Очеркистика «Пермского пресс-центра» (1998-2004): попытка творческой свободы в региональной прессе

Бесплатный доступ

В статье на примере истории издания городского журнала «Пермский пресс-центр» (1998-2004) рассматриваются проблемы взаимодействия социального заказа и авторского начала в современной публицистике. Установка редакции «Пермского пресс-центра» на публицистику толстого журнала, в частности его ориентация на очерковую подачу материалов, в ситуации острой борьбы за рекламные деньги была уникальной. На фоне активного продвижения журнальных проектов рекламного характера редакция «Пермского пресс-центра» утверждала новый формат работы с рекламодателями, делая ставку на нелобовую рекламу и постепенное формирование интеллектуальной конъюнктуры. Учитывая сегодняшнее возвращение интереса местной периодики к авторским материалам, можно говорить о том, что «Пермский пресс-центр» стал своего рода экспериментальной площадкой, благодаря которой пермская журналистика обогатилась новыми приемами взаимодействия коммерческого заказа и авторской публицистики. Журнал определил высочайшую планку качества журнального проекта, направленного на творческий поиск и авторскую подачу журналистской информации.

Еще

Пермская очеркистика начала xx века, социальный заказ и творческая свобода, образ в публицистике, типология современного очерка

Короткий адрес: https://sciup.org/14728786

IDR: 14728786

Текст научной статьи Очеркистика «Пермского пресс-центра» (1998-2004): попытка творческой свободы в региональной прессе

Очерк – жанр, находящийся на стыке литературы и журналистики; авторского образа и социального заказа, связанного с форматом издания, характером аудитории и ее прагматическими интересами; индивидуального и коллективного, взаимодействие которых в журналистике генетически смещено в сторону коллективного. Самочувствие очеркового жанра становится проявлением степени готовности текущей журналистики к воспроизведению, а читательской аудитории к восприятию, отдельного, подчеркнуто авторского мнения, а значит, степени ее зрелости, содержательной и финансовой. Творческая свобода в журналистике напрямую зависит от уровня ожиданий ее аудитории. Успешным окажется то издание, которое адекватно оценит уровень своего читателя.

История журнала «Пермский пресс-центр», издававшегося с 1998 по 2004 год и ставшего первым городским журналом Перми, представляет собой попытку совмещения авторской журналистики и социального заказа. В ситуации зависимости местных печатных СМИ от прямых рекламных денег «Пермский пресс-центр», с его установкой на публицистику толстого журнала при явном приоритете художественнопублицистических материалов, обречен был остаться исключительно редакторским проектом.

На гребне журнального бума 2003-2004 гг., когда один за другим в городе начали появляться журнальные проекты самого разного формата: глянцевые («Я покупаю», «Банзай. Пермь») женские журналы («Бонжур», «Каприз»), профессиональные («Этажи Перми», «Дело вкуса»), деловые («Экшн»), спортивные («Мастер спорта», «Пермь спортивная»), городские («Сити» и позже «Шпиль») – за Пермским пресс-центром закрепляется репутация «особняком» стоящего «литературно-художественного издания» [Глянцевый бум 2004], что полностью противоречит изначальной концепции данного проекта. На самом деле, журнал возник как издание, сориентированное на продвижение политических и деловых брендов города. «Пермский пресс-центр» начал выходить в то время, когда в регионе определился основной расклад политических и экономических сил и когда этим силам понадобилось рассказать о себе «городу и миру». Под- водя итоги второго года существования проекта, журналистка Александра Романова в рецензии на новую аналитическую передачу одного из местных телеканалов говорит о ее схожести с собственным журналом: «И передача и журнал – это успешные попытки привнести в масс-медиа нашего города столичное качество по форме и по содержанию… Боюсь, что многие горожане нечасто задумываются о том, что в жизни Перми есть свои политические события, и не только в период предвыборных кампаний. Программа Игоря Южанинова планомерно воспитывает в пермяках интерес к этой стороне жизни, до сих пор для многих из нас всего лишь «параллельной» [Романова 2000: 38].

