Оценка сформированности правовой культуры в образовательном пространстве школы-интерната
Автор: Александрова С.Н.
Журнал: Juvenis scientia @jscientia
Рубрика: Педагогические и психологические науки
Статья в выпуске: 1, 2019 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматривается проблема организации процесса, направленная на воспитание детей-сирот к культуре права, в пространстве школы-интерната. Результаты, представленные в данной статье - теоретический анализ и изучение научных подходов педагогов и ученых оценочных индикаторов воспитанности правовой культуры, разработка и научное обоснование критериев, позволяющие измерить компоненты правовой культуры у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Методологическую основу составили системный, личностный, культурологический, деятельностный, полисубъектный (диалогический) подходы к изучению социальных и педагогических явлений; педагогические идеи гуманизации образования. В качестве методов исследования применялись, эмпирические - наблюдение, индивидуальные и групповые беседы, интервью, анкетирование, тестирование, изучение школьной документации (личных дел учащихся, классных журналов, протоколов собраний, заседаний) и педагогический эксперимент; теоретические - анализ философской, педагогической литературы...
Дети-сироты, правовая культура, школа-интернат, образовательный процесс, критерии
Короткий адрес: https://sciup.org/14113474
IDR: 14113474 | DOI: 10.32415/jscientia.2019.01.06
Текст научной статьи Оценка сформированности правовой культуры в образовательном пространстве школы-интерната
Важнейшим направлением системы образования является приведение ее критериев в соответствие с современными требованиями, необходимые для создания условий способствующие формированию правовой культуры у детей-сирот, которые предусматривают способность ребенка-сироту овладеть социально важными компетенциями для успешного решения жизненных задач.
Необходимость воспитания у детей-сирот правовой культуры, приобретает особую значимость в процессе вза- имодействия с различными социокультурными явлениями: антисоциальное поведение, негативное влияние старших сверстников, защита своих прав, интересов в различных сферах жизни. Роль педагогической поддержки организации для детей-сирот, в таких социальных реалиях значительно увеличивается, и она должна быть направлена на подготовку такого ребенка к процессу социализации.
В свете изложенного теория и практика воспитания в пространстве школы-интерната, сквозь происходящие современные процессы реформирования образования требует новых подходов, в частности, воспитания правовой культуры детей-сирот – воспитанника который способен был адекватно реагировать на изменения, происходящие в обществе, противостоять различного рода противоправным действиям, осуществлять защиту своих прав и самостоятельно строить жизненные стратегии.
Проблема воспитания правовой культуры детей-сирот в организации данного типа является одной из приоритетной задачей реформирования образования, которая должна выстраиваться на основе личностно-деятельностного подхода.
Основываясь на исследованиях С.Н. Александровой правовая культура включает в себя знание совокупности базовых правовых установок, осмысление правовых принципов, уважительное отношение к правовым основам общества, законности и правопорядку, осознание необходимости исполнения установленных законами требований и умение использовать правовые знания [1].
Анализ дефиниции понятия«правовая культура» внаучно-педагогической литературе свидетельствуют о сложности его измерении и оценки. По мнению автора, разработка научно обоснованной системы критериев, показателей и уровней правовой культуры у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является важной предпосылкой совершенствования процесса формирования правовой культуры в общеобразовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В педагогической литературе понятие «критерий» характеризуется как средство, с помощью которого измеряются или выбираются альтернативы. Применение критериев в этом значении предоставляет возможность выявить относительное достижение данной альтернативы по сравнению с остальными, быть образцом, позволяющим сделать заключение об относительной значимости осуществленного выбора, служить для проверки реализации цели и для оценки степени ее реализации. Критерий можно рассматривать как измеритель, на основании которого осуществляется оценка. Как отмечают исследователи, при выборе критериев следует исходить из целей и задач конкретного исследования.
Р.Н. Галиахметова к критериям сформированности правовой культуры учащихся относит: общую успеваемость; качество знаний; чувство симпатии к окружению; интерес и активность к познанию нравственных и правовых норм; умение спокойно принимать свои неудачи (в учении, в быту); уверенность в себе; умение организовать себя к учебной деятельности [2].
Так, Е.И. Евсикова в своих исследованиях выделяет трехкомпонентную структуру правовой культуры: когнитивный, эмоционально-волевой, инструментально-деятельностный [3].
