Олимпиады мира и советская Россия: уйти, чтобы вернуться
Автор: Долгов Сергей Николаевич
Журнал: Поволжский педагогический поиск @journal-ppp-ulspu
Рубрика: История и историография
Статья в выпуске: 2 (4), 2013 года.
Бесплатный доступ
В статье проанализирована история олимпийского движения и его взаимоотношение с Советской Россией с самых первых лет советской власти до 1951 года - года возвращения СССР на арену олимпиад.
Олимпиада, советская Россия, российский олимпийский комитет, физическая культура
Короткий адрес: https://sciup.org/14219245
IDR: 14219245
Текст научной статьи Олимпиады мира и советская Россия: уйти, чтобы вернуться
По распространенной легенде, возникновение Олимпийских игр связано с именем Геракла, сына Зевса. Их происхождение теряется в глубокой истории Греции. Первые известные Игры относятся к 776 г. до н. э. Насколько важным событием являлись Олимпийские игры, свидетельствует исчисление времени в Древней Греции периодами в четыре года между ними, которые называли Олимпиадой. Во время проведения Олимпийских игр войны прекращались, дороги освобождались, и никто не смел нарушать перемирие. Таков был закон, который соблюдался многие века, за исключением тех неприятных периодов, которые имели место в последние годы. Игры были отменены в 394 г. н. э. по указу императора Феодосия. Возродились Олимпийские игры в 1896 г. Это была первая Олимпиада, которая проводилась в Греции, в Афинах. В ней участвовало всего 250 спортсменов из 13 стран. Соревнования проходили по 10 видам спорта. С этого времени Игры проводились каждые 4 года.
По масштабам и сложности организации Олимпийские игры представляют собой одно из крупнейших международных спортивных мероприятий, в которых участвуют представители стран всех континентов мира.
В Новое время интерес государственных политических деятелей и общественности разных стран к Олимпийским играм значительно повысился. Например, Геральд Форд, президент США в 70-е гг. XX столетия, в широком материале, помещенном в журнале «Спорт Иллюстрейтед» следующим образом оценивал значение спорта и, в частности, Олимпийских игр в современном обществе: «Нашей главной целью участия в международных соревнованиях должна быть победа, а не участие. Исходя из чисто политической точки зрения, я не знаю ничего более выигрышного в дипломатии или поддержании престижа нации. В связи с этим я призываю сделать все, что в наших силах, чтобы как можно быстрее преодолеть трудности, которые мешают нашим выступлениям на Олимпийских играх» [1].
С 1896 г., несмотря на две мировые войны, политический и расовый антагонизм, олимпийское движение и Олимпийские игры успешно утвердились на пяти континентах и продолжают подниматься на небывалую высоту.
Первые национальные спортивные федерации стали формироваться в России вскоре после отмены крепостного права, с началом бурного развития промышленного производства. И хотя в то время, на рубеже XIX–XX вв., спорт еще не играл заметной роли в жизни общества, в стране нашлись люди, уже тогда осознавшие его социальную значимость. Среди них был генерал Алексей Бутовский [2], один из соучредителей МОК, состав которого, по предложению Пьера де Кубертена, делегаты Международного атлетического конгресса в Париже утвердили 23 июня 1894 г.
П. Ф. Лесгафт [3] положил начало научному анализу физического воспитания, рассматривая его с позиций анатомии и физиологии, педагогики и психологии. Он одним из первых в мире поставил физическое воспитание в один ряд с другими дисциплинами, преподаваемыми в школе. Величайшая заслуга Петра Францевича состоит в том, что он научно раскрыл неразрывную связь физического воспитания с умственным, нравственным и эстетическим, их взаимосвязь и взаимообусловленность. Сердцевиной педагогических взглядов ученого на физическое воспитание явилось положение о единстве физического и духовного развития человека при решающей роли нравственного воспитания [4].
