Оценка влияния COVID-19 на психику на примере пациента с шизофренией

Автор: Мирзаев А.А., Аграновский М.Л., Сарбаева Н.К., Муминов Р.К., Солиев Д.М.

Журнал: Экономика и социум @ekonomika-socium

Рубрика: Основной раздел

Статья в выпуске: 9 (88), 2021 года.

Бесплатный доступ

Последствия пандемии для лиц с серьезными психическими заболеваниями, в частности, с шизофренией представляют собой актуальную проблему для психиатрической науки и практики. COVID-19 оказал беспрецедентное воздействие на население во всем мире и ложится тяжелым бременем на пациентов с шизофренией, включая повышенный риск инфицирования и плохих исходов, неблагоприятные последствия для психического здоровья пациентов с шизофренией, трудности организации психиатрической помощи этим больным в стационарных и амбулаторных условиях. В статье подчеркивается важность быстрого осуществления мер, направленных как на снижение риска передачи COVID-19, так и на поддержание непрерывности психиатрической помощи пациентам с шизофренией.

Еще

Пандемия, шизофрения, COVID-19, психическая нарушения.

Короткий адрес: https://sciup.org/140254996

IDR: 140254996

Текст научной статьи Оценка влияния COVID-19 на психику на примере пациента с шизофренией

Актуальность. Болезнь коронавируса (COVID-19), сопровождающаяся тяжелым острым респираторным синдромом коронавирус 2 (SARS-CoV-2), затронула большое число человек во всем мире и привела к боле, чем 50 000 смертельным исходам. Она стала серьезной проблемой для всех систем здравоохранения и правительств всех стран. В свою очередь, общая распространенность шизофрении составляет 0,4- 1% и это психическое расстройство также представляет собой большое бремя для семьи и общества[4,7]. Больных шизофренией отличает высокий уровень смертности и сопутствующие заболевания сердечно- сосудистые и эндокринные , иммунные и желудочно - кишечные.

Иногда эти заболевания - следствие шизофренией, иногда - результат непродуманной фармакотерапии, без контроля эффективности и безопасности лечения , злоупотребления психоактивными вещества, например, алкоголем и каннабиоидами , без системного и комплексного подхода к психологической и социальной помощи больному шизофрении и его семье[1,5].

Предположим, что в силу ослабленного иммунитета и беспорядочного образа жизни больные шизофренией особенно восприимчивы к инфекции SARS-CoV2, имеют худшие клинические результаты и прогноз после заражения или имеют рецидивы психоза из-за самоизоляции и напряженных отношений в семье в контексте пандемии COVID-19. если это так, то все это будет дополнительным бременем для системы здравоохранения , которая уже доведена до предела и больше заботится о смертности больных, чем об их психическом состоянии[2,6].

Перед нами встает множество вопросов: подтвержены ли больные шизофренией коронавирусной инфекции , как она протекает , каковы ее клинические особенности и какой прогнозздесь для шизофрении? Какова смертность этого контингента больных в условиях пандемии COVID-19 , какие препараты здесь наиболее эффективны и пр? Чтобы ответить на эти вопросы давайте посмотрим обзоры литературы с помощью Medline, проводя поиск с момента пандемии COVID - 19 до настоящего времени.

Для начала , стоит включить в этот обзор оригинальные, рецензированные статьи на русском и английском языке, в которых оценивался любой диагноз респираторной инфекции при шизофрении (заголовок и реферат; полнотекстовый обзор), в результате за 6 месяцев мы обнаружим не более 20 серьезных статей, внушающих доверие качеством исследований и математическим аппаратом обработки полученных данных. Согласитесь , что это очень мало, для серьезных выводов[3,5] .

Пациенты с шизофренией должны следовать тем же инструкциям в отношении здоровья (например, вакцина против гриппа - если не применяются особые ограничения) и получать такое же лечение, что и клинические группы высокого риска для COVID-19.

В психиатрических больницах , на базе психо-реанимационных отделений или палат реанимации или выделенного отделения стоит незамедлительно организовать качественную помощь больным, страдающим психическими расстройствами и зараженными коронавирусом

Врачи общей практики ( первичной медицинской сети) , и врачи , лечащие пациентов с COVID-19, должны уделять особое внимание больным шизофренией, поскольку о последним может быть трудно сделать качественное описание респираторных симптомов [2,5].

