Онтологические основания эстетического развития личности в философии немецкого романтизма
Автор: Румбина Д.И.
Журнал: Общество: философия, история, культура @society-phc
Рубрика: Философия
Статья в выпуске: 12, 2022 года.
Бесплатный доступ
В работе рассматривается проблема понимания феномена эстетического развития личности как проекта онтологического осуществления человека в философии немецких романтиков. Показана взаимосвязь эстетического и онтологического начал на основе историко-философского и герменевтического подходов к осмыслению концепта жизни в философских представлениях представителей германского романтизма. Раскрыта суть интерпретации внутренней жизни эстетического субъекта как чувственного духовного переживания, связанного со стремлением к бесконечному, абсолютному, трансцендентному. Фигура гения выступает в качестве онтоэстетического субъекта, реализующего практику самотворения внутренней жизни, отличной от объективной действительности. Заключается, что эстетическое развитие личности в философии романтизма выражается в стремлении онтоэстетического субъекта в актах творения раскрыть имманентно-трансцендентную сущность всеобщей жизни и смысла бытия. Это требует трансформации мышления, актуализации эстетических (художественных) способов самовыражения, выступающих в качестве онтологических практик «заботы о себе».
Личность, эстетическое развитие, онтоэстетический субъект, философия романтизма, жизнь, гений, трансцендентное, забота о себе
Короткий адрес: https://sciup.org/149141927
IDR: 149141927 | DOI: 10.24158/fik.2022.12.22
Список литературы Онтологические основания эстетического развития личности в философии немецкого романтизма
- Гюго В. О гении // Литературные манифесты западноевропейских романтиков. М., 1980. С. 434-436.
- Думинская М.В. К проблеме постижения бытия личности: концептуальные основания неклассической онтологической парадигмы исследования // Трансформация научных парадигм и коммуникативные практики в информационном социуме. Томск, 2013а. С. 117-120.
- Думинская М.В. Феноменальность эстетического на рефлексивном уровне бытийствования // Известия Томского политехнического университета. 2013б. Т. 323, № 6. С. 256-260.
- Кант И. Критика способности суждения. М., 1994. 367 с.
- Новалис. Фрагменты. СПб., 2014. 319 с.
- Сидоров А.М. "Эстетический поворот": от Канта и романтизма к современной философии // Кантовский сборник. 2011. № 2 (36). С. 52-59.
- Смирнов С.А. Антропопрактики заботы о себе: событийность концепта // Практики развития: современный конфликт индивидуального и массового образования. Красноярск, 2017. С. 31-53.
- Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997. 452 с.
- Шеллинг Ф.В. Дедукция произведения искусства вообще (что характерно для произведения искусства) // Литературные манифесты западноевропейских романтиков. М., 1980. С. 135-137.
- Шлегель Ф. Разговор о поэзии (письмо о романе) // Литературные манифесты западноевропейских романтиков. М., 1980. С. 62-65.