"Охота на Снарка" Л. Кэрролла в романе М. Петросян "Дом, в котором..."

Автор: Синегубова Капиталина Валерьевна

Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu

Рубрика: Компаративистика

Статья в выпуске: 4 (59), 2021 года.

Бесплатный доступ

Целью настоящей работы является изучение функционирования поэмы Л. Кэрролла «Охота на Снарка» в романе М. Петросян «Дом, в котором.» и выявление дополнительных смыслов, которые возникают благодаря взаимодействию двух текстов. Рецепция произведений Л. Кэрролла в романе М. Петросян еще не изучалась, несмотря на отмеченную в исследовательских работах интертекстуальность произведения. «Охота на Снарка» в романе появляется в ряду отсылок к другим произведениям Льюиса Кэрролла, таким как «Алиса в Стране чудес», «Алиса в Зазеркалье», «Морж и Плотник». Но последовательное цитирование «Охоты на Снарка» в эпиграфах позволяет интерпретировать эту поэму как ключевой текст. Было выявлено, что соотнесенность эпиграфов из «Охоты на Снарка» с соответствующими главами в большинстве случаев чисто формальная: эпиграфы соотносятся с малозначительными эпизодами, не требующими пояснения. Однако в целом эпиграфы из поэмы Кэрролла поддерживают стратегию поиска скрытого смысла, являющуюся ключевой для романа М. Петросян. Поэма Л. Кэрролла способствует прояснению сущности одного из главных персонажей «Дома, в котором.» - Шакала Табаки, который занимается охотой, как охотники на Снарка, и является автором устных и письменных текстов, в которых значимую роль играет нонсенс. Таким образом, Шакал Табаки предстает своеобразным наследником поэтики нонсенса Л. Кэрролла. Повествовательная стратегия этого героя позволяет передать внимательному слушателю косвенные сведения о мистической природе Дома и течении времени, не нарушая при этом многочисленные табу внутри художественного мира. В образе Шакала Табаки реализуется единство шутливого, комического и трагического начал, как и в поэме Кэрролла. Будучи одновременно воспитанником Дома и Хозяином Времени, этот герой имеет двойственную природу, как Снарк, предстающий Буджумом.

Еще

Мариам петросян, дом, в котором., интертекстуальность, эпиграф, цитата, рамочный текст, льюис кэрролл, охота на снарка, нонсенс

Короткий адрес: https://sciup.org/149139264

IDR: 149139264   |   DOI: 10.54770/20729316_2021_4_311

Список литературы "Охота на Снарка" Л. Кэрролла в романе М. Петросян "Дом, в котором..."

  • Арнольд И. Интертекстуальность - поэтика чужого слова // Арнольд И.В. Семантика. Стилистика. Интертекстуальность: Сборник статей. Санкт-Петербург: Издательство Санкт-Петербургского университета, 1999. С. 350-362.
  • Галина М. Дом, наружность и лес // Новый мир. 2010. № 4. С. 47-58.
  • Галинская И.Л. Льюис Кэрролл и загадки его текстов. М.: ИНИОН РАН, 1995. 76 с.
  • Геворкян Т.М. Неискушенный писатель. Мариам Петросян // Вопросы литературы. 2011. № 3. С. 113-132.
  • Кихней Л.Г. Поликультурное или культурно не атрибутированное пространство как воплощение инобытия в современной «мистической прозе» (М. Петросян, В. Пелевин, Л. Наумов) // Россия в мире: проблемы и перспективы развития международного сотрудничества в гуманитарной и социальной сфере Материалы VI Международной научно-практической конференции. Москва - Пенза: Изд-во ПГТУ 2019. С. 46-55.
  • Кэрролл Л., Гарднер М., Холидей Г. Аннотированная Охота на Снарка. М.: ТриМАГ, 2014. 208 с.
  • Литвинова В.М. Лингвостилистический анализ русских интерпретаций «Охоты на Снарка» Л. Кэрролла // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2018. № 2 (80). Ч. 1. C. 107-110.
  • Мельник Д.А. Рассказывание историй в романе «Дом, в котором» Мариам Петросян: смысловые уровни // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 9. Филология. Востоковедение. Журналистика. 2013. № 3. С. 63-67.
  • Орлицкий Ю.Б. Эпиграф // Поэтика: Словарь актуальных терминов и понятий. М.: Изд-во Кулагиной; Intrada, 2008. С. 306.
  • Петросян М. Дом, в котором. М.: Livebook, 2017. 957 c.
  • Ремизова М. Времени нет // Октябрь. 2012. № 4. С. 148-168.
  • Соловьева Т. Дом vs. Наружность: О романе Мариам Петросян «Дом, в котором.» // Вопросы литературы. 2011. № 3. С. 169-180.
  • Фатеева Н. А. Интертекст в мире текстов: Контрапункт ннтертекстуаль-ности. М.: КомКнига, 2007. 280 с.
  • Holquist M. What Is a Boojum? Nonsense and Modernism // Yale French Studies, 1999. No. 96. P. 100-117.
  • Priest M. Boring Formless Nonsense (or, On The Aesthetics of Failure in Recent Experimental Composition). London: Bloomsbury Academic, 2013. 327 p.
  • Sewell E. «In the midst of his laughter and glee»: Nonsense and Nothingness in Lewis Carroll // Soundings: An Interdisciplinary Journal. Vol. 82. No. 3/4 (Fall/Winter 1999). P. 541-572.
  • Torrey E.F., Miller J. The capture of the Snark. Knight Letter // The Lewis Carroll Society. 2004. No. 2. P. 21-25.
Еще
Статья научная