Психиатры должны дистанционно контролировать своих нестабильных амбулаторных больных и, по возможности, использовать современные технологии теле здравоохранения (через Интернет) для обеспечения более частых контактов и поддержки больных шизофренией и возникающих у них проблем в условиях пандемии

Службы охраны психического здоровья и общественные организации должны информировать пациентов и их семьи обо всех процедурах и образе жизни, которые необходимо соблюдать в течение этого периода, и должны обеспечивать четкие дистанционные каналы связи для того , чтобы минимизировать переполненность психиатрических больниц[3]. Тем не менее, семьи должны следить за признаками рецидива психоза и обращаться в психиатрические службы как можно скорее.

Цель исследования. Изучить осложнения пандемии коронавируса у пациентов с шизофренией из анамнеза, специфику ее особенностей отторжения и вопросы лечения.

Материалы и методы исследования. Мы выявили психические расстройства у 80 пациентов с коронавирусом, которые находятся под контролем с диагнозом шизофрения в АОПНД с целью выполнения поставленной перед нами задачи.

Обсуждение. Риск тяжелого течения и развития осложнений COVID-19 у психически больных представляется более высоким, так как они чаще страдают коморбидными соматическими заболеваниями, включая метаболический синдром, диабет, сердечно-сосудистую и легочную патологию. При психических расстройствах повышен также риск развития инфекционных заболеваний, в том числе пневмонии. Важную роль в такой уязвимости играет и возрастной фактор — особого внимания требуют дети и лица старшего возраста.

В настоящий момент все категории психически больных как в амбулаторной практике, так и в стационаре нуждаются в более пристальном внимании со стороны своих лечащих врачей, включая проведение санитарно-просветительской и психообразовательной работы с разъяснением необходимости соблюдать режим самоизоляции и профилактические санитарно-гигиенические меры, а также с противодействием негативному психологическому давлению средств массовой информации, включая панические настроения и дезинформационные материалы по актуальной ситуации с коронавирусной инфекцией и непроверенным методам ее лечения. Все наши пациенты должны получать объективную и обновляемую информацию в доступной для понимания форме с учетом возраста и тяжести их состояния.

К сожалению, в настоящее время для проведения такой работы существуют серьезные препятствия в связи с введением режима социальной изоляции, который существенно ограничил возможности общения врачей-психиатров со своими пациентами. Единственным выходом видится срочное налаживание в психиатрических службах телемедицины (телепсихиатрии) и дистанционного видеообщения с пациентом, тем более что психиатрия была первой медицинской специальностью, в которой были эффективно применены возможности телемедицины для удаленной консультативной помощи больным. Уже накоплен немалый положительный опыт ее применения, в том числе круглосуточного психологического онлайн-консультирования и даже проведения когнитивно-поведенческой психотерапии для лечения депрессии и тревожных расстройств во время эпидемии COVID-19 в Китае, Южной Корее и США.

В сложившейся ситуации врач обязан проконсультировать пациента по телефону или видеосвязи, для установления которой по интернету в настоящее время существуют широкие возможности.

В большинстве случаев такого видеообщения оказывается достаточно для правильной оценки состояния пациента, установления диагноза и коррекции терапии. Во время действия режима самоизоляции не следует просить пациента приходить на прием к врачу, за исключением необходимости экстренной госпитализации. Важную роль играет и дистанционное кризисное консультирование, особенно при возникновении деструктивного суицидального и агрессивного поведения.

Для работы с населением и медицинским персоналом необходимо организовать «горячую линию» или использовать на первом этапе «телефон доверия» (экстренная психологическая поддержка по телефону). Поскольку количество обращений за психологической помощью может увеличиться стремительно, нужно заранее создать и обучить пул психологов и психотерапевтов, готовых работать с различными фокус -группами обратившихся за помощью.

При отсутствии необходимого числа профессиональных психологов и психотерапевтов следует обратится за помощью в общественные профессиональные организации и местные волонтерские движения. Новый опыт из Китая и США показывает, что дистанционная психологическая поддержка лиц, находящихся на карантине в связи с COVID-19, существенно снижает уровень дистресса и его последствия. Особенно важной и эффективной такая поддержка оказывается у медицинского персонала, непосредственно работающего в эпидемическом очаге с зараженными больными.

