"Один пояс, один путь": новые возможности развития

Автор: Чернова Анна Федоровна

Журнал: Общество: философия, история, культура @society-phc

Рубрика: История

Статья в выпуске: 3, 2021 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматриваются особенности нового этапа реализации инициативы КНР «Один пояс, один путь» в условиях разразившейся пандемии коронавируса. Ухудшение финансового положения стран-участниц привело к увеличению их долга, задержкам в выполнении и даже к отказу от отдельных контрактов. Все это заставило китайское правительство заново просчитать затраты, выгоды и риски, связанные с реализацией некоторых проектов. Но пандемия также предоставила новые возможности для продвижения инициативы. В настоящее время Китай активно «строит» «Шелковый путь здоровья» и «Цифровой шелковый путь», конечными целями которых является реформирование старой системы глобального управления в области здравоохранения и цифровых технологий. Они создают точки роста Китая как технологической державы и глобального поставщика цифровой и медицинской инфраструктуры, поэтому в ближайшее время будут только ускоряться и расширяться.

Еще

Пандемия covid-19, инициатива "один пояс, один путь", "цифровой шелковый путь", "шелковый путь здоровья", цифровизация экономики, "масочная дипломатия", глобализация

Короткий адрес: https://sciup.org/149134166

IDR: 149134166   |   DOI: 10.24158/fik.2021.3.14

Текст научной статьи "Один пояс, один путь": новые возможности развития

Реформирование и укрепление современной системы правоохранительных органов невозможно без учета исторического опыта полицейской деятельности, накопленного предшествующими поколениями сотрудников. Железнодорожная жандармерия в составе правоохранительных органов Российской империи занимала особое место. Именно привлечение подразделений жандармского корпуса к охране общественного порядка на железных дорогах в середине ХIХ в. обеспечило устойчивое развитие и эффективное функционирование железнодорожной отрасли в дореволюционной России.

Преимущества Отдельного корпуса жандармов (ОКЖ) как военной организации позволяли успешно решать возникающие проблемы при формировании жандармских полицейских управлений железных дорог: вновь создаваемые подразделения оперативно укомплектовывались личным составом, в коллективах поддерживалась дисциплина и соблюдалась строгая иерархия подчиненности. Большое внимание уделялось морально-этическим качествам и профессионализму сотрудников. В этой связи представляется актуальным рассмотреть моральный облик жандармских чинов на примере жандармских полицейских управлений железных дорог, действовавших на Дальнем Востоке России в конце XIX – начале XX вв.

Объектом исследования данной статьи являются служащие жандармских полицейских управлений железных дорог Дальнего Востока Российской империи на рубеже XIX–XX вв.

Предмет исследования – система морально-этических качеств, закрепленная в нормативных документах Корпуса жандармов.

Источниковой основой исследования послужили нормативно-правовые документы, в том числе приказы и циркуляры шефа жандармов, имевшие высшую юридическую силу на всей территории Российской империи, а также материалы Государственного архива Российской Федерации и Российского государственного исторического архива Дальнего Востока.

Повышенный интерес исследователей к изучению исторического опыта деятельности жандармских чинов именно как представителей политической полиции Российской империи, являвшихся опорой самодержавия, связан с процессом рассекречивания и введения в научный оборот новых документов и материалов, запущенным в 1990-е гг. Значительное количество исследований (как общероссийских, так и региональных) посвящено изучению функций и структуры жандармских органов, становлению и развитию их подразделений [1], анализу взаимодействия железнодорожной жандармерии с другими правоохранительными учреждениями [2]. Исторический опыт деятельности политической полиции Российской империи является предметом изучения и зарубежных исследователей [3]. Вместе с тем недостаточно изученной остается проблема морально-психологического облика жандармских чинов.

В.Ф. Джунковский, вступая в должность шефа жандармов, отмечал, что фундаментальными началами, лежащими в основе службы в ОКЖ, являются такие положения, которые каждый его сотрудник должен знать наизусть и руководствоваться ими: «Отдельный корпус жандармов является составной частью доблестной русской армии. Присвоение чинам жандармских частей и управлений воинских званий свидетельствует о почетности и важности порученного им дела, но в то же время налагает на них обязанность строго следить за своими действиями и поступками, чтобы высокое звание жандарма не было дискредитировано ни в каком-либо отношении» [4].

Нормативные акты, регламентирующие деятельность жандармских служащих, издавались центральными органами власти и распространяли свое действие на всю территорию государства. Так, в 1867 г. было принято «Положение о корпусе жандармов», которое определяло его как наблюдательную структуру. Иными словами, на жандармов возлагались функции наблюдения за порядком. Для самой многочисленной группы служащих в составе Корпуса – железнодорожных жандармских подразделений – задача заключалась в обеспечении соблюдения законов всеми лицами, находящимися вблизи железных дорог. К борьбе с преступностью жандармы привлекались лишь в случаях отсутствия на местности, где было совершено преступление, полиции, а также тогда, когда правоохранительные органы напрямую обращались к ним за помощью для пресечения беспорядков в связи с нехваткой собственных сил и средств для этого. В соответствии с указанным положением чины Корпуса жандармов, в отличие от полицейских органов, не подчинялись губернатору [5, с. 73–79]. Сказанное важно и для понимания места Корпуса жандармов в системе правоохранительных органов Российской империи, а также для определения и разграничения функций жандармов, которые отчасти перекликались с полицейскими.

