Оправдание души: теистический персонализм В. А. Снегирева

Автор: Ильин Николай Петрович

Журнал: Русско-Византийский вестник @russian-byzantine-herald

Рубрика: История философии

Статья в выпуске: 4 (11), 2022 года.

Бесплатный доступ

В статье рассмотрено философско-психологическое учение В. А. Снегирева, учителя другого выдающегося русского мыслителя В. И. Несмелова. Показано, что на феноменологическом уровне Снегирев использует понятие души как многообразия психических явлений, соотнесенных с я-центром, а на метафизическом - понятие духа как субстанциальной основы этих явлений. Приведены и проанализированы аргументы Снегирева в пользу принципа непрерывности сознания - базового принципа его концепции в целом. Рассмотрена трактовка сознания как самоотражения и показано ее кардинальное отличие от т. н. «теории отражения». Переход от сознания к самосознанию связан в учении Снегирева с формированием у человека личностного идеала, воспринимаемого «сердцем» как органом непрерывной нравственной самооценки, говорящей о возвышении или падении человеческой личности и свидетельствующей об отсутствии в душе адиафор - нравственно-безразличных изменений. На основе концепции души как нравственного организма выдвигается на первый план понимание свободы как осознанной нравственной (духовной) необходимости. Синхронно с развитием самосознания идет развитие богосознания человека, т. е. формирование идеи всесовершенной божественной Личности. В свете проведенного рассмотрения учение Снегирева характеризуется как классический (эталонный) пример теистического персонализма.

Еще

В. а. снегирев, в. с. соловьев, в. и. несмелов, н. а. бердяев, п. д. юркевич, м. хайдеггер, дух, душа, субстанция, субъект, сознание, самосознание, личность, самооценка,

Короткий адрес: https://sciup.org/140297546

IDR: 140297546   |   DOI: 10.47132/2588-0276_2022_4_13

Список литературы Оправдание души: теистический персонализм В. А. Снегирева

  • Аверинцев С. С. София-Логос. Словарь. Киев: Дух и литера, 2006. 912 с.
  • Бердяев Н.А. Духовный кризис интеллигенции. М.: Канон+, 1998. 400 с. Первое издание: СПб., 1910.
  • Бондаренко В. В. Учение В. А. Снегирева о субстанциальности человеческой души. URL: http://www.nauteh-journal.ru/files/b35b8d36-d1db-4051-8154-2f5d7cc8c65f (дата обращения: 28.12.22).
  • Гаврюшин Н. К. Этюды о разумной вере. Минск: Белорусская Православная Церковь, 2010. 656 с.
  • Зеньковский В. В. История русской философии. Т. 2. Часть 1. Л.: ЭГО, 1991. 255 с.
  • Ильин Н. П. Кризис, которого не было. Заметки о первом философском труде В. С. Соловьева // Русско-Византийский вестник. 2021. № 3 (6). С. 113-140.
  • Ильин Н.П. Место встречи: душа. Понятия личности и народности в контексте «загадки о человеке» // Русско-Византийский вестник. 2020. № 1 (3). С. 90-109.
  • Коржова Е.Ю. Творческий лик русских мыслителей. СПб.: Об-во памяти игуменьи Таисии, 2009. 507 с.
  • Кудрявцев-Платонов В.Д. Философия религии. М.: ФИВ, 2008. 573 с.
  • Несмелое В.И. Наука о человеке. Т. 1. Опыт психологической истории и критики основных вопросов жизни. Казань: Университетская тип., 1898. 466 с.
  • Снегирев В.А. Логика. Систематический курс чтений. Харьков: Тип. Адольфа Дарре, 1901. 326 с.
  • Снегирев В.А. Психология. Систематический курс чтений. Харьков: Тип. Адольфа Дарре, 1893. 725 с.
  • Снегирев В.А. Учение о Лице Господа Иисуса Христа в трех первых веках христианства. Казань: Университетская тип., 1870. 299 с.
  • Снегирев В.А. Учение о сне и сновидениях. Казань: Университетская тип., 1886. 332 с.
  • Стоюхина Н.Я., Мазилов В.А., Костригин A.A. Вениамин Алексеевич Снегирев: психолог и богослов. URL: https://cyberlenmka.m/artide/n/veniamm-alekseevich-snegirev-psiholog-i-bogoslov (дата обращения: 28.12.22).
  • Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет. М.: Гнозис, 1993. 464 с.
  • Юркевич П.Д. Философские произведения. М.: Правда, 1990. 670 с.
  • Bowne B.P. Studies in Theism. N.Y.: Phillips & Hunt, 1880. 444 p.
  • Nietzsche F. Die fröhliche Wissenschaft. Stuttgart: A. Kröner Verlag, 1976. 330 s.
Еще
Статья научная