Организация санаторного лечения больных туберкулезом в Саратовской губернии в начале XX века

Автор: Чулочников А.А., Завьялов А.И.

Журнал: Саратовский научно-медицинский журнал @ssmj

Рубрика: Научные школы и памятные даты

Статья в выпуске: 4 т.13, 2017 года.

Бесплатный доступ

Весомая роль в организации и открытии санаториев для лечения больных туберкулезом в Саратовской губернии в начале XX столетия принадлежала Саратовскому обществу санитарных врачей. Эффективность медицинской помощи, оказываемой больным туберкулезом в этих специализированных лечебных учреждениях, достигалась, в частности, благодаря усиленному питанию, кумысолечению, солнечным ваннам.

Кумысолечение, общество санитарных врачей, саратовская губерния, туберкулезные санатории

Короткий адрес: https://sciup.org/14918565

IDR: 14918565

Текст научной статьи Организация санаторного лечения больных туберкулезом в Саратовской губернии в начале XX века

1Высокий уровень заболеваемости туберкулезом среди жителей Саратовской губернии в конце ХIХ — начале ХХ в., отсутствие этиотропного лечения больных и недостаток эффективных мер профилактики обусловили ежегодную летальность, составлявшую в среднем 30,6 человека на 10 тыс. населения [1]. Вместе с тем, на фоне часто сменявших друг друга эпидемий холеры, сыпного тифа, дифтерии, приводивших к смертности более 20% больных, туберкулезу, как длительно текущему заболеванию, земские врачи и медицинская общественность не могли уделить должного внимания по его эпидемиологии, диагностике, лечению и профилактике [2].

Известно, что санаторно-курортное лечение являлось одним из методов в комплексной терапии больных туберкулезом. Поэтому вопрос о необходимости открытия туберкулезного санатория впервые обсуждался еще в середине 80-х гг. XIX в. на засе-

даниях Саратовского общества санитарных врачей. Постепенно данная проблема начала привлекать к себе внимание отдельных врачей и медицинской общественности Саратова. Так, в 1894 г. на заседании санитарного общества санитарный врач губернской врачебной управы П. Н. Соколов выступил с докладом «О физическом здоровье учащихся городских школ», в котором особо отметил массовые проблемы с питанием и условиями проживания детей, что крайне негативно влияло на их физическое развитие. В качестве профилактической меры, направленной на предупреждение возникновения туберкулеза среди учащихся школ, был предложен широко известный за границей метод организации детских летних колоний. Целью пребывания в них являлось общее укрепление организма и, как следствие, уменьшение влияния на здоровье неблагоприятных факторов постоянного места проживания. В ноябре 1901 г. другой член санитарного общества А. М. Шапиро делает обстоятельный доклад «Чахотка как народное бедствие», обращая внимание на возможность успеш-

Кумысный павильон в «Липках»

ной борьбы с болезнью при определенных условиях, включая организацию специализированного туберкулезного санатория. Представленный доклад послужил отправной точкой для врачей и медицинской общественности города в разработке и реализации мероприятий по борьбе и профилактике туберкулеза среди населения в Саратовской губернии [3].

В 1901 г. П. Н. Соколов на очередном заседании общества привел данные, из которых следовало, что в период 1887–1898 гг. ежегодное число умерших от туберкулеза составляло в среднем 442 человека, что являлось значительным показателем на фоне общей смертности в 5500 человек [2]. Тогда же в докладе члена санитарного общества доктора В. И. Алмазова отмечается крайне высокая смертность среди лиц низшего сословия (крестьяне, мещане), составившая на тот момент 72,5% общего количества умерших от туберкулеза и связанная с плохими жилищными условиями больных, способствующими распространению болезни. В более поздних источниках полученные данные были объединены и представлены в виде таблицы [1, 4].

В 1901 г. при обществе санитарных врачей создан Саратовский комитет по борьбе с туберкулезом. В комплексный план мероприятий, разработанный комитетом, был включен пункт о создании специализированных туберкулезных санаториев, лечебниц и амбулаторий [5].

Уже в 1903 г. за счет средств санитарного общества на земле за Соколовой горой в районе 2-й Гу-селки, арендуемой у города за символическую плату, построено здание для заготовки кумыса. В 1904 г. еще до закладки основных корпусов санатория весь производимый кумыс продавали в городе в специальном павильоне парка «Липки».

К 1906 г. построен один небольшой корпус из шести комнат, рассчитанный на 12 человек. В связи с высокой потребностью в санаторном лечении боль- ных туберкулезом в 1908 г. возводится второй корпус на 20 мест.

