Определение границ дисфункциональности института общественного мнения на примере его влияния на российско-польские межэтнические отношения

Автор: Григорьев Александр Владимирович

Журнал: Общество: социология, психология, педагогика @society-spp

Рубрика: Социология

Статья в выпуске: 7, 2018 года.

Бесплатный доступ

В статье на примере кейса российско-польских межнациональных отношений предпринимается попытка исследовать особенности дисфункционального воздействия общественного мнения. С этой целью была использована его институциональная трактовка, что позволило применить положения функционального анализа Р. Мертона к исследованию общественного мнения. Для решения поставленной задачи была проведена серия фокус-групповых интервью, гомогенных по возрастному признаку: 3 группы были проведены со студентами университета в возрасте от 18 до 25 лет и 3 группы - с пожилыми людьми в возрасте от 60 лет и старше. В результате стало возможным акцентировать фрагментарность, многовариантность влияния польского общественного мнения о российской власти на российско-польские межнациональные отношения и определить границы его воздействия.

Еще

Дисфункциональность социальных институтов, общественное мнение, межэтническая напряженность, польша, российско-польские отношения, межэтническая напряженность в отношениях россиян и поляков

Короткий адрес: https://sciup.org/14940359

IDR: 14940359   |   DOI: 10.24158/spp.2018.7.3

Текст научной статьи Определение границ дисфункциональности института общественного мнения на примере его влияния на российско-польские межэтнические отношения

Общественное мнение, являясь одним из социальных институтов, интегрирующих общественную систему, оказывает значительное влияние на социальные процессы во многих сферах общественной жизни. В социологической науке существуют различные подходы к его трактовке, из которых наибольшей популярностью пользуются институциональный и феноменологический. Одним из первых отечественных ученых, кто убедительно доказал институциональную сущность общественного мнения, стал Д.П. Гавра. По мнению социолога, она проявляется в том, что общественное мнение выступает тем интегрирующим элементом, который координирует деятельность общественной системы как с формальной стороны, при помощи законодательно закрепленных механизмов волеизъявления, так и с неформальной, путем воспроизводства традиций, трансляции социальных норм и ценностей [1, с. 63]. В дальнейшем институциональная трактовка общественного мнения применялась исследователями для выявления роли общественного мнения в политической [2, с. 45] и экономической [3, с. 56] сферах общества. Подчеркнем, что именно в результате институционализации общественное мнение становится источником социальных норм и ценностей, которые структурируют и координируют социальные практики индивидов. Подобное воздействие имеет место и в межнациональных взаимодействиях. Формируя свое отношение к представителям определенной национальности (особенно в ситуации отсутствия прямых контактов с ними) и в дальнейшем актуализируя его в виде поведенческих предиспозиций, индивиды пользуются в том числе набором стандартизированных ментальных конструкций и моделей социального взаимодействия, источником которых служит институционализированное общественное мнение.

В статье предпринята попытка проанализировать влияние института общественного мнения на межнациональное взаимодействие на примере отношений россиян и поляков. Необходимо отметить, что данные отношения отличаются высоким уровнем социальной напряженности.

Об этом свидетельствуют данные социологических исследований, проведенных польским Центром изучения общественного мнения, которые фиксируют преобладание взаимной неприязни в отношениях поляков и россиян [4], а также конкретные примеры конфликтных ситуаций (драки между российскими и польскими болельщиками во время проведения матчей чемпионата Европы по футболу в Варшаве, отказ в обслуживании российских туристов в польских кафе и гостиницах). Проблемам изучения и поиска путей нормализации взаимодействий россиян и поляков посвящено множество работ как российских, так и зарубежных авторов [5, p. 147; 6, с. 119].

Трудности во взаимодействии представителей данных народов объясняются различными факторами: неодинаковой «культурной запрограммированностью» россиян и поляков, что определяет наличие различных, иногда противоречащих друг другу социальных норм и ценностей; негативным влиянием СМИ, закрепляющих в массовом сознании отрицательные характеристики народов России и Польши [7, p. 147]; различной интерпретацией событий общей истории двух стран, что также вызывает проблемы во взаимодействии россиян и поляков [8, с. 119].

