Опыт повседневности и проблема онтолого-эпистемологического статуса структур научной рациональности
Автор: Стрельченко В.И., Романенко Ю.М., Балахонский В.В., Пую Ю.В.
Журнал: Общество: философия, история, культура @society-phc
Рубрика: Философия
Статья в выпуске: 5, 2024 года.
Бесплатный доступ
Опыт повседневности определен вполне конкретными ценностно-целевыми установками, в то время как «изобретения» научной рациональности (математика, математическое естествознание, технонаука) нейтральны по отношению к потребностям человеческого существования. Вытекающие отсюда возможности и многочисленные факты использования достижений науки в субъективных индивидуальных или групповых интересах обусловливают необходимость поиска условий, позволяющих опереться на аксиологически осмысленные, подтвержденные интеллектуальной традицией и перцептивным опытом «аксиомы» здравого смысла. Трудности истолкования структур рефлексирующего мышления научной рациональности в терминах когнитивных практик опыта повседневности существенно минимизируются в контексте их анализа как выражения конфликта «естественно возникших» и «искусственно созданных» (К. Маркс) образований сознания с учетом некоторых идей, выдвинутых в концепциях «жизненного мира» (Э. Гуссерль), техник выражения предметности в актах сознания (Р. Декарт, Э. Гуссерль) и «языковых игр» (Л. Витгенштейн).
Опыт повседневности, научная рациональность, обыденное сознание, онтология, эпистемология, рефлексирующее мышление, естественное, искусственное
Короткий адрес: https://sciup.org/149145919
IDR: 149145919 | DOI: 10.24158/fik.2024.5.3
Список литературы Опыт повседневности и проблема онтолого-эпистемологического статуса структур научной рациональности
- Балахонский В.В., Бахтин М.В., Стрельченко В.И. Модели и философско- эпистемологические репрезентации истории. М., 2017. 373 с.
- Витгенштейн Л. Философские исследования. М., 2010. 347 с.
- Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. М., 2007. 876 с.
- Гейзенберг В. Физика и философия. М., 1963. 293 с.
- Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. СПб., 2004. 398 с.
- Декарт Р. Избранные произведения. М., 1950. 712 с.
- Дюгем П. Физическая теория: ее цель и строение. СПб., 1910. 326 с.
- Кант И. Критика чистого разума. М., 2024. 672 с.
- Маркс К. Капитал. М., 2024. 272 с.
- Платон. Государство. М., 2021. 448 с.
- Столярова О.Е. Кто исследует исследования науки и техники? О природе рефлексивности с эмпирической и теоретической точек зрения // Эпистемология и философия науки. 2022. Т. 59, № 4. С. 21–30. https://doi.org/10.5840/eps202259453.
- Стрельченко В.И. К проблеме идентификации истинностных значений // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2015. № 175. С. 105–115.
- Фейерабенд П. Галилей и тирания истины // Кентавр: методологический и игротехнический альманах. 1998. № 19. С. 26–33.
- Фейнман Р., Лейтон Р., Сэнлс М. Фейнмановские лекции по физике: в 9 томах. М., 1965. Т. 1. 267 с.
- Хайдеггер М. Основные понятия метафизики: мир – конечность – одиночество. СПб., 2013. 590 с.
- Шюц А. Структура повседневного мышления // Социологические исследования. 1988. № 2. С. 129–137.