Недавно проведенный опрос 1379 медицинских работников в очагах заражения в Италии с применением специальных скрининговых шкал показал, что симптомы ПТСР отмечались у 49,4% опрошенных, выраженная депрессия — у 24,7%, тревога — у 19,8% и бессонница — у 8,3%. Наиболее часто симптомы ПСТР наблюдались у врачей и сестер, непосредственно работающих с зараженными COVID-19 и/или коллеги которых заразились инфекцией. Проведенный ранее аналогичный опрос 1257 сотрудников больниц Уханя обнаружил наличие серьезного дистресса у 71,5%, депрессии у 50,4%, тревоги у 44,6%, бессонницы у 34,0% опрошенных.

Более тяжелая симптоматика наблюдалась у медсестер, непосредственно обслуживающих пациентов с COVID-19. Медицинский персонал часто не может поделиться своими переживаниями и опасениями с коллегами и близкими людьми, чтобы не распространять панические настроения и внешне выглядеть оптимистично.

Все эти данные свидетельствуют о том, что медицинские работники в настоящее время потенциально являются одной из самых уязвимых категорий лиц, требующих специального внимания психологов и психиатров для организации психологической поддержки и психотерапевтических вмешательств с целью коррекции острых и профилактики хронических стресс-индуцированных психических расстройств.

Для амбулаторных пациентов с психическими расстройствами в целях соблюдения ими условий самоизоляции нужно срочно решить вопрос по обеспечению их требуемыми лекарственными препаратами без необходимости посещения психоневрологических диспансеров для выписки рецептов. У больных шизофренией желательно организовать регулярное введение инъекционных пролонгированных форм антипсихотиков на дому, чтобы избежать перерыва в длительной противорецидивной терапии.

При отсутствии такой возможности всем категориям психически больных с высоким риском рецидива в случае перерыва длительной поддерживающей терапии, а также пациентам с высокой вероятностью несоблюдения режима самоизоляции должна быть предложена добровольная госпитализация.

В случае отказа им следует обеспечить помощь на дому. К таким категориям относятся все хронические и часто рецидивирующие психические расстройства, прежде всего шизофрения, рекуррентная депрессия, биполярное расстройство, деменции, паническое расстройство и др.

Полустационарная помощь также должна быть ограничена — больных, нуждающихся в активной терапии, желательно перевести в стационар, остальных перевести на амбулаторную терапию с регулярным дистанционным наблюдением.

Вывод. Глобальная пандемия COVID-19 оказала беспрецедентное воздействие на население во всем мире и легла тяжелым бременем на пациентов с серьезными психическими расстройствами, в том числе с шизофренией, включая повышенный риск инфицирования и плохих исходов, неблагоприятные последствия для психического здоровья пациентов с шизофренией, вопросы организации психиатрической помощи этим больным в стационарных и амбулаторных условиях.

В целом в существующих рекомендациях подчеркивается важность быстрого осуществления мер, направленных как на снижение риска передачи COVID-19, так и на поддержание непрерывности психиатрической помощи пациентам с шизофренией.

Список литературы Оценка влияния COVID-19 на психику на примере пациента с шизофренией

  • Алёхин А.Н., Дубинина Е.А. Пандемия: клинико-психологический аспект. Артериальная гипертензия. 2020; 26(3): 312-316.
  • Бауэр Е.А. Проблемы оказания психологической и психотерапевтической помощи в условиях эпидемии коронавирусной инфекции (на примере Германии). Вестник Московского государственного областного университета. 2020; 2: 219-228.
  • Ефремова Д.Н. Дыхание коронавируса: об осуществлении дистанционной психологической помощи в период пандемии. Вестник Московского государственного областного университета (электронный журнал). 2020; 2: 228-235.
  • Новикова Л.Б., Акопян А.П., Шарапова К.М., Латыпова Р.Ф. Неврологические и психические расстройства, ассоциированные с COVID19. Артериальная гипертензия. 2020; 26(3): 317-326.
  • Шматова Ю.Е. Влияние COVID-19 на психическое здоровье населения (как показатель человеческого потенциала): опыт зарубежных исследований. Проблемы развития территории. 2020; 4(108): 88-108.
  • Yao H., Chen J.-H., Xu Y.-F. Patients with mental health disorders in the COVID-19 epidemic. The Lancet Psychiatry. 2020; 7 (4): e21.
  • Huang Y., Zhao N. Generalized anxiety disorder, depressive symptoms and sleep quality during COVID19 outbreak in China: a web-based cross-sectional survey. Psychiatry Res. 2020; 288: 112954.
Еще
Статья научная