Оценка состояния биоразнообразия прибрежной орнитофауны некоторых искусственных водоемов Республики Калмыкии вследствие усиления антропогенной нагрузки
Автор: Шаповалова И.Б.
Журнал: Антропогенная трансформация природной среды @atps-psu
Рубрика: Сохранение природной среды. Особо охраняемые природные территории
Статья в выпуске: 3, 2017 года.
Бесплатный доступ
В статье представлен анализ современного состояния популяций прибрежной авиафауны одного из регионов сухо-степной зоны Юга Европейской части России, Республики Калмыкии. Приводятся данные о видовом разнообразии и численности видов птиц водно-болотного комплекса на территории степных водоемов в условиях усиления антропогенного пресса. Рассмотрена динамика видового разнообразия птиц некоторых внутренних водоемов Калмыкии, Сарпа и Деед-Хулсун, в период с 2008 по 2015гг. в связи с изменением гидрологического режима и усиления фактора беспокойства. Оценен вклад водоемов Сарпинской озерной системы и оз. Деед-Хулсун в сохранение и обогащение биоразнообразия региона. Даны рекомендации по управлению их гидрологическиим режимом с целью поддержания и сохранения биоразнообразия степных водоемов.
Биоразнообразие, эколого-фаунистическая характеристика, видовой состав, обилие (численность), редкие и уязвимые виды, трансформация орнитокомплекса
Короткий адрес: https://sciup.org/147229973
IDR: 147229973
Текст научной статьи Оценка состояния биоразнообразия прибрежной орнитофауны некоторых искусственных водоемов Республики Калмыкии вследствие усиления антропогенной нагрузки
Район наших исследований располагался на юге Европейской части России, на территории республики Калмыкии, на водоемах Сарпа и Деед-Хулсун. Район исследования включает территории Сарпинской низменности, лощину Даван, Черные земли, а также Прикаспийской низменности. Водоемы относятся к орнитогеографическому району «Сар пинские озера» [10]. Исследования были проведены в период с 2008 по 2015 гг. в условиях аридного климата с резко выраженной континентальностью. Работы выполнены по стандартным методикам (маршрутные учеты в сочетании с работой на стационарах) [3, 11]. Латинские названия взяты в соответствии с последней сводкой Л. С. Степаняна [6]. Исследуемые водоемы расположены на территории ключевых орнитологических территорий (КОТР) республики Калмыкии («Сарпинские озера», урочище «Олинг») [1] и находятся под охраной на государственном и региональном уровне. Водоемы внесены в Перспективный («теневой») список Рамсарской конвенции [5].
Оз. Сарпа. В мае 2012 года часть водохранилища за плотиной у пос. Цаган-Нур было спущено, в связи с прокладкой газопровода от пос. Эвдык к пос. Цаган-Нур через середину восточной части водоема, для чего была разрушена дамба в хвосте водоема. Под угрозой оказались все прибрежные экосистемы восточной части водоема (за плотиной), в том числе, обитавшие там животные и птицы, включая краснокнижные виды. Эго спровоцировало сильное падение уровня в основной западной части водохранилища (в 2012 г. отмечено понижение на 2м), а также уровня грунтовых вод [9]. Замеры нами не проводились, однако в ближайших поселках пересохли колодцы, что вызвало сильные перебои с водой. Значительно возрасла минерализация воды в Сарпе для этого периода, а показатели перманганатной окисляемости значительно превысили норму [9]. Эго существенно отразилось на прибрежных биоценозах. Изменения затронули растительность (угнетение) и животное население. В первую очередь на изменения водного режима отреагировали птицы водно-болотного комплекса. Произошла смена сообществ. С обмелением водоема исчезли крупные водоплавающие виды птиц (утки, гуси, пеликаны, бакланы) и сильно сократили свою численность древесно-кустарниковые виды.
