Организация ветеринарного надзора за свиноводческими хозяйствами военно-строительных отрядов в г. Железногорске (Красноярск-26) в первой половине 1960-х гг
Автор: Реут Г.А.
Журнал: Социально-экономический и гуманитарный журнал Красноярского ГАУ @social-kgau
Рубрика: История
Статья в выпуске: 4 (14), 2019 года.
Бесплатный доступ
Цель исследования - выявить проблемы в организации ветеринарного контроля за подсобными (прикухонными) животноводческими хозяйствами войсковых частей Управления военно-строительных отрядов, дислоцировавшихся на строительстве секретного объекта Министерства среднего машиностроения в г. Железногорске. Исследование охватывает период с 1960 по 1965 г. и основано на документах и материалах Железногорского городского архива, в том числе на решениях исполкома городского совета г. Железногорска, стенограммах выступлений членов исполкома горсовета и лиц, приглашавшихся на заседания исполкома для обсуждения соответствующих вопросов, а также планах карантинных мероприятий, справках СЭС и т. д. В статье проанализированы документы, в которых отражена роль органа местной власти в организации мероприятий, направленных на установление ветеринарного контроля за свиноводческими хозяйствами войсковых частей, принимавших участие в строительстве основного градообразующего предприятия. Сделан вывод о том, что становление ветеринарного надзора в свиноводческих хозяйствах УВСО прошло через два этапа...
Закрытый город, железногорск, красноярск-26, министерство среднего машиностроения, военные строители, животноводство, свиноводство, ветеринария, ветсаннадзор
Короткий адрес: https://sciup.org/140245765
IDR: 140245765 | DOI: 10.36718/2500-1825-2019-4-178-186
Текст научной статьи Организация ветеринарного надзора за свиноводческими хозяйствами военно-строительных отрядов в г. Железногорске (Красноярск-26) в первой половине 1960-х гг
В истории закрытых городов Сибири Министерства среднего машиностроения СССР (далее – МСМ СССР), в том числе г. Железногорска (Красноярска-26), все еще остаются мало изученные аспекты, к одному из них относится развитие подсобного (прикухонного) животноводческого хозяйства военно-строительных частей.
Отдельные вопросы истории сельскохозяйственного производства в закрытых городах МСМ СССР Сибири затронуты в работах автора данной статьи [1].
Деятельность Красноярского совнархоза по организации сельскохозяйственной отрасли, а также общие особенности развития мясной про- мышленности региона в рассматриваемые годы отражены в публикациях Р.В. Павлюкевича [2].
Однако в данных публикациях проблемы организации ветеринарносанитарного надзора за подсобными животноводческими хозяйствами военно-строительных частей (далее – в/ч) в закрытых городах МСМ СССР Сибири не затрагивались.
В статье рассматривается период с 1960 по 1965 г. Исследование построено на основе анализа решений исполкома горсовета г. Железногорска (далее – ЖГС), других документов и материалов Железногорского городского архива, касающихся мероприятий, направленных на организацию ветеринарно-санитарного надзора и организацию деятельности главного ветеринарного врача города В.А. Олейникова.
Начало сооружения в Красноярском крае в 1950 г. Горнохимического комбината (далее – ГХК) дало старт строительству секретного населенного пункта – г. Железногорска. На строительстве основного градообразующего предприятия и населенного пункта было задействовано несколько десятков военно-строительных частей Главпромстроя, выполнявшего работы на объектах МСМ СССР.
В 1955 г. на строительстве промышленных объектов ГХК и гражданских сооружений в г. Железногорске насчитывалось 27 314 военных строителей. В 1960 г. численность военных строителей выросла до 36 480 чел. Максимальное количество военнослужащих в 1962 г. – 46 570 чел. С 1962 г., по мере завершения строительства ГХК, численность военных строителей ежегодно сокращалась и в 1965 г. снизилась до 19 тыс. чел. [3].
Военно-строительные части, дислоцированные на строительстве основного градообразующего предприятия, в рассматриваемый период были подчинены Управлению военно-строительных отрядов (далее – УВСО).
Животноводство, в том числе свиноводство, было одним из важнейших направлений в развитии сельского хозяйства в Красноярском крае. Только в 1962 – начале 1963 г. в крае одновременно шло сооружение более 60 свинарников [4].
В г. Железногорске подсобное хозяйство УВСО велось с 1960 года. При крупных войсковых частях были созданы собственные подсобные хозяйства, как правило, предназначенные для содержания свиней [5].