В современной педагогической науке нет единой точки зрения на проблему классификации уровней правовой культуры. Исходя из разработанной концепции правовой культуры, И. А. Иванников выделяет следующие уровни правовой культуры личности: обыденный (характеризуется отсутствием глубоких обобщений); профессиональный (обычно приписывают юристам и всем тем, кто связан с правовой деятельностью; при непосредственном и частом выполнении юридически значимых действий они совершенствуют свои знания, степень понимания государственно-правовых явлений и свою профессиональную деятельность); теорети- ческий (является подвидом профессиональной, с той лишь разницей, что ее приписывают не всем юристам, а лишь тем, кто имеет научные знания о природе, сущности, взаимодействии государственно-правовых явлений) [4].
В.А. Балюк выделяет следующие уровни сформирован-ности правовой культуры личности: высокий, средний и низкий [5].
Методологическую основу изысканий составили идеи системного, личностного, культурологического, личностного, деятельностного подходов. В ходе экспериментальной работы применялись следующие методы, анализ психолого-педагогической литературы, обобщения передового педагогического опыта формирования правовой культуры обучающиеся молодежи, наблюдение, индивидуальные и групповые беседы, интервью, анкетирование, тестирование, изучение школьной документации, педагогический эксперимент; анализ результатов образовательной деятельности, а также внедрен и апробирован факультатив «Правовая культура личности» [6].
В опытно-экспериментальной работе по изучению сформированности правовой культуры приняли участие педагоги и учащиеся РГОУ «Кугесьская школа-интернат основного общего образования Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики».
Для оценки уровня воспитанности правовой культуры у обучающихся, опираясь на исследования Р.Н. Галиахметовой и Е.И. Евсиковой разработан следующий комплекс критериев и показателей. Так, когнитивному критерию соотносят проявления таких показателей, как наличие знаний правоведческого содержания, сформированность правового сознания. В качестве показателей по поведенческому критерию, выступают, наличие навыков правомерного поведения и умений их реализовать в повседневной жизни. Эмоционально-ценностный критерий соответствует следующим показателям, как сформированность отношения к праву и законности. Такие показатели, как наличие потребности в защите общих и личных интересов от преступных посягательств, соответствуют мотивационно-оценочному критерию. Каждый из перечисленных показателей соответствует низкому, среднему и высокому уровню воспитанности правовой культуры.
По степени выраженности показателей сформирован-ности правовой культуры учащихся выделены три уровня их проявления. Так, показателями характеризующий низкий уровень воспитанности правовой культуры, по когнитивному критерию выступают (поверхностные (неглубокие) и незначительные по объему и содержанию знания правовых норм о способах правовой защиты, не знает, как и при каких обстоятельствах применять нормы права в конкретной жизненной ситуации, почти не осознает и недостаточно четко понимает место и роль правовых знаний и их практической реализации в соответствии со своим статусом, не в полной мере представляет возможности реализации правовых норм в соответствии со своим статусом); по поведенческому критерию (имеет представление о том, как вести себя в обществе в соответствии с правовыми нормами, не противоречащими законодательству, но не всегда проявляет эти умения в повседневной жизни, не сформированы умения отстаивать своих права в соответствии со своим общественным статусом; по эмоционально-ценностному критерию (не сформировано чувство уважения к праву и законности, право не является личностно значимой социальной ценностью, имеет место проявление правового нигилизма); по мотивационно-оценочному критерию (не готов содействовать укреплению законности и правопорядка, равнодушен к любым нарушениям правового поведения в обществе, не активен в отстаивании законности, не готов к участию в содействии правоохранительным органам).
К показателям среднего уровня сформированности правовой культуры, по когнитивному критерию относят (овладел определенным объемом правовых знаний, характеризуется достаточно устойчивостью, знает, как применять приобретенные правовые знания в конкретной ситуации, в основном понимает и осознает важность знаний норм права и законности, частично осознает важность правовых норм и реализацию их в соответствии со своим статусом); по поведенческому критерию относят (представление о том, как вести себя в обществе в соответствии с правовыми нормами, а также проявляет умения и навыки правомерного поведения в конкретных ситуациях повседневной жизни, частично сформированы умения и навыки в отстаивании своих прав в соответствии со своим социальным статусом); по эмоционально-ценностному критерию (частично сформировано чувство уважения к закону и, как правило, оно лежит в основе регулирования взаимоотношений с другими членами социума); по мотивационно-оценочному критерию (проявляет готовность к содействию по укреплению правопорядка и законности в конкретных ситуациях, частично сформирована потребность пресекать противоправные действия в отношениях со сверстниками и в социуме).
