Определение понятия "менталитет" в современной лингвистике
Автор: Сапарбаева А.А., Асанхунова З., Бабакулова Р., Исакова М.
Журнал: Международный журнал гуманитарных и естественных наук @intjournal
Рубрика: Филологические науки
Статья в выпуске: 4-3 (79), 2023 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматриваются трактовки понятий «менталитет» и «ментальность». Некоторые авторы проводят различие между этими понятиями, другие используют их как синонимы. Представлена попытка конкретизировать эти категории. Категории «менталитет» и «ментальность» настолько часто используются как взаимозаменяемые, что в последнее время наметилась тенденция к их конкретизации. Рассмотрим лишь некоторые точки зрения, представляющие различные отрасли научного знания.
Менталитет, ментальность, мышление, языковая картина мира, этнокультуроведение, национальный менталитет
Короткий адрес: https://sciup.org/170199200
IDR: 170199200 | DOI: 10.24412/2500-1000-2023-4-3-203-206
Текст научной статьи Определение понятия "менталитет" в современной лингвистике
Соотношения национального менталитета и языковой картины мира, с учетом источников формирования, развития и обогащения этнического менталитета делается соответствующий вывод.
Термин «менталитет» используется во франкоязычной гуманитаристике известен со времен Р. Эмерсона, с 1856 года, а М. Пруст включил слово «менталитет» в свой словарь как неологизм.
В англо-русском филологическом словаре «ментальность» означает разум, интеллект, идиосинкразию. Во французско-русском общественно-политическом словаре указано, что «менталитет» означает характер мышления; во французско-русском словаре указано, что «ментелит» означает направление мысли, умственный комфорт, умственные способности, умственное развитие, уровень интеллекта, структуру ума, мышление, мышление; в Немецко-Русском большом словаре указано, что «mentalitat» означает структуру ума, характер мышления.
В современных культурологических и социопсихологических исследованиях активно используются слова «ментальный» и «менталитет», иногда даже различающиеся по содержанию. Поэтому очень актуально говорить о значении этих терминов.
Анализ словарей европейских языков показывает, что в Европе этимологию слов «ментальный», «менталитет» находят в следующем латинском слове mens, mentis «сознание, мышление, разум». К таким латинизмам относятся такие слова, как немецкий «Die mentalitat» (образ мышления, структура ума), английский «mentality» (умственное развитие, структура ума, настроение ума), французский «mentalite» (направление мысли, направление мысли, настроение ума, структура ума). Из этого многообразия следует исследовать этимологическую связь этого понятия с человеческим сознанием, мышлением, умственной деятельностью.
В СССР, а затем и в России понятие «ментальность» появилось в ХХ в. 80-е в конце 90-х гг. Н. в начале начал появляться в публикациях авторов Ю.Н. Афанасьева [1], А.Я. Гуревича [2], Ю.Л. Бессмертного [3] и др.
А.Я. Гуревич, например, определяет ментальность как общую категорию для общества в целом (язык и религия обычно служат основными силами, укрепляющими ментальность). По его мнению, ментальность дифференцируется в зависимости от социально-классовой и сословной структуры, уровня образования и принад- лежности к группам, в которых книги и знания доступны, или группам, живущим под господством устной культуры, без доступа к ним, а также половых и возрастных или религиозных различий. Поэтому историки говорят не о «ментальности» (в единственном числе), а о “ментальности” (во множественном числе) [4].
Современные исследователи используют в качестве исходного материала этнографические и антропологические, культурологические и этнологические, лингвистические и географические определения этноса [5]. Перед этнической общностью «всегда стоит историческая природа и естественная история» [6, с. 13]. Как пишет Б.Дж. Сингер, «члены этнического сообщества с общей культурой и перспективой, объединены традициями, которые содержат в себе комплекс норм, во многом не зависящих ни от политического устройства, ни от географического положения сообщества» [7, с. 4].
В литературе отмечается использование категорий «менталитет» и «ментальность» как синонимов, а также использование этих определений в таких терминах, как «национальный характер», «этническое сознание», «ментальная структура нации», «точка зрения», «психология» и т. д. с помощью понятий можно встретить данную характеристику. В то же время некоторые исследователи склоняются к определению соотношения терминов «менталитет» и «ментальность» по содержанию [8].
Однако эти авторы не смогли провести четкое различие между понятиями «ментальность» и «менталитет».
Различные взгляды на ментальность во многом определяют ее влияние на дух, волю, самосознание, общность языка, национальные чувства, психологическую структуру, отношение к жизни и смерти, семье, детству и старости и т.п. позволяет сделать вывод, что это происходит как явление, которое сводится к факторам.
Категорию «менталитет» сначала определяют как совокупность признаков субъекта социально-исторического бытия (личности, социальной группы, этноса и т.д.) индивидуальный (социальный)-можно определить как особый историко- культурный феномен, отражающий психологическую отчужденность и духовное состояние.
Также можно сказать, что менталитет -это система регуляторов, присущих определенной группе людей (общности), которые не осознают жизнь и поведение, эта система напрямую проистекает из соответствующего менталитета.
