Онейросфера как элемент поэтики повестей М. Фрая (на примере сборника "Чужак")
Автор: Сафрон Елена Александровна
Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu
Рубрика: Русская литература
Статья в выпуске: 2 (45), 2018 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматривается роль онейросферы в поэтике фэнтезийных повестей Макса Фрая из сборника «Чужак». Актуальность работы обусловлена фактом обращения к произведениям массовой литературы, которые ранее не становились объектом глубокого научного анализа. Автор статьи пред- полагает, что онирические состояния героев указанных повестей необходимо рассматривать как одну из ведущих составляющих сюжетного целого. По мнению современных исследователей, тема сновидения в классической русской литературе всегда была ориентирована на фольклорно-мифологическую составляющую культуры. Анализ повестей цикла «Чужак» показывает, что современные писатели в лице М. Фрая также придерживаются этой традиции. Выясняется, что сны главного героя служат отправной точкой для создания сюжета: Макс сначала видит мир города Ехо во сне, а потом непосредственно переселяется в него. Данный факт воплощает традиционное для фольклора понимание сна как открытия границы между «этим» и «тем» светом. Антиномия сна и бессонницы в повестях не теряет привычной для читателя коннотации: страдающий от невозможности вовремя уснуть герой в мире Земли - рядовой неудачник, а в мире Ехо - выдающийся сотрудник Тайного Сыска, видящий особые сны, помогающие ему выполнять свои служебные обязанности. В результате проделанной работы выясняется, что в повестях номинатив сон приравнен к номинативам обучение, инициация, нападе- ние, смерть, реальность. Делается вывод о том, что Макс Фрай следует принци- пам русской классической литературы и перерабатывает фольклорную традицию изображения сновидений с учетом потребности литературы фэнтези, к которой и относится «Чужак». Материалы исследования значимы как для изучения современной отечественной фэнтези, так и для изучения традиции изображения оней- росферы в русской литературе в целом.
Сон, онейросфера, фэнтези, мотив, реальный мир, магия, шаманская инициация, фольклорная традиция
Короткий адрес: https://sciup.org/14914709
IDR: 14914709 | DOI: 10.24411/2072-9316-2018-00029
Список литературы Онейросфера как элемент поэтики повестей М. Фрая (на примере сборника "Чужак")
- Дынник М. Сон, как литературный прием//Литературная энциклопедия: словарь литературных терминов: в 2 т. Т. 2. М.; Л., 1925. Стб. 641-649.
- Нагорная Н.А. Онейросфера в русской прозе ХХ века. Модернизм, постмодернизм. М., 2004.
- Панкратова М.Н. Проблема взаимодействия онирической мотифемы и постмодернистского логоцентризма//Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 8. С. 56-58.
- Савельева В.В. Художественная гипнология и онейропоэтика русских писателей. Алматы, 2013.
- Толстой Н.И. Славянские народные толкования снов и их мифологическая основа//Сон семиотическое окно. Сновидение и событие. Сновидение и искусство. Сновидение и текст. XXVI-е Випперовские чтения. М., 1993. С. 80-93.
- Топоров В.Н. Странный Тургенев (Четыре главы). М., 1998.
- Федунина О.В. Поэтика сна (русский роман первой трети ХХ в. в контексте традиции). М., 2013.
- Фрай М. Чужак. М., 2017. 234
- Чепорнюк Е.Н. Сны и видения как формы субъективного времени в романах В.М. Шукшина. URL.: http://www.host2k.ru/library/sni-i-videniya-kak-formisubektivnogo-vremeni-v-romanah-shukshina.html (дата обращения 27.08.2017).
- Шарапенкова Н.Г. Роман «Москва» Андрея Белого: от Хаоса к Космосу. СПб., 2012.
- Элиаде М. Шаманизм: архаические техники экстаза. М., 2000.