, мг/л

Вид тары

Концентрация фталатов в молоке, мг/л

ДМФ

ДЭФ

ДБФ

ББФ

ДЭГФ

LDPE

0,161

0,25

1,686

0,072

3,709

Бутыль РЕТ

нпо (<0,1)

нпо (<0,2)

29,808

нпо (<0,2)

12,537

П р и м е ч а н и е : * – нпо – ниже порога определения.

Таблица 2

Максимальные дозы фталатов, попадающие в организм с молоком, упакованным в полимерную тару, для разных контингентов (мг/кг массы тела в день)

Контингент

Максимальный суточный объем потребления молока, л

Соединение

Вид тары

Доза

Дети 4–6 лет

0,2

ДМФ

ПЭ-пленка

2,44 · 10–3

ДБФ

2,55 · 10–2

ББФ

1,06 · 10–3

ДЭГФ

5,61 · 10–2

ДЭФ

3,78 · 10–3

Дети 7–17 лет

0,3

ДМФ

ПЭ-пленка

1,43 · 10–3

ДБФ

1,49 · 10–2

ББФ

6,21 · 10–4

ДЭГФ

3,29 · 10–2

ДЭФ

2,22 · 10–3

ДМФ

ПЭТ-бутылка

0

ДБФ

1,50 · 10–1

ББФ

0

ДЭГФ

6,32 · 10–2

ДЭФ

0

Взрослые

0,6

ДМФ

ПЭ-пленка

1,82 · 10–3

ДБФ

2,83 · 10–3

ББФ

1,19 · 10–2

ДЭГФ

8,15 · 10–4

ДЭФ

4,20 · 10–2

Таблица 3

Результаты расчета пожизненной суточной дозы фталатов для различного вида упаковок, мг/кг массы тела в день

Соединение

Вид тары

пленка

ПЭТ

ДМФ

1,79 · 10–3

1,22 · 10–3

ДБФ

1,22 · 10–2

6,63 · 10–2

ББФ

5,24 · 10–3

4,99 · 10–3

ДЭГФ

2,47 · 10–2

3,68 · 10–2

ДЭФ

1,84 · 10–2

1,76 · 10–2

Таблица 4

Результаты оценки пожизненного риска при употреблении молока, упакованного в полимерную тару

Соединение

Значение индекса опасности ( HI )

Печень

Эндокринная система

Пленка

ПЭТ

Пленка

ПЭТ

ББФ

0,03

0,02

Не является критической системой

ДБФ

Не является критическим органом

0,12

0,66

ДЭГФ

1,24*

1,84*

1,24*

1,84*

П р и м е ч а н и е : * – риск характеризуется как неприемлемый.

На этапе характеристики риска установлено, что при потреблении молока, упакованного в полимерную тару, создается неприемлемый пожизненный риск развития неблагоприятных эффектов ( HI до 1,84) со стороны печени и гормональной системы (табл. 4).

Наибольший вклад в формирование риска, независимо от вида тары, в которую упаковано молоко, вносит ДЭГФ.

Таким образом, установлено, что потребление молока, упакованного в полимерную и полимерсодержащую тару, может формировать неприемлемые уровни пожизненного риска, обусловленного содержанием в нем фталатов.

Выводы. В целом полученные результаты позволили установить:

– в молоке, упакованном в полимерную тару (полиэтиленовая пленка, ПЭТ-бутылка), обнаруживаются диметилфталат (ДМФ), дибутилфталат (ДБФ), ди(2-этилгексил)фталат (ДЭГФ), бутилбензилфталат (ББФ). Фталаты обнаружены: в ПЭТ-таре – в 40 % проб; в полиэтиленовой пленке – в 70 %;

– среди респондентов 57 % взрослых, 75 % детей в возрасте 4–6 лет и 80 % детей 7–17 лет потребляют молоко, упакованное в полиэтиленовую пленку и (или) ПЭТ-бутылку;

– фактическое потребление молока в сутки взрослыми ранжируется от 0,1 до 0,6 л; детьми 4–6 лет – в объеме 0,1–0,2 л; детьми 7–17 лет – 0,1–0,3 л;

– величина дозы фталатов, поступающих с молоком, достигает: для детей 4–6 лет – 5,61 · 10–2 мг/кг массы тела в день; для детей 7–17 лет – 6,32 · 10–2 мг/кг массы тела в день; для взрослых – 4,20 · 10–2 мг/кг массы тела в день;

– при расчете пожизненного риска установлено, что риск формируется при употреблении молока, упакованного в полиэтиленовую пленку и ПЭТ-бутылку, за счет ДЭГФ. Значения индексов опасности, характеризующих риск, достигают 1,84 для печени и эндокринной системы независимо от тары.

