Оппозиция закона и благодати в духовном опыте Пьера Безухова в "Войне и мире" Л. Н. Толстого

Автор: Кондратьев Александр Степанович, Меринов Кирилл Александрович

Журнал: Проблемы исторической поэтики @poetica-pro

Статья в выпуске: 1 т.19, 2021 года.

Бесплатный доступ

Проблема понимания русской литературы предполагает освоение авторской концепции человека, укорененной в духовной традиции отечественной культуры. Научное освещение художественного преломления религиозно-философской оппозиции Закона и Благодати, Божественной силы, спасающей от греха, в становлении персонажа расширяет представления о смысловых глубинах произведения, открывающихся новыми смыслами в «большом времени». Замысел романа Л. Н. Толстого «Война и мира» был обусловлен произошедшим культурно-историческим переломом в духовном опыте русского народа. В оценках событий и человека Толстой руководствуется христианской традицией отечественной культуры. Не подвергавшееся сомнению суждение о благодатных итогах духовной биографии Пьера Безухова нуждается в уточнении. Князь Андрей и Безухов не приняты великосветским обществом, но находят друг с другом общий язык. Однако если Болконский после встречи с Наташей отошел от увлекавшего его законотворчества, а с началом войны, отказавшись от предложения Кутузова, почувствовал ответственность за обреченных солдат, был ранен, по-христиански простил Курагина, перед смертью попросил Евангелие, то Безухов так и не стал «Петром Кирилловичем» и был сосредоточен на самоопределении в подзаконных сферах земной жизни, актуализируя значение человеческих усилий для преобразования общества. Безухов не совершил выбор между Законом и Благодатью, в отличие от Болконского, благословившего своего сына, так что заглавие книги апеллирует к извечной христианской оппозиции Закона, или войны, и Благодати, то есть мира.

Еще

Л. н. толстой, закон, благодать, андрей болконский, пьер безухов, нравственный выбор, духовная биография героя

Короткий адрес: https://sciup.org/147227231

IDR: 147227231   |   DOI: 10.15393/j9.art.2021.8982

Список литературы Оппозиция закона и благодати в духовном опыте Пьера Безухова в "Войне и мире" Л. Н. Толстого

  • Абрамович Н. Я. Религия Толстого. М.: Изд-во И. А. Маевского, 1914. 140 с.
  • Афанасьев Н. Власть любви: к проблеме права и благодати // Православная мысль. Paris: YMCA-PRESS, 1971. Вып. 14. С. 5-23.
  • Барышников Е. П. «Жизнь для других» как нравственно-этическая категория творчества Л. Н. Толстого // «Война и мир» Л. Н. Толстого: духовные константы и социальные переменные отечественной истории: материалы XVI Барышниковских чтений. Липецк: ЛГПУ им. П. П. Семенова-Тян-Шанского, 2019. С. 4-9.
  • Густафсон Ричард Ф. Обитатель и чужак. Теология и художественное творчество Льва Толстого. СПб.: Академический проект, 2003. 480 с.
  • Есаулов И. А. Оппозиция Закона и Благодати и магистральный путь русской словесности // Русская классическая литература в мировом культурно-историческом контексте. М.: Индрик, 2017. С. 13-42. (a)
  • Есаулов И. А. Русская классика: новое понимание. 3-е изд., испр. и доп. СПб.: РХГА, 2017. 550 с. (b)
  • Есауловъ И. А. О любви. Радикальныя интерпретацш. Магаданъ: Новое Время, 2020. 216 с.
  • Захаров В. Н. Имя автора — Достоевский. Очерк творчества. М.: Ин-дрик, 2013. 456 с.
  • Лебедев Ю. В. О религиозных мотивах в «Войне и мире» Л. Н. Толстого // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. 2016. № 2. С. 95-100.
  • Опульская Л. Д. Роман-эпопея Л. Н. Толстого «Война и мир». М.: Просвещение, 1987. 176 с.
  • Сливицкая О. В. О Толстом. СПб.: Росток, 2020. 207 с.
  • Толстой Л. Н. Война и мир // Толстой Л. Н. Собр. соч.: в 22 т. М.: Ху-дож. лит., 1979-1981. Т. IV-VII.
  • Мориак Ф. Франсуа Мориак о «Войне и мире» // Вопросы литературы. 1961. № 1. С. 161-163.
Еще
Статья научная