Один аспект методологии познания у Платона и Дионисия Ареопагита
Автор: Моисеев Петр Алексеевич
Журнал: Schole. Философское антиковедение и классическая традиция @classics-nsu-schole
Рубрика: Статьи
Статья в выпуске: 2 т.2, 2008 года.
Бесплатный доступ
П. А. Моисеев (Пермский институт искусства и культуры) рассматривает судьбу одной теоретико-познавательной концепции, сформулированной впервые Платоном и значительно переосмысленной много веков спустя, которую автор предлагает назвать концепцией возведения, подразумевая под этим описание тех способов, которые предлагаются познающему субъекту для достижения истины. В статье показано, что Платон относит свою концепцию возведения исключительно к познанию мира идей, а Ареопагит - к богопознанию. Создавая свою концепцию возведения, Дионисий синтезирует платоновскую мысль о созерцании чувственного мира как «трамплине» для познания мира сверхчувственного с пифагорейско-платонической концепцией символа. Как следствие, у первого результатом возведения оказывается знание сути этого мира (поскольку мир идей дает нам подлинное знание о космосе), у второго человек возводится к такому знанию, которое как бы отменяет знание о мире.
Богопознание, идеальный мир, платонизм, христианская теология, истина, восхождение к божественному
Короткий адрес: https://sciup.org/147103263
IDR: 147103263
Список литературы Один аспект методологии познания у Платона и Дионисия Ареопагита
- Дионисий Ареопагит (2002) Сочинения. Максим Исповедник. Толкования. Пер. Г. М. Прохорова (Санкт-Петербург)
- Плутарх (2006) Исида и Осирис (Москва)
- Филон Александрийский (2000) Толкования Ветхого Завета (Москва)
- Ямвлих (2002) О Пифагоровой жизни. Пер. И. Ю. Мельниковой (Санкт-Петербург)