Опасный квартал
Автор: Кащеев Николай
Журнал: Прямые инвестиции @pryamyye-investitsii
Рубрика: Ваши деньги
Статья в выпуске: 11 (103), 2010 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/142169386
IDR: 142169386
Текст обзорной статьи Опасный квартал
III квартал 2010 года оказался не вполне обычным. Проявились признаки скрытых «холодных» течений в глобальной экономике, завуалированные кампанией по стимулированию рынков в странах G20. Cтало ясно: глубокие структурные мировые проблемы с помощью привычных «кавалеристских» методов, используемых центральными банками ключевых экономик мира, не решаются. Экономика G3 (Group of Three — три крупнейшие западные промышленно развитые страны: США, Германия и Япония — РЕД .) не желает поддаваться агрессивному стимулированию, а механизм самостоятельного ее движения пробуксовывает. Тем не менее многие представители крупнейших ЦБ мира по-прежнему полага-
Уже сейчас поговаривают о начале «валютной войны», в которую вступают пока в основном страны Азии и Латинской Америки.
Но с кем воевать? Разумеется, с долларом США!
ют, что смягчение денежной политики способствует усилению позитивной реакции реального сектора.
События в США свидетельствуют о процессах, еще не в полной мере проявившихся в зоне евро или в Японии. Для ответа на вопрос, почему ФРС в августе пришла к спорному решению (правда, предварительному) о возможности второго этапа количественного смягчения (то есть печати новых денег), необходимо обратить внимание на ряд важнейших показателей состояния экономики. Это индикаторы рынка труда, объема кредита в экономике, потребительских настроений, розничных продаж, а также динамики компонентов потребления и накопления в составе ВВП.
Вторая волна стимулирования Индикаторы рынка труда США в течение девяти месяцев года демонстрируют его депрессивноe состояние, которое может усугубиться по причине новых увольнений в государственном секторе. Причем не в связи с завершением переписи населения, для которой потребовался наем временной рабочей силы (сотни тысяч человек), а из-за бюджетных трудностей в отдельных штатах и муниципалитетах. Одна из главных проблем: количество первоначальных требований по безработице на уровне 440 тыс. заявлений в неделю с начала года не снижается, как и не уменьшается число «хронических» безработных, продолжающих получать пособия.
Показатели кредита в экономике демонстрируют длительное сокращение — делевередж (уменьшение использования заемных средств, снижение доли долгового финансирования — РЕД.), но в этой сфере проявились специфические процессы. В результате сопоставления данных по банковской системе и по финансам домохозяйств эксперты пришли к выводу, что из упавшей примерно на $240 млрд. задолженности домохозяйств в I квартале на выплату долгов приходится менее 1%. Остальная часть — следствие банкротств и реструктуризации. Это означает, что процесс делевереджа должен пройти несколько более длинный путь, чем можно было предположить, оценивая сжатие кредитного портфеля в номинальных цифрах, — то есть объем задолженности домохозяйств по-прежнему значительный и сокращается медленно.
Если безработица фактически не снижается, потребительские настроения и доверие потребителей продолжают многолетнее падение, а стимулы вроде спонсирования обновления личного автопарка из бюджета США или налоговые кредиты при покупке новых домов, предлагаемые на фоне беспрецедентно низких ставок ипотеки, дают лишь кратковременный эффект, — это говорит лишь об одном: системный кризис не преодолен. А его, похоже, собираются лечить традиционными мерами — с помощью количественного смягчения «второй серии», или QE2 (Quantitative Easing-2), как его называют для краткости…
Надуй своего соседа
По существу, новое смягчение — действенный способ уронить курс доллара по отношению к любым другим валютам. Это болезненно воспринимается в мире, который делает большие ставки на внешний спрос. Между тем в большинстве стран G7 ситуация в национальной экономике очень напоминает американскую: внутренний спрос стагнирует по причине долговой перегрузки потребителя и надежды возлагаются на страны БРИК, где рост за счет расширения числа и возможностей потребителей, похоже, еще не исчерпан, а объем чистых сбережений достаточно высок. Но экспортировать сейчас желает буквально весь мир. Кто же будет импортером, если ОЭСР стремится по максимуму избавиться от этой роли?