Однако такие изменения вызвали непродолжительный всплеск численности чаек, куликов на мелководьях, который продолжался до полного обсыхания водоема. Видовое разнообразие этих видов также возросло в этот период. Отмечены крупные поселения хохотуньи на образовавшихся островках из тростниковых зарослей (4 колонии: 100-250 гнездовых пар). В мае-июне 2012 г. на водоеме в достаточном количестве отмечен черноголовый хохотун (100 особей на 1 км бер. линии). Также, в 2012 г., в период весеннего пролета и на летовании в западной части водоема регулярно отмечены мородунка, золотистая ржанка, камнешарка и многие другие. В мае 2012 года на территории спущенной восточной части Сарпы в заливах на мелководьях были отмечены гнездовые поселения 12 гнездовых пар ходулочника (Himantopus himantopus) (1-7 пар шилоклювки (Recourvirostra avosetta) и от 2 до 19 гнездящихся пар степной тиркушки (Glareola nordmanni). Найдены 4 крупные колонии черноголовой чайки (Ichthyaetus melanocephalus) - 350-550 пар. Совместно с ней в колонии гнездились речная крачка (Sterna hirundo) - от 100-150 пар в колонии, малая крачка (Sterna albifrons) - от 1 до 3 пар в каждом поселении, а также чайконосая (Gelochelidon niloticd) - от 2 до 7 пар в каждой колонии. Отдельно найдены совместные колонии речной и светлокрылой (Chlidonias leucopterus)a черной крачек (2 колонии по 100-150 пар). В последующие годы (20132015 гг.) после полного обсыхания водоема эти виды переместились на западную часть Сарпы, где регулярно отмечались на гнездовании в последующие годы.
Начиная с 2012 года, отмечено увеличение численности мышевидных грызунов, таких как малый суслик (Spermophilus pigmeus) и общественная серая полевка (Microtus socialist и проч, (основные кормовые объекты хищных птиц), а также саранчовых. Эго вызвало стабилизацию популяций некоторых хищных видов птиц. В 2013 г. отмечено гнездование степного орла (Aquila nepalensis) вблизи водоема. В 2014 и 2015 г. найдено еще 2 гнезда этого вида (1 гнездо - 28.05.14 и 2 гнезда 11.06.15 и 12.06.15, у дороги недалеко от НЭП, на расстоянии 19 км). До 2013 г. гнездование степного орла на этой территории нами не отмечено. На водоеме обычен орлан-белохвост (Haliaeetus albicilld). Единичными встречами отмечены довольно редкие и исчезающие виды (полевой (Circus cyaneus) и степной лунь (Circus macrourus) - 11.06.15, могильник (Aquila he Паса) - 19.05.13) ранее здесь не отмечавшиеся. В 2012 - 2014 г. общее обмеление и доступность кормовых объектов Сарпы спровоцировало рост популяции цаплевых. На водоеме также отмечены кваква, большая и малая выпи. В прилегающих к водоему степных биотопах отмечено увеличение численности красавки (Anthropoides virgo), 2-4 пары ежегодно (с 2012г.), на расстоянии 20 км. Вблизи территории водоема во время весенней миграции отмечен черный гриф (Aegypius monachus) - крайне редкий, залетный вид региона. Встречен нами только в районе этого водоема за весь период наших исследований. Две встречи зафиксированы с автомобиля, 12.05.2010 г. и 18.05.13 г., на небольшом удалении от дороги (700-1000 м), в зональном ценозе, между поселками Эвдык и Чкаловский.
Оз. Деед-Хулсун. Данный водоем - лиманного типа, расположен в устье реки Яшкуль. Его гидрологический режим определяется климатическими условиями. С юга-востока водохранилище оз. Деед Хулсун ограничено земляной подпорной дамбой длиной 2550 м и шириной по гребню 4,5 м, которая ограничивает площадь разлива оз. Деед-Хулсун. После строительства в 1960 году Черноземельской обводнительнооросительной системы (ЧООС) и земляной плотины водоем превратился в приемник дренажно-сбросных вод (площадь водосбора 1938 км2), поступающих по каналу УС-3 из Чограйского водохранилища (в основном это сбросная вода из бассейнов рек Терека и Кумы) [8]. В 2006-2008 гг. вода озеро не поступала, в связи с реконструкцией плотины на Чограйском водохранилище (спущено), до 2010 г. уровень водоема оставался на стабильно низком уровне (максимальная глубина водоема не превышала 2 - 2,5 м). Кроме того, до конца 2010 г. дамба водоема Деед-Хулсун также находилась в аварийном состоянии, а шлюзы канала засорены. Ее ремонт гидротехнических сооружений водоема окончательно завершился к началу 2011 г. [2]. В эти годы (2006-2010 гг.) на водоеме отмечено превышение испаряемости над осадками в течение года, сопровождающийся ежегодным ростом минерализации (увеличивается к осени) [7, 9].
