Охотничий фетиш Кинен тoс в обрядовой практике хакасов (конец XIX - середина XX века)

Бесплатный доступ

Статья посвящена изучению фетиша Кинен тöс у хакасов. На основе обширного круга источников, как опубликованных, так и впервые вводимых в научный оборот - архивных материалов, проанализированы место и роль этого культового объекта в духовной жизни народа. Детально рассмотрены его внешние характеристики. Выявлены вариации его символического оформления. Рассмотрены сакральные функции и способы обрядового взаимодействия с этим сакральным предметом. Культ тöс’ов - одно из проявлений культуры хакасов, отражающее систему взаимоотношений человека и природы. Данный феномен мог возникнуть и существовать в традиционной среде, где форма отношений между миром видимым (рациональным) и невидимым (иррациональным) характеризуется отсутствием жестких непреодолимых границ. Более того, в религиозно-мифологическом сознании этого народа красной линией проходит идея непосредственного пересечения этих миров, как результат, их постоянное взаимовлияние друг на друга. В данном процессе особое место отводилось фетишам. Особое положение среди культовых изделий данного типа у хакасов занимал охотничий фетиш Кинен тöс. В представлениях верующих он был одним из влиятельных семейно-родовых духов-покровителей и охранителей людей и их хозяйства. Помимо того, как полагали, он обладал целительными способностями, в связи с чем пользовался особой популярностью в народе. Кинен тöс имел разнообразные варианты внешнего оформления, неизменным оставался только основной элемент - вильчатая палка. В отношении фетиша была сформирована особая обрядность, включавшая периодическое проведение ритуалов кормления и чествование, а также шаманское камлание с посвящением ему специальных животных ызых’ов - рыжего коня и барана. Хакасы были убеждены, что во многом от его благосклонности и расположения зависит успех в добывающем промысле, скотоводстве, сохранение здоровья людей и благополучие их жизни.

Еще

Хакасы, традиционное мировоззрение, обрядность, охота, фетиш, кинен тöс, шаманизм, ызых, народная медицина

Короткий адрес: https://sciup.org/14522286

IDR: 14522286

Текст научной статьи Охотничий фетиш Кинен тoс в обрядовой практике хакасов (конец XIX - середина XX века)

В культуре хакасов охота была и продолжает оставаться одним из значимых традиционных занятий. Эта промысловая деятельность на протяжении столетий выступала важнейшей составляющей системы жизнеобеспечения народа. Она является одной из форм адаптации людей к среде обитания, в связи с чем несет в себе многовековой опыт тонких и глубоких наблюдений за природой и постоянного взаимодействия с ней. Полученный навык основывался как на рациональных знаниях, так и на иррациональных воззрениях.

В традиционном сознании хакасов красной нитью проходит мысль о том, что для успешной охоты необходимо тонко чувствовать природу, разгадывать ее самые сокровенные тайны. Передаваемый из поколения в поколение богатый опыт и многолетняя практика вырабатывали у местных охотников феноменальную чувствительность, глубокую интуицию и тонкое чутье. Известно, что традиционная охота очень часто проходила в условиях высокого психофизического напряжения. Это выражалось в частых экстремальных ситуациях, продолжительной изолированности от родных и близких, а подчас и в вынужденном одиночестве. Добывающий промысел нередко сопровождался работой до полного изнеможения. Нередки были случаи, когда, несмотря на имеющийся опыт и хорошую подготовку, промысловая деятельность все же завершалась неудачей. В восприятии охотников факт невезенья чаще интерпретировался иррационально, например, как наказание духов и божеств за нарушение человеком каких-либо традиционных социальных норм или устоявшихся способов взаимодействия с природой. Данное обстоятельство во многом способствовало тому, что в охотничьей практике сформировалась особая система воззрений и обрядности, направленная на достижение успеха в ней. Большое внимание при этом уделялось ритуалам жертвоприношений и всевозможным формам магического воздействия на окружающий мир. Значительное место в этом мифо-ритуальном комплексе отводилось специальным охотничьим фетишам – тöс ам . Рассмотрению данного мировоззренческого феномена на примере одного из них – Кинен тöс а – и посвящена данная статья.

