Орфика II: теогония Иеронима
Автор: Афонасин Е.В.
Журнал: Schole. Философское антиковедение и классическая традиция @classics-nsu-schole
Рубрика: Переводы
Статья в выпуске: 1 т.18, 2024 года.
Бесплатный доступ
О «теогонии Иеронима и Гелланика» сообщают лишь Афинагор (II в.) и Дамаский (VI в.). Наши информанты очень по-разному подходят к тексту теогонии. Афинагор прочитывает его буквально, стремясь таким образом показать всю аморальность орфики, тогда как Дамаский, в типичной неоплатонической манере, понимает его аллегорически и использует для иллюстрации собственной теологической позиции. Мы не знаем, кто такие Иероним и Гелланик, однако рассказанная от их имени теогония примечательна, во многом уникальна и выглядит как своего рода переходный тип между ранними орфическими теогониями и поздней рапсодической. Достигается это, прежде всего расширением количества вовлеченных в рассказ сущностей. Если ранние теогонии обычно начинались с фигур Ночи и Океана с Тефией, то теперь им предшествует Хронос. Кроме того, у Иеронима и Гелланика (если Афинагор пользуется лишь одним источником) и затем в рапсодиях в теогонии появляется Дионис, завершающий генеалогию богов: совокупившись в образе змея с Деметрой, Зевс порождает Персефону, которая, также в союзе с Зевсом, становится матерью Диониса. В статье мы предлагаем читателю аналитическое прочтение сохранившихся фрагментов теогонии, снабжая их пространным комментарием.
Орфическая теогония, античные источники, миф, интерпертация, хронос, фанес
Короткий адрес: https://sciup.org/147244486
IDR: 147244486 | DOI: 10.25205/1995-4328-2024-18-1-318-332
Список литературы Орфика II: теогония Иеронима
- Ahbel-Rappe, S., tr. (2010) Damascius’ Problems and Solutions Concerning First Principles. Oxford: Oxford University Press.
- Athanassiadi, P. ed. (1999) Damascius. The Philosophical History. Athens.
- Baltzly, D and Harold, T., eds. (2017–2022) Proclus: Commentary on Plato's Timaeus. Cambridge: Cambridge University Press.
- Bernabé, A., ed. (2004–2007) Poetarum epicorum Graecorum testimonia et fragmenta. Pars. II. Fasc. 1 (2004), 2 (2005), 3 (2007). Stuttgart / Leipzig.
- Brisson, L. (1995) Orphée et l’orphisme dans l’antiquité gréco-romaine. Aldershot, Hampshire: Variorum.
- Dalley, S. (1989) Myths from Mesopotamia. Creation, the Flood, Gilgamesh and Others. Oxford.
- Edmonds, R. (2013) Redefining Ancient Orphism: A Study in Greek Religion. Cambridge.
- Festugière, A, J., ed. (1970) Proclus: Commentaire sur la Républic, in 3 vols. Paris: Vrin.
- Golitsis, P. (2023) Damascius’ philosophy of time. Berlin / Boston: De Gruyter.
- Guthrie, W. K. C. (1952) Orpheus and Greek Religion: A Study of the Orphic Movement, 2nd ed. London: Methuen.
- Junyan Song (2024) “Is lion-headed man Orphic Chronos?” ΣΧΟΛΗ (Schole) 18.1, 56–63.
- Kern, O., ed. (1922) Orphicorum fragmenta. Berlin, 1922 (1963, Dublin–Zürich, 1972).
- Lucarelli, R., Stadler, M. A. (2023) The Oxford Handbook of the Egyptian Book of the Dead. Oxford.
- Marcovich, M., ed. (1990) Athenagoras. Legatio Pro Christians. Berlin: De Gruyter.
- Meisner, D. (2018) Orphic Tradition and the Birth of Gods. Oxford.
- Pinch, G. (2002) Handbook of Egyptian Mythology. Oxford.
- Radcliffe, G. (2018) “Deviant Origins: Hesiod’s Theogony and the Orphica,” in Alexander, C. L. and Stephen, S., eds. The Oxford Handbook of Hesiod. Oxford: Oxford University Press, 225–242.
- Ridings, D. (1995) The Attic Moses. The Dependency Theme in Some Early Christian Writers. Goteborg.
- Schibli, H. (1990) Pherekydes of Syros. Oxford.
- Verbrugghe, G., Wickersham, J. (1996) Berossos and Manetho, Introduced and Translated. Ann Arbor.
- West, M. (1983) The Orphic Poems. Oxford.
- Westerink, L. G. and Combès, J., eds. (1986–1991) Damascius. Traité Des Premiers Principes, in 3 vols. Paris: Les Belles Lettres.
- Афонасин, Е. В. (2008) «Папирус из Дервени», ΣΧΟΛΗ (Schole) 2.2, 309–336.
- Афонасин, Е. В. (2022) «Moses Attikidzon: философия и религиозная политика в античной Александрии, ΣΧΟΛΗ (Schole) 16.1, 276–294.
- Афонасин, Е. В. (2023) «Орфика I: от Папируса из Дервени до орфических золотых табличек», ΣΧΟΛΗ (Schole) 17.1, 87–119.
- Дамаский Диадох (2000) О первых началах. Комментарий к «Пармениду». Пер. Л. Ю. Лукомского, ст. и комм. Р. В. Светлова и Л. Ю. Лукомского. Санкт-Петербург: Издательство РХГИ.
- Дьяконов, И. М. (1990) Архаические мифы Востока и Запада. Москва.
- Франкфорт, Г., Франкфорт, Г. А., Уилсон, Дж., Якобсен, Т. (1984) В преддверии философии. Духовные искания древнего человека. Москва. [Frankfort H. and H.A., J. Wilson, Jacobsen, Th. (1967) Before philosophy. The intellectual adventure of ancient man. Baltimore–Maryland.]
- Afonasin, E. V. (2008) «Papirus iz Derveni [The Derveny Papyrus]», ΣΧΟΛΗ (Schole) 2.2, 309–336.
- Afonasin, E. V. (2022) «Moses Attikidzon: filosofiya i religioznaya politika v antichnoj Aleksandrii [Moses Attikizon: philosophy and religious politics in Ancient Alexandria]», ΣΧΟΛΗ (Schole) 16.1, 276–294.
- Afonasin, E. V. (2023) «Orfika I: ot Papirusa iz Derveni do orficheskih zolotyh tablichek [Orphica I: from the Derveny Papyrus to the Orphic Golden Tablets]», ΣΧΟΛΗ (Schole) 17.1, 87–119.
- Damaskij Diadoh. O pervyh nachalah [Damascius. On the first principles]. Kommentarij k «Parmenidu». Per. L. YU. Lukomskogo, st. i komm. R. V. Svetlova i L. YU. Lukomskogo. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RHGI. 2000.
- D'yakonov, I. M. (1990) Arhaicheskie mify Vostoka i Zapada [Archaic Myths of East and West]. Moskva.
- Frankfort, G., Frankfort, G. A., Uilson, Dzh., Yakobsen, T. (1984) V preddverii filosofii. Duhovnye iskaniya drevnego cheloveka. Moskva. [Frankfort H. and H.A., J. Wilson, Jacobsen, Th. (1967) Before philosophy. The intellectual adventure of ancient man. Baltimore–Maryland.]