В 2005г. водоем Деед-Хулсун в 2005 г. был передан в аренду администрацией Яшкульского района республики Калмыкии частному предпринимателю сроком на 45 лет, в качестве земельного участка для ведения рыбохозяйственной деятельности (постановление № 198, договор аренды от 14.12.05 г.)[4]. В 2016 г. договор аренды был аннулирован решением Яшкульского районного суда Республики Калмыкии [4]. Однако за период хозяйстования частного предпринимателя, начиная с марта 2011 г., после завершения всех ремонтных работ на Деед-Хулсун и Чограйском водохранилище (со слов сотрудника рыбхоза, наши данные), начался активный сброс воды и зарыбление данного водоема. Эго привело к резкому подъему уровня воды в озере с марта 2011 г. Сброс воды осуществлялся в несколько этапов: 1 подъем - в марте 2011 г., повторный большой сброс воды с канала УС-3 состоялся в мае 2011 г. Одновременно со сбросом воды осуществлялся запуск малька промысловых видов рыб (сазан, белый амур, толстолобик, щука). Быстрый суточный подъем уровня водоема привел к обводнению прибрежных территорий водоема. Под водой оказались полоса тростника, прибрежные луговые растительные сообщества с полосой тамарикса. Произошло заиление мелководных участков. Под воду ушла большая часть площади прибрежных пляжей и некоторые внутренние острова аллювиального происхождения. Повторные сбросы воды осуществлялись еще несколько раз в июне этого же года. В последствие, подобные резкие сбросы воды с похожей периодичностью отмечались нами и в последующие годы, на протяжении всего периода исследований (по 2015 г. включительно). При каждом сбросе амплитуда колебания уровня воды в водоеме за сутки составляла от 20 до 50 см (наши данные). Сброс воды мог длиться 2-3 суток подряд. В мае-июне 2015г. сброс воды осуществлялся регулярно, через каждые 2 недели. В итоге вода распространилась далеко в хвост водоема. На водоеме стали действовать нагонные ветровые процессы.
Данные мероприятия вызвали трансформацию прибрежных сообществ животных, и в первую очередь орнитофауны. Серьезно пострадали гнездовые колонии краснокнижных пеликановых (кудрявый пеликан), колпицы, цаплевых, некоторых пастушковых (лысуха, камышница, малый погоныш), чайковых (черноголовый хохотун), некоторых гусеобразных (серый гусь, серая утка, кряква, красно головый нырок). Их численность в этом году была снижена. Колония кудрявого пеликана, селившаяся многие годы на одном из внутренних островов Деед-Хулсун, в мае 2011г. перестала существовать (полностью затоплены и погибли кладки). Отмечено полное отсутствие этих видов на водоеме. Обилие остальных крупных представителей орнитофауны болотно-околоводного комплекса в этот год было также существенно снижено (аистообразные, гусеобразные). Колпица отмечена единичными встречами на маршрутах при ежедневном обходе (1 гнездящаяся пара - 24.06.2011 г. на одном из островов водоема). Существенно сократили свою численность гусеобразные и цаплевые, журавлеобразные. Были сокращены колонии Glareola nordmanni в хвосте водоема из-за заливания их гнездовых стаций. В 2012 году отмечена стая холостующих Pelecanus crispus из 44 особей в хвосте водоема совместно с Р. onocrotalus -5 особей. Там же отмечена стая Platalea leucorodia (22 особи). Кроме того, в этот же год найдены 8 новых гнезд кудрявого пеликана на месте прежнего гнездования (один из островов водоема). Последнее гнездование этого вида на водоеме (2 гнезда) отмечено в мае 2013 года. Возможно на этот факт повлиял сильный фактор беспокойства, весенняя охота в мае в 2012 и 2013 гг. (со слов сотрудников Минприроды Калмыкии и рыбхоза). Найдены свежие гильзы от охотничьих патронов на побережье в мае 2012 и 2013 гг. В 2014 году зарегистрированы только холостующие стаи кудрявого и розового пеликанов (4-150 особей). Однако с 2013 по 2014 гг. отмечен рост видового разнообразия и численности птиц болотно-околоводного комплекса, за счет увеличения кормовой базы (рыба, беспозвоночные) и адаптации видов птиц к регулярным сбросам воды из канала. В эти годы на водоеме на весеннем пролете отмечены такие виды, как Arenaria interpres, Pluvialis apricaria, Charadrius asiaticus, Calidris alpina, Numenius arquata, Limosa limosa, Tringa erythropus. Из хищных птиц в эти годы на водоеме были зарегистрированы Milvus migrans, Haliaeetus albicilla, Buteo rufinus, Circus aeruginosus, Asia flammeus. Но в 2015г. численность птиц на водоеме сократилась почти на 60% из-за выраженного фактора беспокойства (трал рыбы с марта по май и в сентябре), а также регулярного и частого сброса воды из канала (каждые 2 недели), который совпал с частыми сезонными осадками в весеннее-летний период (апрель - июнь). Количество пеликанов на оз. Деед-Хулсун было очень невелико (1-5 особей).
