Олень-солнце на петроглифах Сянлушань
Автор: Забияко А.П.
Журнал: Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий @paeas
Рубрика: Археология эпохи палеометалла и средневековья
Статья в выпуске: XXI, 2015 года.
Бесплатный доступ
Статья основана на результатах полевых исследований 2012-2014 гг. в Северо-Восточном Китае. Петроглифы Северо-Восточного Китая тесно вплетены в историко-культурный контекст развития региона и выступают важным источником реконструкции образа жизни и культуры. Петроглифы Дунбэя близко связаны с наскальными изображениями Монголии, Забайкалья, Приамурья и Кореи. Одним из наиболее характерных в наскальных изображениях Евразии является образ оленя. Это одна из основных тем публикаций А.П. Окладникова, который находил локальные модификации Оленя Золотые Рога на только на скалах Евразии, но и на «оленных камнях» Забайкалья и Тувы. В Северо-Восточном Китае изображения оленя были открыты на петроглифах горы Сянлушань. Идейная доминанта петроглифов Сянлушань задана образами копытных животных - оленя и козла. Особого внимания заслуживают образы скачущих оленей с кругами на рогах. Круги - это символическое изображение солнца, которое небесный олень несет на рогах. Образ небесного оленя-солнце широко распространен в древних религиозно-мифологических традициях. Наряду с другими символами солнца - кругами, крестами - изображения космического оленя или лося, зверя-солнце, нередко встречаются на наскальных рисунках Евразии. Именно как символы зооморфного солнца трактуются такие изображения на Каменных островах Ангары, на скалах в Монголии, на каменных массивах Томи, в других регионах. Выбитые на вершине горы Сянлушань олени с дисками на рогах являются локальным вариантом образа оленя-солнце - зооморфного божества или небесного спутника бога-солнца. Изучение петроглифов Дунбэя является необходимым этапом комплексного изучения наскальных изображений северо-востока Евразии, а также истории и культуры этой части Евразийского континента.
Петроглифы, северо-восточный китай, восточная азия, культуры, религии, этносы, солярный культ
Короткий адрес: https://sciup.org/14522221
IDR: 14522221
Текст научной статьи Олень-солнце на петроглифах Сянлушань
Гора Сянлушань находится в районе Няньпяо-цюй, на расстоянии ок. 60 км к западу от г. Ху-лудао, пров. Ляонин (Северо-Восточный Китай). Почти на самой вершине горы стоят несколько высоких каменных столбов. Издали они похожи на курительные палочки, установленные в ритуальном сосуде для воскурения благовоний. Из-за своеобразных очертаний гора получила название «курительница». В сознании верующих китайцев она окружена ореолом религиозного почитания – считается, что там обитают духи и что Сянлушань связана с божественным миром. На вершине горы установлен шест с ритуальными лентами, рядом с которым сооружено несколько небольших алтарей в виде выложенных из камней оград с керамическими сосудами в центре.
На юго-восточной стороне вершины находятся плоскости с петроглифами. Географические координаты плоскостей по GPS – 41°08′9676 с.ш. 120°59′283 в.д., высота над уровнем моря – 500,6 м. Наскальные рисунки были обнаружены местными краеведами в 2008 г. В августе 2013 г. плоскости с рисунками были исследованы автором статьи и Ван Цзяньлинем, аспирантом, научным сотрудником лаборатории археологии и антропологии АмГУ. Основные результаты частично опубликованы [Забияко, Ван Цзяньлинь, 2015]. В китайских и иных зарубежных научных публикациях сведения об этих петроглифах отсутствуют.
Наскальные изображения Сянлушань выполнены преимущественно в технике выбивки. Ширина борозд колеблется от 2 до 10 мм, глубина – ок. 1 мм. Отдельные рисунки и композиции находятся на высоте 1–1,7 м от земли. Общая протяженность скальной стенки с рисунками – ок. 30 м. Всего на этом участке каменной поверхности расположено несколько композиций, которые условно можно объединить в четыре группы (плоскости).