В первых трех Олимпиадах современности Россия участия не принимала, а в 1908 г. на Игры в Лондон отправилась группа из шести российских спортсменов. Один из них – фигурист Николай Панин-Коломенкин – стал первым в истории отечественного спорта олимпийским чемпионом, показав лучший результат в исполнении специальных фигур; еще двое – борцы Николай Орлов и Алексей Петров – завоевали серебряные медали.
Поволжский педагогический поиск (научный журнал). № 2(4). 2013
Поволжский педагогический поиск (научный журнал). № 2(4). 2013
Что касается Российского олимпийского комитета (РОК), он был основан в марте 1911 г. и сразу призвал спортивные организации страны принять активное участие в подготовке к Играм V Олимпиады в Стокгольме.
Председателем РОК стал один из наиболее авторитетных деятелей в российском спортивном движении Вячеслав Срезневский – основатель и бессменный руководитель Санкт-Петербургского общества любителей бега на коньках.
Участие России в Играх 1912 г. взял под свое покровительство император Николай II. Но российская делегация, хотя и была одной из самых представительных в Стокгольме (170 спортсменов и 50 официальных лиц), вернулась домой лишь с двумя серебряными и двумя бронзовыми медалями.
Причины столь слабого выступления были тщательно проанализированы, и в итоге РОК признал, что к Играм надо готовиться более основательно, шире развивать спорт в целом и олимпийские виды в частности, а для выявления молодых талантов проводить всероссийские олимпиады. Первая из них прошла в августе 1913 г. в Киеве, вторая, собравшая примерно 900 участников из 29 городов, – в июле 1914 г. в Риге. Торжественное закрытие рижских стартов было намечено на 1 августа, но церемонию отменили, т. к. в тот день началась Первая мировая война.
После октябрьских событий 1917 г. Россия, а потом и СССР по политическим мотивам оказались вне олимпийского движения.
Как показывает опыт истории, забвение прошлого, нарушение преемственности тормозит процесс общественного развития, оказывая отрицательное воздействие на все сферы народного хозяйства и культуры.
Нечто подобное произошло в нашей стране в результате Октябрьской революции. В угоду классовым амбициям прошлый положительный опыт спорта, рост спортивного мастерства отечественных спортсменов были забыты. Этому способствовал и запрет в ряде регионов страны соревнований по гимнастике, боксу, борьбе и футболу, а также отказ от участия в Олимпийских играх (при проведении собственных региональных олимпиад). Что касается детского спорта, то его развитию мешала так называемая теория «нормального урока», согласно которой физические нагрузки на уроках физической культуры не рекомендовались.
Большой вред молодому советскому физкультурному движению наносили пролеткультовские извращения. Возникшие еще до Октябрьской революции организации «Пролетарской культуры» оказывали заметное влияние на развитие культуры в первые годы советской власти. Маскируясь крикливыми фра- зами, теоретики Пролеткульта проповедовали отказ от использования предшествующих достижений российской культуры.
В угоду классовым амбициям прошлый положительный опыт, достижения в развитии физической культуры замалчивались или отрицались. После создания Всевобуча (1918 г.), решений II и III съездов комсомола (1919, 1920 гг.) в физическом воспитании наблюдались сугубо классовый подход, идеологизация, политизация, подчинение физкультурно-спортивной деятельности задачам коммунистического воспитания при игнорировании общечеловеческих нравственных ценностей. Приверженность идее разрушения старого, пренебрежение к требованиям преемственности в физкультурном движении породили такие вопросы, как: проводить ли спортивные соревнования; встречаться ли советским спортсменам с зарубежными («буржуазными») спортсменами; участвовать ли в Олимпийских играх; развивать ли спорт среди детей; нужен ли вообще спорт с его утверждением превосходства одних людей над другими?
В результате подобных дебатов, например в вопросе о спортивных соревнованиях, в 1920-х гг. проявлялась тенденция отдавать приоритет не индивидуальным состязаниям, а достижениям коллективов, к чему призывало постановление Оргбюро ЦК РКП(б) от 13 июля 1925 г. «О задачах партии в области физической культуры» [5, с. 294].