С одной стороны, подсобное хозяйство помогало решать задачу обеспечения контингента военно-строительных отрядов свежим мясом, с другой стороны, свинарники нередко становились источником опасных инфекционных заболеваний.
Так, в 1961 г. клиническими и патолого-анатомическими анализами была подтверждена чума свиней в подсобном хозяйстве в/ч 25597. В целях «недопущения распространения чумы свиней и заноса инфекции в другие хозяйства» исполком ЖГС решением от 18.09.1961 наложил на в/ч 25597 карантин сроком на два месяца, начиная со дня последнего случая заболевания, падежа и убоя свиней.
Командиру в/ч 25597 М.Б. Озиранскому и начальнику ветеринарной инспекции п/я 18 Малкову исполком предписал немедленно вакцинировать всех здоровых свиней и обеспечить выполнение мероприятий, предусмотренных инструкцией по борьбе с чумой свиней.
Контроль за выполнением принятого решения был поручен главному ветврачу города В.А. Олейникову [6].
После проведения карантинных мероприятий по борьбе с чумой свиней в в/ч 25597 и личных хозяйствах граждан, проживавших в отделениях совхоза УРСа, исполком горсовета решением № 336 от 29.11.1961 снял карантин по чуме свиней, наложенный на в/ч 25597 [7].
09.03.1962 г. было принято решение о проведении в войсковых частях диагностических исследований и профилактических прививок «по плану, составленному командованием войсковых частей и согласованному с главным ветврачом города» и под его контролем [8].
Несмотря на принятые профилактические меры, через некоторое время ситуация повторилась. На основании лабораторного исследования, проведенного Красноярской ветеринарно-бактериологической лабораторией, и клинических анализов заболевших животных была установлена чума свиней, теперь уже в прикухонном хозяйстве в/ч 25762.
Во избежание «распространения чумы свиней в в/ч 25762 и заноса инфекции в другие хозяйства города» исполком ЖГС решением от 26.06.1962 наложил карантин по чуме свиней на в/ч 25762 сроком на 2 месяца. Перед снятием карантина предписывалось провести заключительную дезинфекцию и очистку свинарников и прилегающей территории, а также предметов ухода за свиньями и спецодежды.
Исполком ЖГС обязал командира в/ч 20171 Ф.В. Лобазова и начальника ветеринарной инспекции п/я 18 Курилкина немедленно провакци-нировать всех здоровых свиней, содержащихся в прикухонных хозяйствах войсковых частей, и обеспечить выполнение всех карантинных мероприятий, предусмотренных инструкцией по борьбе с чумой свиней [9].
Согласно перечню, составленному начальником тыла в/ч 20171 полковником Брук, в войсковых частях, у которых имелось подсобное хозяйство со свинопоголовьем, в общей сложности на 19.04.1963 насчитывалось 14 свинарников, располагавшихся за периметром войсковой части: 3 – в пункте «Майка»; 1 – в районе «Гривка»; 1 – в пункте «Л(«Элка»)»; 1 – на ул. Красноярская; 1 – в районе 33 кв.; 1 – в Соцгоро-де и 6 – в пункте «П[асека]» [10].
С целью ликвидации негативного соседства с потенциальными источниками инфекционных заболеваний Пленум ГК КПСС в апреле 1963 г. принял решение вынести свинарники за пределы города.
Однако даже такие радикальные шаги не предотвратили вспышку инфекционного заболевания.
В 1964 г. на прикухонном хозяйстве воинского подразделения УВСО была зафиксирован ящур свиней. Территория города и поселков была объявлена «угрожаемой зоной» [11].
Анализируя ситуацию, которая привела к вспышке ящура в 1964 г., руководство города пришло к выводу о том, что большое количество свинопоголовья заболело ящуром в результате слабого контроля со стороны ветеринарных работников и низкой дисциплины в проведении противоэпизоотических мероприятий [12].
18.06.1965 г. исполком ЖГС заслушал и обсудил информацию о ветеринарном обследовании скота и птицы, в том числе содержавшихся в прикухонных хозяйствах УВСО.
В своем выступлении на заседании главный ветеринарный врач города обрисовал безрадостное состояние дел с ветеринарным обслуживанием в подсобных хозяйствах УВСО следующим образом: «Не было транспорта … холодные свинарники ... плохо организован выгул … свиньи не видели травы и не выпускались на пастбища. Свинарники не приспособлены для содержания животных. Площадка для забоя не оборудована и не принята СЭС» и т. д. Уход за свинопоголовьем был оценен как «очень плохой» [13].
