Оксидативный стресс и антиоксидантная способность у недоношенных новорожденных с перинатальной гипоксией при рождении и на седьмые сутки жизни

Автор: Кореновский Ю.В., Горбено Е.В., Ремнева О.В., Фадеева Н.И., Ельчанинова С.А.

Журнал: Сибирский журнал клинической и экспериментальной медицины @cardiotomsk

Рубрика: Клинические исследования

Статья в выпуске: 1 т.22, 2007 года.

Бесплатный доступ

Целью исследования явилась оценка уровней оксидативного стресса и антиксидантов плазмы крови у недоношенных новорожденных в первые 7 суток после рождения. Гепаринизированные образцы крови 49 новорожденных с перинатальной гипоксией и 30 здоровых новорожденных забирались из вены пуповины сразу после рождения и из периферической вены на 7-е сутки жизни. В плазме крови определили уровни тиобарбитурат-реактивных продуктов и общую антиоксидантную активность. Уровни ТБРП были выше, а уровни ОАА - ниже в плазме крови пуповины новорожденных с гипоксией, чем в контроле. Различие уровней ТБРП и ОАА у новорожденных с гипоксией и здоровых новорожденных сохранялось на 7-е сутки жизни. Об- наружена статистически значимая корреляция между гестационным возрастом новорожденных уровнем ТБРП и ОАА при рождении и на 7-е сутки жизни.

Еще

Перинатальная гипоксия, оксидативный стресс, антиоксиданты

Короткий адрес: https://sciup.org/14918644

IDR: 14918644

Текст научной статьи Оксидативный стресс и антиоксидантная способность у недоношенных новорожденных с перинатальной гипоксией при рождении и на седьмые сутки жизни

Перинатальное гипоксически-ишемическое повреждение — важная причина заболеваемости новорожденных. Ранее показана продукция свободных радикалов и оксидативное повреждение при гипоксии плода [9]. Хотя клинические последствия гипоксии хорошо изучены, специфические биохимические процессы свободно-радикального повреждения неясны. Оксида-тивный стресс и повреждение тканей наблюдается при гиперпродукции свободных радикалов и/или дефиците антиоксидантов [7]. У новорожденных повышен риск оксидативного стресса, и они очень чувствительны к оксидативному повреждению [11] из-за дисбаланса между анти- и прооксидантами [8]. У новорожденных с гипоксией повышенная генерация свободных радикалов и окисление липидов в плазме отмечается сразу после рождения [5]. Терапия новорожденных в первую неделю после рождения (оксигенотерапия, искусственная вентиляция легких, парентеральное питание) усугубляет оксидативный стресс.

Свободные радикалы нейтрализуются антиоксидантами, включая внутриклеточные и внеклеточные антиоксидантные энзимы (супероксиддисмутаза, каталаза, глутатионпероксидаза) и низкомолекулярные антиоксиданты (глутатион, витамины C и E, каротиноиды), а также альбумин и метаболиты (мочевая кислота, билирубин).

Мы оценили динамику оксидативного повреждения и уровня антиоксидантов в первую неделю жизни новорожденных с перинатальной гипоксией.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ

В настоящее исследование были включены 79 новорожденных с гестационным возрастом 22–42 недели (табл. 1), родившихся в МУЗ «Родильный дом» № 2 г. Барнаула. Все новорожденные с дефектами развития, врожденными нарушениями метаболизма, резус-конфликтом, сепсисом, родившиеся от матерей с многоплодной беременностью и матерей с сахарным диабетом были исключены из исследования.

У 49 из 79 новорожденных диагностировалась перинатальная гипоксия по наличию по меньшей мере двух из следующих симптомов: интранаталь-ный дистресс с фетальной брадикардией < 100 ударов в минуту; < 6 баллов по шкале Апгар на 5-й мин; потребность в реанимационных мероприятиях > 1 мин с потребностью в кислородотерапии. Основанием для выбора этих критериев послужили работы G. Buonoсore [4–6], где показано, что указанные критерии оптимальны для диагностики перинатальной гипоксии даже легкой степени тяжести.

Гепаринизированные образцы крови забирались из умбиликальной вены после ее перерезания сразу после рождения и из периферической вены на 7-е сутки после рождения.

