Организация интернет-коммуникаций в сфере государственного управления
Автор: Гагарина С.Н., Маухин Д.А.
Журнал: Международный журнал гуманитарных и естественных наук @intjournal
Рубрика: Экономические науки
Статья в выпуске: 6-1 (57), 2021 года.
Бесплатный доступ
Повышение эффективности государственного управления в условиях цифровой трансформации общества предполагает построение новой модели государственного управления, основанной на принципах прозрачности, открытости, участия, ответственности, результативности, широком общественном участии в принятии государственных решений и формировании информационно-коммуникативной компетентности. Степень открытости государственных управленческих структур выступает одним из наиболее общих показателей уровня развития страны, и позволяет институтам гражданского общества получать адекватное представление и формировать суждение об эффективности государственного управления. В статье представлены результаты межстрановых сопоставлений развития электронных, открытых правительств. Определены требования к информации, распространяемой органами публичной власти в социальных сетях, направления дальнейшего развития интернет-коммуникаций в сфере государственного управления.
Государственное управление, интернет-коммуникации, социальные сети, публичная власть, открытый диалог
Короткий адрес: https://sciup.org/170190991
IDR: 170190991 | DOI: 10.24412/2500-1000-2021-6-1-182-187
Текст научной статьи Организация интернет-коммуникаций в сфере государственного управления
Нарастание неопределенности развития событий в мире и отдельно взятой стране, регионе требует системного и адекватного совершенствования системы государственного управления, в том числе, путем развития коммуникативной функции с применением информационных технологий.
Эффективное государственное управление предполагает:
-
• понимание тенденций, возможностей и вызовов, и на его основе принятие решений, с выделением ресурсов в поддержку их исполнения;
-
• своевременное реагирование на изменение внешних и внутренних факторов;
-
• способность разрабатывать стратегические варианты развития для принятия упреждающих мер и адаптации системы к современным вызовам.
В основе эффективной деятельности государственного управленческого аппарата лежит способность продуцировать, передавать, накапливать, анализировать и применять информацию. Важным звеном в этом процессе является система обмена информацией между органами государственного управления и обществом. Такая система основывается на принципе обратной связи при осуществлении коммуникативных отношений с целевыми аудиториями, предполагает активное участие общества в принятии государственных решений, которому отводится роль сопроизво-дителя, а не только потребителя государственных услуг, и по сути означает открытый диалог (использование социальных сетей и функционирование, при федеральных органах исполнительной власти, общественных советов) [1].
Следствием стремительного роста ин-тернет-пользователей является менее активное использование традиционных каналов общения между органами публичной власти и институтами гражданского общества (печатные СМИ, телевидение, радио, личные встречи, публичные мероприятия) и упрочение позиций интернет -коммуникаций, в том числе и социальных сетей.
В отчете Global Digital 2021, основанном на результатах исследований We Are Social и Hootsuite, в мировом масштабе на начало 2021 г. количество интернет– пользователей увеличилось на 7,3 % по сравнению с аналогичным моментом 2020 г. и составило 4,66 миллиарда человек (60 % мирового населения). Аудитория социальных сетей в 2021 году включает 53,6 % (4,2 миллиарда человек) мирового населения.
В Российской Федерации уровень проникновения Интернета в январе 2021 года составил 85 %. За год количество интер-нет-пользователей увеличилось на 6 млн. чел. (прирост 5,1 %) и составило 124 млн. человек. Соцсетями пользуется 67,8 % населения России или 99 млн. чел. Количество пользователей соцсетями демонстрирует аналогичный с интернет-пользователями годовой прирост [2].
Межстрановые сопоставления готовности и возможности национальных государственных структур в использовании ин- формационно-коммуникационных технологий для предоставления гражданам государственных услуг осуществляются на основе выпускаемого, каждые два года, Департаментом ООН по экономическим и социальным вопросам, Индекса развития электронного правительства в странах мира (Индекс). В 2012 г. по сравнению с 2010 г. Россия существенно улучшила рейтинговую позицию и заняла 27 место (2010 г. – 59 место). С 2016 г. Россия потеряла позиции в рейтинге и в 2020 г. занимает 36 место. При этом за 2010 – 2020 гг. значение Индекса развития электронного правительства в РФ увеличилось на 60,5 % и составило в 2020 г. 0,8244, что на 0,1514 пункта ниже максимального значения в рейтинге (Дания – 0,9758) [3].