В решении исполкома ЖГС, принятом по итогам обсуждения вопросов ветеринарного обслуживания поголовья в животноводческих хозяйствах, констатировалось, что со стороны ветеринарной службы города должных мер к «наведению необходимого порядка в предупредительнопрофилактической работе» не принимается, а систематический контроль за ветеринарным состоянием животных и птицы в хозяйствах совхоза, УВСО, а также находившихся в личном содержании граждан города, отсутствует.
По оценке исполкома ЖГС, главный ветеринарный врач В.А. Олейников «не являлся организующим звеном в работе ветеринарных служб города». В результате ветеринарные специалисты совхозов и УВСО «были предоставлены сами себе, не повышали своих специальных знаний, слабо следили за последними достижениями ветеринарной науки и практики».
Был отмечен ряд недостатков в лечебной и профилактической работе в подсобном животноводческом хозяйстве УВСО: «Животные содержались в приспособленных помещениях, которые … плохо эксплуатировались. Сантехническое оборудование не действовало». При этом руководство УВСО игнорировало рекомендации ветеринарного врача по содержанию и кормлению животных, что приводило к большому падежу молодняка.
В решении исполкома ЖГС были поставлены в качестве «главных задач» организация ветеринарного обслуживания скота и птицы в хозяйствах совхоза, УВСО и в личном содержании граждан города и населенных пунктов, а также «своевременное и регулярное проведение профилактических ветеринарно-санитарных мероприятий». В документе подчеркивалось, что указанные мероприятия должны были осуществляться под руководством главного ветеринарного врача города [14].
Было принято выделить необходимые помещения для организации ветеринарной лечебницы города [15].
Вместе с тем за неудовлетворительную организацию ветеринарной службы В.А. Олейникову был объявлен строгий выговор [16].
Несмотря на строгие требования местного органа власти, ни неотложные, ни срочные меры «к наведению должного порядка» ответственными лицами приняты так и не были.
Через два месяца на заседании исполкома повторно был рассмотрен вопрос о ветеринарном обслуживании скота и птицы, в том числе и в прикухонных хозяйствах УВСО.
В.А. Олейников доложил о том, что подготовка к зимнему содержанию скота в УВСО не ведется, кормо-кухня не работает, а ветеринарное обслуживание в прикухонных хозяйствах в/ч «поставлено слабо», так как не хватает ветеринарных врачей.
Председатель исполкома ЖГС Б.А. Гедройц высказал удивление «спокойным отношением» к сложившейся ситуации со стороны лиц, ответственных за ветеринарное обслуживание, которые по оценке Гедрой-ца «к исполнению только приступили и не торопятся». Председатель исполкома ЖГС потребовал от СЭС немедленно запретить убой свиней в УВСО [17].
Осенью 1965 г. снова возникла угроза проникновения ящура в животноводческие хозяйства города. 19.11.1965 г. состоялось заседание исполкома, на котором был рассмотрен вопрос «О неотложных мерах по предупреждению заноса ящура на территорию города и поселков» [18].
На заседании было отмечено, что имеется серьезная угроза заноса ящура на территорию города. В целях предупреждения вспышки опасного заболевания территория города и близлежащих поселков, включая животноводческие хозяйства УВСО, была объявлена «угрожаемой по заносу ящура» [19].
При исполкоме ЖГС была создана чрезвычайная комиссия по борьбе с ящуром во главе с председателем исполкома Б.А. Гедройцем [20].
Планом мероприятий по профилактике ящура в городе и окружающих поселках предусматривалось проведение разъяснительной работы среди обслуживающего персонала подсобных хозяйств УВСО о важности проведения мероприятий по предотвращению заболевания ящуром [21].
Меры, принятые руководством города и ветеринарной службой, позволили не допустить повторения энзоотии при возникновении угрозы повторного заноса вируса ящура в 1965 г. [22].
Вышеизложенные факты свидетельствуют о том, что в организации ветеринарного надзора за свиноводческими хозяйствами войсковых частей Управления военно-строительных отрядов г. Железногорска (Красноярск-26) в первой половине 1960-х гг. можно выделить два этапа.
На первом этапе в начале 1960-х гг. в свиноводческих хозяйствах УВСО, в силу недостаточного количества специалистов и отсутствия контроля со стороны главного ветеринарного врача города, надлежащий уход за животными не осуществлялся, вследствие этого имели место массовые заболевания и падеж свинопоголовья.
На втором этапе, к середине 1960-х гг., уровень санитарноветеринарного надзора за содержанием животных в прикухонных хозяйствах УВСО повысился и стал проводиться под контролем главного ветеринарного врача города.