В мировоззрении и обрядности хакасов большое распространение получили такие культовые 500

изделия, как тöс ы , олицетворяющие различных сверхъестественных существ. Из их числа выделялись духи-покровители, духи предков, тотемы, а также зловредные духи. Каждый из них обладал индивидуальной функциональной направленностью. В целом же они были призваны обеспечивать благоприятные условия жизни верующих, например, успех в хозяйственной деятельности, защиту от злой силы, сохранение здоровья и др. Специфика каждого фетиша символически выражалась локализацией, самой его структурой, формой и материалом, из которого он изготавливался. Данное обстоятельство содействовало тому, что верующие в отношении одного и того же тöс а могли использоваться различные названия, выделяющие его характерные черты. Эти культовые предметы могли располагаться как в самом жилище, так и за его пределами. В отношении каждого из них были сформированы специальные правила обращения. Особенность охотничьих тöс ов заключалась в том, что они кроме своей прямой обязанности – оказания мистической помощи в добывающих промыслах еще выполняли покровительствующие и охранительные функции, а также, согласно верованиям, обладали способностью избавлять людей и домашний скот от различных болезней, несчастий и др.

Культовые изделия, как правило, изготавливались по рекомендации шамана. Ему же и принадлежало право их «освящения» – одухотворения (ГАКК. Ф. 667. Оп. 1. Д. 44. Лл. 11–11 об.). Вместе с тем, обыденная обрядовая практика в отношении тöс’ов с различной периодичностью непосредственно совершалась самими домочадцами. Следует обратить внимание на то, что фетиши подразделялись на мужские и женские. Данная реалия выражалась в их соответствующей пространственной локализации – на южной или северной половинах юрты. Этим же и определялся факт того, кто конкретно занимался отправлением ритуалов их чествования. Однако подобное деление отнюдь не означало того, что почитаемый мужчинами тöс обязательно должен быть соответствующего пола. Встречались и женские духи, чтимые представителями сильной половины и наоборот. Отметим, что у различных субэтнических групп хакасов, например сагайцев (сағайлар) и кызыльцев (хызы-лар), были свои специфические охотничьи фетиши с отличающимися наименованиями. Помимо того, своеобразие отдельных тос’ов и ритуальной практики в отношении их нередко проявлялось еще и на локальном уровне.

Одним из самых распространенных и почитаемых охотничьих фетишей у хакасов, главным образом среди сагайцев, был Кинен тос . Подобно другим культовым изделиям, его заводили по рекомендации шамана и с его непосредственным участием. На данную реалию обратил внимание Н.Ф. Катанов, писавший, что «сначала этого божка ставит шаман, он же и шаманит ему, но благословляет его тот мужчина, который отправляется на охоту; кормит божка “кинэн” и тот, кто идет стрелять птиц» [1897, с. 101].

Исследователи представили разнящиеся сведения относительно его внешних параметров [Катанов, 1897, с. 101; Яковлев, 1900, с. 63; Адрианов, 1909, с. 520–521; и др.]. Вместе с тем, все авторы были едины в том, что основным структурообразующим элементом Кинен тос а все же была вильчатая палка. Так, Н.Ф. Катанов сообщал о том, что к деревянной развилке пришивали кусочек шкурки дикой козы и привязывали с двух сторон «косички», сплетенные из сухожилий этого же животного, взятых со спины [1897, с. 101] (см. рисунок ). Е.К. Яковлев уточняет отдельные сведения и дает описание несколько иного оформления фетиша. Так, он отмечает, что высота этого тос а составляла 22 см. При этом к его основной конструкции вместо шкурки привязывался отрезок красной ткани, заполняющий пространство между двумя концами палки. К ним же крепилось несколько маховых перьев крыла рябчика или куропатки [1900, с. 53]. Кроме того, в материалах исследователя описывается еще один вариант Кинен тос а . Он имел следующий вид. К березовой рогатине с двух сторон прикреплялись лапки собольего меха и пряди жил, полученные из правой задней ноги дикой козы (АМКМ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 664. Л. 33). Аналогичное же описание этого божка встречается и в исследовании А.А. Кузнецовой [Кузнецова, 1898, с. 132]. Оригинальные сведения о данном фетише встречаются и в работе А.В. Адрианова [1909, с. 520]. По замечанию ученого, Кинен тос представлял собой вильчатую тальниковую палку длиной около 40 см. К ее двум концам прикреплялись полоски из белой козлины, отрезок красной ткани и пучки жил со спины дикой козы [Там же]. Материалы о рассматриваемом тос е представлены также и в книге В.Я. Бутанаева [2003, с. 125].

Кинен тос подобно всем охотничьим был мужским фетишем, в связи с чем его располагали исключительно на южной стороне под крышей юрты, чаще - над полками со шкатулками - абды-

Один из вариантов Кинен тос а . Реконструкция. Художник Д.Ц. Цыденова.