Рядом со плоскостями 1 и 2 хорошо заметны следы недавних шурфов, которые фактически остались брошенными в виде ям до 40 см в глубину и разбросанной по краям земли. В шурфах и вокруг встречаются многочисленные фрагменты керамики, от ранней лепной до поздней станковой. Наиболее многочисленные образцы керамики относятся к эпохе средневековья и более поздним периодам. В своем большинстве керамические черепки являются, очевидно, обломками сосудов, которые использовались в ритуальных целях. Артефакты из камня представлены многочисленными отщепами, скребком и долотовидным орудием неолитического облика. Собранный подъемный материал не позволяет надежно датировать наскальные изображения, однако он свидетельст- вует, что уже в неолитическую эпоху вершина горы привлекала людей и служила им временным пристанищем. Возможно, уже в эту эпоху она становится местом отправления ритуалов.
Наскальные рисунки Сянлушань были созданы как часть формирующегося религиозного культа. Судя по степени сохранности, стилистике и технике исполнения, большинство петроглифов были нанесены приблизительно в один период времени. Сопоставление наскальных изображений Сянлушань с петроглифами прилегающих территорий, подъемный материал допускают их датировку временем позднего неолита, энеолита и бронзы. Не исключено, что отдельные изображения (например, черепахи) могли появиться в период раннего железного века или даже в средневековье.
В данной публикации мы остановимся на изображениях с плоскости 2. Она находится на расстоянии 60 см вправо от плоскости 1, крайней слева в общей композиции плоскостей. Размеры плоскости 2 – 60 × 90 см. На рисунках в условной манере изображены несколько рогатых животных – предположительно олени и козлы, а также схожие с оленями зооморфные фигуры с кругами на рогах. Одна из таких зооморфных фигур с кругом (верхняя) выбита по контуру с нанесением поперечных линий на корпусе, которые могут либо обозначать окраску животного, либо демонстрировать особую манеру изображения – так называемый скелетный стиль. Зооморфные образы переданы в экспрессивной манере – ноги животных изогнуты в стремительном движении. Часть фигур представляет собой криволинейные контуры, разделенные внутри пересекающимися линиями. Возможно, они изображают сети или лабиринты. Некоторые рисунки плоскости 2 относятся к абстрактным знакам, смысл которых не поддается однозначной интерпретации. Круг с отростком (кольцо с выступом) может быть изображением тамги. Несколько изображений деформированы или частично утрачены под действием природных факторов, что затрудняет реконструкцию их облика и семантики.
Очевидно, что наскальные изображения Сян-лушань – не изолят. Несомненно, они обладают особенностями, обусловленными местной культурной традицией или индивидуальностью художественного дарования создававших их мастеров. Однако в целом петроглифы Сянлушань с точки зрения стилистики и семантики образов, техники их создания хорошо согласуются с петроглифами прилегающих с востока и запада территорий. Восточнее – в Корее и на Нижнем Амуре, р. Уссури – известны петроглифы со сходными зооморф-

Сянлушань. Плоскость 2. Изображения зооморфных фигур.
ными образами. Олень с поперечными полосами на корпусе с плоскости 2 близок по стилю изображения не только к некоторым корейским образам, но и к нижнеамурским. «В свою очередь олень с поперечными полосами на Шереметьевской скале – родной брат лосей и оленей с Каменных островов на Ангаре и с писаной скалы у деревни Чуру на Лене, в далекой Якутии» [Окладников, 1989, с. 122]. К западу от Сянлушань простирается огромный мир петроглифов Монголии, Забайкалья и прилегающих к ним горно-степных территорий. Некоторые фигуры оленей и козлов Сянлушань аналогичны многочисленным образам копытных животных, выбитых на камнях Центральной и Северной Азии.
