Опрокинутый человек "Тимея" Платона в апокрифических "Мученичестве Петра" и "Мученичестве Филиппа"

Автор: Петров Валерий Валентинович

Журнал: Schole. Философское антиковедение и классическая традиция @classics-nsu-schole

Рубрика: Статьи

Статья в выпуске: 2 т.14, 2020 года.

Бесплатный доступ

В исследовании предпринят герменевтический анализ апокрифического «Мученичества апостола Петра». Мы утверждаем, что основная идея монолога Петра на кресте заимствована из «Тимея» Платона, в котором говорится о перевернутом человеке, для которого правое становится левым, а истина ложью, но истолкована в свете ветхозаветной истории изгнания первого человека Адама из рая и императива «вернуться в древнее отечество», последовав за «вторым Адамом», Иисусом Христом, вплоть до подражания его смерти на кресте, который в этой перспективе превращается из орудия позорной смерти в древо вечной жизни. Апостол Петр, когда он распинается на кресте головой вниз, делает самого себя живой иллюстрацией экзистенциальной опрокинутости человека после грехопадения. Апокрифический λόγιον Христа в этом свете заключается в призыве сделать всё прямостоящим: земное мироустройство - правое и левое, верх и низ, переднее и заднее - следует еще раз перевернуть, поставить с головы опять на ноги. Установление того, что монолог Петра представляет собой «дискурс переворачивания», обнаруживает, что отправной точкой при конструировании речения Христа в «Мученичестве Петра» явилось Его изречение в Мф 18:3: «если не перевернетесь (στραφῆτε),… не войдете в царство небесное». Внешне похожее речение из «Евангелия от Фомы», обычно указываемое для него, как параллель, не может считаться таковой, поскольку его идеей является не вернуть «знаки природы» на их прежнее место, но преодолеть половую дифференциацию. Делается вывод, что в сравнении с «Мученичеством Филиппа» первичность нарратива и автономность «герметической» образности «Мученичества Петра» несомненны. Лексика, языковые обороты и возвышенный пафос «Мученичества Петра» роднят его с ранней христианской, гностической и герметической литературой. Отличительной чертой произведения является отчетливый эзотеризм, оно обладает инициационным, мистагогическим характером, имеет свою метафизику и драматургию. Напротив, «Мученичество Филиппа» принадлежит к жанру популярных житий святых, полных лубочными чудесами и сказочными подробностями. Анализируются трансформации, которые «Мученичество» претерпевает в латинском парафразе пс.-Лина. Показано, что пс.-Лин кардинальным образом трансформирует текст с целью привести его к ортодоксии, хотя достигается это ценой уничтожения логики греческого прототипа. В Приложении публикуется комментированный перевод речи апостола Петра на кресте.

Еще

Мученичество петра, мученичество филиппа, пс.-лин, деяния из верчелли, тимей платона, апокрифы, аграфы, таинства, платонизм, инвертирование

Короткий адрес: https://sciup.org/147215885

IDR: 147215885

Список литературы Опрокинутый человек "Тимея" Платона в апокрифических "Мученичестве Петра" и "Мученичестве Филиппа"