Тиобарбитурат-реактивные продукты (ТБРП) определялись фотометрически по интенсивности окраски комплекса с тиобарбитуровой кислотой (ТБК) [2]. В опытную пробирку вносилось 0,5 мл воды, 0,5 мл плазмы крови, 1,0 мл трихлоруксусной кислоты, 0,1 мл HCl и 1,0 мл ТБК. В контрольную вместо плазмы добавлялась вода. После инкубации при 100є C в течение 15 мин пробы охлаждались, центрифуги-

Таблица 1

Гипоксия (n = 49)

Здоровые (n = 30)

Гестационный возраст (нед.)

36,0 ± 5,1

39,0 ± 1,2

Пол мужской/женский (n)

26/23

15/15

Вес при рождении (кг)

2,53 ± 0,69

3,34 ± 0,37

Баллы Апгар на 1-й мин

6,2 ± 1,2

7,1 ± 1,0

Баллы Апгар на 5-й мин

8,0 ± 1,1

9,7 ± 1,0

Интубация (n)

22

-

Вагинальные роды/кесарево сечение (n)

25/24

26/4

*Диагностические критерии перинатальной гипоксии — наличие по меньшей мере двух из следующих симптомов: интранатальный дистресс с фетальной брадикардией 100 ударов в минуту; 6 баллов по шкале Апгар на 5-й мин;

потребность в реанимационных мероприятиях > 1 мин с подачей кислорода.

Клиническая характеристика новорожденных*

ровались, и измерялась оптическая плотность против контрольной пробы при 535 нм.

Общая антиоксидантная активность (ОАА) плазмы определялась по степени ингибирования Fe2+/аскорбат-индуцированного окисления ТВИН-80 плазмой [1]. При этом в посуду темного стекла с притертыми пробками объемом 200 мл вносилось 2 мл ТВИН-80, 0,2 мл раствора сульфата железа, 0,2 мл раствора аскорбиновой кислоты и 0,1 мл плазмы крови. В контрольную пробу добавлялось 0,1 мл воды. После 48 ч инкубации при 40є С к 2,0 мл смеси добавлялся 1 мл ТХУ и через 60 мин смесь центрифугировалась 15 мин при 8000 об/мин. Затем к 1 мл супернатанта добавлялось 2 мл ТБК, раствор инкубировался на кипящей водяной бане 15 мин и после охлаждения фотометрировался при 532 нм против дистиллированной воды.

Результаты работы представлены в виде значений M ± SD (средняя ± стандартное отклонение). Статистическая обработка полученных результатов осуществлялась с применением непараметрических тестов Вилкоксона и Фишера для сравнения связанных и несвязанных величин. Для оценки корреляционных связей между показателями использовался коэффициент ранговой корреляции Спирмана. За статистически значимые принимались различия и корреляции при величине достигнутого уровня значимости р<0,05. Статистическая обработка результатов проводилась с использованием программы JMP 5.1.2 для Windows (SAS Institute Inc., NC, USA).

РЕЗУЛЬТАТЫ

Уровни ТБРП в плазме крови у новорожденных с гипоксией были значительно выше, а ОАА — ниже, чем у новорожденных без гипоксии в плазме пуповинной крови и на 7-е сутки после рождения (табл. 1).

Подобные результаты обнаружены у значительно недоношенных новорожденных с гестационным возрастом < 32 недель (n = 10) по сравнению со здоровыми новорожденными (n = 30). При этом у недоношенных новорожденных уровень ТБРП в пуповинной крови составил 0,56 ± 0,11 против 0,20 ± 0,06 нмоль/мл у здоровых новорожденных (р < 0,0001); ОАА 24,4 ± 1,7 против 29,9 ± 2,2 % (р < 0,0001). На 7-е сутки уровень ТБРП составил 0,76 ± 0,13 против 0,34 ± 0,06 нмоль/мл (р < 0,0001); ОАА 24,9 ± 1,4 против 44,2 ± 2,2 % (р < 0,0001).

Примечательно, что уровни ТБРП и ОАА в пуповинной крови были связаны с гестационным возрастом новорожденных (табл. 3). Причем связь между уровнем ТБРП на 7-е сутки после рождения и гестационным возрастом новорожденных усиливалась (табл. 3).

ОБСУЖДЕНИЕ

В течение родов плод из относительной гипоксии попадает в относительную гипероксию. Высокие концентрации кислорода токсичны для тканей плода. Потенциальным механизмом токсичности и патофизиологического повреждения клеток является гиперпродукция свободных радикалов [4].

