Одевание пространства: мягкие границы - строгие правила
Автор: Голубева Любовь Викторовна
Журнал: Ученые записки Петрозаводского государственного университета @uchzap-petrsu
Рубрика: Литературоведение
Статья в выпуске: 4 (173), 2018 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена исследованию стратегий функциональной и символической организации деревенского жилища на Русском Севере. Как показало исследование, тканевые завесы на окнах и в других местах деревенского дома имеют не только утилитарное, но и символическое значение. Они определяют границы между приватной сферой и публичной. Шторой отгораживают так называемую солнышу, место за печкой, куда может заходить только хозяйка-большуха. Занавесками-пологами закрыто место для сна. Неосторожное обращение девушки с закрытой шторой и пологом (например, одинокий сон без подруги в пологе) может быть прочитано как готовность к интимной связи. Для горожанина более заметным и привычным знаком в подобных случаях будет закрытая дверь, обеспечивающая и визуальную, и акустическую непроницаемость. Полотняные же границы более проницаемые и «мягкие». Разница между двумя способами различать пространство на интимное и публичное определяет ответственного за сохранение границ. В случае акустической и визуальной непроницаемости ответственность разделяется между тем, кто закрылся, и тем, от кого закрываются. В случае закрытой шторки границу нарушает тот, кто увидел. Исследователь в своих этнографических и антропологических наблюдениях делает вывод, что навык не смотреть за границу чужого интимного развивается посредством ритуалов, а далее его закрепляют в повседневных ситуациях. Тканевые занавесы при этом представляют собой особые инструменты для оттачивания этого навыка. Второй вывод исследователя затрагивает гендерный аспект. Контролем этих, казалось бы, неочевидных границ как в повседневности, так и в ритуале занимаются женщины. Материалом для статьи послужили полевые записи и исследования автора, сделанные на территории Русского Севера в период с 1984 по 2017 год.
Символическое и практическое пространство, визуальные практики, традиции, ритуальные и повседневные практики
Короткий адрес: https://sciup.org/147226291
IDR: 147226291 | DOI: 10.15393/uchz.art.2018.143
Список литературы Одевание пространства: мягкие границы - строгие правила
- Байбурин А. К. Семиотический статус вещей и мифология // Материальная культура и мифология. Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1981. (Сборник МАЭ. Т. 37). С. 215-226.
- Байбурин А. К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1983. 191 с.
- Байбурин А. К. Семиотические аспекты функционирования вещей // Этнографическое изучение знаковых средств культуры. Л.: Наука, 1989. С. 63-88.
- Байбурин А. К. О жизни вещей в народной культуре // Живая старина. 1996. № 3. С. 2-3.
- Вербина О. В. Пространственные границы дома: приватное и публичное // Наука. Искусство. Культура. 2015. Вып. 2 (6). С. 220-224.
- Веселова И. С. Тряпичная парадигма, или «В рипках родились, в рипках жили, в рипках и помрем» // Антропологический форум. 2005. № 2. С. 289-316.
- Волкова Т. В. Особенности восприятия дома в современной российской культуре // Вопросы культурологии и философии. 2012. № 4 (XXVI). С. 40-44.
- Еолубева Л. В. «Женщины все больше носили, тряпки висили»: относ пелен как женская религиозная практика // Речевая и обрядовая культура Русского Севера. Филологический практикум / Сост. И. С. Веселова, А. А. Степихов. СПб., 2012. С. 29-39.
- Ефименко П. С. Народные юридические обычаи крестьян Архангельской губернии. М.: Фонд поддержки экономического развития стран СНГ, 2009. 272 с.
- Ефименко П. С. Обычаи и верования крестьян Архангельской губернии. М.: Фонд поддержки экономического развития стран СНГ, 2008. 560 с.
- Климова С. В. Дом и мир: проблема приватного и публичного [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.anthropology.ru/ru/text/klimova-sv/dom-i-mir-problema-privatnogo-i-publichnogo (дата обращения 10.12.2017).
- Кучумова А. Красный угол: положение в пространстве как семантический признак вещи // Русский фольклор в современных записях [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://folk.ru/Research/kuchumova_krasny_ugol.php (дата обращения 11.12.2017).
- Новик Е. С. «Вещь-знак» и «вещь-жест»: к семиотической интерпретации фетишей //Вестник РГГУ 1998. Вып. 2. С. 79-97.
- Русская изба. (Внутреннее пространство, убранство дома, мебель, утварь): Иллюстрированная энциклопедия / Авт.-сост.: Д. А. Баранов, О. Е Баранова, Е. Л. Маддевская и др. СПб.: Искусство-СПб, 2004. 376 с.
- Семиотика деревенского жилища: Медиапрезентация / С. Б. Адоньева, И. С. Веселова, Л. В. Еолубева, В. В. Захаркина, А. С. Каретникова, А. А. Кучумова, Е. С. Мамаева, Ю. Ю. Мариничева, А. А. Маточкин, А. В. Степанов, Д. К. Туминас // Русский фольклор в современных записях [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://folk.ru/Presentations/Semiotics/index_flash.php?rubr=semiotics_pres (дата обращения 08.01.2018).
- Славянские древности: Этнолингвистический словарь: В 5 т. / Под общей ред. Н. И. Толстого. Т. 2: Д-К (Крошки). М.: Междунар. отношения, 1999. С. 25-29.
- Степанов А. В. Опыт прагматической интерпретации пространства севернорусской избы: шолныша // Антропологический форум. 2011. № 15. С. 194-215 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://anthropologie.kunstkamera.ru/07/15online/ (дата обращения 12.01.2018).
- Степанов А. В. О месте. Этнофеноменологический очерк // Антропологический форум. 2016. № 28. С. 199-220.
- Ясинская М. В. Представления о глазах и зрении в языке и традиционной культуре славян: Дис.. канд. филол. наук. М., 2016.