Опыт антирефлюксных операций в хирургии при лечении гастроэзофагеальной рефлюксной болезни
Автор: Толстокоров А.С., Хуболов A.M., Коваленко Ю.В.
Журнал: Саратовский научно-медицинский журнал @ssmj
Рубрика: Хирургия
Статья в выпуске: 4 т.11, 2015 года.
Бесплатный доступ
Цель: ретроспективный анализ среднесрочных и отдаленных результатов антирефлюксных операций при грыжах пищеводного отверстия диафрагмы, выявление частоты рецидива заболевания после различных видов хирургического лечения. Материал и методы. Изучены результаты исследования 118 больных с грыжей пищеводного отверстия диафрагмы в различные сроки после операции. Результаты. Преимущество лапароскопических вмешательств заключалось лишь в косметическом эффекте, меньшей длительности пребывания в стационаре и сроках восстановления трудоспособности. Заключение. Анализ результатов хирургического лечения гастроэзофагеальной рефлюксной болезни как в ближайшем, так и в отдаленном периоде, по частоте послеоперационного рецидивирования не дал достоверных данных о явном преимуществе лапароскопических операций над традиционными открытыми.
Гастроэзофагеальная рефлюксная болезнь, грыжа пищеводного отверстия диафрагмы, фундопликации
Короткий адрес: https://sciup.org/14918203
IDR: 14918203
Текст научной статьи Опыт антирефлюксных операций в хирургии при лечении гастроэзофагеальной рефлюксной болезни
частоте встречаемости конкурируя с хроническим холециститом, язвенной болезнью [1–4].
Медикаментозное лечение ГЭРБ, связанное с приемом антисекреторных и антацидных препаратов, обеспечивает хороший эффект у 90-95% больных, однако уже после прекращения их приема рецидив заболевания выявляется у 80-100% больных. Это обстоятельство приводит к хроническому проявлению гастроэзофагеального рефлюкса и к развитию тяжелых осложнений заболевания (пищевод Барретта, пептическая язва пищевода, аденокар- цинома пищевода, стриктуры и перфорация пищевода). Единственным методом, позволяющим радикально восстановить функцию кардиального жома (нижнего пищеводного сфинктера), скорригировать анатомо-физиологические нарушения гастоэзофаге-ального перехода и устранить гастроэзофагеальный рефлюкс с его осложнениями, является выполнение антирефлюксных хирургических операций [3–5].
В настоящее время существует множество методик оперативного лечения ГЭРБ: различные виды фундопликации, круррорафии, различные виды пластики диафрагмы, выполняемые как из открытого, так и из малоинвазивного доступа [3, 6]. Выбор метода оперативного лечения зачастую зависит от материально-технического оснащения стационара и предпочтения самого специалиста [3, 4, 5, 7]. Тем не менее, по данным литературных источников, ни сами больные, ни хирурги, не могут быть полностью удовлетворены результатами хирургического анти-рефлюксного лечения в первую очередь из-за множества послеоперационных осложнений — рецидивов заболевания, дыхательных рассройств, дисфагии, так называемого gas bloat-синдрома и т.д. [3, 4, 8, 9]. По данным разных авторов, частота их возникновения может достигать 55%. В этой связи вопрос частоты рецидивов заболевания и сохраняющихся жалоб у прооперированных больных остается крайне важным в хирургической гастроэнтерологии и нуждается в дальнейшем исследовании [4, 8, 9, 10].
Цель: провести ретроспективный анализ среднесрочных и отдаленных результатов антирефлюксных операций при ГПОД, выявить частоту рецидива заболевания после различных видов хирургического лечения.
Материал и методы. В настоящем исследовании обобщен опыт хирургического лечения 118 пациентов в период 2007–2013 гг., по поводу грыж пищеводного отверстия диафрагмы. Возраст больных колебался от 32 до 66 лет. Распределение пациентов по виду проводимого оперативного пособия представлено в табл. 1.
Все изучаемые группы пациентов были сопоставимы по возрасту, длительности заболевания и сопутствующей соматической патологии. Среди исследуемых больных женщин было 88 (74,5%), мужчин 30 (25,5%).
В предоперационном периоде всем больным был выполнен ряд диагностических исследований: общеклинические анализы, рентгенография пищевода, эзофагогастроскопия с биопсией, УЗИ органов брюшной полости, 24-часовая рН-метрия.