После вступления Саратовского санитарного общества в 1911 г. во Всероссийскую лигу борьбы с туберкулезом предприняты первые шаги по организации 20 апреля благотворительных мероприятий, посвященных дню борьбы с туберкулезом, или «Белой ромашки». Агитационные концерты, продажа «белого цветка», распространение брошюр и плакатов, дополнительные платные билеты в трамваях — все это имело не только пропагандистское, но и практическое значение. На празднованиях удалось собрать 5000 рублей. Кроме того, благодаря активной деятельности В. И. Алмазова по сбору благотворительных средств, в фонд было добавлено еще 1200 рублей, что послужило хорошей материальной основой для открытия в 1911 г. детского туберкулезного санатория на 24 человека [3, 6].

Скудное финансирование со стороны земства, выделяемое на развитие санаторного дела, усугубилось начавшейся Первой мировой войной, что привело к увеличению смертности больных туберкулезом в 1917 г. почти в два раза (50,3 случая на 10 тыс. жителей) по сравнению с 1913 г. (22,8 на 10 тыс.). Это вызывало большую тревогу как у врачей, так и у медицинской общественности. Поэтому, несмотря на тяжелое экономическое положение в здравоохранении, деятельность санаториев не прерывалась. Так, только в одном сезонном (с 11 мая по 31 августа) санатории «Здравица» Саратовского санитарного общества, работавшем на хозрасчете (с оплатой за пребывание и лечение 125 рублей в месяц), за 1914– 1916 гг. получили лечение 392 больных.

После окончания Первой мировой войны и по возвращении военнопленных на родину Всероссийское общество Красного Креста способствовало открытию санаториев в бывших помещичьих усадьбах вблизи Саратова. Однако их организация велась на низком

Открытие детского санатория

уровне без какой-либо систематизации, а снабжение осуществлялось лишь за счет излишков продовольственных резервов губернии. Только в 1918 г. в Саратовской губернии под руководством санитарного врача Н. И. Тезякова было открыто 8 санаториев от 40 до 60 коек, которые финансировались Народным комиссариатом здравоохранения (НКЗ).

В 1919 г. все санаторные учреждения были переданы Саратовскому губернскому медико-санитарному отделу, который возглавил Н. И. Тезяков, уже имевший большой опыт в организации санаторного дела. Это были малоприспособленные и недостаточно укомплектованные оборудованием для лечения больных туберкулезом помещения, которые остались после эвакуации военно-полевых госпиталей.

В период Гражданской войны был организован в Саратове отборочный госпиталь для военнослужащих, в основные задачи которого входило уточнение диагноза у вновь поступивших больных, выявление показаний для направления их на лечение в туберкулезные санатории [7].

В ноябре 1919 г., несмотря на вновь возникшие трудности, голод и вспышки эпидемических заболеваний, связанных с массовой миграцией населения в годы Гражданской войны, в структуре Саратовского губздравотдела был создан специальный подотдел по борьбе с социальными болезнями, возглавляемый опытным санитарным врачом В. И. Алмазовым. Под его началом санатории Саратовской губернии приобрели, хотя и с множеством ограничений, всесоюзное значение благодаря успешной кадровой и финансовой политике, способствовавшей сохранению квалифицированной рабочей силы. В то время 85% коечного фонда выделялось красноармейцам и лишь 15% предоставлялось местному населению [8]. Крайне осложняла ситуацию нехватка продовольствия и медикаментов, все свободные помещения были изъяты на нужды военного ведомства [7].

Охвативший Поволжье в 1921–1922 гг. голод коренным образом изменил направление работы санаториев, в которых стали размещать детей, эвакуированных из голодающих районов губернии. Основной отбор пациентов производился в детских домах Саратова и Вольска при непосредственном участии врача санатория. Среди детей, направленных губернскими и уездными отделами здравоохранения на лечение, лишь немногие имели профильное заболевание. Так, в период с 15 ноября 1921 г. по 1 сентября 1922 г. в Шиханском туберкулезном санатории находились 122 ребенка, из них только 9 детей с диагнозом «туберкулез» [9].

В 1922 г. туберкулезные санатории Саратовской губернии оказались в крайне тяжелом экономическом положении. Местный бюджет из-за недостатка средств не мог обеспечить их нормальное функционирование, а централизованное финансирование оказалось незначительным для сохранения санаторной сети губернии. В результате этого все учреждения переданы в ведомства уездных отделов здравоохранения, но предпринятые меры не дали должного эффекта ввиду недостатка денежных средств на местах. В связи с этим в дальнейшем принято решение о создании специального губернского управления санаториями с переводом их на самоокупаемость.

Большинство имевшихся туберкулезных санаториев располагалось в старых приспособленных и полуразрушенных помещениях, требовавших капитального ремонта. В результате проведения организационных мероприятий и улучшения финансирования разработан план по сворачиванию небольших санаториев, работающих в убыток. Это позволило значительно расширить имеющуюся санаторную сеть за счет модернизации старых и открытия новых санаториев с повышенной пропускной способностью.

