Орфика I: от Папируса из Дервени до “орфических” золотых табличек

Бесплатный доступ

Основная часть статьи посвящена Папирусу из Дервени. Согласно неизвестному автору папируса Зевс воссоздал мир заново. Этот замкнутый на себя процесса может указывает на стремление поэта отразить цикличность времени, проявляющуюся в чередовании единого и многого. Кроме того, эта модель может иметь отношение к знаменитой орфической идее цикличности жизней души. Не исключено также, что перед нами разворачивается первый пример той космологической схемы, которую мы впоследствии находим у Гераклида Понтийского, ведь не случайно доксограф (или сам Гераклид) приписывает ее орфикам, отмечая, что орфики «делают космосом каждую звезду» (Аэтий, Мнения философов 2.13.15). Вечно сущий универсум эволюционирует благодаря творческой энергии Неба (Урана), которая сосредоточена в солнце. Зевс же воссоздает этот универсум на земле, создавая малый космос в котором обитаем мы и все то, что мы видим. Развивая эту идею в духе Джордано Бруно можно предположить, что то или иное божество воссоздает из исходного материала уникальный космос на каждом из небесных тел, и вселенная заселяется разнообразными существами, обитающими во всевозможных мирах. Мифология и космология папируса во второй части статьи рассматривается в контексте «орфических» золотых табличек. В следующей публикации данного выпуска журнала представлен их перевод.

Еще

Античные мистериальные культы, ранняя греческая философия, история религии, космология, ритуал, эсхатология

Короткий адрес: https://sciup.org/147241574

IDR: 147241574   |   DOI: 10.25205/1995-4328-2023-17-1-87-119

Список литературы Орфика I: от Папируса из Дервени до “орфических” золотых табличек

