Оперное наследие А. С. Аренского в контексте культуры Серебряного века

Автор: Поляков Денис Максимович

Журнал: Наследие веков @heritage-magazine

Рубрика: Музыка в потоке времени

Статья в выпуске: 1 (33), 2023 года.

Бесплатный доступ

Цель исследования - анализ оперного наследия А. С. Аренского и определение традиционных и новаторских черт в его операх. Оперное наследие выдающегося русского композитора рассматривается в соотношении с процессами развития отечественной художественной культуры Серебряного века. Материалами исследования послужили оперы А. С. Аренского «Сон на Волге», «Рафаэль», «Наль и Дамаянти», а также результаты научных изысканий российских музыковедов и культурологов. В процессе исследования охарактеризованы художественно-эстетические особенности искусства Серебряного века, проведены параллели между композиторским творчеством А. С. Аренского и культурной парадигмой его времени, проанализирована сюжетная и музыкально-драматургическая специфика его опер. Установлено, что наследие А. С. Аренского отличается жанровым разнообразием и объединяет как традиции русской классической музыкальной культуры, так и черты новаторства: стилевое многообразие и веяния культуры Серебряного века.

Еще

Антон аренский, оперное наследие, русская опера, «сон на волге», «рафаэль», «наль и дамаянти», серебряный век, русская культура

Короткий адрес: https://sciup.org/170199689

IDR: 170199689   |   DOI: 10.36343/SB.2023.33.1.001

Список литературы Оперное наследие А. С. Аренского в контексте культуры Серебряного века

  • Аренский А. С. // Большая советская энциклопедия. Т. 2. Изд. 3. М.: Советская энциклопедия, 1970. С. 219.
  • Генделев Г. М. Аренский [Электронный ресурс] // Содружество поэзии и музыки. URL: https://gendelev52. wordpress.com/аренский/ (дата обращения: 15.01.2023).
  • Гозенпуд, А. А. Опера Аренского «Сон на Волге» [Электронный ресурс] URL: http://www.classic-music.ru/son.html (дата обращения: 15.01.2023).
  • Горшкова А. М. А. С. Аренский: личность, творчество, стиль: дис. ... канд. искусствоведения. М.: 2022.
  • Добрынина Е. А. А. С. Аренский // Любителям музыки посвящается. М.: Сов. композитор, 1980. С. 127-133.
  • Комарницкая О. В. Русская опера XIX-начала XXI веков. Проблемы жанра, драматургии, композиции: Автореф. дис.... д-ра искусствоведения. Ростов-н/Д, 2012.
  • Корабельникова Л. К. Антон Аренский [Электронный ресурс] // Электронная энциклопедия Belcanto. URL: http://www.belcanto.ru/arensky.html (дата обращения: 15.01.2023).
  • Кюрегян Т. Антон Аренский – преподаватель и мастер музыкальной формы // Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение. 2018. № 3. С. 356-380.
  • Михеева Л. В. Опера Аренского «Рафаэль» [Электронный ресурс] // Электронная энциклопедия Belcanto. URL: http://www.belcanto.ru/ rafael.html (дата обращения: 15.01.2023).
  • Опера «Рафаэль» Антона Аренского: Проект «Возрождаем наследие русских композиторов» [Электронный ресурс] // Музыкальный центр «Орфей». URL: http://www.muzcentrum.ru/producercenter/orpheusrecords/17387-opera-rafael-anto (дата обращения: 15.01.2023).
  • Скворцова И. А. Стиль модерн в русском музыкальном искусстве рубежа XIX-XX веков. М.: Композитор, изд. 3-е, 2015.
  • Скворцова И. А., Горшкова А. М. «Неподдельная искренность творчества, доступность содержания и живое чувство красоты». Феномен А. С. Аренского // ЮжноРоссийский музыкальный альманах. 2019. С. 24-29.
  • Цукер А.М. В тени классиков: к проблеме целостности музыкально-исторического процесса // Композиторы «второго ряда» в историко-культурном процессе: Сб. статей / Ред.-сост. А. М. Цукер. М.: Композитор, 2010. С. 5-18.
  • Цыпин Г. М. А. С. Аренский М.: Музыка, 1966.
Еще
Статья научная