Остановимся на влиянии представлений поляков о российской власти на российско-польские межнациональные отношения. Эта проблема уже была затронута в работах ученых. В частности, отмечается, что россияне воспринимаются поляками как народ, функционирующий в контексте имперских стремлений российской власти, что проецируется в негативном ключе на отношения к россиянам [9, p. 62]. Вместе с тем в нашем представлении в недостаточной степени акцентируется институциональная специфика исследуемого общественного мнения. В тени остаются функции данного социального института, его интегрирующая и координирующая роль в польском обществе, кроме того, не указываются границы влияния польского общественного мнения на российско-польские межнациональные отношения. Обозначенные ограничения работ по исследованию польского общественного мнения обусловливают актуальность его изучения в рамках институциональной трактовки, что позволяет достичь более глубокого понимания действия факторов, влияющих на межнациональные отношения россиян и поляков.

В свете институциональной трактовки общественного мнения многие социологи отмечают эффективность использования положений функционального анализа Р. Мертона. Функциональный анализ как исследовательская парадигма небезосновательно подвергался критике. В первую очередь из-за стремления к достижению стабильной, интегрированной общественной системы, что представлялось утопичным или же недостаточным результатом [10, с. 91], а также из-за излишней механистичности анализа, сводящейся, по мнению некоторых ученых, лишь к нахождению функциональных альтернатив [11, S. 232].

Однако мы все же считаем, что отдельные положения функционального анализа, предложенные американским социологом, могут быть плодотворны для исследования актуальных социальных процессов. В частности, при анализе влияния польского общественного мнения о российской власти на российско-польские межнациональные отношения целесообразен акцент на такой процедуре функционального анализа, как определение социальных единиц, к которым относятся функции/дисфункции социальных институтов. Мертон обращает внимание на тот факт, что при проведении функционального анализа исследуемые социальные явления могут быть функциональны для одних индивидов или групп и дисфункциональны для других, соответственно, необходимо определить круг лиц, к которым относятся изучаемые последствия [12, с. 145]. В контексте нашей исследовательской задачи это замечание является достаточно важным, так как простое постулирование того факта, что польское общественное мнение о российской власти влияет на взаимодействие россиян и поляков, может иметь под собой различные трактовки. Без обозначения тех социальных единиц, на которые распространяется данное влияние, воздействие социального института можно представить себе неограниченным и в некоторой степени автоматическим. Иными словами, можно было бы прийти к выводу о том, что наличие негативных представлений о российской власти, безусловно, влечет за собой негативное отношение к россиянам. Данное заключение представляется нам весьма сомнительным, так как в духе бихевиоризма механистически трактует поведение индивидов, оставляя без внимания не только индивидуальные, но и групповые особенности формирования мнения и поведения членов общества.

Таким образом, перед нами встала задача проследить влияние польского общественного мнения о российской власти на российско-польские межнациональные отношения. Представляется, что данную проблему сложно исследовать при помощи жестко формализованного опроса с закрытыми вопросами. В этом случае мы рискуем подтолкнуть респондентов к определенному варианту ответа, заставить их мыслить так, как мыслит ученый. В работе мы пришли к выводу о целесообразности применения «мягких», менее формализованных методов сбора эмпирической информации, что позволило дать участникам исследования значительно больше пространства для высказывания своих мыслей. В итоге авторское исследование было проведено с использованием метода фокусированного группового интервью. Для того чтобы как можно больше снизить эффект влияния формулировки вопросов, было решено построить топик-гайд интервью исключительно на вопросах, касающихся отношения поляков к россиянам. Такая стратегия формирования топик-гайда позволила добиться того, что высказывания, на основе которых можно прийти к выводу о взаимосвязи рассматриваемых социальных явлений или же об отсутствии таковой, делались респондентами спонтанно, без какого-либо стимула со стороны ученого.

Исследование проводилось в период с декабря 2012 г. по январь 2013 г. на базе кафедры методик и техник социальных исследований экономико-социологического факультета Лодзин-ского университета (Польша). Проведенные интервью были гомогенны по возрастному признаку: 3 группы были проведены со студентами университета в возрасте от 18 до 25 лет и 3 группы - с пожилыми людьми в возрасте от 60 лет и старше. Автор отказался от роли модератора в силу того, что предметом исследования стали представления поляков о россиянах и о взаимоотношениях между поляками и россиянами. Соответственно, модерирование интервью россиянином вызвало бы значительные проблемы этического порядка. В такой ситуации информанты чувствовали бы себя не вполне уверенно, часть информации была бы скрыта или искажена. Таким образом, модераторами фокус-групповых интервью стали выпускники Лодзинского университета, прошедшие обучение по бакалаврской программе «Социология». Интервью проводилось под наблюдением автора исследования, в дальнейшем им вносились необходимые дополнения и замечания к работе модераторов.