При инструментальном эндоскопическом исследовании (по классификации Savary-Miller, 1978) рефлюкс-эзофагит I степени выявлен у 62 больных (52,5%), II степени у 53 больных (44,9%), III степени у 3 больных (2,5%). При рН-метрическом исследовании анацидное состояние выялено у 11,2% больных, нормацидное у 8,8%, гипоацидное у 55,3%, гипера-цидное состояние у 24,7% больных. Признаки гастроэзофагеального рефлюкса отмечены у большинства исследуемых (74,5%). Причем патологический заброс желудочного содержимого в пищевод выявлен в 20,1% пациентов на фоне гиперацидного состояния, при анацидном у 18,5%, при гипоацидном у 57,8%, при нормацидном у 3,6% исследуемых.
Показанием к оперативному лечению явились:
— неэффективность комплексной консервативной терапии гастроэзофагеального рефлюкса в течение 12 месяцев;
— наличие экстрапищеводных проявлений ГЭРБ — кардиальных, бронхолегочных и т.д.;
— осложнения ГЭРБ — стриктуры и язвы пищевода, синдром Бергманна (рефлекторная стенокардия), пищевод Барретта;
— наличие сопутствующей хирургической патологии (язвенная болезнь, ЖКБ, грыжи брюшной стенки) с необходимостью выполнения симультанных оперативных вмешательств.
При традиционных открытых хирургических операциях оперативное пособие выполняли по методике Тупе — 23 пациента (46,9%) и открытую фундопликацию по методике Ниссена — 26 пациентов (53,1%). Симультанные вмешательства при выполнении открытых антирефлюксных операций выполнили 17 раз: по поводу сопутствующей ЖКБ — 11 раз и при вентральных грыжах — 6 пациентам.
При лапароскопических антирефлюксных хирургических вмешательствах оперативное пособие выполняли по следующим методикам: лапароскопическая фундопликация по Тупе — 32 пациентам (46,4%) и лапароскопическая фундопликация по Ниссену — 37 пациентам (53,6%). Симультанные вмешательства при выполнении лапароскопических антирефлюксных операций осуществили у двух больных (2,9%) по поводу сопутствующей желчекаменной болезни.
С целью определения качества жизни больных, перенесших антирефлюксные вмешательства как открытым, так и лапароскопическим доступом, обследованы 118 больных. Пациенты после проведенного антирефлюксного хирургического лечения были разделены на четыре группы: больные после открытой фундопликации по Тупе — 23 человека (1-я группа), больные после открытой фундопликации по Ниссену — 26 человек (2-я группа), больные после лапароскопической фундопликации по Тупе — 32 пациента (3-я группа), больные после лапароскопической фундопликации по Ниссену — 37 человек (4-я группа) (см. табл. 1).
Таблица 1
Группы оперированных пациентов
№ группы
Вид операции
Количество пациентов
-
1 Открытая фундопликация по Тупе
-
2 Открытая фундопликация
по Ниссену
-
3 Лапароскопическая фундопликация
по Тупе
-
4 Лапароскопическая фундопликация
по Ниссену
Всем пациентам выполнен ряд исследований: общеклинические анализы, рентгенография пищевода, эзофагогастроскопия с биопсией, УЗИ органов брюшной полости, 24-часовая рН-метрия, а также анкетирование по шкале Visick, включающее сведения о виде оперативного вмешательства, выполненного больному, оценку проведенного хирургического антирефлюксного лечения. Статистическая обработка материала была осуществлена с использованием программы Microsoft Office Exсel 2007. Характер распределения данных оценивали с использованием критерия Шапиро — Уилка. Описательная статистика представлена в абсолютных числах, процентном соотношении и как M±σ, где М — среднее арифметиче- ское, σ — стандартное отклонение; для признаков с распределением, отличным от нормального, результаты представлены в виде Ме, где Me — медиана. Для обработки данных с нормальным типом распределения использовали параметрические методы: t-тест для независимых группировок, парный t-тест. При характере распределения данных, отличном от нормального, применяли непараметрические методы: критерий Манна — Уитни, критерий χ2. Различия между значениями считали значимыми при p<0,05.
Результаты. Летальных исходов после оперативных вмешательств не было. Применение малоинвазивных видеоассистированных методик операций привело к значительному сокращению длительности как самих вмешательств, так и показателей длительности послеоперационного пребывания в стационаре (табл. 2).