  • Афонасин, Е. В. (2008) «Папирус из Дервени», ZXOAH (Schole) 2.2, 309-336.
  • Афонасин, Е. В. (2022) «Античные мистериальные культы I: Святилище Великих богов на о. Самофракия и мистерии Кабиров», Идеи и идеалы 14.4 (в печати).
  • Афонасин, Е. В., Афонасина, А. С., Щетников, А. И. (2015) МОвПКИ TEXNH: Очерки истории античной музыки. Санкт-Петербург.
  • Дьяконов, И. М. (1990) Архаические мифы Востока и Запада. Москва.
  • Лебедев, А. В. (1989) Фрагменты ранних греческих философов. Москва.
  • Русяева, А.С. (1978) «Орфизм и культ Диониса в Ольвии», Вестник древней истории 143, 87-104.
  • Anonymus (1982) "Der orphische Papyrus von Derveni," Zeitschrift für Papyrologie und Epigraphik 47, 1982, 1*—12*, post p. 300.
  • Athanassakis, A. N. (1977) The Orphic hymns: text, translation, and notes. Missoula, Mont.
  • Bar-Sharrar, B. (2008) The Derveni Krater. Athens.
  • Bernabé, A. (2006) "Magoi en el Papiro de Derveni: ¿magos persas, charlatanes u oficiantes órficos?," in E. Calderón, A. Morales, M. Valverde, eds. Koinos lógos, Homenaje al profesor José García López. Murcia, 99—109.
  • Bernabé, A. (2007a) "The Derveni Theogony: many questions and some answers," Harvard Studies in Classical Philology 103, 99—133.
  • Bernabé, A. (2007b) "Autour de l'interprétation des colonnes XIII—XVI du Papyrus de Derveni," Rhizai 4.1, 77—103.
  • Bernabé, A. (2010) "The Derveni Papyrus: Problems of Edition, Problems of Interpretation," in T. Gagos, ed. Proceedings of the 25th International Congress of Papyrology. Ann Arbor, July 29-August 4, 2007. Ann Arbor, 77—83.
  • Bernabé, A. (2014) "On the Rites Described and Commented upon in the Derveni Papyrus, Columns I-VI," in I. Papadopoulou, L. Muellner, eds. (2014) Poetry as Initiation: The Center for Hellenic Studies Symposium on the Derveni Papyrus. Hellenic Studies, 63, Washington, 20—52.
  • Bernabé, A. (2019) "The Commentary of the Derveni Papyrus: Pre-Socratic Cosmogonies at Work," in M. A. Santamaria, ed. The Derveni Papyrus. Unearthing Ancient Mysteries. Leiden: Brill, 108—128.
  • Bernabé, A., ed. (1996—2007) Poetarum Epicorum Graecorum Testimonia et Fragmenta. Stuttgart—Leipzig.
  • Bernabé, A., Jiménez San Cristóbal, A. I. (2008) Instructions for the Netherworld. The Orphic Gold Tablets. Leiden, Boston MA, and Cologne.
  • Bernabé, A., Piano, V. (2016) "Derveni Papyrus, cols. VII-XXVI," IMouseion Project. Center for Hellenic Studies. http://dp.chs.harvard.edu/index.php?col=7&ed=Bac (accessed 25.11.2022)
  • Bernabé, A., Piano, V. (forthcoming) The Derveni Papyrus Text and Commentary.
  • Betegh, G. (2002) "Papyrus on the Pyre," Acta Ant. Hung. 42, 51-66.
  • Betegh, G. (2004) The Derveni Papyrus: Cosmology, Theology, and Interpretation. Cambridge.
  • Betegh, G. (2007) "The Derveni papyrus and Early Stoicism," Rhizai 4.1, 133-151.
  • Bickel, S. (1994) La cosmogonie égyptienne. Fribourg.
  • Bremmer, J. (2007) "Myth and Ritual in Greek Human Sacrifice: Lykaon, Polyxena and the Case of the Rhodian Criminal," in J. Bremmer, ed. The Strange World of Human Sacrifice. Leuven, 55-79.
  • Bremmer, J. (2014) Initiations into the Mysteries of the Ancient World. Berlin.
  • Brisson, L. (1985) "La théogonies orphiques et le Papyrus de Derveni," Revue de l'Histoire des Religions 202, 389-420.
  • Brisson, L. (1990) "Orphée et l'Orphisme à l'époque imperial," Aufstieg und Niedergang der Römischen Welt, Tel. II, Band 36.4, 2867-3931.
  • Brisson, L. (2003) "Sky, Sex and Sun. The meaning of aiSoîoç/aiSoîov in the Derveni papyrus," Zeitschrift für Papyrologie und Epigraphik 142, 1-11.
  • Brisson, L. (2009) "Zeus did not commit incest with his mother. An interpretation of column XXVI of the Derveni Papyrus," Zeitschrift für Papyrologie und Epigraphik 168, 27-39.
  • Burkert, W. (1972) Lore and Science in Ancient Pythagoreanism. Cambridge, MA.
  • Burkert, W. (1987) Ancient Mystery Cults. Cambridge, MA.
  • Burkert, W. (1992) The Orientalizing Revolution. Cambridge, MA.
  • Burkert, W. (1993) "Bacchic Teletai in the Hellenistic Age," in Th. H. Carpenter, Ch. A. Faraone, eds. Masks of Dionysus. Ithaca / London, 259-275.
  • Burkert, W. (1998) "Die neuen orphischen Texte: Fragmente, Varianten, 'Sitz im Leben'," in W. Burkert, L. Gemelli Marciano, E. Matelli, L. Orelli, hrsgs. Fragmentsammlungen philosophischer Texte der Antike. Göttingen, 387-400.