Пытаясь донести до читателя идею журнала, редактор Ирина Красносельских в своих коротеньких вводных эссе постоянно возвращается к теме объединения местной общественности. Открывая весенний выпуск 1999 года, например, пишет о том, что «наступает вдруг время, когда мир перестает делиться на политиков и нормальных людей» [Красносельских 2003: 3].

Благодаря установке редакции на разумное совмещение рекламных и содержательных интересов, журналу удавалось долгое время оставаться в центре общественного внимания. Дотационные темы существовали за счет инвесторов, реклама которых старалась быть нелобовой. При этом основным тактическим приемом этого примирения послужила ставка на очерковость материалов, будь то рассказ о бизнесмене и его бизнесе или о художнике и его творчестве. «Я люблю этот город, потому что в нем живут эти люди», – таков сформулированный редактором основной слоган журнала [Красносельских 2000: 3].

Время издания журнала стало по-настоящему золотым веком пермской очеркистики. В каждом номере, состоящем в среднем из 30 публикаций, более половины – материалы очеркового характера. В основном это портреты. За время выхода журнала их количество перешло далеко за сотню. Авторами очерков выступили маститые пермские литераторы: поэты Юрий Беликов, Владислав Дрожащих, Юрий Асланьян, писатели Владимир Винниченко, Владимир Киршин, Вячеслав Запольских и др. Фотографии в журнал поставляли самые известные пермские фотографы Анатолий Долматов, Анатолий Зернин, Сергей Копышко, Валерий Заровнянных. Произошло своего рода объединение творческих усилий целого поколения, сформировавшегося в андеграундные 70-е и раскиданного смутными 90-ми.

Среди героев портретных очерков – самые разные люди: губернатор Юрий Трутнев, бывший председатель обкома КПСС Борис Коноп- лев, мэр Аркадий Каменев, директор завода им. Калинина (АО «Инкар») Юрий Антонов, директор «Пермнефтеоргсинтеза» Вениамин Сухарев, директор «Пермопторга» Лариса Тингаева, балетмейстер Кирилл Шморгонер, руководитель театра современного танца Евгений Панфилов, «главный железнодорожник» Перми Александр Соломенников, директор Пемтуриста Ирина Буркацкая, редактор газеты «Вечерняя Пермь» Юрий Руднев, директор Пермской фондовой компании Андрей Агишев, художник Юрий Лапшин, боксер Василий Соломин, афганец На-кип Димухаметов, пермский киномеханик Владимир Самойлович, милиционер Семен Рольник, поэт Николай Гашев, автор-исполнитель Евгений Матвеев, пермские старожилы и многие другие. Созданная «Пресс-центром» галерея портретов вполне может претендовать на собирательный потрет российского города конца 90-х гг. ХХ века. Одним из самых показательных примеров ее разноплановости может служить публикация портретного очерка бывшего криминального авторитета города Якутенка, или Николая Зыкова, убитого в 1998 году. Очерк, написанный Владимиром Винниченко, стал размышлением о послевоенном поколении, к которому принадлежат и автор и герой очерка – их объединяет общее дворовое детство. Нехарактерность выбора героя для вполне респектабельного журнала подчеркивает желание редакции снять излишний официоз и глянец визиточной части журнала.

В соответствии с разными задачами авторы очерков о бизнесменах и персонажах «культурного слоя» проявляют разную степень художественной условности. Портреты «Визитки» более публицистичны, их герой дается на фоне времени или дела, которому он служит. Художественные приемы используются фрагментарно и подчинены задаче утепления портрета героя. Однако сам факт их использования подчеркивает общую установку издания на создание образа. Даже Ирина Колущинская, самый жесткий и скандальный журналист Перми, рассказывая о мэре города Аркадии Каменеве, превращается в тонкого лирика: «Судьба улыбнулась про себя и тут же спрятала улыбку: так, очень редко, но бывает, когда сорвиголова спрыгивает с очередного забора прямо перед Нею. У которой Такие Глаза, и прядь волос выбивается из-под шпильки. А пальцы… представишь их у себя на затылке, и…» [Колущинская 2002: 12].