У большинства пациентов в первые сутки после операции развились явления серозного плеврита, потребовавшие выполнить одну плевральную пункцию у пациента 1-й исследуемой группы. На 3–5-е сутки после вмешательства, во всех исследуемых группах, у 18 пациентов (15% больных) отметили явления дисфагии при употреблении пищи, которые купировались самостоятельно к концу первой недели после операции. У одного пациента из 2-й группы
(3,8%) дисфагия купирована приемом прокинетиков (церукал, мотилиум). В раннем послеоперационном периоде на 1–2-е сутки после лечения у одного пациента в 1-й и 4-й исследуемых группах и у двух больных 2-й группы диагностирован панкреатит. На фоне проводимой комплексной инфузионно-спазмалити-ческой терапии отмечена нормализация биохимических показателей крови.
В течение первых шести месяцев после вмешательства признаков рецидива ГПОД у больных выявлено не было, что подтверждено результатами клинической картины и дополнительным инструментальным исследованием. Через год после лечения рецидив заболевания выявлен у одного пациента 1-й группы (4,3%), у двух пациентов 2-й группы (7,7%) и одного пациента 4-й группы (2,7%). Рецидиви-рование подтверждено на основании клинических данных, а также результатов выполненного рентгенографического исследования с пассажем бария и эзофагогастроскопии (табл. 3).
Через 3 года после лечения рецидив заболевания выявлен у двух пациентов 1-й группы (8,3%), у трех пациентов 2-й группы (11,5%), у двух больных 4-й группы (5,4%) и у одного больного 3-й группы (3,1%). Рецидивов заболевания в 3-й группе исследуемых нами не выявлено (см. табл. 3).
Таблица 2
Сравнительный анализ послеоперационного течения после различных типов коррекции ГПОД
Показатель |
Лапароскопическая фундопликация по Тупе |
Открытая фундопликация по Тупе |
Лапароскопическая фундопликация по Ниссену |
Открытая фундопликация по Ниссену |
Длительность операции, мин (M±σ) |
73±12,9 |
95±22,9 |
85±11,2 |
102±34,5 |
Длительность пребывания в стационаре, дней (M±σ) |
6,5±1,2 |
12±1,2 |
7,1±1,8 |
13±2,4 |
Общее кол-во осложнений, % |
9,3 |
27,4 |
21,6 |
35,4 |
П р и м еч а н ие : М — среднее арифметическое, σ — среднее квадратическое отклонение, n — абс. число.
Таблица 3
Сравнительный анализ результатов хирургического лечения ГПОД
Вид операции |
Рецидив ГПОД (n/%) |
Дисфагия (n/%) |
Панкреатит (n/%) |
Плеврит (n/%) |
Гастростаз (n/%) |
|
1 мес |
0 |
2/8,7 |
1/4,3 |
1/4,3 |
0 |
|
Операция по Тупе |
1 год |
1/4,3 |
1/4,3 |
0 |
0 |
0 |
(n=23) |
3 года |
2/8,7 |
2/8,7 |
0 |
0 |
0 |
1 мес |
0 |
3/11,5 |
2/7,7 |
2/7,7 |
1/3,8 |
|
Операция по Ниссену |
1 год |
2/7,7 |
1/3,8 |
0 |
0 |
0 |
(n=26) |
3 года |
3/11,5 |
3/11,5 |
0 |
0 |
0 |
1 мес |
0 |
1/3,1 |
0 |
1/3,1 |
0 |
|
Лапароскопическая операция по Тупе |
1 год |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
(n=32) |
3 года |
0 |
1/3,1 |
0 |
0 |
0 |
1 мес |
0 |
2/5,4 |
1/2,7 |
1/2,7 |
0 |
|
Лапароскопическая операция по Ниссену |
1 год |
1/2,7 |
0 |
0 |
0 |
0 |
(n=37) |
3 года |
1/2,7 |
2/5,4 |
0 |
0 |
0 |
П р и м еч а н ие : n — абсолютное число
Таблица 4
Шкала Visick (n/%)
Отлично |
Хорошо |
Удовлетворительно |
Неудовлетворительно |
|||||
Операция |
1-й год |
3-й год |
1-й год |
3-й год |
1-й год |
3-й год |
1-й год |
3-й год |
ОФТ |
8 (34,7%) |
6 (26%) |
10 (43,5%) |
11 (47,8%) |
4 (17,4%) |
4 (17,4%) |
1 (4,3%) |
2 (8,7%) |
ОФН |
9 (34,6%) |
5 (19,2%) |
14 (53,8%) |
12 (46,1%) |
1 (3,8%) |
6 (23%) |
2 (7,7%) |
3 (11,5%) |
ЛФТ |
17 (53,1%) |
15 (46,8%) |
14 (43,7%) |
14 (43,7%) |
1 (3,1%) |
3 (9,3%) |
- |
- |
ЛФН |
16 (43,2%) |
9 (24,3%) |
19 (51,3%) |
24 (64,8%) |
2 (5,4%) |
3 (8,1%) |
- |
1 (2,7%) |
П р и м еч а н и е : ОФТ — открытая фундопликация по Тупе; ОФН-открытая фундопликация по Ниссену; ЛФТ — лапароскопическая фундопликация по Тупе; ЛФН — лапароскопическая фундопликация по Ниссену.
