Оперативно-розыскная и уголовно-процессуальная деятельность в правоохранительных органах внутренних дел Российской Федерации

Бесплатный доступ

В статье рассматриваются вопросы соотношения норм законодательства об оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельности. Определяются вопросы трактовки терминологии «оперативно-розыскной деятельности», обозначаются мнения ученых, проводится анализ принципов оперативно-розыскной деятельности подразделений полиции и органов по контролю за миграцией. Необходимо проводить четкое разграничение между субъектом оперативно-розыскной деятельности и субъектом уголовного процесса. В статье уточняется, что при вовлечении в уголовно-процессуальные правоотношения приобретают статус субъектов уголовного процесса процессуальные органы. Так же существует необходимость внести изменения относительно наименования субъектов оперативно-розыскной деятельности, которые при вовлечении в уголовно-процессуальные правоотношения приобретают статус субъектов уголовного процесса - процессуальных органов.

Еще

Оперативно-розыскная деятельность, органы внутренних дел, органы полиции

Короткий адрес: https://sciup.org/142232775

IDR: 142232775

Текст научной статьи Оперативно-розыскная и уголовно-процессуальная деятельность в правоохранительных органах внутренних дел Российской Федерации

Теоретико-прикладные исследования организационных и правовых аспектов всестороннего обеспечения специальных операций (мероприятий), проводимых ОВД несмотря на достаточно широкий круг уже имеющихся аспектов, не теряют своей значимости и сегодня. Безусловно, оперативно-розыскная деятельность занимает ведущее место в выявлении и раскрытии тяжких и особо тяжких преступлений корыстно-насильственной ориентированности. Кроме того практически невозможно исполнение служебно-боевых задач, стоящих перед правоохранительными органами по организации и проведении различных видов операций (мероприятий), а также осуществления функций при чрезвычайных обстоятельствах. В настоящее время научные исследования и анализ деятельности ОВД в особых условиях свидетельствуют о том, что к этому направлению деятельности часто относятся как к второстепенному, а не первоочередному. Различные аспекты оперативно-розыскной деятельности правоохранительных органов являются предметом научного анализа А.В. Агаркова, Ю.В. Дубко, С.Н. Жарова, И.А. Климова, А.Ю. Козловского, Д.С. Савочкина С.М. Ховавко, И.Л. Хромова и др., но все же проблемам оперативно-розыскного обеспечения деятельности ОВД уделяется мало внимания, что отрицательно влияет на эффективность решений органами охраны правопорядка соответствующих задач по пресечению и избеганию чрезвычайных ситуаций социального, техногенного и природного характера, а также ликвидации их последствий. Кроме этого мы разделяем мнения тех ученых, которые определяют органы внутренних дел как один из правоохранительных органов, представляющих систему их трех позиций: полиция, органы по контролю за миграцией и войска национальной гвардии. Иначе говоря, понятие «органы внутренних дел» считается родовым по отношению к терминам «полиция», «органы по контролю за миграцией», «войска национальной гвардии». То есть во всяком случае и полицию, и органы по контролю за миграцией, и внутренние войска национальной гвардии допустимо определять органами внутренних дел. Но не каждый орган внутренних дел может быть отожествлен исключительно с полицией, с органами по контролю за миграцией, с войсками национальной гвардии.

Как известно, оперативно-розыскное право чаще всего отражается в Федеральном законом «Об оперативно-розыскной деятельности» от 5 июля 1995 г. Понятие «органы внутренних дел» трактуется в главе III «Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность» (ст. 13-16) ФЗ от 5 июля 1995 г. В частности, в соответствии со ст. 13 ФЗ от 5 июля 1995 г. право на осуществление оперативно-розыскной деятельности имеют «оперативные подразделения» «органов внутренних дел Российской Федерации» [7, с. 20].

Д.М. Берова относительно ст. 13 ФЗ от 5 июля 1995 г. отмечает следующее: «Правом на осуществление оперативно-розыскной деятельности, как видно из статьи, наделены только оперативные подразделения перечисленных в ней органов. Перечень оперативных подразделений, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, их полномочия, органи зацию работы распределяют руководители органов внутренних дел...». Кроме того, в указанной публикации установлено значение термина «органы внутренних дел Российской Федерации «государственные многоцелевые правоохранительные органы, осуществляющие в пределах имеющихся полномочий борьбу с преступной средой, обеспечение общественного порядка и общественной безопасности на территории Российской Федерации» [1, с. 201-208].

Положения Федерального закона от 5 июля 1995 г. конкретизированы в подзаконном нормативно-правовом акте - общем приказе руководителей нескольких правоохранительных органов «Об утверждении Инструкции о порядке предоставления результатов оперативнорозыскной деятельности дознавателю, органу дознания следователю, прокурору или в суд». Сама Инструкция о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности в орган дознания, следствия, прокурору или в суд структурно представлена в виде трех разделов (I-III) и 21 пункта К Инструкции приобщены следующие приложения (приложение № 1 «О результатах оперативно-розыскной деятельности»; приложение № 2 «Постановление о предоставлении результатов оперативно - розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору в суд»; приложение № 3 «Постановление о рассекречивании сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей»).