  • Burkert, W. (1999) Da Omero ai magi: La tradizione orientale nella cultura greca. Venezia.
  • Burkert, W. (2003) Die Griechen und der Orient: Von Homer bis zu den Magiern. München.
  • Burkert, W. (2004) Babylon Memphis Persepolis. Cambridge, MA / London.
  • Carpenter T. H., Faraone, C. A., eds. (1993) Masks of Dionysus. Ithaca & London, Cornell University Press.
  • Comparetti, D. (1910) Laminette orfiche. Firenze.
  • Creuzer, G. F. (1819-28) Symbolik und Mythologie der alten Völker, besonders der Griechen. Leipzig / Darmstadt.
  • Diels, H. (1902) "Ein orphischer Demeterhymnus," in A. Hölder, ed. Festschrift Theodor Gomperz dargebracht zum siebzigsten Geburtstage. Wien, 1-15.
  • Diels, H., Kranz, W., hrsg. (19526) Die Fragmente der Vorsokratiker (Berlin) = DK
  • Dieterich, A. (1969) Nekyia: Beiträge zur Erklärung der neuentdeckten Petrusapokalypse. Stuttgart.
  • Dousa, Th. (2011) "Common motifs in the Orphic B tablets and Egyptian funerary texts," in Edmonds, R. III, ed. (2011) The "Orphic" Gold Tablets and Greek Religion. Cambridge, 120-164.
  • Dubuis, E. (2006) "Le papyrus de Derveni renaît de des cendres", http://www.arsitra.org/yacs/articles/view.php/185.
  • Edmonds III, R. G. (2008) "Extra-Ordinary People: Mystai and Magoi, Magicians and Orphies in the Derveni Papyrus," Classical Philology 103.1, 16-39.
  • Edmonds, R. III, ed. (2011) The "Orphic" Gold Tablets and Greek Religion. Cambridge.
  • Edwards, M. (1991) "Notes on the Derveni commentator," Zeitschrift für Papyrologie und Epigraphik 86, 203-211.
  • Faraone, Ch. (2011) "Rushing into milk. New perspectives on the gold tablets," in Edmonds, R. III, ed. The "Orphic" Gold Tablets and Greek Religion. Cambridge, 310330.
  • Foti, J., Pugliese Carratelli, G. (1974) "Un sepolcro di Hipponion e un nuovo testo Orfico," PP 29, 91-126.
  • Frede, M. (2007) "On the unity and the aim of the Derveni text," Rhizai 4.1, 9-33.
  • Giouri, E. (1978) Ho kratera tou Derbeniou. Athena.
  • Graf, F. (1974) Eleusis und die orphische Dichtung Athens in vorhellenistischer Zeit. Berlin / New York.
  • Graf, F. and Johnston, S. I. (2007) Ritual Texts for the Afterlife. Orpheus and the Bacchic Gold Tablets. London / New York.
  • Graf, F., Johnston, S. I. (2007) Ritual Texts for the Afterlife. Orpheus and the Bacchic Gold Tablets. London.
  • Guthrie, W. K. C. (1935, 19933) Orpheus and Greek religion: a study of the Orphic movement. London / Princeton, N.J., Princeton University Press.
  • Harrison, J. E. (1903, 19083) Prolegomena to the Study of Greek Religion. Cambridge.
  • Harrison, J. E. (1905) The religion of ancient Greece. London.
  • Harrison, J. E. (1921) Epilegomena to the study of Greek religion. Cambridge.
  • Harrison, J. E. 1927 Themis: a study of the social origins of Greek religion. Cambridge.
  • Henrichs, A. (2003) "Hieroi Logoi and Hierai Bibloi: The (Un)Written Margins of the Sacred in Ancient Greece," Harvard Studies 101, 207-266.
  • Janko, R. (1997) "The physicist as hierophant: Aristophanes, Socrates, and the authorship of the Derveni Papyrus," Zeitschriftfür Papyrologie und Epigraphik 118, 61-94.
  • Janko, R. (2001) "The Derveni Papyrus (Diagoras of Melos, Apopyrgizontes logoi?): a New Translation," Classical Philology 96, 1-32.
  • Janko, R. (2002) "The Derveni Papyrus: an Interim Text," Zeitschrift für Papyrologie und Epigraphik 141, 1-62.
  • Janko, R. (2016) "Parmenides in the Derveni Papyrus: New Images for a New Edition," Zeitschrift für Papyrologie und Epigraphik 200, 3-23.
  • Johnston, S. I. (2014) "Divination in the Derveni Papyrus," in Papadopoulou, I., Muellner, L., eds. (2014) Poetry as Initiation: The Centerfor Hellenic Studies Symposium on the Derveni Papyrus. Hellenic Studies, 63, Washington, 89-105.
  • Johnston, S.I., McNiven, T. (1996) "Dionysos and the Underworld in Toledo," Museum Helveticum 53 25-36.
  • Joubin, A. (1893) "Inscription cretoise relative a l'orphisme," BCH 17, 121-124.
  • Jourdan, F. (2003) La papyrus de Derveni. Paris.
  • Kern, O. (1922) Orphicorumfragmenta. Berlin 1922 (1963, Dublin-Zürich, 1972).
  • Kotwick, M. (2017) Der Papyrus von Derveni Griechisch-deutsch. Eingeleitet, übersetzt und kommentiert von Mirjam E. Kotwick, basierend auf einem griechischen Text von Richard Janko, Berlin / Boston.