За счет увеличения финансирования, полученного в ходе реорганизации, открыты Летяжевский сана-

Летяжевский санаторий

торий и Песчанская кумысолечебница на 275 коек, благодаря чему общее количество функционирующих коек в санаториях губернии увеличилось с 305 в 1923 г. до 666 в 1927 г.

С увеличением коечного фонда в санаториях выделены значительные денежные суммы на капитальный ремонт за счет амортизационных начислений. Уже во второй половине 1920-х гг. на реставрацию и модернизацию построек израсходовано свыше ста тысяч рублей. Кроме того, проведены работы по электрификации всех помещений санаториев губернии.

С 1923 по 1927 г., благодаря успешно проведенной реорганизации в развитии санаторного дела в Саратовской губернии, общее количество зарезервированных мест увеличилось с 223 до 700, что обеспечило работу 96% развернутых санаторных туберкулезных коек. При этом основная доля приходилась на пациентов из других губерний. В целях уменьшения себестоимости лечения и тем самым привлечения новых больных производилось перераспределение штатных мест между санаториями. Таким образом, своевременное закрытие Баландинского санатория в 1925 г. уменьшило простой санаторных коек на 18%, что благотворно отразилось на экономической ситуации всей сети учреждений. К 1926 г. санаторное лечение получили 2600 человек, а общее количество койко-дней составляло 80 тысяч.

В связи с возросшими расходами на питание, повышение качества оказания медицинской помощи и увеличение заработной платы сотрудникам стоимость пребывания пациентов в санаториях значительно выросла: с 45 рублей в 1923 г. до 90 рублей в 1926 г. Средняя стоимость койко-дня возросла с 2 рублей в 1924 г. до 3,5 рубля в 1927 г. Расходы на питание больных в среднем увеличились на 47,68%, а заработная плата повысилась на 42,62%. Ежедневное обеспечение лекарственными средствами на одну койку увеличилось с двух копеек (1924) до пяти (1926).

Особое значение в лечении больных туберкулезом придавалось правильному питанию, основу которого составляли продукты животноводства. Для этой цели при санаториях содержалось собственное поголовье как молочных, так и мясных пород скота. Кроме того, в летние месяцы сотрудники санатория вместе с рабочими выращивали различные сельскохозяйственные культуры, которыми в полном объеме обеспечивали лечебные учреждения.

В 1925 г. устанавливается тесная связь санаториев с вновь открывшимся Саратовским туберкулезным институтом. В дальнейшем институт принимает руководство всей противотуберкулезной сети в губернии и внедряет в повседневную практику врачей занятие научно-исследовательской работой. Уже зимой 1926 г. при губернском санаторном управлении проводится совещание, на котором разрабатываются вопросы по дальнейшему развитию и совершенствованию проводимых научных исследований.

После изменения административно-территориального деления в средине 1920-х гг. санатории губернии перешли под управление Нижне-Волжского краевого санаторно-курортного управления.

К концу 1927 г. под руководством управления находились: 1) Песчанская кумысолечебница на 135

коек; 2) Шиханский санаторий на 200 коек; 3) Падов-ский санаторий на 150 коек; 4) Летяжевский санаторий на 150 коек; 5) Баландинский санаторий на 50 коек. Общее количество мест — 675 [10].

К началу 1930-х гг 38% среди больных туберкулезом составляли рабочие, которым в первую очередь предоставлялись места для санаторного лечения [11, 12].

В целях регулирования числа пациентов, направляемых на лечение, выработан ряд критериев, вошедших в дальнейшем в «Положение об отборе больных на курорты» Главного санаторного управления СССР. На лечение в санатории в основном направлялись лица в состоянии клинической ремиссии. Кроме того, имелось множество недочетов, связанных со сроками пребывания и нарушением режима, что снижало эффективность работы санаториев. Поэтому Саратовским губернским санаторным управлением предложено доверить отбор пациентов местным туберкулезным диспансерам при условии равноценного статуса бюджетных и внебюджетных больных [13].

К 1929 г. туберкулезным институтом разработаны расширенные показания и противопоказания к направлению на лечение больных туберкулезом в санатории Нижне-Волжского краевого санаторно-курортного управления, что позволяло врачам формировать группы пациентов, прибывающих на лечение в санаторий, в зависимости от тяжести патологического процесса и объема оказания им специализированной медицинской помощи. Абсолютными противопоказаниями являлись: любые формы туберкулеза, требующие оперативного вмешательства, туберкулез желудочно-кишечного тракта, склонность к частым легочным кровотечениям [14].

Поступающие пациенты подвергались предварительному медицинскому обследованию, данные которого заносились в истории болезни. В методику исследования включались: постановка кожной реакции Пирке, исследование мокроты на наличие палочки Коха, полный спектр доступных на тот момент исследований крови и мочи, антропометрические данные и рентгенологическое исследование. После установки врачом окончательного диагноза назначалась общепризнанная триада, включающая: покой, питание и воздух.

В комплексном лечении больных огромное значение отводилось гелиотерапии (лечение солнечными лучами). На территории санаториев строились открытые солнечные площадки, где пациенты принимали солнечные ванны с последующим душем и холодными обтираниями. Практиковались различные виды дыхательных гимнастик и трудовых нагрузок, способствующих постепенному укреплению организма.

Немаловажное значение имело питание больных, в основе которого лежали животные белки, общая калорийность питания составляла от 4000–5000 калорий в день. Благодаря грамотному, разнообразному рациону больные выписывались со средней прибавкой в весе в 5 килограммов.

Ввиду отсутствия этиотропного лечения в тот период, медикаментозное лечение сводилось к применению популярных в то время инъекций мышьяка и креозота, кодеина как противокашлевого средства, дионина как обезболивающего препарата. Применялись ингаляции скипидара и поваренной соли, поверхность ротоглотки смазывалась раствором йодистого калия в глицерине [15].

Несмотря на применение только симптоматического медикаментозного лечения, подавляющее большинство пациентов выписывалось в состоянии клинической ремиссии. Этому способствовал комплексный подход, в организации лечения больных туберкулезом, включающий правильное и калорийное питание, соблюдение санитарно-гигиенического режима, умеренные физические нагрузки, а самое главное — рациональное использование естественных природных ресурсов в терапии больных туберкулезом.

Таким образом, лечение больных туберкулезом в санаториях Саратовской губернии в начале ХХ в. проводилось в летний период комплексно, с использованием природных факторов, усиленного питания и симптоматических лекарственных средств, что способствовало значительному улучшению и стойкой ремиссии у большинства пациентов.

Несмотря на экономические трудности в период Первой мировой, Гражданской войн и голода в Поволжье 1921–1922 гг., деятельность санаториев была сохранена. Развитие подсобных хозяйств при санаториях позволяло полностью обеспечивать больных полноценным питанием, в котором они так нуждались.

Авторский вклад : написание статьи — А. А. Чулочников, А. И. Завьялов; утверждение рукописи для публикации — А. И. Завьялов.

Список литературы Организация санаторного лечения больных туберкулезом в Саратовской губернии в начале XX века

  • LUy-стерман И. Б. Смертность от туберкулеза в Саратове 1923-1925 гг. Вопросы туберкулеза 1926; (3): 76-78
  • Райкова С. В., Завьялов А. И., Луцевич И. Н. и др. Научно-практический вклад общества санитарных врачей в развитие здравоохранения и становления санитарной службы в Саратовской губернии в конце XIX -начале XX века. Саратовский научно-медицинский журнал 2011; 7 (1): 176-182
  • Соколов П. H., Карманов M.A. Санаторий Саратовского санитарного общества к 1912 г. (история с возникновения и настоящее его состояние). Саратов, 1912; с. 1-8, 25-30
  • Отчет о деятельности Саратовского санитарного общества. Саратов, 1903; с. 164-165, 165-167
  • Труды и протоколы Физико-медицинского общества в Саратове за 1901 г. Саратов, 1901; с. 56, 129-131
  • Государственный архив Саратовской области (ГАСО). Ф. 1191, on. 1, ед.хр. 5, л. 43
  • Рыбакова E. О. Реализация общероссийского санитарного законодательства в 1918-1921 гг. на местном уровне по материалам Саратовской губернии. История государства и права 2010; (8): 40-43
  • ГАСО. Ф. P-229, on. 1, ед.хр. 301, л. 1-5
  • Клейменов В. Деятельность Шиханского санатория за время функционирования его в качестве детского санатория. Саратовский вестник здравоохранения 1923; (2): 89-96
  • Глинчиков В. Санаторное строительство в Саратовской губернии за 10-летие. Саратовский вестник здравоохранения! 927; (10): 78-80, 81-82
  • Большая медицинская энциклопедия. Изд. 1-е. М., 1936; т. 33, с.73-74
  • Людвиновский И. И. Состояние борьбы с туберкулезом в РСФСР. Борьба с туберкулезом 1932; (11-12): 946-958
  • Розанова B.H. Еще об отборе больных в туберкулезные санатории. Вопросы туберкулеза 1926; (3): 76-78
  • Показания и противопоказания к лечению больных в санаториях Нижне-Волжского краевого санаторно-курортного управления. Вестник здравоохранения Нижне-Волжского края 1929; (1): 129-131
  • Лапидус ГА. Краткий очерк лечебно-профилактической работы в Шиханском санатории летом 1924 г. Саратовский вестник здравоохранения 1924; (9-12): 82-91.
Еще
Статья научная