Результаты хирургического лечения пациентов с ГПОД по шкале Visick
Оценка результатов хирургического вмешательства проводилась на основании анкетирования по шкале Visick (1948 г.) (табл. 4).
Обсуждение. Проблема рефлюксной болезни приобретает в последние десятилетия особо острый характер в связи с высокой распространенностью патологии и ее негативным влиянием на показатели качества жизни человека. Несмотря на это, четких рекомендаций по выбору метода лечения патологии не существует, а сама методика коррекции ГПОД чаще всего зависит от личных предпочтений врача или состояния материально-технического обеспечения стационара [3, 4]. Судя по полученным результатам антирефлюксного хирургического лечения 118 пациентов с грыжами пищеводного отверстия диафрагмы, внедрение в клиническую практику малоинвазивных видеоассистированных методик вмешательств привело к уменьшению длительности пребывания больных в стационаре, сокращению срока временной нетрудоспособности, а также к лучшему косметическому эффекту операции. Сравнение результатов нашего исследования и данных литературных источников показало, что эффективность традиционных открытых вмешательств при ГПОД сопоставима с малоинвазивными антирефлюксными операциями. Диспансерное наблюдение пациентов в отдаленном послеоперационном периоде в течение трех лет выявило минимальное количество осложнений и отсутствие рецидива ГПОД у исследуемых третьей группы — после лапароскопических фундопликаций по методике Тупе.
Заключение. Анализ результатов хирургического лечения гастроэзофагеальной рефлюксной болезни как в ближайшем, так и в отдаленном периоде, по частоте послеоперационного рецидивирования не дал достоверных данных о явном преимуществе лапароскопических операций над традиционными открытыми. Внедрение лапароскопических методик хирургических вмешательств приводит к снижению частоты послеоперационных осложнений. Выполнение лапароскопической фундопликации по Тупе предпочтительнее при коррекции ГПОД в связи с минимальным количеством послеоперационных осложнений и отсутствием рецидивов заболевания.
Список литературы Опыт антирефлюксных операций в хирургии при лечении гастроэзофагеальной рефлюксной болезни
- Галимов О.В., Ханов В.О., Гаптракипов Э.Х. Новые технологии в хирургическом лечении гастроэзофагеальной рефлюксной болезни. Хирургия 2007; (2): 29-33
- Родин А.Г., Никитенко А.И., Базаев А.В. и др. Опыт оперативного лечения грыж пищеводного отверстия диафрагмы. Современные технологии в медицине 2012; (4): 89-93
- Пучков К.В., Филимонов В.Б. Грыжи пищеводного отверстия диафрагмы. М.: Мед-практика, 2003; 172 с.
- Родин А.Г., Базаев А.В, Никитенко А.И. Хирургическое лечение грыж пищеводного отверстия диафрагмы у больных пожилого возраста. Медицинский альманах 2014; (3): 117-120
- Сигал Е.И., Бурмистров M.B. Результаты лапароскопических операций при грыжах пищеводного отверстия диафрагмы. Анналы хирургия 2004; (2): 62-65
- Dean С, Etienne D, Carpentier В, et al. Hiatal hernias. Surg Radiol Anat 2012; 34 (4): 291 -299
- Аллахвердян А.С. Анализ неудач и ошибок антирефлюкс-ных операций. Анналы хирургии 2005; (2): 8-14
- Алиев С.A., Омаров О.И., Омаров И.М. Экспериментальное обоснование нового способа лечения аксиальной грыжи пищеводного отверстия диафрагмы. Вестник новых медицинских технологий 2013; 20 (1): 65-67
- Кубышкин В.A., Корняк Б.С. Гастроэзофагеальная рефлюксная болезнь. М.: Медицина, 1999; 189 с.
- Стародубцев В.А., Баулин В.А., Куприянов М.П. и др. Ближайшие и отдаленные эндоскопические результаты хирургического лечения ГЭРБ и ГПОД. Альманах института хирургии им. А. В. Вишневского 2012; 7 (1): 125-126 с.