Идейная доминанта петроглифов Сянлушань задана образами копытных животных – оленя и козла. Несомненно, что в прошлом эти животные в большом количестве обитали здесь на заросших густым кустарником склонах гор и в долинах, до сих пор сохранивших местами лесной покров. Возможно, образы оленей и козлов были связаны с охотничьей магией и являлись визуализацией духов – хозяев животного мира. Отсутствие фигур охотников и сцен охоты может ставить под сомнение такую трактовку, хотя полностью ей не противоречит. Образы оленей и козлов могут быть связаны с космологическими религиозно-мифологическими представлениями, выступая в качестве символов небесных светил или спутников небесных духов (богов). В социальном аспекте религи- озно-мифологических воззрений образы оленей и козлов могут представлять тотемных предков или символизировать родовое, племенное единение. Все эти варианты символических значений образов оленей и козлов выявлены и описаны на материалах исследований наскальных изображений Центральной и Северо-Восточной Азии.
Особого внимания заслуживают образы скачущих оленей с кругами на рогах. Круги – это символическое изображение солнца, которое небесный олень несет на рогах. Образ небесного оленя-солнце широко распространен в древних религиозно-мифологических традициях. «Олень, а несколько позже лошадь как символы солнца, как животные, посвященные солнечному божеству, играли большую роль в солярных культах многих народов степей Европы и Азии в I тысячелетии до н.э. Однако культ солнечного божества все же более древний. В Северной Азии и в Европе символы солнца встречаются уже в неолитических рисунках писаниц» [Окладников, Мартынов, 1972, с. 225]. Наряду с другими символами солнца – кругами, крестами – изображения космического оленя или лося, зверя-солнце, нередко встречаются на наскальных рисунках Евразии. Именно как символы зооморфного солнца трактуются такие изображения на Каменных островах Ангары, на скалах в Монголии, на каменных массивах Томи, в других регионах.
Олень-солнце – главный герой публикаций А.П. Окладникова, который находил локальные модификации Оленя Золотые Рога на только на скалах Евразии, но и на «оленных камнях» Забайкалья и Тувы. «На оленных камнях животные тоже являются солнечными символами. Мало того, что они летят по воздуху, они еще снабжены символами солнца – кругами, изображенными вверху, перед мордами животных. Олени летят ввысь, как будто следуя за солнечным диском» [Там же]. Ярким примером такого символизма является в трактовке А.П. Окладникова композиция, выбитая на Иволгинской плите, стеле. В статье «Оленный камень с реки Иволги» он обратил внимание на круги, диски, которые выбиты над головами оленей, а также на то, что «на лицевой стороне нашего камня круг вырастает прямо и непосредственно из рогов оленя и, кроме того, стержень, на котором он изображен, напоминает боковую ручку зеркала, какие обычны в древностях нашего Причерноморья» [Окладников, 1954, с. 115]. В последующих публикациях А.П. Окладников развил интерпретацию круга как зеркала в сторону солярной символики: «Сияющее зеркало издавна служило в мифологии различных древних народов двойником и символом солнечного диска. В свою очередь еще в каменном веке солнце представлялось в образе живого космического существа, оленя с сияющими нестерпимым блеском золотыми рогами, пробегающего за день весь небосклон, от востока до запада. И именно поэтому, чтобы не было никаких сомнений, художник бронзового века высек на плите не просто оленя, а оленя с солнечным диском над рогами – Оленя Золотые Рога» [Окладников, 1989, с. 132].
Выбитые на вершине горы Сянлушань олени с дисками на рогах являются локальным вариантом образа оленя-солнце – зооморфного божества или небесного спутника бога-солнца.
Список литературы Олень-солнце на петроглифах Сянлушань
- Забияко А.П., Ван Цзяньлинь. Наскальные изображения Северо-Восточного Китая. -Благовещенск: Амур. гос. ун-т, 2015. -310 с.
- Окладников А.П. Оленный камень с реки Иволги//СА. -1954. -Т. XIX. -С. 207-220.
- Окладников А.П. Олень Золотые Рога: Рассказы об охоте за наскальными рисунками. -Хабаровск: Хабар. кн. изд-во, 1989. -208 с.
- Окладников А.П., Мартынов А.И. Сокровища томских писаниц. -М.: Искусство, 1972. -257 с.