  • Kouloumentas, S. (2007) "The Derveni Papyrus on Cosmic Justice," Rhizai 4.1, 105-132.
  • Kouremenos T., Parassoglou G. M., Tsantsanoglou K., eds. (2006) The Derveni Papyrus. Florence. = KPT
  • Laks, A. (1997) "Between Religion and Philosophy. The Function of Allegory in the Derveni Papyrus," Phronesis 42, 121-142.
  • Laks, A., Most, G., eds. (1997) Studies in the Derveni Papyrus. Oxford. = LM
  • Linforth, I. M. (1941) The arts of Orpheus. Berkeley: The University of California Press.
  • Lobeck, Chr. A. (1829) Aglaophamus sive de theologiae mysticae Graecorum causis libri tres. Regiomontii Prussorum (Königsberg).
  • Macchioro, V. (1930) From Orpheus to Paul: A History of Orphism. New York.
  • Mansfeld, J., Runia, D. (2020) Aetiana V: An Edition of the Reconstructed Text of the Placita with a Commentary and a Collection of the Related Texts. Leiden: Brill.
  • Marcovich, M. (2001) Heraclitus. Greek Text with a Short Commentary. Sankt Augustin.
  • Merkelbach, R. (1999) "Die Goldenen Totenpaesse: Aegyptisch, Orphisch, Bakchish," Zeitschrift für Papyrologie und Epigraphik 128, 1-13.
  • Most, G. W. (1997) "The Fire next Time. Cosmology, Allegoresis, and Salvation in the Derveni Papyrus," The Journal of Hellenic Studies 777, 117-135.
  • Murray, G. (1946) Five Stages of Greek Religion. London.
  • Obbink, D. (2010) "Early Allegory," in R. Copeland and P.T. Struck, eds. The Cambridge Companion to Allegory. Cambridge University Press, 15-25.
  • Papadopoulou, I., Muellner, L., eds. (2014) Poetry as Initiation: The Center for Hellenic Studies Symposium on the Derveni Papyrus. Hellenic Studies, 63, Washington.
  • Piano, V. (2018) "Some Textual issues on Column III," in M. A. Santamaria, ed. The Derveni Papyrus. Unearthing Ancient Mysteries. Leiden: Brill, 20-29.
  • Primavesi, O. (2013) "Le chemin vers la révélation: lumière et nuit dans le Proème de Parménide," Philosophie Antique 13, 37-81.
  • Pugliese Carratelli, G. (1993, 20012) Lamine d'oro 'Orfiche'. Milan.
  • Rangos, S. (2007) "Latent Meaning and Manifest Content in the Derveni Papyrus," Rhizai 4.1, 35-75.
  • Riedweg, C. (2002) "Poésie orphique et rituel initiatique: Eléments d'un 'Discours sacré' dans les lamelles d'or," Revue de l'histoire des religions 219, 459-481.
  • Riedweg, C. (2011) "Initiation - death - underworld. Narrative and ritual in the gold leaves," in Edmonds, R. III, ed. (2011) The "Orphic" Gold Tablets and Greek Religion. Cambridge, 219-256.
  • Rohde, E. (1903) Psyche: Seelencult und Unsterblichkeitsglaube der Griechen. Tübingen.
  • San Cristobal, A. (2019) "Rites and Officiants in Col. XX of the Derveni Papyrus," in M. A. Santamaria, ed. The Derveni Papyrus. Unearthing Ancient Mysteries. Leiden: Brill, 129-142.
  • Santamaria, M. A., ed. (2019) The Derveni Papyrus. Unearthing Ancient Mysteries. Leiden: Brill.
  • Schmidt, M. (2000) "Aufbruch oder Verharren in der Unterwelt? Nochmals zu den apu-lischen Vasenbildern mit Darstellungen des Hades," Antike Kunst 43, 86-101.
  • Smith, J. Z. (1990) Drudgery divine: on the comparison of early Christianities and the religions of late antiquity. London, University of London, School of Oriental and African Studies.
  • Themelis, P., Touratsoglou, J. (1997) Oi taphoi tou Derbeniou. Athena.
  • Tortorelli Ghidini, M. (2006) Figli della Terra e del Cielo stellato. Testi orfici con traduzione e commento. Naples.
  • Tsantsanoglou, K. (1997) "The First Columns of the Derveni Papyrus and their Religious Significance," in A. Laks and G.W. Most, eds. Studies on the Derveni Papyrus. Oxford, 93-128.
  • Tzifopoulos, Y. (2010) Paradise Earned: The 'Bacchic-Orphic' Gold Lamellae of Crete. Washington DC and Cambridge MA.
  • Walker, D. P. (1953) "Orpheus the Theologian and Renaissance Platonists," Journal of the Warburg and CourtauldInstitutes 16(1/2), 100-120.
  • West, M. (1983) The Orphic Poems. Oxford.
  • West, M.L. (1997) "Hocus-Pocus in East and West: Theogony, Ritual, and the Tradition of Esoteric Commentary," in A. Laks and G.W. Most, eds. Studies on the Derveni Papyrus. Oxford, 81-90.
  • Wilamowitz-Moellendorff, U. v. (1931) Der Glaube der Hellenen. Berlin.
  • Zhmud, L. (1992) "Orphism and Grafitti from Olbia," Hermes 120(2), 159-168.
  • Zuntz, G. (1971) Persephone: Three Essays on Religion and Thought in Magna Graecia. Oxford.
Еще
Статья научная