В качестве показателей характеризующий высокий уровень сформированности правовой культуры, по когнитивному критерию выступают (овладел достаточно обширным объемом правовых знаний, характеризующихся глубиной, имеется потребность в самостоятельном изучении правовых норм, знает, как применять знания правовых норм, и применяет их в конкретной ситуации, сопоставляет и анализирует в соответствии с ситуацией, осознает важность и необходимость овладения знаниями и навыками правового поведения, полностью осознает важность правовых норм и законности сопоставляет их со своим социальным статусом в процессе их реализации); по поведенческому критерию относят (имеет достаточно хорошо сформированные умения и навыки правового поведения и реализует их в повседневной жизни, ориентируясь на конкретную ситуацию, овладел умением и навыками отстаивать свои права с учетом своего статуса в процессе социализации); по эмоционально-ценностному критерию (сформировано чувство уважения к закону, право является личностно-значимой социальной ценностью); по мотивационно-оценочному критерию (готов активно содействовать правоохранительным органам, укреплении законности и правопорядка, проявляет готовность к пересеканию любых правонарушений в общении со сверстниками, активно отстаивает законность в социуме, принимает посильное участие в соблюдении правил внутреннего распорядка образовательного учреждения.
Сравнительный анализ проведенной экспериментальной работы на констатирующем и формирующем этапах эксперимента по формированию правовой культуры у учащихся учреждения, с учетом выделенных критерий, показателей и уровней, свидетельствует о значительном повышении уровня правовой культуры у учащихся учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
По итогам формирующего этапа эксперимента по когнитивному критерию 70% (21 учащихся) КГ и 50% (15 учащих- ся) ЭГ имеют низкий уровень сформированности правовой культуры (поверхностные (неглубокие) и незначительные по объему и содержанию знания правовых норм о способах правовой защиты и т. д.) По итогам констатирующего этапа эксперимента это процентное соотношение КГ и ЭГ составляло 76,7% и 83,3%; по данным формирующего этапа 13,3% (4 учащихся) КГ и 23,3% (7 учащихся) ЭГ обладают средним уровнем правовой культуры по когнитивному критерию, что характеризуется следующими показателями: овладели определенным объемом правовых знаний, характеризуются достаточно устойчивость.
По итогам констатирующего этапа эксперимента процентное соотношение КГ и ЭГ составляло 23,3% и 16,7%; 17% (5 учащихся) КГ и 27% (8 учащихся) ЭГ обладают высоким уровнем сформированности правовой культуры по когнитивному критерию, учащиеся овладели достаточным объемом правовых знаний, характеризующихся глубиной и разносторонностью. По итогам констатирующего этапа эксперимента процентное соотношение КГ и ЭГ составляло 0% и 0%.
По итогам формирующего этапа эксперимента: 56,6% (17 учащихся) КГ и 46,6% (14 учащихся) ЭГ имеют низкий уровень сформированности правовой культуры по поведенческому критерию и характеризуются следующими показателями: имеют представление о том, как вести себя в обществе в соответствии с правовыми нормами, но не всегда проявляют эти умения в повседневной жизни. По итогам констатирующего этапа эксперимента это процентное соотношение КГ и ЭГ составляло 63,3% и 78,9%; 23,3% (7 учащихся) КГ и 26,6% (8 учащихся) ЭГ обладают средним уровнем сформированности правовой культуры по поведенческому критерию, имеют представление о том, как веста себя в обществе в соответствии с правовыми нормами, а также проявляют умения и навыки правомерного поведения в конкретных ситуациях повседневной жизни. По итогам констатирующего этапа эксперимента процентное соотношение КГ и ЭГ составляло 36,7% и 18,8%; 20 % (6 учащихся) КГ и 26,6% (8 учащихся) ЭГ имеют высокий уровень правовой культуры по поведенческому критерию, имеют достаточно хорошо сформированные умения и навыки правового поведения и реализуют их в повседневной жизни, ориентируясь на конкретную ситуацию. По итогам констатирующего этапа эксперимента процентное соотношение КГ и ЭГ составляло 0% и 0%.