Свободные радикалы генерируются при гипоксии, ишемии-реперфузии, гипероксии, активированными нейтрофилами и макрофагами, при дисфункции митохондрий, в реакциях Фентона, при повреждении эндотелия, метаболизме ненасыщенных жирных кислот [15]. Свободные радикалы, пероксиды липидов и протеинов обусловливают деструкцию мембран и повреждение

Таблица 2

Уровни ТБРП и ОАА в плазме крови новорожденных при рождении и на 7-е сутки жизни*

Гипоксия (n = 49)

Здоровые (n = 30)

р1

При рождении

На 7-е сутки

р

При рождении

На 7-е сутки

р

ТБРП

0,46 ± 0,12

0,54 ± 0,21

< 0,0001

0,20 ± 0,06

0,34 ± 0,06

< 0,0001

< 0,0001

ОАА

25,2 ± 2,2

26,4 ± 2,5

< 0,0001

29,9 ± 2,2

44,2 ± 2,2

< 0,0001

< 0,0001

*ТБРП — тиобарбитурат-реактивные продукты, ОАА — общая антоиксидантная активность. Данные представлены в виде M ± SD. р — достигнутый уровень значимости различий в парных сравнениях по критерию Вилкоксона.

р1 — достигнутый уровень значимости межгрупповых различий величин ТБРП и ОАА по критерию Фишера.

Таблица 3

Корреляции между гестационным возрастом новорожденных с перинатальной гипоксией и уровнем ТБРП и ОАА при рождении и на 7-е сутки жизни (n = 49)*

ТБРП при рождении

ТБРП на 7-е сутки жизни

ОАА при рождении

ОАА на 7-е сутки жизни

Гестационный возраст

–0,43 (0,0019)

–0,59 (<0,0001)

0,39 (0,0063)

0,35 (0,0150)

*Значения стандартизированы по коэффициенту корреляции Спирмана с величинами достигнутого уровня значимости р в скобках.

клеток. В ответ на оксидативный стресс клетки индуцируют антиоксидантные энзимы, однако гиперпродукция оксирадикалов приводит к повреждению протеинов, липидов и ДНК, что ведет к трансформации или гибели клетки посредством апоптоза или некроза [10].

Новорожденные подвержены повышенному риску оксидативного повреждения из-за дисбаланса антии прооксидантов, что обусловливает повреждение тканей [8]. В плазме новорожденных мало глутатионпероксидазы, супероксиддисмутазы, уЗ-каротина, рибофлавина, а-протеиназы, витамина E, Se, Cu, Zn, церулоплазмина и трансферрина [3].

Гиперпродукция свободных радикалов— важная особенность большинства (если не всех) болезней новорожденных [13]. Гипоксия – это один из факторов, включающих генерацию свободных радикалов в перинатальный период. В течение гипоксии снижение производства АТФ приводит к накоплению аденозина и гипоксантина [4], а продукт деградации АТФ является субстратом для ксантиноксидазы, продуцирующей оксирадикалов в фазу реперфузии [11, 12]. Другими источниками оксирадикалов являются цепь переноса электронов в митохондриях и реакции Фентона [10].

На первой неделе жизни у недоношенных новорожденных повышен риск развития оксидативного стресса из-за высоких концентраций кислорода в окружающей среде по сравнению с его уровнем in utero, оксигено-терапии и высоких концентраций свободного железа в эритроцитах и плазме крови [6].

Мы обнаружили повышенное содержание в плазме крови новорожденных ТБРП и низкую ОАА у новорожденных с гипоксией. Различия в уровне ТБРП и ОАА у новорожденных с гипоксией по сравнению со здоровыми сохранялись до 7 суток после рождения.

Отрицательная корреляция обнаружена между гестационным возрастом и уровнем ТБРП в пуповинной крови и на 7-е сутки после рождения. При этом отмечалась положительная корреляция между гестационным возрастом новорожденных и ОАА пуповинной крови на 7-е сутки после рождения. Это указывает, что дефицит антиоксидатнов при перинатальной гипоксии, возможно, обусловливает повышенное по сравнению со здоровыми новорожденными свободно-радикальное повреждение липидов тканей новорожденных в первую неделю жизни.

