Опыт развития социального предприятия на примере зарубежных стран
Автор: Стрельцов Е.Г., Белятова Е.Н., Карпенко Е.В.
Журнал: Форум молодых ученых @forum-nauka
Статья в выпуске: 12-3 (28), 2018 года.
Бесплатный доступ
В данной статье рассматриваются опыт социального предпринимательства на примере зарубежных стран и законодательного закрепления статуса социального предприятия.
Социальное предприятие, социальное предпринимательство, нко, меры социальной поддержки, налоговые льготы
Короткий адрес: https://sciup.org/140281271
IDR: 140281271
Текст научной статьи Опыт развития социального предприятия на примере зарубежных стран
Бурное развитие социального предпринимательства пришлось на 70-е годы ХХ века, хотя, социальные предприниматели существовали и раньше. Тем не менее это явление не было распространенным настолько, чтобы привлечь внимание экономистов и исследователей предпринимательства. На сегодняшний момент в России социальному предпринимательству уделяется особое внимание, к примеру, в августе 2016 года Минэкономразвития выступило с инициативой изменения действующего законодательства с целью закрепления в нём понятия «социальное предпринимательство» , и внесения дополнения в федеральные законы № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
В связи с вышесказанным представляет интерес институционального закрепления социального предпринимательства в зарубежных странах. В Европейских странах считают, что современные социальные предприятия зарождались в рабочих кооперативах и организациях взаимопомощи, существовавших в 19 веке на территории континентальной Европы. Несмотря на это само понятие «социальное предприятие», может не иметь законодательного закрепления в этих странах и редко использоваться за пределами узкоспециализированных экспертных дискуссий. Это связано с тем, что в зарубежной практике укоренились иные термины, отражающие национальные традиции определения и разграничения предприятий, ориентированных на общественную пользу и оказание социальных услуг. Так, в Италии с 1991 г. по 2005 г. существовал закон о социальных кооперативах, и только после этого в законодательстве получило оформление понятие социальных предприятий, охватывающее более широкий круг организаций. Американская структура социального предпринимательства в унифицированном виде имеет вид(Схема 1)
Схема l^
Компании]]
Частные лица (более-70%)]]
Благотворительная помощь]
плата за выполнение заказовЦ
государственных агентств или различных фондовЦ
Гранты
Социальное*?/
Третий секта pl
предпринимательство*
Некоммерческие;

добровольческие, благотворительные, социальные организации;
и / \
Проблемы:]] и
, 1 .-Социальный]]
2.-Природоохранные]] и V'/
и
Плата за-оказанные услуги]|
и т.п.'
Финансовые^
потокиП
Примером социального предпринимательства в Америке является деятельность некоммерческого предприятия Triangle Resident Options for Substance Abusers Inc. - TROSA, действующего в Северной Каролине в условиях низкодоходного рынка социальных услуг. Особенностью американского опыта является потребность основной категории социально- ущемленных граждан с низким уровнем доходов в долговременной социальной помощи, которую они не в состоянии оплатить даже частично, большинство государственных программ предусматривают краткосрочное оказание помощи (не более 30 дней). Программа по оказанию социальной помощи нуждающимся местным жителям компанией TROSA рассчитана на длительный срок (до двух лет) с частичной оплатой помощи нуждающимися, что является инновационным подходом, поскольку платой для них является трудовое участие, как в реализации этой программы, так и на различных рабочих местах в компании TROSA. Видами долгосрочной помощи по программе являются: консультирование, обучение и профессиональная подготовка. Пользователи этой программы могут трудиться в качестве подсобных рабочих, быть водителями, складскими работниками, выполнять несложные административные функции, принимать участие в деятельности дочерних фирм, выполнять работы в парковых зонах, производить уборку на улицах и в помещениях, работать на предприятиях по сборке мебели или других несложных изделий, но без какой-либо оплаты. Финансовая устойчивость этой социальной программы в условиях низкодоходных рынков на 2/3 обеспечивается за счет предсказуемых доходов от неоплачиваемого труда пользователей социальной помощи, еще 1/3 необходимых доходов компанией получается из других гарантированных источников финансирования1.
Европейский опыт практики применения социального предпринимательства заметно отличается от американской практики. Он имеет несколько особенностей. Во-первых, активное участие государства в социальной поддержке и помощи определенным категориям граждан. Во-вторых, как отмечалось при рассмотрении понятийного аппарата, в некоторых странах понятия «социальное предприятие» и «социальные кооперативы» синонимичны.
Во Франции популярностью обладают другие понятия – «социальная экономика» и «солидарная экономика». В законодательстве близким к «социальным предприятиям» термином является «une société coopérative d’intérêt collectif» (SCIC) – «кооперативная компания коллективного интереса». Его специфика - коммерческая форма бескорыстного управления, означающая, что руководители организации не получают доли прибыли от его деятельности. Появлению SCIC как самостоятельной формы предприятий предшествовали серьезные дискуссии. С одной стороны, была необходима правовая форма, удовлетворяющая интересам различных управленцев, вовлеченных в реализацию социально направленных инициатив на местном уровне. С другой стороны, в пользу новой формы выступило экспертное сообщество и члены кооперативного движения, вдохновленные опытом Италии. В то же время издание первого нормативного акта о SCIC в 2002 г. к большой активности по их созданию во Франции не привело: за первые 5 лет появилось лишь 94 организации. Сегодня действующих компаний этого типа 458, а их деятельность регулируется новым законом о SCIC (LOI №° 2014-856 du 31 juillet 2014 relative à l'économie sociale et solidaire).