В портретах «культурных героев» художественная фантазия авторов выплескивается без ограничений. «Пермский пресс-центр» предоставил им полную творческую свободу: и в выборе персонажей, и в характере их подачи. «Трудно читать? – спрашивает в одной из колонок редак- тор и отвечает: А вы научитесь! Любая неудоби-ца – часть большого поля» [Красносельских 2003: 3].

Редакция сознательно шла на жанровые и стилевые эксперименты. Так, если Юрий Беликов, имеющий опыт работы в жанре публицистического очерка, демонстрировал гармоничное совмещение публицистических и художественных задач, то Вячеславу Дрожащих с его усложненной образностью поэта-метафориста интереснее было работать со стилем, а не с персонажем. «Командира оперативно-спасательного отряда ПГСС Сергея Кочетова, в марсианско-огненном облачении и шлеме, напоминающем пасхальное яйцо, узрел я в крылатых вихрях ледяной пыли и света где-то высоко, в грохочущем синевато-павлиньем мареве тверди – над Камской долиной парил аки пришелец или ангел», – так появляется в материале «Человек человеку ангел», посвященном пермскому отряду спасателей, его главный герой [Дрожащих 2000: 54]. Данный фрагмент, построенный на опасном сочетание пафоса и стёба, оказывается несколько инородным в избранном журналом респектабельном формате. Этот перебив, как и случай с очерком о Якутенке, стал яркой демонстрацией авторского характера проекта, для которого личностное начало в подаче материала обладало самостоятельной ценностью.

Возвращаясь к анализу типологии очеркистики «Пермского пресс-центра», нужно сказать об очерке путевом. Общий высокий уровень этой традиционно проблемной для провинциальной периодики рубрики журнал решил в духе своих патриотических установок, но вполне оригинально. Впервые в пермской публицистике на страницах журнала появляется такая разновидность очеркового путешествия, как прогулка по городу. Идея прогулок проговаривается ее автором В.Запольских уже во вступлении: «Отрулив однажды случайно от привычных маршрутов, трудно удержаться, чтобы не увлечься исследованием изнаночной Перми, такой близкой и в то же время существующей как бы в паралелльном … континууме» [Запольских 2003: 39]. Прогулка по изнанке Перми предлагается не столько из соображений социальной критики, сколько по причинам геопоэтического свойства. В основе прогулки – наблюдение об отсутствии урбанистической целостности города, «местное время которого «сшивается по обрывочку», превращаясь в дикий узор деревенского половика, в котором каждая тряпка, каждая ветошь идет в дело: тут вам и крепостное право, и новобуржуазный блескучий «хайтэк», и барачное сущестование военного коммунизма, и уют провинциальной грязищи..» [Запольских 2003: 40]. Новаторство такого необычного путешествия дополняется еще и тем, что путешествует автор в компании со своими детьми. «Детская тема» будет продолжена В.Запольских в цикле путешествий по Прикамскому северу. Рассмотренные вместе эти публикации представляет интерес в отношении поиска новых жанровых ресурсов очеркового путешествия.

Другим жанровым экспериментом журнала была публикация цикла очерков-фельетонов Владимира Киршина «Частная жизнь» [Киршин 2001]. Представляется, что этот мега-очерк стал для Пермского пресс-центра своеобразной визитной карточкой. Составленный как хроника частной жизни героя Вовы Киршина с 1955 по 2000 гг., очерк подводит общие итоги уходящего века, связанные с кардинальным изменением отношения общества к феномену частной жизни. Вместе с автором хроники себя проговаривает целое поколение и та его творческая часть, которая в том числе стояла и у истоков журнала.