Уже сейчас поговаривают о начале «валютной войны», в которую вступают пока в основном страны Азии и Латинской Америки. Но с кем воевать? Разумеется, с долларом США! Теперь, помимо КНР, и Япония чуть ли не оказывается в долларовом лагере, так как Банк Японии в ответ на гигантский разворот мирового carry trade и стремительное укрепление иены выше 15-летнего максимума возобновил свои валютные интервенции, которых от него не видели с 2004 года. (Стратегия carry trade — в заимствовании средств в национальной валюте государства, установившего низкие процентные ставки, в конвертации и инвестировании их в национальной валюте страны, установившей высокие процентные ставки — РЕД.) Вынужденными были пока еще осторожные аналогичные ответы Южной Кореи и Бразилии. Но у этих стран могут появиться и новые «друзья по оружию».
Термин beggar thy neighbor — «надуй соседа (ради собственного спасения)» — появился во времена Великой депрессии, когда страны пытались почти точно так же, как сегодня, с помощью торговых манипуляций исправить собственные дисбалансы. Тогда это ничем хорошим не закончилось, лишь подстегнуло новое углубление депрессии.
Обещая новые сотни миллиардов долларов, представители ФРС практически не скрывают, что преследуют в качестве одной из основных целей, помимо ослабления доллара, поддержание цен рыночных активов. Что ж, это им вполне удается, начиная с завершающих недель III квартала…
На этом фоне произошел новый всплеск интереса к риску со стороны инвесторов, вызванный посулами новых больших и дешевых денег. Свою роль сыграл проводимый Федеральной резервной системой два раза в неделю выкуп облигаций Минфина США у первичных дилеров объемами $2–5 млрд. с целью замещения выбывающих с баланса ФРС ипотечных активов в рамках так называемых РОМО (Permanent Open Market Operations). Все это обеспечило рост фондовых индексов США, практически не считающихся с фундаментальными факторами.
Ложные выгоды
Поддержка цен рыночных активов — одна из составляющих мягкой монетарной политики ФРС. Сокращаются спреды, размер haircut (дисконтов), растут стоимости залогов, увеличивается «богатство» разочарованных потребителей… Все это, по мнению ФРС, должно запустить кредитование, привести покупателей вновь к полкам магазинов и на рынок жилья.
Кроме того, проклятие деиндустриализованной Америки заключается в том, что любое улучшение в экономике и рост спроса отзываются увеличением торгового дефицита и, следовательно, потребности Штатов во внешнем финансировании. Стимулируя подъем на финансовых

REUTERS
рынках, ФРС, помимо всего прочего, убивает уже третьего зайца одним выстрелом — США рассчитывает на интенсификацию притока капитала и рост инвестиций. На этом поприще уже достигнуты некоторые успехи: в июле чистый приток частного капитала в США превысил $60 млрд. против чистого сокращения в июне. Способствовали этому также тлеющие долговые проблемы в Европе.
На сегодня системный кризис продолжает сжимать в тисках страны G7. Тем не менее наиболее распространенным остается мнение, что второе дно рецессии удалось отодвинуть, экономический рост в странах ОЭСР будет медленным и неуверенным. Своими действиями ФРС, которая может начать QE2 уже в конце этого года, вполне может спровоцировать виток стагфляции, когда искусственно раздутые цены, в том числе сырье- вых активов, снова лягут бременем на еще не оправившуюся мировую экономику. Подогревают подобные риски и климатические неурядицы.
Некоторые выгоды такой ситуации для развивающихся стран, в том числе России, могут со временем оказаться ложными. В наших общих интересах выход из кризиса не на временной основе, а на здоровом базисе исправления глобальных дисбалансов. По нашему мнению, в основе разрешения мировых проблем должны лежать те же три «кита», на которых держался с 1970 года только что завершившийся экономический суперцикл: это изменение мирового финансового законодательства, эволюция мировой финансово-валютной системы и технологический прорыв, который даст капиталу новый, высокоемкий объект для инвестирования.
Глава американского Минфина Тимоти Гайтнер (слева) пообещал, что США не будут девальвировать доллар ради экспортеров, и добавил, что ни одна страна в мире не сможет оздоровить экономику через девальвацию.