Оценка воздействия особого режима природопользования на развитие экономики Республики Бурятия с использованием межотраслевых моделей

Автор: Дондоков Зорикто Бато-Дугарович, Дугаржапова Долгорма Баторовна, Пискунов Евгений Юрьевич, Убонова Дарима Зориктоевна

Журнал: Вестник Бурятского государственного университета. Экономика и менеджмент @vestnik-bsu-economics-management

Статья в выпуске: 4, 2022 года.

Бесплатный доступ

Проведена оценка экономических последствий введения особого режима природопользования на Байкальской природной территории в отношении минерально-сырьевого комплекса Республики Бурятия. Обоснована необходимость использования межотраслевых моделей для определения косвенных потерь валового выпуска, снижения объема налоговых поступлений, уменьшения занятости населения. Дано описание методики расчета снижения макроэкономических показателей по видам экономической деятельности на основе классической межотраслевой модели и межотраслевой модели суммарных расходов. Проведен расчет потерь экономики Республики Бурятия, связанных с отказом от реализации крупных инвестиционных проектов в минерально-сырьевом комплексе, не прошедших экологическую экспертизу. Приведены результаты расчетов с использованием двух моделей в разрезе 15 видов экономической деятельности. Сделан вывод о значительности суммарных потерь экономики Республики Бурятия от недопроизводства продукции в минерально -сырьевом комплексе. Выявлены существенные отличия значений показателей экономических потерь по рассматриваемым межотраслевым моделям.

Еще

Байкальская природная территория, особый режим хозяйственной деятельности, экологические ограничения, экономика, потери, республика бурятия, минерально-сырьевой комплекс, инвестиционные проекты, межотраслевые модели

Короткий адрес: https://sciup.org/148325459

IDR: 148325459   |   DOI: 10.18101/2304-4446-2022-4-38-46

Текст научной статьи Оценка воздействия особого режима природопользования на развитие экономики Республики Бурятия с использованием межотраслевых моделей

Дондоков З. Б.-Д., Дугаржапова Д. Б., Пискунов Е. Ю., Убонова Д. З. Оценка воздействия особого режима природопользования на развитие экономики Республики Бурятия с использованием межотраслевых моделей // Вестник Бурятского государственного университета. Экономика и менеджмент. 2022. № 4. С. 38–46.

Поиск баланса между экономическим развитием и охраной окружающей среды является одной из актуальных проблем современного общества. Наиболее остро этот вопрос стоит для Республики Бурятия, значительная часть территории которой входит в состав Байкальской природной территории (БПТ), в которой законодательно установлен особый режим природопользования в бассейне озера Байкал, жестко регламентирующий практически все виды и объекты жизнеде-ятельности1.

Пространство БПТ занимает бо́льшую часть из двадцати трех муниципальных районов и городов Республики Бурятия (рис. 1). Центральная экологическая зона Байкальской природной территории, для которой характерны наиболее жесткие экологические ограничения, охватывает значительные части Кабанского, Прибайкальского, Баргузинского и Северо-Байкальского районов, а также г. Севе-робайкальск.

Рис. 1. Байкальская природная территория в Республике Бурятия.

Составлено Е. Ю. Пискуновым

Негативное влияние особых условий хозяйственной деятельности на БПТ в наибольшей степени ощутили традиционные отрасли экономики Республики Бурятия, включая сельскохозяйственное производство, лесозаготовку, рыболовство, а также минерально-сырьевой комплекс. Введение особого режима природопользования привело к снижению экономического потенциала и оттоку трудо- способного населения на Байкальской природной территории, в первую очередь это касается центральной экологической зоны БПТ.

Экономические потери, обусловленные ужесточением режима природопользования, имеют различное содержание. Среди них можно выделить прямые потери, связанные непосредственно с сокращением производства, а также косвенные потери, вызванные снижением спроса на продукцию смежных отраслей. Так, например, следствием спада производства в лесной отрасли (прямые потери) становится снижение потребления сырья, материалов, электроэнергии, топлива и другой продукции, используемой в качестве производственных ресурсов (косвенные потери).