Терминологическая специфика наблюдается и в Бельгии. В законодательстве в близком значении к социальному предприятию употребляется термин «организация социальной направленности». Он трактуется широко: под понятие «организация социальной направленности» может подпасть по сути любая торговая или производственная корпорация, если ее цели не посвящены обогащению ее членов. За первые 10 лет к данной форме присоединилось 400 предприятий, что с учетом сроков немного. Основной проблемой эксперты считают слишком большие обременения, связанные с приобретением статуса «организации социальной направленности» на фоне существования более гибкой и привычной формы «неприбыльной ассоциации»
(ASBL), которая позволяет организациям вести коммерческую деятельность, если она подчинена ее миссии2.
Другой пример использования термина, сходного с термином «социальные предприятия», но иного по формулировке представляет Канада. В этой стране нет законодательных актов о социальных предприятиях, они также не упоминаются в налоговом законодательстве. Вместо этого используется понятие «компании общественной пользы». Закон о деятельности таких компаний (Community Interest Companies Act, 2012) введен в провинции Новая Шотландия. При этом под общественным назначением понимается такая деятельность, которая приносит благо обществу в целом либо такой части общества, которая должны быть шире группы участников компании. Канадский опыт также показывает, что в крупных странах законодательные новшества могут апробироваться на уровне отдельных провинций прежде, чем приобретут универсальный характер для страны в целом3.
В Дании понятие «социальное предприятие» менее укоренено, чем понятия «социальная экономика» и «социальные инновации». Но если социальная экономика используется фактически как синоним первого, социальные инновации предполагают, комбинацию экономической и моральной ценности и подчеркивают ориентацию на новый тип роста. Социальная экономика охватывает следующие виды предприятий:
Организации, оказывающие добровольную социальную поддержку людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию – это кризисные центры, приюты, группы самопомощи, магазины для бережливых. Кооперативы и общества с демократическим членством, где на предприятии могут работать не все члены, но при этом они влияют на решения посредством голосования (по принципу 1
человек – 1 голос, т.е. не пропорционально материальному вкладу). Такие организации могут находиться в сфере розничной торговли, финансирования, страхования или фермерства. Организации, предлагающие обучение или профессиональную подготовку на рабочем месте для уязвимых групп, это так называемые «социальные предприятия трудовой интеграции» (work-integration social enterprises). - Проекты местного развития и возрождения городских территорий, которые предполагают партнерство между государственными, коммерческими и некоммерческими организациями.
Отдельное внимание заслуживает социальное предприятие Великобритании или народный бизнес. Сегодня социальные предприятия в Великобритании представлены достаточно широко: по данным Департамента бизнеса, инноваций и компетенций правительства Великобритании, в стране насчитывается 70000 социальных предприятий, на которых работает около 1 миллиона человек. Эта группа неоднородна, она включает: предприятия с ограниченной ответственностью, предприятия с ответственностью ограниченной гарантией, благотворительные организации, кооперативы, производственные артели и сберегательные общества, индивидуальных предпринимателей и бизнес партнерства, а также компании общественной пользы. В целом разные типы социальных предприятий можно свести к двум укрупненным группам:
-
1. коммерческие предприятия, которые находят бизнес решения в ответ на социальные и экологические проблемы, и делятся прибылью с сообществом;
-
2. общественные или некоммерческие организации, занимающиеся доходной деятельностью, а также коммерческие предприятия, учрежденные благотворительными организациями. Заработанный доход некоммерческих и благотворительных организаций может быть получен как на основе уставной деятельности, так и неуставной деятельности (в последнем случае он облагается налогом).
В политической повестке дня в Великобритании утвердился вектор на содействие вовлечению общественных и благотворительных организаций в производство дохода, способного обеспечить их экономическую независимость и устойчивость. В связи с этим многие британские эксперты выделяют следующие проблемы:
-
1. Размывание границ между НКО, организациями государственного сектора и частным предпринимательством;
-
2. Изменение позиции спонсоров – они начинают ожидать дохода от каждой заявки;
-
3. Повышение рисков, связанных с вхождением на конкурентные рынки, в том числе в части отклонения от социальной миссии, либо потери ресурсов;
-
4. Необходимость выявления и развития новых навыков, подходящие для разных способов работы - например, в области маркетинга, продаж, ценообразования и финансового управления, а также технических знаний – в области права и налогового регулирования (как возможность – это хорошо, но многим на сегодня таких знаний и навыков не хватает, а это – риск ошибок и неэффективности);
-
5. Повышение политического интереса к социальному
предпринимательству, как в направлении продвижения, так и в оппозиции к нему.