Не останавливаясь подробно на полученных результатах, которые были освещены автором ранее [13, с. 59], обозначим основные направления, по которым происходит влияние польского общественного мнения о российской власти на российско-польские межнациональные отношения. Во-первых, непонимание и даже неприязнь у информантов вызывают поддержка россиянами В. Путина, проводящего, по мнению опрошенных, недемократическую политику, а также нежелание изменить что-либо в сложившейся ситуации. Во-вторых, представления о том, что российскую власть характеризуют «имперские стремления», а также нежелание прийти к компромиссу по «болевым точкам» российско-польских отношений (Катынскому делу и Смоленской катастрофе) также становятся причиной социальной напряженности в отношениях между россиянами и поляками. Это связано с тем, что, по мнению поляков, россияне, находясь под влиянием российской власти, принимают ее точку зрения по проблемам российско-польских отношений, что впоследствии вызывает взаимное непонимание и неприязнь во взаимодействиях жителей РФ и Польши. Больший интерес в контексте статьи представляет анализ границ дисфункциональности польского общественного мнения о российской власти, иными словами, определение, каким индивидам присуще выстраивание образа россиян через призму представлений о российской власти.

Анализ информации, полученной в ходе проведения исследования, позволяет прийти к выводу о нелинейном характере влияния представлений поляков о российской власти на российско-польские межнациональные отношения. Мы зафиксировали такие высказывания информантов, исходя из которых можно сказать, что они экстраполируют негативное мнение о российской власти на свое отношение к россиянам. В то же время можно отметить наличие изолированного восприятия российского политического руководства и российской нации. Первое утверждение можно проиллюстрировать следующими примерами: « …Однако если говорить о странах бывшего СССР, то там у нас все же много врагов, но все-таки я же говорила, что народ - это одно, а та группа людей, которая ими управляет, - это другое. Это именно они к нам неприязненно относятся!». «Нет! Если говорить о таких обычных людях, как мы, то никакой неприязни я не чувствую, и политика тут никакой роли играть не должна! Если встретятся обычные люди, то отношения очень хорошо складываются! И мы их (россиян. - А. Г. ) любим, и они нас!»

Тезис о влиянии представлений участников фокус-групп на их отношение к россиянам можно подкрепить следующими высказываниями: « …А россияне, это, как показывали вот, как только Путин входит - они все встают, оркестр играет, а он идет такой важный... это вот все меня отталкивает! Отталкивает от таких взаимоотношений! А россиянам это вроде нравится». «...Ухудшаются (отношения между россиянами и поляками. - А. Г. ) . Потому что все еще существуют империалистические тенденции, а потом этот Путин! Вот я там такую сцену видел: он там такой идет - весь из себя, ему там двери открывают, красный ковер ему постелили - все ему преклоняются - все, весь их народ! Как можно с таким раболепием жить? Я этих русских не понимаю! »

Сравнивая аргументацию своего отношения к россиянам среди обеих групп информантов, можно прийти к выводу о существовании условия для наличия указанной экстраполяции. Таким условием являются представления о том, что жители России активно поддерживают власть в РФ и несут ответственность за ее деятельность.

Таким образом, информация, полученная в ходе проведения исследования, позволяет сказать, что польское общественное мнение о российской власти негативно влияет на российско-польские межнациональные отношения. Представления о российской власти являются своеобразным маркером восприятия россиян и России в целом. Вместе с тем особо отметим факт, который часто ускользает от внимания исследователей российско-польских межнациональных отношений: указанное влияние не носит линейного характера, а является многовариантным и ограниченным. Выявить данные особенности помог институциональный подход к общественному мнению и функциональный анализ Мертона. Его постулат об ограниченности дисфункциональных последствий социальных институтов может послужить отправным пунктом для выработки рекомендаций по модификации деятельности тех государственных и неправительственных организаций в Польше, целью которых является улучшение межнациональных отношений и достижение взаимопонимания между россиянами и поляками. Одним из направлений данной модификации может стать концентрация их усилий на тех индивидах, на которых распространяются дисфункциональные последствия деятельности изучаемого социального института. Для этого необходимо определить границы дисфункциональности польского общественного мнения о российской власти. Проведенное исследование стало одним из первых шагов на пути решения данной задачи и, конечно, имеет свои ограничения, характерные для качественной методологии исследования. Количественное исследование, направленное на четкое определение границ дисфункциональности польского общественного мнения о российской власти, может стать перспективным направлением разработки стратегии снижения социальной напряженности в отношениях россиян и поляков.