У новорожденных без гипоксии на 7-е сутки после рождения также наблюдается повышение уровня оксида-тивного стресса. Это, по-видимому, связано с переходом из относительной гипоксии in utero в условиях относительной гипероксии. Свидетельство персистирующего оксидативного стресса у новорожденных без гипоксии указывает на физиологичность этого феномена.

Следовательно, реанимация новорожденных должна проходить максимально осторожно, чтобы не усугублять оксидативный стресс, а вместо кислорода желательно использовать комнатный воздух [14]. Эти стратегии должны уменьшить генерацию оксирадикалов и оксидативный стресс.

Список литературы Оксидативный стресс и антиоксидантная способность у недоношенных новорожденных с перинатальной гипоксией при рождении и на седьмые сутки жизни

  • Благородов С.В. Метод определения антиокислительной активности и синтетические антиоксиданты в ряду производных оксазина и непредельных хлоркетонов/Благородов С.В., Шелепов А.П., Дмитриева Н.А.//Тезисы II Всесоюзной конференции "Биоантиоксидант". -Черноголовка, 1986. -С. 28-29.
  • Владимиров Ю.А. Перекисное окисление липидов в биологических мембранах/Владимиров Ю.А.,Арчаков А.И. -М.: Наука, 1972. -252 с.
  • Bracci R. The antioxidant status of erythrocytes in preterm and term infants/Bracci R., Buonocore G.//Semin Neonatol. -1998. -Vol. 3. -P. 191-197.
  • Buonocore G. Free radicals and brain damage in the newborn/Buonocore G., Perrone S., Bracci R.//Biol. Neonate. -2001. -Vol. 79. -P. 180-186.
  • Buonocore G. Total hydroperoxide and advanced oxidation protein products in preterm hypoxic babies/Buonocore G.,Perrone S., Longini M., Terzuoli L., Bracci R.//Pediatr. Res. -2000. -Vol. 47. -P. 221-224.
  • Buonocore G. 1998 Intraerythrocyte nonprotein-bound iron and plasma malondialdehyde in the hypoxic newborn/Buonocore G., Zani S., Perrone S., Caciotti B.,Bracci B.//Free Radic. Biol. Med. -1998. -Vol. 25. -P. 766-770.
  • Halliwell B. Free radicals, antioxidants and human disease: curiosity, cause, or consequence? Lancet. -1994. -Vol. 344. -P. 721-724.
  • Jacob R.A. The integrated antioxidant system. Nutr. Res. -1995. -Vol. 15. -P. 755-766.
  • Maulik D. Direct detection of oxygen free radical generation during in utero hypoxia in the fetal guinea pig brain/Maulik D., Numagami Y., Ohnishi S.T., Mishra O.P., Delivoria-Papadopoulos M.//Brain Res. -1998. -Vol. 798. -P. 166-172.
  • Mishra O.P. Cellular mechanisms of hypoxic injury in the developing brain/Mishra O.P., Delivoria-Papadopoulos M.//Brain Res. Bull. -1999. -Vol. 48. -P. 233-238.
  • Saugstad O.D. Mechanisms of tissue injury by oxygen radicals: implications for neonatal disease. Acta Paediatr. -1996. -Vol. 85. -P. 1-4.
  • Saugstad O.D. Role of xanthine oxidase and its inhibitor in hypoxia: reoxygenation injury. Pediatrics. -1996. -Vol. 98. -P. 103-107.
  • Saugstad O.D. Update on oxygen radical disease in neonatology. Curr. Opin. Obstet. Gynecol. -2001. -Vol. 13. -P. 147-153.
  • Saugstad O.D. Resuscitation of asphyxiated newborn infants with room air or oxygen: an international controlled trial: the Resair 2 study/Saugstad O.D., Rootwelt T., Aalen O.//Pediatrics. -1998. -Vol. 102. -P. e1.
  • Turrens J.F. Superoxide production by the mitochondrial respiratory chain. Biosci. Rep. -1997. -Vol. 17. -P. 3-8.
  • Witko-Sarsat V. 1996 Advanced oxidation protein products as a novel marker of oxidative stress in uremia/Witko-Sarsat V., Friedlander M., Capeillere-Blandin C., Nguyen-Khoa T., Thu Nguyen A, Zingraff J., Jungers P.,Descamps-Latsca B.//Kidney Int. -1996. -Vol. 49. -P. 1304-1313.
Еще
Статья научная