Для поступающих на службу в Корпус жандармов на офицерские должности существовали определенные цензы. Во-первых, кандидаты должны были иметь возраст от 24 до 33 лет. В связи с тем, что ОКЖ представлял собой военизированное подразделение, то и сотрудники его набирались из лиц, прослуживших в войсках на офицерских должностях не менее трех лет [6, с. 41]. Во-вторых, в приеме на службу в Корпус жандармов отказывалось лицам, имеющим штрафы и долговые обязательства, причем как государственные, так и частные. В-третьих, кандидат не мог быть католического вероисповедания, еврейского и польского происхождения, даже если принял православие. Не мог быть женат на католичке [7, с. 73–79].

Обозначенные цензы говорят о необходимости определенного уровня умственной зрелости, патриотизма кандидатов и важности для них отсутствия зависимостей от других лиц, способных влиять на принятие ими решений.

Назначением на офицерские должности заведовал штаб корпуса. Желающие поступить на службу подавали ходатайства на имя начальника штаба непосредственно или докладные записки через руководителей территориальных жандармских управлений и оплачивали пошлину. Начальники территориальных жандармских управлений формировали на кандидатов необходимый пакет документов и направляли их в штаб корпуса для рассмотрения. Необходимо было предоставить следующие сведения: 1) копию послужного списка кандидата; 2) записки о службе кандидата (содержащие информацию о его моральных качествах; об усердии к службе; о том, пользовался ли уважением со стороны начальства и в коллективе; об отсутствии долгов; об общем и военном образовании; о владении иностранными языками и другие сведения, относящиеся к службе). Таким образом, начальники территориальных жандармских управлений давали характеристику морального облика конкретного кандидата, и она являлась определяющей для принятия его на службу.

К унтер-офицерам также предъявлялись определенные требования: представительная наружность, безупречное поведение, достаточная грамотность, умственное развитие и расторопность. Вместе с тем имелись ограничения для приема кандидатов на службу, связанные с их иноземным происхождением. Так, в Корпус жандармов не принимались унтер-офицеры польского происхождения и женатые на польках [8].

К жандармским унтер-офицерам предъявлялись следующие морально-нравственные требования: необходимость свято хранить присягу; быть всегда безупречно честным; доклады и донесения делать только правдивые, строго проверенные; не поддаваться влиянию родных и друзей, которые, сводя с кем-либо счеты или питая злобу, могут оклеветать честного невинного человека. Унтер-офицер должен был быть всегда трезвым, нравственным, бескорыстным, вежливым, со старшими почтителен, но не низкопоклонен. При взаимодействии с жителями унтер-офицер должен был быть незаносчивым, держать себя с достоинством. При обращении граждан за советом -входить в их положение, оказывать законное содействие в решении проблемы. Унтер-офицер должен был стремиться к тому, чтобы знанием своих обязанностей, своей честностью, вежливостью, хорошим поведением и умением держать себя с людьми заслужить доверие у населения. Это давало ему возможность с пользой для дела выполнять свою службу. Не пользующийся доверием местного населения жандармский унтер-офицер не мог рассчитывать на получение информации от граждан и, как следствие, был совершенно не осведомлен о настроениях людей, о появлении агитаторов, которые распускали различные антиправительственные слухи среди населения. Такие жандармы не могли выполнять служебные обязанности в полном объеме.

Унтер-офицеру строго запрещалось принимать подарки деньгами, вещами или продуктами, а также угощения. Как сами служащие, так и их жены, а также живущие при них дети не могли заниматься торговлей [9].

К поступающим в жандармские учреждения на Дальнем Востоке России предъявлялись такие же требования, как и для кандидатов на всей территории государства. Специфика Дальнего Востока заключалась в том, что регион был слабо заселен, войска туда перебрасывались из Центральной России. Так как в Отдельный корпус жандармов принимались лица, ранее прошедшие службу в армии, то и состояли жандармские подразделения на Дальнем Востоке из выходцев из центральных регионов России [10].

Следует отметить, что на рассматриваемой территории действовало Жандармское полицейское управление Уссурийской железной дороги, имевшее в своем составе 4 отделения (Владивостокское, Уссурийское, Муравьев-Амурское, Хабаровское), а также Жандармское полицейское управление Амурской железной дороги, имевшее в составе 9 отделений (Благовещенское, Зиловское, Ксеньевское, Ерофей-Павловическое, Неверское, Магдагачинское, Суражевское, Об-лучьевское, Хабаровское).