Встречи с «буржуазными» спортсменами вплоть до 30-х гг. не проводились, развивались лишь спортивные связи с представителями рабочего спорта; наши спортивные организации, не являясь членами международных спортивных объединений, не участвовали в первенствах Европы и мира. Поэтому они оказались в изоляции от мирового спортивного движения, что замедляло развитие достижений культуры, исключало возможность культивирования в нашей стране ряда видов спорта только потому, что они существовали в капиталистическом обществе. Отрицание наследия прошлого в области физической культуры нашло яркое выражение в программных тезисах Центрального комитета Пролеткульта «О задачах физической культуры пролетариата», в которых говорилось:
-
«1 . Отрицая с исторической и научной точки зрения все старые системы физической культуры буржуазии, пролетариат создает классовую физическую культуру.
-
2. В настоящее время надо строить не физическую культуру для пролетариата, а физическую культуру пролетариата.
-
3. Новая физическая культура пролетариата – это психофизиологическое воспитание нового квалифицированного человека.
-
4. Новая физкультура пролетариата есть новая трудовая гимнастика и новый коллективный спорт…».
На практике это приводило к тому, что вместо занятий спортом, играми и гимнастикой изучались трудовые движения. Например, вместо упражнений на гимнастических снарядах рекомендовалось выполнять движения молотобойца по наковальне. Спортивные сооружения – залы и стадионы – сторонники Пролеткульта хотели превратить в мастерские, в которых рабочие упражнялись бы в трудовых движениях. «Долой спорт!», «Долой брусья!», «Создадим свои пролетарские упражнения и снаряды!» – вот лозунги, провозглашавшиеся пролеткультовцами.
Недооценка спорта привела к тому, что вместо спортивных объединений основной организационной формой в сфере физической культуры стали кружки на предприятиях, в учебных заведениях, рабочих клубах. На это ориентировал общественность ЦК РКП(б), о чем свидетельствуют резолюции XII (1923 г.) и XIII (1924 г.) съездов партии. А в постановлении Оргбюро ЦК РКП(б) от 13 июля 1925 г. «О задачах партии в области физической культуры» отмечалось, что «физкультура не должна обособляться в организационном отношении в какие-либо самостоятельные спортивно-гимнастические объединения, что неизбежно привело бы к отрыву от основной поли- тико-просветительной работы и к отрыву занимающихся физической культурой масс от основных общественных организаций» [5, с. 296].
Лишь в 1951 г. мы вернулись в олимпийскую семью, приняв участие в Играх XV Олимпиады в Хельсинки. Дебют оказался успешным: 22 золотые, 30 серебряных и 19 бронзовых наград.
-
1. ГАРФ. Ф. 9610. Оп. 1. Д. 3. Л. 12.
-
2. Алексей Дмитриевич Бутовский (1838–1917) – российский спортивный деятель, один из учредителей и член Международного олимпийского комитета (МОК) (1894–1900), генерал от инфантерии, педагог, ученый.
-
3. Петр Францевич Лесгафт (8 (20) сентября 1837, Санкт-Петербург – 28 ноября 1909) – основоположник научной системы физического образования и врачебно-педагогического контроля в физической культуре в России, педагог, анатом, врач. В 1896 г. добился открытия при Биологической лаборатории Курсов воспитательниц и руководительниц физического образования (Высшие курсы Лесгафта, ныне – Санкт-Петербургский государственный университет физической культуры им. П. Ф. Лесгафта).
-
4. Памяти П. Ф. Лесгафта. М., 1947. С. 8.
-
5. Справочник партийного работника. Вып. 5. Госиздат, 1926.
Olympics and the Soviet Russia
Поволжский педагогический поиск (научный журнал). № 2(4). 2013
Список литературы Олимпиады мира и советская Россия: уйти, чтобы вернуться
- Памяти П.Ф. Лесгафта. М., 1947. С. 8
- Справочник партийного работника. Вып. 5. Госиздат, 1926