ра или за сундуками [Катанов, 1897, с. 101; Кузнецова, 1898, с. 132; Адрианов, 1909, с. 520; Яковлев, 1900, с. 53]. Женщины не имели права к нему прикасаться. В верованиях хакасов он считался одним из самых могущественных духов-покровителей охотников и промысловой деятельности. Как отмечали исследователи, «Божок, который помогает зверям и звероловам, есть “кинэн”» [Катанов, 1897, с. 100]; «Кинэн – один из самых больших тöс’ ей у сагаев – он покровитель охотников» [Адрианов, 1909, с. 520–521]. Данная специализация способствовала

появлению такого альтернативного его наименования, как атыгчы тос -«стреляющий фетиш» [Бутанаев, 2003, с. 126].

Перед каждым отправлением на охоту, а также после ее успешного завершения Кинен тос а необходимо было чествовать и делать ему подношение в виде пищи. С этой целью закалывали ягненка или молодого козла. Куски отваренного мяса преподносились божку. При этом, как отмечал Н.Ф. Катанов, «подносят (мясо) так, что пар касается божка (“кинэн”)» [1897, с. 101]. Помимо этого, фетиша окропляли молоком и аракой, а также угощали табаком [Адрианов, 1909, с. 520].

Согласно традиционным представлениям хакасов, помимо помощи в добывающем промысле, он еще покровительствовал лошадям рыжей масти и овцам [Катанов, 1907, с. 594–595; АМКМ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 664. Л. 33]. В шаманской поэзии его образ представлен в виде божества, едущего верхом на рыжей кобыле [Катанов, 1897, с. 101–102; Яковлев, 1900, с. 53]. Поэтому верующие регулярно посвящали ему ызых’а – рыжего коня или лошадь, которые считались носителями счастья и успеха в хозяйстве. Обряд носил семейно-родовой характер и проводился шаманом в летний период на новолуние. Для этого избранного животного приводили к юрте и совершали обряд его очищения: хозяин обмывал коня молоком и окуривал ирбен’ом – богородской травой. К гриве и хвосту привязывали ритуальные ленты чалама (красную и белую). В самом же жилище на южной стороне устанавливали березу. К ней также подвязывали чалама тех же цветов. В жертву Кинен тос’у приносили молодого козла. Необходимо заметить, что состав ритуальной пищи в данном случае несколько отличался от обычных подношений. Кроме мяса, молока и араки фетиш «угощали» легкими и сердцем обозначенного животного, семью лепешками, приготовленными из не квашенного теста, рыбой (ленком), корнями кандыка и сараны. По окончанию обряда ызых’а отпускали на волю, а березу помещали на крышу двора или относили в лес и устанавливали ее в таком месте, «где не ступает человеческая нога» [Катанов, 1907, с. 594–595].

Помимо рыжего коня Кинен тос’у ставился еще и овечий ызых (АМКМ. Ф.1. Оп. 1. Д. 664. Л. 33), который, как верили, способствовал благополучию и удаче в разведении этих животных. Наряду с покровительствующими и охранительными функциями он еще использовался в лечебных целях. Были убеждены, что он помогает при головных болях и при заболевании сосков у коров [Катанов, 1907, с. 594; Адрианов, 1909, с. 521].

Таким образом, представленный материал позволяет сделать вывод о том, что в мировоззрении и обрядности хакасов фетишу Кинен тос’у отводилось особое место. Он обладал высоким семиотическим статусом. Это позволяло верующим использовать его во многих сферах их духовной жизни, хозяйственной деятельности и народной медицине .

Список литературы Охотничий фетиш Кинен тoс в обрядовой практике хакасов (конец XIX - середина XX века)

  • Адрианов А.В. Айран в жизни минусинского инородца//Зап. Имп. рус. геогр. об-ва по отд. «Этнография». -1909. -Т. 34. -С. 489-524.
  • Бутанаев В.Я. Бурханизм тюрков Саяно-Алтая. -Абакан: Изд-во Хакас. гос. ун-та, 2003. -260 с.
  • Катанов Н.Ф. Отчет о поездке, совершенной с 15 мая по 1 сент. 1896 г. в Минусинский округ Енисейской губернии. -Казань: , 1897. -104 с.
  • Катанов Н.Ф. Наречия урянхайцев (сойотов), абаканских татар и карагасов. -СПб.: , 1907. -640 с. -(Образцы народной литературы тюркских племен, изданные В.В. Радловым; т. 9).
  • Кузнецова А.А. Жилища, одежда и пища минусинских и ачинских инородцев//Минусинские и ачинские инородцы. -Красноярск: , 1898. -С. 105-213.
  • Яковлев Е.К. Этнографический обзор инородческого населения долины Южного Енисея и объяснительный каталог Этнографического отдела музея. Описание Минусинского музея. -Минусинск: , 1900. -Вып. IV. -212 с.
Статья научная