Безусловно, публицистика «Пресс-центра» представляет собой образец вполне профессиональной журналистики. Каждый из перечисленных очеркистов имеет богатейший опыт работы в местной периодике. Вячеслав Дрожащих – штатный сотрудник «Профсоюзного курьера», Юрий Беликов регулярно печатается в газетах «Звезда» и «Личное дело», Вячеслав Запольских долгое время работал в одной из самых динамичных газет города «Новом компаньоне». Это действительно цвет журналистики Перми.

Парадокс в том, что поколенческое единодушие авторов журнала и их литературные приоритеты способствовали своеобразной герметизации журнала в пермском пространстве. Пермское сообщество, об объединении которого шла речь в самом начале, изменилось, потребность осознания своего геокультурного единства сменила необходимость осознания социальной индивидуальности внутри этого единства.

Кроме того, совершенно очевидно, что современная пермская, впрочем, как и общероссийская в целом, пресса меняет свое отношение к художественной публицистике. В 2006 и 2007 гг., например, в городском журнале «Шпиль», который можно считать приемником «Пресс-центра», не было ни одного очеркового портрета. Предпочтительным жанром знакомства с человеком становится интервью, более того, интервью в форме монолога, когда автор его предельно скрыт.

Нельзя сказать, что интерес к жанру очерка иссяк совсем. Можно говорить о регулярности очерковых публикаций в крупнейшей газете Прикамья «Звезда». Причем среди авторов этих публикаций не только возрастные, но и начи- нающие журналисты. Остается постоянным интерес к очерку путевому, особенно – к такой его разновидности, как прогулка по городу (Юлия Баталина и Вера Гиренко в журнале «Сити»), в том числе прогулка гастрономическая (рубрика «Маршрут гурмана» в журнале «Шпиль»).

Однако тот вариант беллетризированных авторских очерков, который пропагандировал «Пермский пресс-центр», теперь встретишь нечасто. Феномен «Пресс-центра» можно считать уникальной редакторской попыткой возрождения художественного очерка в местной периодике, которая в укрупненном масштабе проявила как возможности, так и проблемы очеркового жанра в условиях жесткой коммерческой зависимости современных средств массовой информации. Уровень материалов Пресс-центра предполагал наличие готового к восприятию авторской журналистики читателя и заказчика. Очевидно, редакция журнала несколько поторопилась с этими ожиданиями. Время интеллектуальной конъюнктуры, нелобовой рекламы и читателя выше среднего уровня культурных запросов и доходов еще не пришло. В то же время значение «Пермского пресс-центра» в развитии пермской периодики нельзя преуменьшать. Он стал экспе- риментальной площадкой, благодаря которой пермская публицистика обогатилась новыми темами и жанрами, а в целом, журнал определил высочайшую планку качества журнального проекта, направленного на творческий поиск и авторскую подачу журналистского материала.

ESSAYS OF THE «PERM PRESS-CENTER» (1998-2004):

AN ATTEMPT OF THE CREATIVE FREEDOM IN THE REGIONAL PRESS

Elena G. Vlasova

Assistant Professor of Journalism Department

Perm State University

Список литературы Очеркистика «Пермского пресс-центра» (1998-2004): попытка творческой свободы в региональной прессе

  • Глянцевый бум: тенденции на журнальном рынке//Новый компаньон, 27 июля 2004 г.
  • Дрожащих В. Человек человеку -ангел//Пермский пресс-центр, 2000, № 7. С.54-59.
  • Запольских В. Прогулки с детьми//Пермский пресс-центр, 2003, № 17. С.39-45.
  • Киршин В. Частная жизнь. Очерки частной жизни пермяков 1955-2000 гг.//Пермский пресс-центр, 2001, № 9-12.
  • Колущинская И. Дорога в мэрию//Пермский пресс-центр, 2002, № 11. С. 10-13.
  • Красносельских И. Воспоминание о Перми//Пермский пресс-центр, 2000, №7. С.3.
  • Красносельских И. Гвоздь сезона//Пермский пресс-центр, 2003, №17. С.3.
  • Романова А. Параллели Южанинова//Пермский пресс-центр, 2000, № 6. С. 38-39.
Статья научная