Оценка уязвимости к фишингу участников сетевых геймифицированных образовательных проектов в области информационной безопасности

Автор: Сафонов Константин Владимирович, Золотарев Вячеслав Владимирович

Журнал: Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева @vestnik-kspu

Рубрика: Теория и методика профессионального образования

Статья в выпуске: 2 (52), 2020 года.

Бесплатный доступ

Постановка проблемы. В статье рассматриваются вопросы, связанные с защищенным взаимодействием внутри геймифицированной образовательной среды, в частности в области игровых кейсов, применяемых для обучения информационной безопасности. Основные угрозы, рассмотренные ниже, это реализация различных типов фишинговых атак, показаны экспериментальные данные по оценке некоторых параметров групп проекта, реализованных в социальной сети. Также приведен алгоритм действий при оценке уязвимости участников сетевых геймифицированных проектов к фишинговым атакам. Цель исследования ориентирована на разработку подхода к оценке опасности фишинга как способа разрушения или негативного использования группового взаимодействия с точки зрения информационной безопасности, применимого для проектов в форме кейс-стади. Методологию исследования составляют: изучение и анализ результатов междисциплинарных исследований отечественных и зарубежных ученых, посвященных использованию геймификации в различных обучающих задачах, игровых сред и решений, их оценки; анализ действующих игровых практик в рамках обучения информационной безопасности. Результаты. Разработаны авторские рекомендации по оценке уязвимости участников сетевых геймифицированных образовательных проектов к фишинговым атакам, выполнен обзор связанных работ и противоречий, показаны ограничения. Заключение. По результатам проведенного эксперимента показано, что сетевое взаимодействие может быть оценено, а итоги оценки использованы для прогнозирования развития фишинговых атак в сетевых геймифицированных образовательных проектах. Рассматриваемые в статье авторские рекомендации могут быть применены в ходе обучения магистров по направлению подготовки 10.04.01 Информационная безопасность (очная форма обучения).

Еще

Обучение, информационная безопасность, геймификация, фишинг, социальная сеть

Короткий адрес: https://sciup.org/144161862

IDR: 144161862   |   DOI: 10.25146/1995-0861-2020-52-2-201

Список литературы Оценка уязвимости к фишингу участников сетевых геймифицированных образовательных проектов в области информационной безопасности

  • Абрамов М.В., Азаров А.А., Тулупьева Т.В. и др. Модель профиля компетенций злоумышленника в задаче анализа защищенности персонала информационных систем от соци-оинженерных атак // Информационно-управляющие системы. 2016. № 4 (83). C. 77-84. DOI: 10.15217/issn1684-8853.2016.4.77
  • Басараб М.А., Иванов И.П., Колесников А.В., Матвеев В.А. Обнаружение противоправной деятельности в киберпространстве на основе анализа социальных сетей: алгоритмы, методы и средства (обзор) // Вопросы кибербезопасности. 2016. Вып. 4 (17). С. 11-19. DOI: 10.21681/2311-3456-2016-4-11-19
  • Кириченко Л., Радивилова Т., Барановский А. Обнаружение киберугроз с помощью анализа социальных сетей // Information technologies & knowledge. 2017. Vol. 11, No. 1. P. 23-48. URL: https://www. researchgate.net/publication/320233252_ OBNARUZENIE_KIBERUGROZ_S_POMOSU_ ANALIZA_SOCIALNYH_SETEJ (дата обращения: 01.05.2020).
  • Beckers K., Pape S. A Serious game for eliciting social engineering security requirements. In: Proceedings of the 2016 IEEE 24th International Requirements Engineering Conference (RE), 2016. DOI: 10.1109/RE.2016.39
  • Hart S., Margheri A., Paci F., Sassone V. Riskio: A serious game for cyber security awareness and education // Computers & Security. 2020. Vol. 95. P. 101827. DOI: 10.1016/j. cose.2020.101827
  • Jin G., Tu M., Kim T.-H., Heffron J., White J. Game based cybersecurity training for high school students. In: SIGCSE '18 Proceedings of the 49th ACM Technical Symposium on Computer Science Education. P. 68-73. DOI: 10.1145/3159450.3159591
  • Kang L., Chek K., Choon, L. A survey of phish-ing attacks: Their types, vectors and technical approaches // Expert Systems with Applications. 2018. No. 106. P. 1-20. DOI: 10.1016/j. eswa.2018.03.050
  • Liu L., Yasin A., Li T., Fatima R., Wang J. Improving software security awareness using a serious game. In: IET Software, 2018. DOI: 10.1049/ iet-sen.2018.5095
  • Safonov K., Zolotarev V., Derben A. Analysis of attack strategies on game resources for technological processes training games. In: Proceedings of the IOP Conference series, 2019 [in press].
  • Tang S., Hanneghan M. A Model-driven framework to support development of serious games for game based learning. In: Proceedings of the 3rd International Conference on Developments in e-Systems Engineering. London, UK. 2010. DOI: 10.1109/DeSE.2010.23
  • Trickel E., Disperati F., Gustafson E. Shall we play a game? CTF-as-a-service for Security Education. In: Proceedings of the USENIX Workshop on Advances in Security Education (ASE), 2017. URL: https://www.researchgate.net/ publication/319141725_Shell_We_Play_A_ Game_CTF-as-a-service_for_Security_Educa-tion (дата обращения: 10.04.2020).
  • Yasin A., Liu L., Li T., Wang J., Zowghi D. Design and preliminary evaluation of a cyber Security Requirements Education Game (SREG) // Information and Software Technology. 2018. № 95. P. 179-200. DOI: 10.1016/j. infsof.2017.12.002
  • Zani A.A.A., Norman A.A., Ghani N. A review of security awareness approaches: Towards achieving communal awareness / Ed. by V. Benson, J. Mcalaney. In: PACIS 2018 Proceedings «Cyber influence and cognitive threats». Academic Press, 2018. P. 97-127. URL: https://aisel. aisnet.org/pacis2018/278 (дата обращения: 13.04.2020).
Еще
Статья научная