Среди позитивных результатов:
-
1. Увеличение числа общих благотворительных организаций, поскольку определение социального предприятия включает в себя широкий спектр благотворительных организаций и мероприятий;
-
2. Повышение независимости организаций, которые могут обеспечить себе неограниченный доход, в целях содействия финансовой устойчивости;
-
3. Расширение перспектив развития для НКО, так как правительственные реформы открывают возможность негосударственным организациям оказывать
государственные услуги, а с ними – новые источники дохода для социальных предприятий и новые способы предоставления услуг.
Следует отметить, что в Соединенном Королевстве: почти треть от общего числа социальных предприятий составляют стартапы (с возрастом до трех лет включительно), это почти в 3 раза больше, чем в общем числе малых и средних предприятий; резкий рост стартапов отмечается с 2011 года. в числе стартапов гораздо выше доля организаций здравоохранения (на его долю приходится 15% стартапов против 5% предприятий старше 3 лет), социальной помощи (16% против 8%) и образования (23% против 14%).
Более трети социальных предприятий (38%) работают в наиболее депрессивных территориях (12% среди обычных МСП).Среди социальных предприятий, работающих по заказу государственного сектора, выросла доля тех, кто отмечает запретительные меры государства в области ввода в эксплуатацию и закупок в качестве основных препятствий роста и устойчивости (34% в 2013 г. против 25% в 2011)
Необходимо отметить еще одну особенность: социальные предприятия чаще, чем обычные МСП управляются женщинами и представителями этнических меньшинств, в частности 38% социальных предприятий имеют руководителей женщин (против 19% в МСП), в СП также в 2 раза больше, чем у стандартных МСП, руководителей – выходцев из этнических меньшинств.
Рассматривая примеры социального предпринимательства в России интересно обратиться к опыту аналога британского подхода в России комбинату бытовых услуг с функциями профреабилитации молодых людей с ограниченными возможностями, на котором вместе с опытными мастерами работают молодые специалисты из спецучреждений. Эффект данного предприятия подобен английскому аналогу: помощь в профориентации молодым людям с ограниченными возможностями, поддержка их материального положения в первое время после выпуска, ротация кадров позволяют помочь большому количеству молодежи получить начальный трудовой опыт. В качестве общественного социального эффекта выступает возможность создания сетевых точек шаговой доступности по предоставлению высоко востребованных населением бытовых услуг4.
В современной экономике России вопросам социального предпринимательства уделяется значительное внимание. Ежегодно реализуется около 10 инновационных проектов в различных областях и сферах социальной поддержки в различных регионах Российской Федерации. По данным Фонда «Наше Будущее», организатора с 2008 г. ежегодного конкурса проектов в области социального предпринимательства, наблюдается нарастающая динамика — и по количеству проектов, и по количеству регионов, принимающих участие. На сегодняшний момент следует уделить особое внимание финансированию социального предпринимательства. Например, освобождать от налогов суммы, которую социальные инвесторы направляют на социальные инвестиции, по крайней мере, на тот период, пока они находятся именно в социальных. Можно спорить на тему своевременности этой меры, и, безусловно, такие преференции должны предоставляться с высокой осторожностью. Очевидно, что должны быть предусмотрены ограничения по объемам таких инвестиций, однако сложно спорить, что такая льгота может существенно подтолкнуть развитие социального предпринимательства за счет появления у него ресурсов не только от поступательного развития, но и от дополнительной помощи на развитие бизнеса.
Таким образом, социальное предпринимательство институционально закреплено по-разному в государствах Европы, на это влияют такие факторы, как механизмы взаимной поддержки, оценка влияния и система отчетности, специальные программы поддержки социального предпринимательства, политика государства в отношении социального бизнеса. В России идет процесс институциализации социального предпринимательства, и на сегодняшний момент остаются проблемными вопросы финансирования социального предпринимательства, нехватки специалистов и недостаточное развитие инфраструктуры поддержки, сложность выхода на рынок. Но расширение мер государственной поддержки позволит привлечь внимание к этой сфере деятельности, распространить знания, получить обмен опытом с другими странами.
Список литературы Опыт развития социального предприятия на примере зарубежных стран
- Обзор опыта и концепций социального предпринимательства с учетом возможностей его применения в современной России. https://www.hse.ru/data/378/039/1237/soc-pred.pdf
- Социальное предпринимательство в России. https://www.mspbank.ru/userfiles/files/researches/social_entrepreneurship-new.pdf
- Социальное предпринимательство в России и в Мире практика и исследования. http://parksgt.tsu.ru/upload/iblock/e78/e7831f3299fc0bdb41b45d08adc41e2b.pdf
- Мир социального предпринимательства №4 2015. http://media.rspp.ru/document/1/e/e/ee9505f1ff171be8c03e7143c3a24955.pdf
- П. Друкер, Задачи менеджмента в XXI веке. Издательство «Вильямс», 2004. 272 с. http://www.nsu.ru/xmlui/bitstream/handle/nsu/9031/druker_managementXXI_ru.pdf
- Давронов Б.Б; Чикова О.М Развитие социального предпринимательства: | зарубежный опыт и Российские тенденции. Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки».