Организация противодействия религиозному экстремизму органами внутренних дел
Автор: Колбеева М.Ю., Гордеева В.М.
Журнал: Экономика и социум @ekonomika-socium
Рубрика: Актуальные вопросы политики и права
Статья в выпуске: 3-3 (16), 2015 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/140114129
IDR: 140114129
Текст статьи Организация противодействия религиозному экстремизму органами внутренних дел
На территории Российской Федерации в последнее время все чаще организуются различного рода секты псевдорелигиозного или даже тоталитарного направления, что широко освещается в средствах массовой информации. Так, например, все активнее и агрессивнее ведут свою пропаганду различные религиозные организации (Свидетели Иеговы, церковь саентологии (Дианетика), школа Муна и др.). Важнейшей задачей деятельности государства является обеспечение безопасности общества, обеспечение безопасности в духовной сфере, в частности, ее религиозной составляющей [4].
Терроризм и экстремизм являются постоянным спутником человечества. На территориях современного Ирана, Афганистана и некоторых других стран животный страх наводила на своих противников из мусульманской суннитской знати и правителей могущественная и предельно закрытая секта исмаилитов, использовавшая в своей борьбе доведенные до совершенства способы физической расправы неугодных.
Наиболее сложным и опасным является экстремизм, в основе которого лежат идеологические, особенно религиозные убеждения, политические цели и установки. Данный вид экстремизма формируется под влиянием фанатической преданности идее, догмам и установкам, независимо от природы идеи - светской или религиозной [3].
Одним из наиболее ранних в историческом плане направлений терроризма является религиозный терроризм, весьма длительно использующийся в противостоянии различных по характеру и организации социально-политических сил, разного масштаба и направленности религиозно-фанатических группировок, в том числе политических и этнических элит, общественно-политических объединений, отдельных государств.
Серьезную угрозу для национальной безопасности России стал представлять политизированный исламский фундаментализм, опирающийся в сложившихся современных условиях на мощную поддержку из-за рубежа и набирающий свою мощь за счет использования исламского прикрытия сепаратистами. Особую опасность представляла собой практика соединения национального самосознания народов и религиозного фанатизма. В этой связи в условиях Северного Кавказа наибольшую угрозу целостности России представляли совместные Дагестано-чеченские экстремистские исламские организации ваххабитского толка [10].
Религиозный экстремизм в настоящее время приобрел форму масштабной перманентной войны (Чечня, Афганистан) или систематических террористических актов (Ближний Восток, Кашмир), совершаемых бандами международных террористов. Идеологией подобных группировок является «джихад» - религиозная обязанность каждого мусульманина, война за веру с исповедующими другую религию [8].
Однако элементы религиозного экстремизма определенное распространение имеют и в среде православных христиан. Он проявляется в радикальном антизападничестве, пропаганде «теории заговора», религиозно обоснованном национализме, неприятии светского характера государства.
К разряду экстремистских необходимо отнести и некоторые религиозные объединения закрытого типа, в обиходе называемые «тоталитарными сектами». Негативное отношение в обществе вызывает деятельность так называемых псевдорелигиозных организаций, отдельных последователей неоязычества, оккультизма, сатанизма и других группировок. Известно, что в общинах, находящихся под их влиянием, совершаются изуверские обряды, насаждается религиозный фанатизм, акты вандализма, наносится ущерб нравственному, психическому и физическому здоровью их членов. Особо опасным является то, что многие религиозные организации только прикрываются своей принадлежностью к мировым религиям, а на самом же деле пропагандируют свои политические интересы, превращая богопослушничество в богоборчество [1].
Точного и однозначного понятия «религиозного экстремизма» в современной научной литературе как такового не существует.
Причина отсутствия экспертного единства в понимании проблемы религиозного экстремизма заключается в отсутствии договоренности о единой системе ценностей, единой теории, в рамках которых обсуждалось бы данное явление [2].
В последнее время термин «религиозный экстремизм» употребляется все чаще и все шире, под ним понимается агрессия, исходящая от религии. Однако этот термин теоретически противоречив: религия по своей сути не может нести агрессию, а если несет, то это уже перестает быть религией. Значит, к религии присоединяется какое-то иное содержание, с которым и связана агрессия. Следует учитывать, что подобного рода экстремизм активно эксплуатирует отдельные религиозные доктрины. Именно поэтому и складывается впечатление о религиозной природе экстремизма [5].
«Религиозный экстремизм» не может быть чисто религиозным. В любом случае в его состав входят компоненты социально-политической и экономической направленности.
К причинам распространения в обществе религиозных взглядов экстремистского характера относятся следующие: деформация политических структур; социально-экономические кризисы; оскорбление религиозных чувств, убеждений и традиций верующих в многоконфессиональном государстве; самоустранение органов государственной власти от диалога с религиозными общинами, их пассивность по отношению к верующим гражданам; падение жизненного уровня значительной части населения; подавление властями инакомыслия и оппозиции; амбиции лидеров политических партий и религиозных групп, стремящихся ускорить реализацию выдвигаемых ими задач; криминализация общества и т.д.
К причинам и условиям, способствовавшим возникновению данного социального явления, следует отнести «противоправную деятельность на территории России и ее союзников сепаратистских, националистических и религиозных экстремистских группировок, других структур, поддерживаемых из-за рубежа, прямо направленную на подрыв конституционного строя, разрушение территориальной целостности и дестабилизацию внутриполитической обстановки в стране».
Продолжая перечень причин распространения в обществе религиозных взглядов экстремистского характера, следует также отметить духовную и мировоззренческую пустоту, которая образовалась после крушения идей коммунизма и провозглашения многообразия идеологических учений. Сюда же относятся осуществление широкой популяризации средствами массовой информации мистических, мифических, оккультных и иных иррациональных идей и представлений; растущую тенденцию к психологическому отчуждению человека от общества и других людей наряду с ростом потребности поиска смысла жизни.
Именно в связи с этим 90-е гг. ХХ в. ознаменовались «атакой», «засильем» деструктивных религиозных объединений в обществе. Россиян всегда отличала сверхрелигиозность. Однако наметившаяся после Октябрьской революции 1917 года тенденция к отлучению граждан от церкви привела к аномии общества. Поэтому все в России сложилась благоприятная обстановка для возникновения и дальнейшей деятельности тех деструктивных религиозных объединений, которые были запрещены за рубежом. Кроме этого, на общественно-политическом состоянии общества сказываются весьма негативно неуважительное отношение граждан к закону, нарушение прав и законных интересов и вместе с тем вызывают у них неверие во властные полномочия силовых структур, в первую очередь органов внутренних дел, защитить граждан от постоянно растущей в стране преступности. Как отмечают ученые, «исследованиями установлено, что постоянное пребывание значительной части населения в опасности и тревоге активно репродуцируется посредством «информационного образа преступности», порожденного не самой криминогенной обстановкой, а предоставляемыми гражданам средствами массовой информации сведениями о ней»; «в общественном сознании сформировался и сохраняется «информационный образ» как преступности, так и органов внутренних дел. Причем он носит негативный характер» [8].
Таким образом, относясь к четвертой форме власти, средства массовой информации, способствуют снижению престижа правоохранительных органов, часто голословно создавая «информационный образ преступности».
Следует отметить, что под престижем понимают «значимость, привлекательность, приписываемую в общественном сознании различным сторонам деятельности людей: социальному положению, профессии, действиям людей, их психологическим качествам (инициативность, интеллектуализм), физическим достоинствам (красота), различным благам, а также социальным группам, институтам, организациям»; «отрицательную или положительную оценку индивидуальных качеств или эффективности». Социальный же престиж может основываться на формальных и неформальных характеристиках, отражая идеологию, систему ценностей в обществе.
Основывающийся на законных актах, формальный престиж органов внутренних дел, раскрывает профессиональные социальное положение и социальный статус, пределы властных полномочий, а также существенность профессиональной деятельности для общества [9].
Несмотря на столь внушительные размах и распространение среди населения стран, которые предпринимают деструктивные религиозные объединения, прослеживается положительная тенденцию к оттоку от такого рода организаций большинства граждан. Несомненно, основная заслуга по снижению религиозных экстремистских настроений принадлежит органам юстиции, проводящим проверки религиозных объединений; направляющим уведомления об устранении нарушений действующего законодательства; составляющим протоколы об административных правонарушениях за непредставление информации, предусмотренной законом, поскольку это входит в круг их компетенции. Вместе с тем, и органы внутренних дел внесли свой вклад в профилактику религиозного экстремизма, что, несомненно, выступает фактором повышения в социальном обществе формального престижа органов внутренних дел.
Важнейшим условием повышения эффективности противодействия религиозным настроениям экстремистского характера в настоящее время является разработка общегосударственной комплексной программы, которая состоит не только из правоохранных мероприятий, но включает и политические, идеологические, информационные и другие аспекты для устранения социальных условий, способствующих ускорению назревания в обществе религиозных настроений экстремистского характера.
Религиозные организации экстремистской направленности представляют собой угрозу для религиозной безопасности в целом. Подобного рода организации обладают рядом характерных признаков: во-первых, деструктивностью, разрушительным воздействием на психику и физическое здоровье своих приверженцев и других членов общества, а также на само общество в целом и его институты. Во-вторых, авторитарностью, как характером их внутренней организации и поведенческих характеристик во взаимоотношениях. Деятельность религиозных организаций экстремистского характера направлена на попрание прав и свобод человека использованием опасных психологических манипуляций – воздействие на эмоционально-волевую сферу человека, использование эмоциональных и психологических перегрузок, стрессовых факторов, склонности человека к внушению, отсутствия воли, недостаточного умственного развития личности. Результатом таких действий выступает снижение человеком самооценки, потеря социальных ориентиров или ценностей, временное расстройство психики [1].
Президент РФ Владимир Путин на расширенной коллегии МВД 8 февраля 2013 года заявил о ключевой задаче, поставленной перед полицией: «Уважаемые товарищи, ключевой задачей органов внутренних дел остается борьба с экстремизмом. Ксенофобия, национальная и религиозная нетерпимость угрожают единству нашего многонационального народа и целостности Российского государства», - сказал Путин. По его словам, деятельность экстремистских организаций следует пресекать «самым жестким образом» [11].
Наиболее многочисленным из субъектов противодействия религиозному экстремизму является МВД России, которое использует для этих целей свои основные силы – органы внутренних дел и внутренние войска. При этом юридически закрепленные цели, задачи и функции органов внутренних дел в сфере противодействия религиозному экстремизму составляют целевой блок элементов [6].
Противодействие экстремистской деятельности религиозного характера, которое осуществляют органы внутренних дел, определяется широкими полномочиями и столь же широкой компетенцией по проведению оперативно-розыскной, административной, уголовно-процессуальной и иных видов деятельности; наличием в структуре органов внутренних дел не только подразделений, функционально обязанных противодействовать экстремизму, но и подразделений, действующих в этой сфере опосредованно, через выполнение иных профилактических, предупредительных и розыскных функций, направленных на общее предупреждение преступлений и административных правонарушений.
Организация данной методики по противодействию религиозному экстремизму вполне себя оправдывает. Так, изучение ее практического применения показало, что реализация основных направлений правовой охраны оказывается наиболее эффективной в случае, если в организации противодействия экстремизму присутствуют оба аспекта - и структурный, и функциональный. Отсутствие же хотя бы одного из них существенно снижает возможности и результативность работы правоохранительных органов в рассматриваемом направлении.
Несмотря на довольно высокий уровень организации противодействия экстремистской деятельности МВД России, в том числе религиозной, существует целый ряд недостатков, которые свойственны всей Российской системе противодействия экстремизму. К таким недостаткам следует отнести в первую очередь весьма низкую степень информированности о среде функционирования подразделений по противодействию экстремистской деятельности, о состоянии управляемых объектов, результатах собственного управляющего воздействия. В настоящее время МВД России не обладает достаточным количеством специалистов, которые на достаточно высоком уровне смогли бы разобраться в указанных проблемах, выявить признаки деструктивной религиозности на ранних этапах ее становления. Кроме того, следует отметить, что существующая современная система оценки эффективности деятельности по противодействию экстремизму не дает возможность получить достаточно объективную информацию о результатах воздействия проводимых мероприятий на преступную среду.
Однако за последнее 10-20 лет органами внутренних дел накоплен серьезный опыт взаимодействия с религиозными объединениями. В настоящее время ведется совместная работа по многим направлениям, включающим профилактику и пресечение религиозного экстремизма и других правонарушений со стороны различных категорий граждан; духовнонравственное воспитание сотрудников ОВД, обеспечение сохранности священных и культовых ценностей, повышение культурного уровня населения и др. В то же время нельзя считать на сегодняшний день завершенным законотворческий процесс в сфере деятельности религиозных объединений, свободы совести, свободы вероисповедания.
Анализ нормативной правовой основы деятельности органов внутренних дел по взаимодействию с религиозными объединениями свидетельствует об отсутствии не только целостной концепции правового регулирования данного процесса, но и элементарных рекомендаций по организации такого сотрудничества. Многочисленные соглашения о взаимодействии и сотрудничестве органов внутренних дел с религиозными организациями могут выступать единственным механизмом, позволяющим заключить подобные взаимоотношения в правовые рамки. Опыт заключения подобных соглашений, и в первую очередь с представительствами Русской Православной Церкви, не придерживается определенных типовых стандартов или положений, утвержденных на высших уровнях государственной власти. Сейчас сложилось очень много разных форм и методов сотрудничества органов внутренних дел с религиозными объединениями, которые часто основаны на субъективном восприятии руководителями ОВД данного процесса [7].
Список литературы Организация противодействия религиозному экстремизму органами внутренних дел
- Клейменов И. М. Религиозный экстремизм. /И. М. Клейменов.//Экстремизм и другие криминальные явления. -М., 2008.
- Лапаева В.В. Политический и религиозный экстремизм: проблемы совершенствования законодательства. //Адвокат. -2001. -№ 10.
- Пономаренков В. А., Яворский М. А. Сущностная характеристика современного экстремизма. //Юридический мир. 2008. № 2 (134). С. 41-43.
- Сайгитов У.Т. Религиозный экстремизм и террористическая деятельность в Дагестане: проблемы противодействия /У. Т. Сайгитов: -Махачкала. Радуга -1, 2004. -96 с.
- Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Человек. Религия. Право. Религиозный экстремизм: истоки, сущность и проблемы противодействия. /Екатеринбург, 2011. -235 с.
- Цуканов В.Н. Административно -правовые основы деятельности милиции по предупреждению и пресечению террористических актов. : автореф. … канд. юрид. наук. -Омск, 2006.
- Яворский М. А. Организация взаимодействия органов внутренних дел с религиозными объединениями в сфере противодействия проявлениям религиозного экстремизма. : диссертация.. кандидата юридических наук: -Саратов, 2009.-221 с.
- Яворский М. А. Причины и условия проявления религиозного экстремизма в современной России. //Юридический мир. 2008. № 11 (143). С. 22-24.
- Яворский М. А. Формы и виды взаимодействия ОВД с религиозными объединениями в сфере противодействия религиозному экстремизму. //Российский следователь. 2008. № 24. С. 31-33.
- http://evrazia.org/article/1101 (Кривошеев С., Ползучая евангелизация Ирана)
- http://kremlin.ru/