Список литературы Оценка риска здоровью при поступлении фталатов с молоком, упакованным в полимерную и полимерсодержащую тару

  • Frederiksen H., Skakkebaek N.E., Andersson A.M. Metabolism of phthalates in humans//Mol. Nutr. Food Res. -2007. -Vol. 51, № 7. -P. 899-911.
  • Sherwin K., May J. Hepatic Effects of a Phthalate Ester Plasticizer Leached from PoIy (vinyl Chloride) Blood Bags Following Transfusion//Environmental Health Perspectives. -1982. -Vol. 45. -P. 57-64.
  • Di(2-ethylhexyl)phthalate induces hepatic tumorigenesis through a peroxisome proliferator-activated receptor alpha-independent pathway/Y. Ito, O. Yamanoshita, N. Asaeda, Y. Tagawa, C.H. Lee, T. Aoyama, G. Ichihara, K. Furuhashi, M. Kamijima, F.J. Gonzalez, T. Nakajima//J. Occup. Health. -2007. -№ 49. -P. 172-182.
  • Selenskas S., Teta M.J., Vitale J.N. Pancreatic cancer among workers processing synthetic resins//Am. J. Ind. Med. -1995. -№ 28. -P. 385-398.
  • Risk factors for hypospadias in Norwegian boys -association with testicular dysgenesis syndrome?/E.L. Aschim, T.B. Haugen, S. Tretli, A.K. Daltveit //Int. J. Androl. -2004. -№ 27. -P. 213-221.
  • Is human fecundity declining?/N.E. Skakkebaek, N. Jørgensen, K.M. Main, E. Rajpert-De Meyts //Int. J. Androl. -2006. -№ 29. -P. 2-11.
  • Male reproductive health and environmental xenoestrogens/J. Toppari, J.C. Larsen, P. Christiansen, A. Giwercman //Environ. Health Perspect. -1996. -№ 104. -P. 741-803.
  • Skakkebaek N.E., Rajpert-DeMeyts E., Main K.M. Testicular dysgenesis syndrome: An increasingly common developmental disorder with environmental aspects//Hum. Reprod. -2001. -№ 16. -P. 972-978.
  • Associations between urinary phthalate monoesters and thyroid hormones in pregnant women/P.C. Huang, P.L. Kuo, Y.L. Guo, P.C. Liao, C.C. Lee//Hum. Reprod. -2007. -Vol. 22, № 10. -P. 2715-2722.
  • Phthalates: European regulation, chemistry, pharmacokinetic and related toxicity/P. Ventrice, D. Ventrice, E. Russo, G. De Sarro//Environmental toxicology and pharmacology. -2013. -Vol. 36, № 1. -P. 88-96.
  • Intake of phthalates and di(2-ethylhexyl)adipate: results of the integrated exposure assessment survey based on duplicate diet samples and biomonitoring data./H. Fromme, L. Gruber, M. Schlummer, G. Wolz, S. Boehmer, J. Angerer, R. Mayer, B. Liebl, G. Bolte//Environment International. -2007. -Vol. 33, № 8. -P. 1012-1020.
  • What are the sources of exposure to eight frequently used phthalic acid esters in Europeans?/M. Wormuth, M. Scheringer, M. Vollenweider, K. Hungerbuhler//Risk Analysis. -2006. -Vol.26, № 3. -P. 803-824.
  • Рацион питания населения 2013: статистический сборник. -М., 2016. -220 с.
  • Xu-Liang Cao. Phthalate Esters in Foods: Sources, Occurrence, and Analytical Methods//Comprehensive Reviews In Food Science And Food Safety. -2010. -Vol. 9, № 1. -P. 21-43 DOI: 10.1111/j.1541-4337.2009.00093.x
  • Phthalate exposure through food and consumers’ risk perception of chemicals in food/M.D. Spillmann, M. Siegrist, C. Keller, M. Wormuth//Risk Analysis. -2009. -Vol. 29, № 8. -P. 1170-1181 DOI: 10.1111/j.1539-6924.2009.01233.x
  • P 2.2.1.10.1920-04. Руководство по оценке риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих среду обитания. -М.: Федеральный центр госсанэпиднадзора Минздрава России, 2004. -143 c.
Еще
Статья научная