Ссылки:

  • 1.    Гавра Д.П. Общественное мнение как социологическая категория и социальный институт. СПб., 1995. 236 с.

  • 2.    Несевря Н.А. Институционализация общественного мнения в трансформирующемся российском обществе (региональный аспект) : дис. … канд. социол. наук. Пермь, 2006. 201 с.

  • 3.    Беляева Е.С. Общественное мнение как фактор изменений экономических процессов : дис. … канд. социол. наук. Курск, 2004. 184 с.

  • 4.    Omyła-Rudzka M. Stosunek do innych   narodów   [Электронный ресурс]. URL:    http://cbos.pl/SPIS-

    KOM.POL/2016/K_053_16.PDF (дата обращения: 20.03.2017).

  • 5.    Lazari A. de. Polskie i rosyjskie “zaprogramowanie kulturowe” (szkic problemu) // Polacy i Rosjanie / red. A. de Lazari, T. Rongińska. Łódź, 2006. 443 р.

  • 6.    Восприятие образов России и Польши студентами университетов / Е.Г. Вапилин, О.Д. Мулява, А. Аврамюк-Годун, Т. Витэс // Социологические исследования. 2015. № 3. С. 113–119.

  • 7.    Lazari A. de. Op. cit. P. 147.

  • 8.    Восприятие образов России и Польши … С. 119.

  • 9.    Sobczak М. Polska i Rosja widziane oczami studentów. Podsumowanie fazy eksploracyjnej badań jakościowych dotyczących wzajemnych stereotypów i uprzedzeń // Polacy i Rosjanie. P. 62.

  • 10.    Луман Н. Социальные системы. Очерк общей теории : пер. с нем. М., 2007. 641 с.

  • 11.    Larmore Ch. System and Function in the Social Sciences // Geschichtsbewusstsein und Rationalität / hrsg. von E. Rudolph, E. Stöve. Stuttgart, 1982. 471 S.

  • 12.    Мертон Р. Социальная теория и социальная структура : пер. с англ. М., 2006. 880 с.

  • 13.    Анипкин М.А., Григорьев А.В. Межэтническая напряженность в отношениях россиян и поляков: польский аспект проблемы // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия, социология и социальные технологии. 2004. № 2 (22). С. 57–65.

Список литературы Определение границ дисфункциональности института общественного мнения на примере его влияния на российско-польские межэтнические отношения

  • Гавра Д.П. Общественное мнение как социологическая категория и социальный институт. СПб., 1995. 236 с.
  • Несевря Н.А. Институционализация общественного мнения в трансформирующемся российском обществе (региональный аспект): дис. … канд. социол. наук. Пермь, 2006. 201 с.
  • Беляева Е.С. Общественное мнение как фактор изменений экономических процессов: дис. … канд. социол. наук. Курск, 2004. 184 с.
  • Omyła-Rudzka M. Stosunek do innych narodów . URL: http://cbos.pl/SPISKOM.POL/2016/K_053_16.PDF (дата обращения: 20.03.2017).
  • Lazari A. de. Polskie i rosyjskie "zaprogramowanie kulturowe" (szkic problemu)//Polacy i Rosjanie/red. A. de Lazari, T. Rongińska. Łódź, 2006. 443 р.
  • Восприятие образов России и Польши студентами университетов/Е.Г. Вапилин, О.Д. Мулява, А. Аврамюк-Годун, Т. Витэс//Социологические исследования. 2015. № 3. С. 113-119.
  • Sobczak М. Polska i Rosja widziane oczami studentów. Podsumowanie fazy eksploracyjnej badań jakościowych dotyczących wzajemnych stereotypów i uprzedzeń//Polacy i Rosjanie. P. 62.
  • Луман Н. Социальные системы. Очерк общей теории: пер. с нем. М., 2007. 641 с.
  • Larmore Ch. System and Function in the Social Sciences//Geschichtsbewusstsein und Rationalität/hrsg. von E. Rudolph, E. Stöve. Stuttgart, 1982. 471 S.
  • Мертон Р. Социальная теория и социальная структура: пер. с англ. М., 2006. 880 с.
  • Анипкин М.А., Григорьев А.В. Межэтническая напряженность в отношениях россиян и поляков: польский аспект проблемы//Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия, социология и социальные технологии. 2004. № 2 (22). С. 57-65.
Еще
Статья научная