Ни один человек не будет полностью идентичен другому человеку, и даже у Близнецов есть различия. Например, Асан и Үсөн, или Батма и Зуура похожи по внешнему виду, но у Үсөна или Батма, скажем, тяжелый характер или, наоборот, легкий, или, наоборот, разные вкусы. Точно так же разные народы и нации, имея какое - то внешнее сходство, различаются по вкусам, характеру, ощущениям или восприятию мира и, что наиболее важно, по языкам, потому что у каждой нации или народа есть свой менталитет. Если бы у народов не было такого различия и исключительности, в мире был бы только один -планетарный - народ мира, а не тысячи.
Национальный менталитет каждого народа-совокупность специфических характеристик, проистекающих из интеллектуальных, умственных, психологических способностей людей данной общности, которые передаются через исторические, геополитические, климатические, этнографические, этнические и бытовые условия.
Каждая нация характеризуется своим менталитетом. Он считается индивидуальным признаком нации и отличает ее от других этнических образований. Исследуя ту или иную нацию, мы сталкиваемся с менталитетом этой нации, который считается ее индивидуальностью и отчужденностью. Специфический менталитет нации проявляется в ее историческом формировании. Менталитет не является внешним признаком того или иного народа. Например, длинные носы кавказцев, мягкие глаза калмыков или якутов, светлые волосы славян и т. д. не являются признаками национального менталитета, так как менталитет не связан с внешними атрибутами, а выражается в сущности и глубинном содержании самой нации.
Национальный менталитет не может быть приобретен раз и навсегда. Хотя он формируется веками, он имеет относительно стабильное и консервативное содержание. Он также способен укрепляться, обогащаться или трансформироваться. Он может претерпеть качественные изменения в результате великих исторических поворотов. Потому что менталитет – это историческая находка нации под влиянием географических, этнических, климатических, хозяйственных, социокультурных особенностей быта. Менталитет нации по своей природе не может иметь одно типичное содержание – положительное или отрицательное. Он включает в себя все-как положительные, так и отрицательные проявления. Люди могут отказаться от этого, убедившись, что какой-либо элемент их менталитета является консервативным или неподходящим. Но это будет длительный исторический процесс, который займет много времени.
Менталитет не формируется желаниями или потребностями народа, а скорее отра- жает реальное состояние и уровень развития национального быта. Кажется, он дает полную характеристику нации. Нации заботятся о своей исторической перспективе, сохраняя при этом свой менталитет. Уважая национальное самосознание, он не может гнаться за своим собственным превосходством, ломать или игнорировать менталитет других. Культура, технологии, наука, хорошая идея могут быть заимствованы у соседних народов или наций, но менталитет не может быть усвоен. Потому что он уникален для народа, к которому принадлежит. Менталитет не передается от одного народа к другому. Каждый народ богат своим собственным менталитетом.
Менталитет народа проявляется в его представлениях. Когда человек общается с представителем другой национальности, он мгновенно улавливает их характерные черты. То есть наблюдает за менталитетом. Человек берет на себя роль исследователя или исследователя, чтобы обеспечить себе нормальную жизнь. Она занята разгадыванием тайны жизни и ищет ее на всю жизнь. Как писал Ф.Достоевский своему брату, он занят разгадыванием этой тайны, потому что хочет быть человеком (см.: Собр. соч. – 1983. – Т. 28. – Кн. 1. – С. 67). Разгадать тайну человека – значит познать менталитет народа. Невозможно полностью понять любого человека, не зная сущности национального менталите- та.
Менталитеты разрабатываются условиями жизни и историческими реалиями нации. Когда мы обращаемся к источникам этногенеза различных народов, мы можем найти менталитет, присущий толь- ко этому народу.
Какое отношение имеет национальный менталитет к языку? Из пяти известно, что культура, поведение и мысли в обществе не могут существовать без языка. Язык, будучи уникальным явлением в социальном или национальном плане, а также средством человеческого общения, несет в себе те же нормы поведения языкового сообщества, что и этнические и культурные ценности. Все аспекты жизни отражаются в лексике языка. Однако грамматическая структура языка довольно точно отражает менталитет нации, поскольку она намного ближе к мышлению.
Список литературы Определение понятия "менталитет" в современной лингвистике
- Афанасьев Ю.Н. Историзм против эклектики: Французская историческая школа "Анналов" в современной буржуазной историографии. - М., 1980.
- Гуревич А.Я. Историческая наука и историческая антропология // Вопросы философии. - 1988. - №1.
- Гуревич А.Я. Социальная история и историческая наука // Вопросы философии. 1990, N 4.
- Бессмертный Ю.Л. Жизнь и смерть в средние века. Очерки - демографической истории Франции. - М.: Наука, 1991.
- Гуревич А.Я. Уроки Люсьена Февра / Послесловие к книге Л. Февра "Бои за историю". - Л: Наука, 1991. - 536 с.
- Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. - М. Наука. 1973.
- Гумилев Л.Н. География этноса в исторический период. - Л.: Наука. 1990. - С. 13.
- Бромлей Ю.В. К разработке понятийно-терминологических аспектов национальной проблематики // Советская этнография. - 1989. - № 6. - С. 4.