Сравнительный анализ результатов по итогам констатирующего и формирующего этапов эксперимента явно свидетельствует о значительном повышения уровня правовой культуры у учащихся по эмоционально-ценностному критерию. По результатам констатирующего и формирующего этапов эксперимента процентное соотношение КГ и ЭГ ис-следования следующие: данные формирующего этапа эксперимента указывают на то, что 56,6% (17 учащихся) КГ и 46,6% (14 учащихся) ЭГ обладают низким уровнем сформи-рованности правовой культуры по выделенному критерию, у учащихся КГ менее сформировано чувство уважения к праву и законности, право не является личностно значимой социальной ценностью. По итогам констатирующего этапа эксперимента процентное соотношение КГ и ЭГ составляло 66,5% и 75,6%; результаты формирующего этапа эксперимента указывают на то, что 23,3% (7 учащихся) КГ и 26,6% (8 учащихся) ЭГ имеют средний уровень сформированно-сти правовой культуры по эмоционально-ценностному критерию и характеризуются следующими показателями:
частично сформировано чувство уважения к закону, и как правило, оно лежит в основе регулирования взаимоотношений с другими членами социума. По итогам констатирующего этапа эксперимента процентное соотношение КГ и ЭГ составляло 13,3% и 6,7%; 20% (6 учащихся) КГ и 26,6% (8 учащихся) ЭГ обладают высоким уровнем сформирован-ности правовой культуры по эмоционально-ценностному критерию и характеризуются сформированностью чувства уважения к закону и право является личностно значимой социальной ценностью. По итогам констатирующего этапа эксперимента процентное соотношение КГ и ЭГ составляло 19,7% и 16,7%.
Данные констатирующего и формирующего этапов эксперимента свидетельствуют о значительном повышении уровня правовой культуры у учащихся учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по мотивационно-оценочному критерию. По результатам итогового этапа эксперимента процентное соотношения КГ и ЭГ исследования следующие: 40% (12 учащихся) КГ и 33,3% (10 учащихся) ЭГ имеют низкий уровень сформированно-сти правовой культуры по мотивационно-оценочному критерию не готовы содействовать укреплению законности и правопорядку и т. д. По итогам констатирующего этапа эксперимента процентное соотношение КГ и ЭГ составляло 49,7% и 73,3% соответственно; 40% (12 учащихся) КГ и 40%
(12 учащихся) ЭГ обладают средним уровнем сформиро-ванности правовой культуры по мотивационно-оценочному критерию и характеризуются готовностью к содействию по укреплению правопорядка и законности в конкретных ситуациях. По итогам констатирующего этапа эксперимента процентное соотношение КГ и ЭГ составляло 33,3% и 15,5% соответственно; 20% (6 учащихся КГ) и 26,6% (8 учащихся ЭГ) имеют высокий уровень сформированности правовой культуры.
Необходимость формирования у учащихся правовой культуры в образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обусловлена необходимостью формирования у них правового сознания, активной жизненной позиции, умения регулировать поведение во всех сферах общественной жизни. Это является одной из ключевых проблем современной педагогической науки и школьной практики.
Список литературы Оценка сформированности правовой культуры в образовательном пространстве школы-интерната
- Александрова С.Н. Формирование правовой культуры у учащихся в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Чебоксары, 2008. 287 с.
- Галиахметова Р.Н. Развитие нравственно-правовой культуры учащихся школ инновационного типа. диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Казань, 2001. 161 с.
- Евсикова Е.И. Формирование правовой культуры школьников. диссертация на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. Якутск. 2007.
- Иванников И.А. Концепция правовой культуры//Правоведение. 1998. № 3. С. 12-16.
- Балюк Г.И. Взаимосвязь правовой культуры и социалистической демократии. Киев, 1984. 48 с.
- Александрова С.Н. Педагогические условия формирования правовой культуры у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей//Образование и саморазвитие. 2008. № 2(8). С. 130-137.