Наряду с этим в течение всего исследуемого периода страны БРИКС демонстрируют худшие рейтинговые позиции по сравнению с Российской Федерацией (рис.).

с 2020 й 2014 2012 2010
Рисунок. Динамика рейтинговой позиции стран БРИКС по Индексу развития электронного правительства (место в рейтинге) [3]
Как показывают результаты исследования, в развитых странах, основным направлением совершенствования государственного управления является построение структур управления и использование управленческих подходов, нацеленных, прежде всего, на обеспечение потребностей и интересов граждан, регулярное рас- пространение достоверной информации и активное взаимодействие между органами государственной власти, экспертным сообществом и институтами гражданского общества.
В Российской Федерации модель открытого государственного управления начала активно формироваться с выходом
Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» [4]. В январе 2014 г. распоряжением Правительства Российской Федерации утверждена Концепция открытости федеральных органов исполнительной власти, в рамках которой предлагалось динамичное развитие коммуникативной функции связей с общественностью посредством интернет– коммуникаций и социальных сетей [5].
В 2015 г. по результатам опроса общественного мнения и данных экспертов была представлена оценка уровня открытости правительств 102 стран мира. Россия заняла 67 место в рейтинге (значение Индекса открытости правительства составило 49 % от максимально возможного), а по значению субиндекса «гражданское участие» – 88 место [6].
Развертывание открытого диалога, как составляющего элемента открытого государства, в России на первоначальном этапе предполагало создание интернет–ресурсов для взаимодействия чиновников с экспертным сообществом. Постепенно успешно функционирующие и в настоящее время государственные сервисы стали выполнять функцию обеспечения общественного диалога в рамках нормотворческой деятельности, каки например, краудсорсинговая платформа regulation.gov.ru [7].
С началом активного использования социальных сетей в России, что соответству- ет общемировым тенденциям, возникает вопрос об их применении в деятельности органов публичной власти. В западных странах (США, Германия, Франция и др.) такие социальные сети, как «Твиттер» и «Фейсбук» давно стали ключевыми инструментами непосредственной коммуникации публичной власти и граждан, механизмами создания положительного имиджа органов публичной власти и первых лиц государства.
Использование социальных сетей при осуществлении коммуникативной функции в процессе выполнения должностных обязанностей представителями органов публичной власти в России находится на стадии формирования. Ведение официальных аккаунтов ведомств регулируется на уровне рекомендаций и требований к персональным аккаунтам госслужащих. В российской практике последний аспект, в частности, закреплен поправками к закону о госслужбе, которые обязывают чиновников сообщать о своих публичных страницах в социальных сетях.
Действенным инструментом оценки эффективности коммуникаций органов государственного управления с институтами гражданского общества является мониторинг СМИ и соцсетей.
На сегодняшний день в России лидером в мониторинге и анализе СМИ и соцмедиа является компания «Медиалогия», которая осуществляет подготовку медиарейтингов: губернаторов-блогеров; глав регионов, министров, сенаторов в соцмедиа; первых лиц столиц субъектов РФ [11].
В современных условиях цифровой трансформации общества, пандемии новой коронавирусной инфекции, коммуникации с помощью сети Интернет, социальные сети являются наиболее удобной формой реализации коммуникативных отношений между органами государственного управления и целевой аудиторией. Несомненно, эффективность открытого диалога посредством интернет-коммуникаций будет зависеть от способности представителей органов государственной власти и управления установить обратную связь, заинтересовать, не только для большего охвата целевой аудитории, но и с целью обеспечения качественного взаимодействия, получения объективной, достоверной, релевантной информации для принятия обоснованных, своевременных государственных решений.
Следует отметить наличие нескольких требований к информации, распространяемой органом публичной власти в социальных сетях.
Во-первых, информация должна быть максимально оперативной и адаптированной к особенностям создания контента в различных социальных сетях (например, посты для соцсетей «Фейсбук» и «Твиттер» должны быть кардинально разными по объемам и формату подачи информации).
Во-вторых, публикации должны содержать только достоверную и полную информацию, исключать ее неоднозначную трактовку, сводить к минимуму возможную несогласованность с официальной позицией других органов публичной власти.
