Определение недобросовестной конкуренции в нормах иностранного и международного права

Автор: Минина Ю.С.

Журнал: Экономика и социум @ekonomika-socium

Статья в выпуске: 5-2 (24), 2016 года.

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/140119877

IDR: 140119877

Текст статьи Определение недобросовестной конкуренции в нормах иностранного и международного права

Противодействие недобросовестной конкуренции является ключевой задачей - как на внутригосударственном, так и на международном уровне. Подавляющее большинство современных государств придерживается курса рыночной экономики, и это означает, что право на конкуренцию является для них одним из важнейших элементов для построения национальной законодательной системы, и интеграции в мировое сообщество.

Эффективность правового регулирования общественных отношений определяется качеством законодательства, ясностью и четкостью изложения норм права. Анализ определения категории «недобросовестная конкуренция» в законодательных актах иностранных государств, и международных договоров дает возможность оценить конкурентное (антимонопольное) законодательство в зарубежных правовых системах, а также в контексте международного права, поскольку этот термин является системообразующим для обозначенной отрасли законодательства.

На международном уровне понятие недобросовестной конкуренции получило свое закрепление в ст. 10.bis Конвенции по охране промышленной собственности (далее по тексту – Конвенция), заключенной в Париже в 1883 году, и ратифицированной СССР 19 сентября 1968 года [1]. Согласно Конвенции, к недобросовестной конкуренции относится «всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах». Кроме того, в ч.3 ст. 10.bis раскрываются формы проявления недобросовестной конкуренции, в числе которых: действия, осуществление которых может вызвать смешение в отношении конкурента, его предприятия, продуктов, промышленной или торговой деятельности; ложные утверждения в контексте коммерческой деятельности, использование которых может дискредитировать конкурента; утверждения или указания, способные ввести общественность в заблуждение относительно качественных характеристик товара, особенностей его производства. Исходя из указанных положений, можно сделать вывод, что международное право не связывает отнесение действий хозяйствующего субъекта к актам недобросовестной с наступлением неблагоприятных последствий для того, в отношении кого эти действия были применены. По оценке некоторых правоведов, Конвенция ратифицирована в более чем 200 государствах, и стала основой для формирования законодательных актов о недобросовестной конкуренции в таких странах, как Испания, Люксембург, Португалия [6].

Первым государством, принявшим на национальном уровне законодательные акты, охватывающие вопросы недобросовестной конкуренции, стали Соединенные Штаты Америки. При этом в американском конкурентном законодательстве не поименованы формы недобросовестной конкуренции, равно как и само понятие. Закон о Федеральной торговой комиссии в ст. 5 лишь содержит запрет на совершение нечестных или обманных действий и методов. Вероятно, отсутствие дефиниции связано не с недостаточной степенью проработки законодательных актов (признаваемого наиболее развитым из действующих систем антимонопольного законодательства), а с тем, что в правовой системе США, принадлежащей к системе общего права, основным источником права являются судебные прецеденты. Как весьма точно отметил в своем исследовании В. И. Еременко, полноценное вхождение законодательных актов в правовую систему в данной правовой семье происходит только после применения и толкования составляющих их норм судебными органами [4].

По мнению О. А. Городова, разнообразие в подходах к правовой регламентации недобросовестной конкуренции в зарубежных странах не препятствует их классификации по признаку наличия или отсутствия специального законодательства, охватывающего соответствующий круг вопросов [5]. Ученый подразделяет существующие системы антимонопольного законодательства на три группы. К первой группе относятся государства, чье специальное законодательство включает в себя правовой запрет и перечень действий, определяемых как акты недобросовестной конкуренции. В качестве примеров приводятся Федеративная Республика Германия, Австрия и Швейцария.

Ко второй группе относятся государства, национальное законодательство которых содержит отдельные составы действий, подпадающих под категорию «недобросовестная конкуренция», а пресечение этих действий обеспечивается общими нормами права, то есть – нормами гражданского законодательства об обязательствах, вытекающих из причинении вреда (деликтная ответственность). К этой группе принято относить Францию.

В свою очередь, третья группа включает в себя государства, национальное законодательство которых закрепляет в качестве способов защиты от недобросовестной конкуренции как нормы как общего, так и специального характера. Примером такого государства является Бельгия.

Российское конкурентное законодательство, во многом в силу исторических аспектов развития нашего государства, ещё не успело сформироваться как целостное явление, в связи с чем делать категоричные выводы о его месте в обозначенной классификации представляется затруднительным. Между тем, дефиниция недобросовестной конкуренции в контексте сравнительно-правового анализа представляется весьма интересным объектом для исследования. В ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» [2] содержится определение термина «недобросовестная конкуренция», под которой подразумевается совершение любых действий, подпадающих под категорию «конкуренция», но противоречащих законодательству Российской Федерации, сложившимся обычаям делового оборота, соображениям добропорядочности, справедливости, и разумности; влекущих или способных повлечь неблагоприятные последствия в виде убытков или вреда деловой репутации конкурентов. Наличие в данном положении закона оценочных категорий «добропорядочность», «разумность», и «справедливость» вызывает затруднения в правовой квалификации действий хозяйствующих субъектов и неизбежно порождает субъективизм в трактовке. Анализ зарубежных актов конкурентного законодательства показывает, что при определении недобросовестной конкуренции ряд законодателей избегает применения в дефинитивной норме оценочных критериев. Так, например, закон Королевства Швеция «О недобросовестной конкуренции» определяет исследуемое понятие в качестве совокупности средств, противоречащих закону и торговым обычаям, и причиняющих вред конкурентам. В положении также указано, что эти действия могут быть совершенны как умышленно, так и по неосторожности [3].

Таким образом, можно сделать вывод, что в антимонопольное законодательство ряда зарубежных стран, несмотря на закрепление на международном уровне определения недобросовестной конкуренции, также были внесены соответствующие дефинитивные нормы. Быть может, законодатель внес определения в текст законов с целью учесть некоторые особенности правоприменения в своих национальных системах, однако конкуренция как явление носит межнациональный характер. И в целях гармонизации мирового сообщества в сфере правового регулирования общественных отношений, было бы вполне логичным применять общий термин. В противном случае применение права при регулировании отношений, осложненных иностранным элементом, становится неудобным, что противоречит доктринальным понятиям о свойствах и характеристиках правовой процедуры [7].

Список литературы Определение недобросовестной конкуренции в нормах иностранного и международного права

  • Конвенция по охране промышленной собственности (Заключена в Париже 20.03.1883) (ред. от 02.10.1979)//Закон. № 7. 1999;
  • Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 10.01.2016) «О защите конкуренции»//Российская газета. № 162, 2006, 27 июля;
  • Еременко, В. И. Законодательство о пресечении недобросовестной конкуренции за рубежом//Советское государство и право. 1991. № 12. С. 117-119;
  • Еременко, В. И. О пресечении недобросовестной конкуренции//Вопросы изобретательства. 1992. № 1-2. С. 29;
  • Городов, О. А. Недобросовестная конкуренция: теория и правоприменительная практика//Статут. 2008. С. 36;
  • Пирогова, В. В. Европейское законодательство против недобросовестной конкуренции: от Парижской конвенции до новой Европейской директивы//Законодательство и экономика. 2006. № 4. С. 17-18;
  • Ланг, П. П. Правовая процедура как элемент юридического процесса//Вопросы экономики и права. 2013. №58. С. 63-66.
Статья