  • Дорфман-Лазарев, И. (2014) "Возвращение в рождественскую пещеру: Память первозданного человечества в армянском 'Писании о детстве Господнем' и в родственных источниках," Селезнев, H.H., Аржанов, Ю.Н., eds. Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское многообразие. Москва: Пробел, 2000, 149-184.
  • Дунаев, А.Г., изд. (2002) Преподобный Макарий Египетский. Духовные слова и послания. Собрание типа I (Vatic. graec. 694). Предисл. пер., комм., указ. Москва: Индрик.
  • Иеремиас, И. (1999) Богословие Нового Завета. Ч. I. Провозвестие Иисуса (^973). Пер. с нем. А.Л. Чернявского. Москва: Восточная литература.
  • Ким, С.С. (2015) "Армянская цитата из проповеди Севериана Габальского 'О Кресте' (CPG 4213)," Богословский вестник 18-19 (3-4), 426-431.
  • Петров, В.В. (2004) "'AрлaY|л¿g и ^nay^a: критические замечания к статье о. Павла Флоренского 'Не восхищение непщева (Флп 2:6-8)'," Диалог со временем 13, 327-334.
  • Петров, В.В. (2007) Максим Исповедник: онтология и метод в византийской философии VII века. Москва: ИФ РАН.
  • Петров, В.В. (2012) "Символ и священнодействие в позднем неоплатонизме и в Ареопа-гитском корпусе," Богословские труды 43-44, 305-341.
  • Петров, В.В. (2015) "Ареопагитский корпус как интертекстуальный проект," Философский журнал 8 (2), 56-75.
  • Петров, В.В. (2019) "Тимей Платона о видах движения, 'небесном растении' и прямосто-янии человека," ЕХОАН (Schole) 13 (2), 705-716.
  • Baldwin, M.C. (2005) Whose Acts of Peter? Text and Historical Context of the Actus Vercel-lenses. Tübingen.
  • Bauckham, R.J. (l992) "The Martyrdom of Peter in Early Christian Literature," ANRW 26.1. Berlin, New York, 539-595.
  • Bedale, S. (l954) "The Meaning of кгфаХ^ in the Pauline Epistles," The Journal of Theological Studies 5 (2), 211-215.
  • Bolyki, János (l998) "'Head Downwards': The Cross of Peter in the Lights of the Apocryphal Acts, of the New Testament and of the Society-transforming Claim of Early Christianity," in Bremmer 1998, 111-122.
  • Bovon, François (l988) "Les Actes de Philippe," ANRW 25.6, 443l-4527.
  • Bremmer, Jan N., ed. (1998) The Apocryphal Acts of Peter. Magic, Miracles and Gnosticism. Leuven: Peeters.
  • Czachesz, István. (1998) "Who is Deviant? Entering the Story-World of the Acts of Peter," in: Bremmer 1998, 84-96.
  • Davis, C.J. (1996) The Name and Way of the Lord. Old Testament Themes, New Testament Chris-tology. Sheffield: Sheffield Academic Press.
  • de Santos Otero, Aurelio. (2003) "Later Acts of Apostles," in Schneemelcher 2003, 426-482.
  • Dillon, J. (1977) The Middle Platonists, So B.C. to A.D. 200. London.
  • Eastman, David L. (2015) The ancient martyrdom accounts of Peter and Paul. Atlanta: SBL Press.
  • Faivre, C. et A. (l999) "Rhetorique, histoire et debats theologiques: A propos d'un ouvrage sur Simon 'le magicien'," Revue des sciences religieuses 73 (3), 293-313.
  • Franko, Ivan (l902) "Beiträge aus dem Kirchenslavischen zu den Apokryphen des Neuen Testamentes, II. Zu den gnostischen nspíoSoi ffirpou," Zeitschriftfür die neutestamentliche Wissenschaft 3, 315-336.
  • Graham, W.A. (1988) Beyond the Written Word: Oral Aspects of Scripture in the History of Religion. Cambridge University Press.
  • Grudem, W. (Щ85) "Does КгфаХ^ ('Head') Mean 'Source' or 'Authority Over' in Greek Literature? A Survey of 2,336 Examples," TrinityJournal 6, 38-59.