Заключение. Основными факторами снижения богатства и численности орнитокомплексов степных водоемов Калмыкии является нерациональное хозяйственное использование этих водоемов и прилегающих к ним территорий, не по их прямому назначению (накопитель воды для орошения сельскохозяйственных угодий, водопой для сгонного скотоводства). Наиболее негативное воздействие на популяции птиц водно-болотного комплекса оказывает радикальное изменение водного режима (осушка/обводнение), превращение водоема в рыбохозяйственный для товарного производства рыбы и также охота на птиц, совпадающая по срокам с важнейшими фенологическими периодами в их жизни. Существенное урон популяциям большинства видов птиц болотно-околоводного комплекса наносит фактор беспокойства (весенняя охота, траление рыбы), воздействие которого по срокам совпадает с началом периода гнездования (стадии постройки гнезда, откладывания яиц, период насиживания и вылупления птенцов).
Список литературы Оценка состояния биоразнообразия прибрежной орнитофауны некоторых искусственных водоемов Республики Калмыкии вследствие усиления антропогенной нагрузки
- Бадмаев В.Э. Ключевые орнитологические территории России в Калмыкии // Экология. 2008. № 1. С. 23–28.
- Доклад главы администрации Яшкульского районного муниципального образования Республики Калмыкия Хаглышева Т.К. о результатах проведенного ремонта гидросооружений на оз. Деед-Хулсун и капремонта плотины на р. Улан-Зууха // Росприроднадзор: ЮФО Свод 3105-07062011. 02.06.11. URL: http://75.rpn.gov.ru.rpn-test.ru:8421/node/3599 (дата обращения: 14.10.17).
- Равкин Ю.С. К методике учета птиц в лесных ландшафтах // Природа очагов клещевого энцефалита на Алтае (Северо-Восточная часть). Новосибирск: Наука, 1967. С. 66–75.
- Решение № 2-278/2016 2-278/2016~М-89295/2016 М-89295/2016 от 9 декабря 2016 г. по делу № 2-278/2016 // Судебные и нормативные акты РФ. 09.12.16. URL: http://sudact.ru/regular/doc/61wYkT7MNzLR/ (дата обращения: 14.10.17).
- Сохина Э. Н., Чернобай В. Ф., Линьков А. Б. Сарпинские озера и озеро Деед-Хулсун // Водно-болотные угодья России. Том 3. М., 2000. С. 198–204.
- Степанян Л.С.. Конспект орнитологической фауны России и сопредельных территорий (в границах СССР как исторической области). М.: 2003. С. 1–808.
- Уланова С.С. Геоэкологическая оценка искусственных водоемов Калмыкии и экотонных систем «вода-суша» на их побережьях / Автореф. дис..канд. геогр. Наук. М., 2008. 19 с.
- Уланова С.С. Эколого-географическая оценка искусственных водоемов Калмыкии и экотонных систем «вода-суша» на их побережьях / Отв. ред. д.г.н., проф. Н.М. Новикова. М.: Изд-во РАСХН, 2010. 263 с.
- Уланова С.С. Изучение воздействия искусственных водоемов Прикаспийской низменности на экотонные территории (в пределах республикиКалмыкии)/ Вода: химия и экология. № 5, май 2014г. С. 20–26.
- Цапко Н.В. Эколого-географический анализ орнитофауны Калмыкии: Автореф. дис. канд. геогр. наук. Ставрополь, 2009. 25 с.
- Vergeles Yu.I.. Quantitative counts of bird population: a methodological review. Berkut. 1994. № 3 (1). P. 43–48.