Опыт терапии множественной миеломы с экстрамедуллярным компонентом с применением платиносодержащих режимов расе

Текст статьи Опыт терапии множественной миеломы с экстрамедуллярным компонентом с применением платиносодержащих режимов расе



Е.С. Фокина, О.Р. Лагунова, И.А. Докшина, О.Д. Максимов, А.И. Эндакова, О.Э. Вязникова

ОПЫТ ТЕРАПИИ МНОЖЕСТВЕННОЙ МИЕЛОМЫ С ЭКСТРАМЕДУЛЛЯРНЫМ

КОМПОНЕНТОМ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПЛАТИНОСОДЕРЖАЩИХ РЕЖИМОВ РАСЕ

ФГБУН «Кировский научно-исследовательский институт гематологии и переливания крови Федерального медикобиологического агентства», Киров

Введение . Множественная миелома (ММ) с экстрамедуллярным компонентом характеризуется инфильтрацией органов и тканей плазматическими клетками за пределами костного мозга, что обусловливает неблагоприятный прогноз и резистентность к терапии. Одной из опций терапии спасения пациентов с агрессивной, рецидивирующей/рефрактерной (р/р) экстрамедуллярной ММ является режим химиотерапии PACE, включающий в себя цисплатину, доксорубицин, циклофосфамид и этопозид, которые обладают мощной антимиеломной активностью. Для повышения эффективности терапии целесообразно использование препаратов таргетного действия - ингибиторов протеасом, иммуномодулирующих агентов, моноклональных антител. Эффективность терапии и длительность ответа у больных ММ не изучена.

Цель . Оценить эффективность PACE-режимов химиотерапии у больных ММ с экстрамедуллярным компонентом.

Материалы и методы. В исследование включены 17 пациентов, получивших PACE-режимы по поводу р/р ММ с наличием экстрамедуллярного компонента. IgG миелома выявлена у 14 человек, IgA – у 1, миелома Бенс-Джонса – у 1, плазмоклеточный лейкоз – у 1. Средний возраст составил 48 лет (интервал 30 – 62 года), 52% (9 человек) из них были мужчины. Все пациенты были предлечены (медиана предшествующих линий терапии равна 3, диапазон 1-5, трансплантация аутологичных стволовых клеток (аутоТГСК) была в анамнезе у 8 пациентов (5%). Медиана платиносодержащих курсов равнялась 3. Прове- дена терапия по схемам VD-PACE, DaraRD-PACE, RD-PACE, D-PACE, VRD-PACE, KD-PACE, EloRD-PACE, DaraD-PACE, PD-PACE, далее у 47% больных выполнена аутоТГСК. Для оценки общей и безре-цидивной выживаемости (соответственно ОВ и БРВ) больных разделили на 2 группы: в первую группу включены все больные р/р ММ (n=17), во вторую – получившие аутоТГСК для консолидации ремиссии.

Результаты . Общий ответ (ОО) на терапию составил 82% (полный ответ 24%, очень хороший частичный ответ 24%, частичный ответ 29%, стабилизация 6%). Двухлетняя ОВ у пациентов в общей группе составила 10%, а медиана ОВ – 18 мес. (95% ДИ: 10,6 – 21,2). В группе с аутоТГСК двухлетняя ОВ равнялась 85%, медиана ОВ не была достигнута (95% ДИ:11,8 – 26,7). У пациентов первой группы безрецидивная двухлетняя выживаемость была 45%, медиана БРВ составила 8 мес. (95% ДИ:3,9 – 9,6). Во второй группе безрецидивная двухлетняя выживаемость составила 85%, медиана БРВ не достигнута (95% ДИ:24,1 – 38,1).

Выводы . Стандарты терапии р/р ММ с экстрамедуллярным компонентом не разработаны. PACE-режимы являются вариантами лечения этих пациентов. При терапии с использованием данных режимов показатель ОО оказался высоким (82%), но кратковременным (двухлетняя ОВ составила 10%). При наличии экстрамедуллярных очагов при р/р ММ интенсификация терапии с применением режимов PACE в качестве «bridge-терапии» перед аутоТГСК обеспечивает высокую БРВ.

Статья