  • Hartman, L. (1997) 'Into the Name of the LordJesus'. Baptism in the Early Church. Edinburgh: T&T Clark.
  • Herczeg, Pál. (1998) "Theios Aner Traits in the Apocryphal Acts of Peter," in Bremmer 1998, 29-38.
  • Hilhorst, A. (1998) "The Text of the Actus Vercellenses," in Bremmer 1998, 148-160.
  • Holsinger-Friesen, T. (2009) Irenaeus and Genesis. A Study of Competition in Early Christian Hermeneutics. Winona Lake, IN, 86.
  • Johnson, Ch.W.L. (l899) "The Motion of the Voice, ^ фш^д xív^ctu;, in the Theory of Ancient Music," Transactions and Proceedings of the American Philological Association 30, 42-55.
  • Junod, É. (l982) "Polymorphie du Dieu sauveur," in Ries, J., Janssens, Y., Sevrin, J.-M., eds. Gnosticisme et monde hellénistique. Louvain-la-Neuve, 38-46.
  • Kroeger, C.C. (l998) "The Classical Concept of Head as 'Source'," in Hull, G.G. Equal to Serve: Women and Men Working Together Revealing the Gospel. Grand Rapids, 268-283.
  • Lalleman P.J., Bremmer, J.N. "Bibliography of the Acts of Peter," in Bremmer 1998, 200-202.
  • Lalleman, Pieter J. (1998) "The Relation between the Acts of John and the Acts of Peter," in Bremmer 1998, 161-168.
  • Lee-Barnewell, M. (2013) "Turning on Its Head: The Rhetoric of Reversal in Ephesians
  • 5:21-33," in Porter, S.E., Pitts, A.W., eds. Christian Origins and Greco-Roman Culture. Social and Literary Contexts for the New Testament. Leiden, 599-614.
  • Luttikhuizen, G.P. (1998) "Simon Magus as a Narrative Figure in the Acts of Peter," in Bremmer 1998, 39-51.
  • Lüdemann, Gerd. (1987) "The Acts of the Apostles and the Beginnings of Simonian Gnosis," New Testament Studies 33, 420-26.
  • Malcolm, M.R. (2013) Paul and the rhetoric of reversal in 1 Corinthians. Cambridge University Press.
  • Malina, B.J., Neyrey, J.H. (1991) "Honor and Shame in Luke-Acts: Pivotal Values of the Mediterranean World," The Social World of Luke-Acts: Models for Interpretation. Ed. J.H. Neyrey. Peabody, 25-66.
  • Matthews, Ch.R. (1997) "The Acts of Peter and Luke's Intertextual Heritage," in Stoops 1997, 207-222.
  • Matthews, C.R.P. (2002) "Peter and Philip Upside Down (APh Mart. 34 and APt 38)," Idem. Philip: Apostle and Evangelist. Configurations of a Tradition. Leiden: Brill, 189-196.
  • Matthews, V.H., Benjamin, D.C., eds. (1994) Semeia 68: Honor and Shame in the World of the Bible. Atlanta.
  • MacDonald, Dennis R. (1997) "Which Came First? Intertextual Relationships among the Apocryphal Acts of the Apostles," in Stoops 1997, 11-41.
  • McKechnie, Paul. (2019) Christianizing Asia Minor: Conversion, Communities, and Social Change in the Pre-Constantinian Era. New York: Cambridge University Press.
  • Mickelsen, B. & A. (1986) "What Does Kephale Mean In The New Testament?" in Mickelsen, A., ed. Women, authority & the Bible. Downers Grove, IL, 97-110.
  • Neyrey, Jerome H. (1994) "'Despising the Shame of the Cross': Honor and Shame in the Johannine Passion Narrative," in Matthews, Benjamin 1994, 113-137.
  • Ong, W.J. (2012) Orality and Literacy. The Technologizing of the Word. 30th Anniversary Edition. London, New York: Routledge.
  • Pesthy, Monika. (1998) "Cross and Death in the Apocryphal Acts of the Apostles," in Bremmer
  • 1998, 123-133.
  • Petroff, V. (2017) "Corpus Areopagiticum as a Project of Intertextuality," in Pouderon, B., Usa-cheva, A., eds. (2017) DIRE DIEU. Principes méthodologiques de l'écriture sur Dieu en patristique. Actes du colloque de Tours, 17-18 avril 2015. Paris, 253-275.
  • Poupon, Gérard. (1988) "Les Actes de Pierre et leur remaniement," ANRW 25.6. Berlin: Walter de Gruyter, 4363-4383.
  • Poupon, Gérard H. (1998) "L'Origine africaine des Actus Vercellenses," in Bremmer 1998, 192199.
  • Rordorf, Willy. (1998) "The Relation between the Acts of Peter and the Acts of Paul: State of the Question," in Bremmer 1998, 178-191.
  • Runia, D.T. (1986) Philo of Alexandria and the Timaeus of Plato. Leiden.
  • Runia, D.T. (2011) "Ancient Philosophy and the New Testament: 'Exemplar' as Example," in McGowan, A.B., Richards, K.H., eds. Method and Meaning. Essays on New Testament Interpretation in Honor of Harold W. Attridge. Atlanta: Society of Biblical Literature, 347-361.
  • Schneemelcher, W. (2003) "The Acts of Peter," in Schneemelcher 2003, 271-321.
  • Schneemelcher, W., ed. (2003) New Testament Apocrypha. Vol. 2. Revised Edition (^989). Engl. transl. by R.McL. Wilson. Cambridge.
  • Smith, J.Z. (1970) "Birth Upside Down or Right Side Up?," History of Religions 9 (4), 281-303.
  • Stoops, R.F.Jr., ed. (1997) Semeia 80: The Apocryphal Acts of the ApostLes in IntertextuaL Perspectives. Atlanta: Scholars Press.
  • Stoops, R.F.Jr. (1997) "The Acts of Peter in Intertextual Context," in Stoops 1997, 57-86.
  • Thomas, Ch.M. (1997) "Canon and Antitype: The Relationship between the Acts of Peter and the New Testament," in Stoops 1997, 185-205.
  • Thomas, Christine M. (1998) "...Revivifying Resurrection Accounts: techniques of composition and rewriting in the Acts of Peter cc. 25-28," in Bremmer 1998, 65-83.
  • Thonemann, Peter (2012) "Abercius of Hierapolis: Christianization and Social Memory in Late Antique Asia Minor," in Dignas, B., Smith, R.R.R., eds. Historical and Religious Memory in the Ancient World. Oxford University Press, 257-282.
  • Young, F.M. (1972) "The Idea of Sacrifice in Neoplatonic and Patristic Texts," Studia Patristica, 278-281.
  • In Russian
  • Dorfman-Lazarev, I. (2014) "Vozvrashchenie v rozhdestvenskuyu peshcheru: Pamyat' pervoz-dannogo chelovechestva v armyanskom 'Pisanii o detstve Gospodnem' i v rodstven-nyh istochnikah," Seleznev, H.H., Arzhanov, YU.N., eds. Miscellanea OrientaLia Christiana. Vostochnohristianskoe mnogoobrazie. Moskva: Probel, 2000, 149-184.
  • Dunaev, A.G., izd. (2002) Prepodobnyj MakarijEgipetskj. Duhovnye sLova iposLaniya. Sobranie tipa I (Vatic. graec. 694). Predisl. per., komm., ukaz. Moskva: Indrik.
  • Kim, S.S. (2015) "Armyanskaya citata iz propovedi Severiana Gabal'skogo 'O Kre-ste' (CPG 4213)," BogosLovskij vestnik 18-19 (3-4), 426-431.
  • Petrov, V.V. (2004) "'Арпау^бд i арпау|ла: kriticheskie zamechaniya k stat'e o. Pav-la Floren-skogo 'Ne voskhishchenie nepshcheva (Flp 2:6-8)'," DiaLog so vremenem 13, 327-334.
  • Petrov, V.V. (2007) Maksim Ispovednik: ontoLogiya i metod v vizantijskojfiLosofii VIIveka. Moskva: IF RAN.
  • Petrov, V.V. (2012) "Simvol i svyashchennodejstvie v pozdnem neoplatonizme i v Areopa-gitskom korpuse," BogosLovskie trudy 43-44, 305-341.
  • Petrov, V.V. (2015) "Areopagitskij korpus kak intertekstual'nyj proekt," FiLosofskj zhurnaL 8 (2), 56-75.
  • Petrov, V.V. (2019) "Timej Platona o vidah dvizheniya, 'nebesnom rastenii' i pryamostoyanii cheloveka," EXOAH (Schole) 13 (2), 705-716.
Еще
Статья научная