Для оценки прямых и косвенных потерь экономики Республики Бурятия авторами используется метод межотраслевого анализа, разработанный В. В. Леонтьевым [1] и получивший распространение в экономических расчетах практически во всех странах мира [2]. Были проведены расчеты потерь от экологических ограничений на БПТ, связанных с недопроизводством продукции в сельском хозяйстве и в лесопромышленном комплексе [3].

В статье проводится оценка экономических последствий введения особого режима природопользования в отношении минерально-сырьевого комплекса. Республика Бурятия занимает одно из ведущих мест среди регионов России по богатству и разнообразию минеральных ресурсов [4]. Вместе значительная часть месторождений полезных ископаемых республики не осваивается по различным причинам, включая запрет или жесткие ограничения, обусловленные особым режимом хозяйственной деятельности в центральной экологической зоне и в целом по Байкальской природной территории1.

Авторами проведено исследование по оценке потерь экономики Республики Бурятия, связанных с отказом от реализации крупных инвестиционных проектов в минерально-сырьевом комплексе, включенных в «Стратегию социальноэкономического развития Республики Бурятия на период до 2025 года» и другие документы стратегического планирования Бурятии2. В соответствии с ними именно эта отрасль должна была стать «локомотивом экономики» республики.

Вместе с тем ряд инвестиционных проектов минерально-сырьевого комплекса не прошел экологическую экспертизу. К ним относится проект строительства Холоднинского горно-обогатительного комбината на севере Республики Бурятия в непосредственной близости от озера Байкал, направленный на добычу и переработку полиметаллической руды и производство свинцового и цинкового концентратов. Для строительства и последующей эксплуатации Холоднинского ГОКа предполагались проектирование и строительство железнодорожной ветки протяженностью 40 км. В силу значительного негативного воздействия на экосистему Байкала и прилегающей к нему территории проект не прошел экологическую экспертизу и не будет реализовываться.

Два других крупных проекта планировали реализовать в буферной зоне БПТ в непосредственной близости к реке Селенге, впадающей в озеро Байкал. Для производства фосфатного сырья (апатитового концентрата) на базе Ошурковского месторождения апатитовых руд предполагалось создание карьера, а также строительство административно-бытового комбината, системы очистных сооружений, обогатительной фабрики и других объектов капитального строительства. Второй проект связан с созданием горнорудного предприятия по добыче и переработке руд Жарчихинского молибденового месторождения. Оба проекта также не прошли экологическую экспертизу, вызвав значительное возмущение местных жителей и экологов.

Вместе с тем в других субъектах Российской Федерации многие проекты в минерально-сырьевом комплексе не вызывают существенного отторжения и получают поддержку на федеральном уровне. Так, например, в Забайкальском крае, сопоставимом по природно-климатическим условиям с Республикой Бурятия, планируется реализация 32 крупных инвестиционных проектов по добыче и переработке полезных ископаемых, предусматривающих создание 35 267 рабочих мест1. В одном только Каларском районе предполагается создание 8 предприятий минерально-сырьевого комплекса, на которых будет занято почти 13 тысяч человек.

Авторами проведен расчет экономических потерь от воздействия «байкальского фактора» на развитие Республики Бурятия на основе межотраслевой модели. Информационной основой расчетов стали агрегированные таблицы «затраты-выпуск» по Республике Бурятия. Указанные таблицы были разработаны в соответствии с ОКВЭД в разрезе 15 видов экономической деятельности (ВЭД). Оценка первичных потерь экономики Бурятии от нереализации указанных выше инвестиционных проектов была проведена на основе информационной базы документов стратегического планирования Республики Бурятия и данных научных и отраслевых институтов соответствующего профиля.

На первом этапе расчеты производятся на основе классической межотраслевой модели. Составляется матрица полных региональных экономических затрат (E-A)-1 , в которой Е является единичной матрицей, А представляет собой матрицу коэффициентов прямых материальных затрат [5].

Производится расчет следующих макроэкономических показателей по видам экономической деятельности в зависимости от изменения элементов региональной конечной продукции ( AY ):

  • -    изменение валового выпуска: AX = (E-A)-1AY ;

  • -    изменение объема налоговых поступлений: AP = T^(E-A)-1AY ;

  • -    изменение занятости населения: AL = M^(E-A)-1 AY ,

где T=(T j ) — диагональная матрица удельного веса налогов на производство в валовом выпуске; M=(Mj) — диагональная матрица трудоемкости производства продукции.

Таблица 1

Показатели потерь экономики Республики Бурятия от введения особого режима природопользования в отношении минерально-сырьевого комплекса, рассчитанные по классической межотраслевой модели

Вид экономической деятельности

Потери валового выпуска, млн руб.

Потери налоговых поступлений, млн руб.

Потери занятости населения, человек

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

700,8

11,0

1 035

Рыболовство, рыбоводство

49,1

4,1

190

Добыча полезных ископаемых

30 946,9

3 838,2

9 550

Обрабатывающие производства

11 977,4

617,7

7 128

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

2 874,6

117,8

1 309

Строительство

605,7

16,9

691

Оптовая и розничная торговля и др.

2 534,3

124,1

3 985

Гостиницы и рестораны

61,6

1,0

73

Транспорт и связь

3 871,0

233,3

2 119

Финансовая деятельность

1 460,3

180,6

724

Операции с недвижимым имуществом, аренда и др.

3 365,1

228,7

4 863

Государственное управление и др.

99,3

10,1

92

Образование

29,8

2,6

58

Здравоохранение и предоставление социальных услуг

31,5

1,8

40

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

175,6

9,3

346

Итого

58 783

5 397

32 203

Суммарные потери экономики Бурятии от недопроизводства продукции, связанные с нереализацией инвестиционных проектов в минерально-сырьевом комплексе, включают в себя как прямые, так и косвенные ущербы. По расчетам, произведенным по классической межотраслевой модели в целом по республике недопроизводство валовой продукции составляет более 58 млрд р. в год, недополученные налоговые доходы превышают 5,3 млрд р. в год, не будет создано более 32 тысяч новых рабочих мест (табл.1). Наибольшим ущербом безусловно характеризуется отрасль «Добыча полезных ископаемых». Кроме того, значительные потери по всем рассматриваемым показателям несут ВЭД «Обрабатывающие производства», «Транспорт и связь», «Операции с недвижимым имуществом, аренда».

На втором этапе расчеты произведены на основе межотраслевой модели суммарных расходов (ММСР), разработанной З. Б.-Д. Дондоковым [6]. Особенно- стью ММСР является включение показателей потребления домашних хозяйств в состав эндогенных параметров. Первоначально производится расчет матрицы коэффициентов потребления домашних хозяйств С = (cij), показателями которой являются потребления продукции i-й отрасли домашними хозяйствами, получающими трудовой доход в j–й отрасли. Путем суммирования показателей технологической матрицы A и матрицы коэффициентов потребления домашних хозяйств С составляется матрица коэффициентов суммарных расходов A+C. После этого производится расчет мультипликатора суммарных расходов (Е-(Л+С))-1.

В отличие от первого этапа классический мультипликатор (Е-A)-1 заменяется мультипликатором суммарных расходов (Е-(Л+С))-1 . Таким образом, расчет макроэкономических показателей по видам экономической деятельности производится по следующим формулам:

  • -    изменение валового выпуска: АХ = (Е-(Л+С))-1 АУ ;

  • -    изменение объема налоговых поступлений: АР = Т^(Е-(Л+С))-1АУ ;

  • -    изменение занятости населения: AL = М^(Е-(Л+С)-1АУ .

Таблица 2

Показатели потерь экономики Республики Бурятия от введения особого режима природопользования в отношении минерально-сырьевого комплекса, рассчитанные по межотраслевой модели суммарных расходов

Вид экономической деятельности

Потери валового выпуска, млн р.

Потери налоговых поступлений, млн р.

Потери населения, человек

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

2 172,2

34,1

3 208

Рыболовство, рыбоводство

109,4

9,1

423

Добыча полезных ископаемых

31 114,4

3 859,0

9 602

Обрабатывающие производства

22 304,8

1 150,3

13 274

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

4 798,3

196,7

2 186

Строительство

915,6

25,5

1 044

Оптовая и розничная торговля и др.

7 524,0

368,3

11 830

Гостиницы и рестораны

584,4

9,8

690

Транспорт и связь

6 456,0

389,1

3 534

Финансовая деятельность

2 662,9

329,3

1 321

Операции с недвижимым имуществом, аренда и др.

8 306,0

564,6

12 003

Государственное управление и др.

177,1

18,0

164

Образование

199,4

17,7

391

Здравоохранение и предоставление социальных услуг

478,0

27,4

601

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

714,7

37,7

1 408

Итого

88 517

7 036

61 679

Результаты расчетов, произведенных по ММСР, показывают более высокие показатели потерь от недопроизводства продукции в ВЭД «Добыча полезных ископаемых». Это обусловлено тем, что к потерям от снижения спроса на производственную продукцию добавляется ущерб от спада производства потребительской продукции. Наибольшие потери валовой продукции и налоговых поступлений помимо самой отрасли «Добыча полезных ископаемых» несут ВЭД «Обрабатывающие производства», «Операции с недвижимым имуществом, аренда», «Транспорт и связь». Вместе с тем в отношении показателя занятости населения сложилась другая ситуация. По количеству не созданных новых рабочих мест отрасль «Добыча полезных ископаемых» оказалась на 4-м месте (9 602 человека), уступив пальму первенства ВЭД «Обрабатывающие производства» (13 274 человека), «Операции с недвижимым имуществом, аренда» (12 003 человека) и «Оптовая и розничная торговля» (11 830 человек).

В целом введение особого режима природопользования на Байкальской природной территории оказывает значительное влияние на развитие экономики Республики Бурятия, непосредственно затрагивая отрасли, связанные с использованием сырьевых ресурсов, включая минерально-сырьевой комплекс. Действие экологических ограничений приводит к прямым и косвенным экономическим потерям по отраслям экономики региона, определить значения которых возможно при использовании межотраслевых моделей.

Результаты проведенных по классической межотраслевой модели расчетов позволяют сделать вывод о том, что суммарные потери экономики Республики Бурятия от недопроизводства продукции в минерально-сырьевом комплексе весьма значительны и составляют более 10% по основным макроэкономическим показателям. Расчеты, выполненные по ММСР, показывают более высокие показатели экономических потерь от введения особого режима природопользования в отношении минерально-сырьевого комплекса. В целом использование межотраслевой модели суммарных расходов обеспечивает более полный учет внутренних и внешних импульсов развития региона для определения перспективных отраслей экономики.

Список литературы Оценка воздействия особого режима природопользования на развитие экономики Республики Бурятия с использованием межотраслевых моделей

  • Леонтьев В. В. Межотраслевая экономика / перевод с английского: предисловие и научный редактор А. Г. Гранберг. Москва: Экономика, 1997. 479 с. Текст: непосредственный.
  • Input-output analysis: the next 25 years / E. Dietzenbacher, B. Los, M. Lenzen [et al.] // Economic Systems Research. 2013. Vol. 25, № 4. P. 369-389. Текст: непосредственный.
  • Дондоков З. Б.-Д., Дугаржапова Д. Б. Актуализация методических подходов к оценке воздействия экологических ограничений на экономическое развитие территории // Региональная экономика. Юг России. 2017. № 4. С. 56-61. Текст: непосредственный.
  • Гордиенко И. В. Ресурсы стратегического минерального сырья Республики Бурятия: состояние и перспективы развития // Науки о Земле и недропользование. 2020. Т. 43, № 1. С. 8-35. Текст: непосредственный.
  • Miller R. E., Blair P. D. Input-Output Analysis: Foundations and Extensions 2nd Ed. New York: Cambridge University Press. 2009. 749 p. Текст: непосредственный.
  • Дондоков З. Б.-Д. Разработка и апробация агрегированной модели суммарных расходов на примере Республики Бурятия // Фундаментальные исследования. 2020. № 2. С. 22-26. Текст: непосредственный.
Еще
Статья научная