В «Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд» отсутствует такой термин как «органы внутренних дел». Иными словами субъектами оперативно-розыскной деятельности не являются ни дознаватель, ни орган дознания, ни следователь, ни прокурор и ни суд. Исходя из сказанного, необходимо внести изменения относительно наименования субъектов оперативнорозыскной деятельности, которые при вовлечении в уголовно-процессуальные правоотношения приобретают статус субъектов уголовного процесса - процессуальных органов [6, с. 1]. Термин «органы внутренних дел» в УПК РФ использован (ст. 40, 151). Так, в ст. 40 УПК РФ «органы внутренних дел Российской Федерации» поименованы органом дознания. При этом указано всего на один элемент системы органов внутренних дел - полицию, что считается недостаточным [8, с. 23]. Организация и деятельность полиции регламентированы Федеральным законом «О полиции» от 28 января 2011 г. [1, с. 12].

  • В .Г. Бобров указывает на органы внутренних дел и на его элемент - полицию, как на органы дознания. Другие элементы системы органов внутренних дел оставлены автором без внимании: «Иные органы исполнительной власти, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, функцию дознания выполняют эпизодически, прежде всего, в виде возбуждения уголовного дела и производства неотложных следственных действий «Исходя из ст. 13 Закона об оперативно-розыскной деятельности а также и других нормативно-правовых актов, можно прийти к выводу, что к «иным органам» исполнительной власти, наделенным полномочиями по осуществлению оперативно-розыскных мероприятий которые упоминаются в п. 1 ч. 1 ст. 40, относятся:

  • -    органы ФСБ;

  • -    федеральные органы государственной охраны;

  • -    таможенные органы РФ;

  • -    подразделения СВР России;

  • -    ФСИН России [2, с. 156].

Ю.В. Дубко обращает внимание на исключительность органов внутренних дел при внедрении их в уголовно-процессуальные правоотношения: «В системе органов дознания важное место занимают органы внутренних дел. Об этом и гласит часть первая комментируемой статьи, где они указаны на первом месте. Именно на эти органы, находятся на переднем крае борьбы с уголовным миром, где приходиться основной объем мероприятий по дознанию» [3, с. 31].

По мнению А.Ю. Олимпиева, относительно перечня органов дознания «конкретно отмечены лишь органы внутренних дел и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы) полиции по объему выполняемой ими (органами дознания) процессуальной деятельности на ведущих позициях считается полиция. В отношении различных органов исполнительной власти, осуществляющих функции дознания, законодатель ограничился указанием на критерии отнесения их к органам дознания. Помимо органов Федеральной службы безопасности таможенной службы на которых традиционно распространяется проведение дознания, следует относить и подразделения Федеральной службы исполнения наказания [4, с. 246-248].

Таким образом, органы внутренних дел могут быть и субъектами оперативно-розыскной деятельности и субъектами уголовно-процессуальной деятельности. Оперативно-розыскная деятельность ОВД является в виде «результатов оперативно-розыскной деятельности» (ст. 11 ФЗ от 5 июля 1995 г.). Этот же термин («результаты оперативно-розыскной деятельности») не только используется в УПК РФ, но и включен в перечень «основных понятий в настоящем Кодексе»: «сведения, приобретённые в соответствии с федеральным законом об оперативнорозыскной деятельности, о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, лицах подготавливающих, совершающих или совершивших преступление и скрывшихся от органов дознания, следствия или суда» (п. 36 ст. 5 УПК РФ). Изложенное дает возможность высказать ряд суждений относительно органов внутренних дел как самостоятельного правоохранительного органа. На наш взгляд, нужно провести четкое разделение между субъектом оперативно-розыскной деятельности и субъектом уголовного процесса. Так, субъектом оперативно-розыскной деятельности являются полиция и органы по контролю за миграцией, а субъектом уголовного процесса является орган дознания и предварительного следствия.

Список литературы Оперативно-розыскная и уголовно-процессуальная деятельность в правоохранительных органах внутренних дел Российской Федерации

  • Берова Д.М. Правовое обеспечение использования результатов оперативно-розыскной деятельности: проблемы и решения / Общество и право. 2013. № 3 (45). С. 204-208.
  • EDN: RRVMED
  • Бобров В.Г. К вопросу об основаниях и условиях проведения оперативно-розыскных мероприятий / Актуальные проблемы теории борьбы с преступностью и правоприменительной практики: межвуз. сб. науч. тр. Красноярск, 2015. Вып. 6. С. 153-171.
  • Дубко Ю.В., Иванов С.И. Оперативно-розыскная операция. Проблема классификации / Бюл. по обмену опытом работы. 2009. № 177.
  • Олимпиев А.Ю. О противоречивости положений статьи 89 УПК РФ / Вестник Московского университета МВД России. 2011. № 6. С. 246-248.
  • EDN: OIWZJB
  • Приказ МВД России, Министерства обороны РФ, ФСБ России, Федеральной службы охраны РФ, Федеральной таможенной службы, Службы внешней разведки РФ, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков, Следственного комитета РФ от 27 сентября 2013 г. N 776/703/509/507/1820/42/535/398/68 «Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд» / Российская газета. 2013. 13 дек.
  • «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 N 174-ФЗ / Ведомости Федерального Собрания РФ. 01.01.2002. N 1. Ст. 1.
  • Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 06.07.2016) «Об оперативно-розыскной деятельности» / Российская газета. 1995. 18.авг.
  • Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О полиции» (с изм. и доп., вступ. в силу с 04.07.2016) / Собрание законодательства РФ. 14.02.2011. N 7. Ст. 900.
Еще
Статья научная