В-третьих, вся информация, которая размещается на официальных страницах органов государственного управления, должна быть направлена на создание их положительного имиджа.
В-четвертых, органы государственного управления должны обеспечить постоянное присутствие в социальных сетях - оптимальное количество публикаций 4-5 в день для соцсети «Фейсбук» и 5-6 - для «Твиттер». Это могут быть не только новости, но и инфографики, фотографии, разъяснительный материал о деятельности органа публичной власти и др.
Можно выделить следующие основные направления использования социальных сетей в работе пресс-служб органов исполнительной власти:
-
• оперативное информирование аудитории о текущих событиях в деятельности государственного учреждения (публикации в социальных сетях ввиду лаконичности и небольшого объема быстрее обнародуются, и являются ценным источником информации для заинтересованных лиц);
-
• распространение материалов о текущем состоянии реализации государственной политики в конкретной сфере и
- значимые достижения органа публичной власти;
-
• публикация информационных материалов для граждан о деятельности органа публичной власти в пределах его компетенции, например «Бюджет для граждан», информация об услугах, предоставляемых государственными учреждениями и механизме их предоставления;
-
• присутствие органа публичной власти в интернет-СМИ: репосты положительных публикаций о деятельности органа публичной власти, видеоматериалы с участием представителей органа публичной власти;
-
• опровержение ложных материалов, распространяемых в СМИ (уточнение неполной, некорректной или искаженной информации);
-
• быстрый способ ответа на обращения граждан (это может рассматриваться как полезное дополнение к горячей линии, так и её своеобразный аналог в социальной сети).
-
• формирование имиджа посредством установления интернет–коммуникаций с руководителями (их заместителями) ключевых подразделений госструктур (орган государственного управления перестает быть для граждан обезличенным).
Обобщение практики применения ин-тернет-коммуникаций между аппаратом государственного управления и целевой аудиторией (населением, политическими партиями, профсоюзами, бизнесом, научным сообществом) позволяет определить возможные направления дальнейшего развития коммуникативных отношений в данной сфере.
-
• применение госструктурами способов наглядного представления информации (графики, инфографики, схемы), не привлекая журналистов и медиа–ресурсы, с целью недопущения её искажения и некорректного представления;
-
• использование в интернет-коммуникациях веб-технологий второго поколения - социальных сервисов Интернета (второе поколение сетевых сервисов Интернета позволяет пользователям взаимодействовать - обмениваться информа-
- цией, хранить ссылки и мультимедийные документы, создавать и редактировать публикации);
-
• развитие различных форм сетевого взаимодействия на основе использования облачных технологий.
Таким образом, органы государственного управления Российской Федерации в настоящее время находятся в поисках собственного пути освоения социальных сетей и оптимальных механизмов ведения коммуникации в плоскости онлайн общения. Безусловно, решение этой проблемы возможно на основе интеграции интересов научного сообщества в области государ- ственного управления и бенчмаркинговых зарубежных, а также отечественных исследований.
Открытый диалог органов государственного управления с экспертным сообществом, институтами гражданского общества посредством интернет-коммуникаций, как основы достижения целей, будет способствовать формированию у представителей госаппарата информационно-коммуникационной компетентности, повышению эффективности государственного управления, достижению устойчивого развития страны, региона и повышению качества жизни населения.
Список литературы Организация интернет-коммуникаций в сфере государственного управления
- Введение в стратегическое управление активным долголетием: теория, методология, практика: монография / Н.Ю. Чаусов, С.Н. Гагарина, Н.Н.Чаусов; под ред. Н.Ю. Чаусова. - Калуга: Издательство КГУ им. К.Э. Циолковского., 2020. - 178 с.
- Global Digital 2021[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://wearesocial.com/digital-2021 (дата обращения 10.06.2021)
- Рейтинг стран мира по индексу развития электронного правительства [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://gtmarket.ru/ratings/e-government-development-index (дата обращения 10.06.2021)
- Указ Президента РФ от 07.05.2012 N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_129336/ (дата обращения 10.06.2021)
- Распоряжение Правительства РФ от 30.01.2014 N 93-р "Об утверждении Концепции открытости федеральных органов исполнительной власти" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_158273/ (дата обращения 10.06.2021)