Вместе с тем служащие Отдельного корпуса жандармов в целом и жандармских полицейских управлений на Дальнем Востоке России в частности не были идеальными, как того требовали приказы по Корпусу жандармов и циркуляры руководства. Нередки бывали проступки, к которым в основном относились самовольное отлучение с места службы и неисполнение приказа руководства. Реже происходили случаи появления на службе в нетрезвом виде, а также совершение различных преступлений. Данную проблему мы исследовали отдельно [11] и в ходе анализа служебной дисциплины жандармских чинов на Дальнем Востоке пришли к выводу, что в основном сотрудники жандармерии старались соответствовать предъявляемым к ним требованиям. Имеющие место нарушения, как правило, были связаны с личной безответственностью конкретных лиц и не носили системного характера.

В целом, изучение истории правоохранительных органов позволяет использовать накопленный опыт в формировании у сотрудников таких необходимых качеств, как высокая личная ответственность, мужество, самоотверженность, принципиальность и справедливость, бескорыстие, бдительность, гуманное отношение к человеку, непримиримость в борьбе с преступностью, строгое соблюдение законности [12, с. 4].

Сравнивая требования к моральному облику жандармских чинов Российской империи и правоохранительных органов современной России, можно обнаружить много общего. Результаты изучения исторического опыта деятельности жандармских подразделений, в том числе воспитательной работы, при условии критического анализа, возможно использовать в процессе реформирования правоохранительных органов в настоящее время.

Исходя из итогов исследования системы морально-этических требований, закрепленных в нормативных документах Корпуса жандармов, можно сделать вывод, что руководство предъявляло высокие требования к моральному облику сотрудников, в том числе и служащих Жандармских полицейских управлений железных дорог на Дальнем Востоке Российской империи на рубеже Х1Х-ХХ вв. Соответствие им имело особое значение, так как напрямую влияло на успешное выполнение жандармами своих обязанностей. К дискредитирующим поступкам руководство Корпуса жандармов относилось со всей строгостью закона, провинившихся привлекали к дисциплинарной, уголовной ответственности и переводили в распоряжение военного ведомства.

Ссылки:

Редактор: Ситникова Ольга Валериевна Переводчик: Мельников Евгений Вячеславович

Список литературы "Один пояс, один путь": новые возможности развития

  • В КНР заявили, что пандемия негативно отразилась на 60 % проектов инициативы "Пояс и путь" [Электронный ресурс] // ТАСС. URL: https://tass.ru/ekonomika/8766085 (дата обращения: 12.01.2021).
  • Прекрасные перспективы и практические действия по совместному созданию экономического пояса Шелкового пути и Морского шелкового пути XXI века // Россия и АТР. 2015. № 3 (89). С. 255-270.
  • Благотворительная акция, приведшая к сближению народов и укреплению дружбы. Международный экспресс "Светлый путь" прибыл в Узбекистан [Электронный ресурс] // Подробно.uz. URL: https://www.podrobno.uz/cat/uzbekistan-i-kitay-klyuchi-ot-budushchego/blagotvoritelnaya-aktsiya-privedshaya-k-sblizheniyu-narodov-i-ukrepleniyu-druzhby-mezhdu-narodnyy-eks/ (дата обращения: 14.01.2021).
  • Lancaster K., Rubin M., Rapp-Hooper M. Mapping China's Health Silk Road [Электронный ресурс] // Council Foreign Relations. URL: https://www.cfr.org/blog/mapping-chinas-health-silk-road (дата обращения: 14.01.2020).
  • Хейфец Б.А. Пандемия COVID-19 и китайская "Инициатива Пояс и Путь" // Российский внешнеэкономический вестник. 2020. № 10. С. 77-84. DOI: 10.24411/2072-8042-2020-10103
  • "Здоровый шелковый путь" - новая парадигма в международных отношениях [Электронный ресурс] // Seetao.com. URL: https://www.seetao.com/details/62062/zh.html (дата обращения: 21.02.2021).
  • "Один пояс, один путь": полный текст речи Си Цзиньпина на международном форуме "Один пояс, один путь" [Электронный ресурс] // ИНОСМИ.РУ. URL: http://inosmi.ru/politic/20170519/239391693.html (дата обращения: 27.05.2017).
  • Жэньминь Жибао: "Строительство Цифрового шелкового пути стало новым событием" [Электронный ресурс] // News. URL: http://www.xinhuanet.com/zgjx/2019-04/22/c_137997345.htm (дата обращения 20.02.2021).
  • Туманян Ю.Р. Цифровизация экономики как фактор стимулирования экономического роста и решения социальных проблем // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2019. № 2. С. 170-175. 10.22394/2079-1690-2019-1 -2-170-175. DOI: 10.22394/2079-1690-2019-1-2-170-175
  • Алимов Р. Цифровой дизайн для Шелкового пути [Электронный ресурс] // Russian.people.com. URL: http://russian.peo-ple.com.cn/n3/2020/1019/c95181-9770581.html (дата обращения 17.01.2021).
Еще
Статья научная