В результате целенаправленной работы исполкома ЖГС, который при содействии ГК КПСС принимал практические меры к повышению роли главного ветеринарного врача города в организации ветеринарносанитарного надзора за совхозами УРСа, личным подсобным хозяйством, в том числе и за свиноводческими хозяйствами военностроительных частей, была проведена реорганизация ветеринарной службы.
Реорганизация общегородской ветеринарной службы и установление контроля за подсобными хозяйствами в/ч, а также вывод ряда свиноводческих хозяйств УВСО за пределы населенных пунктов, способствовали снижению уровня заболеваемости животных.
Принятые меры повысили санитарное благополучие территории города, а также прилегающих поселков, и позволили предотвратить повторный занос вируса ящура в животноводческие хозяйства в 1965 г.
Список литературы Организация ветеринарного надзора за свиноводческими хозяйствами военно-строительных отрядов в г. Железногорске (Красноярск-26) в первой половине 1960-х гг
- Реут Г.А. Закрытые административно-территориальные образования Сибири: социализм за колючей проволокой: монография / Краснояр. гос. аграр. ун-т. - Красноярск, 2012. - 350 с.
- Реут Г.А. Мобилизация трудовых ресурсов и организация жилищно-гражданского строительства в закрытых городах Сибири / Краснояр. гос. аграр. ун-т. - Красноярск, 2014. - 278 с.
- Реут Г.А. Развитие совхоза УРСа в закрытом городе Сибири Железногорске в 1950-1980-х гг. // Международный научно-исследовательский журнал. - 2014. - № 11-1 (30). - С. 101-102
- Реут Г.А. Развитие совхоза в Зеленогорске в 1950-1980-х гг. // Современная наука: теоретический и практический взгляд: сб. ст. междунар. науч.-практ. конф. - Уфа, 2014. - С. 119-121
- Реут Г.А. Организация свинооткорма в условиях закрытого города 1954-1965-е гг. // Социально-экономический и гуманитарный журнал Красноярского ГАУ. - 2018. - № 1 (7). - С. 216-223.
- Павлюкевич Р.В. Создание и развитие Красноярского совнархоза (1957-1965 гг.) / Краснояр. гос. аграр. ун-т. - Красноярск, 2016. - 231 с.; Его же. Мясная промышленность Красноярского края в 1956-1965 гг. // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2019. - Т. 2, № 21 (78). - С. 342-352.
- Реут Г.А. К вопросу использования труда военных строителей в ЗАТО Министерства Среднего Машиностроения (МСМ) СССР // История образования и науки в Сибири: мат-лы всерос. науч. конф. с междунар. участием «История науки и образования» и «Значение исторического образования в развитии гражданского и патриотического сознания в современном российском обществе». Вып. 3 / отв. ред. В.И. Федорова; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2009. - C. 216.
- Павлюкевич Р.В. Создание и развитие Красноярского совнархоза (1957-1965 гг.) / Краснояр. гос. аграр. ун-т. - Красноярск, 2016. - С. 163.
- ЖГА. Ф. Р-1. Оп. 1. Д. 274. Л. 6.
- ЖГА. Ф. Р-1. Оп. 1. Д. 112. Л. 42.
- ЖГА. Ф. Р-1. Оп. 1. Д. 125. Л. 7.
- ЖГА. Ф. Р-1. Оп. 1. Д. 148. Л. 54.
- ЖГА. Ф. Р-1. Оп. 1. Д. 167. Л. 19.
- ЖГА. Ф. Р-1. Оп. 1. Д. 196. Л. 108.
- ЖГА. Ф. Р-1. Оп. 1. Д. 239. Л. 42
- ЖГА. Ф. Р-1. Оп. 1. Д. 283. Л. 35
- ЖГА. Ф. Р-1. Оп. 1. Д. 274. Л. 6.
- ЖГА. Ф. Р-1. Оп. 1. Д. 274. Л. 24.
- ЖГА. Ф. Р-1. Оп. 1. Д. 274. Л. 25.
- ЖГА. Ф. Р-1. Оп. 1. Д. 274. Л. 26.
- ЖГА. Ф. Р-1. Оп. 1. Д. 278. Л. 4.
- ЖГА. Ф. Р-1. Оп. 1. Д. 283. Л. 7.
- ЖГА. Ф. Р-1. Оп. 1. Д. 283. Л. 36.
- ЖГА. Ф. Р-1. Оп. 1. Д. 283. Л. 36.
- ЖГА. Ф. Р-1. Оп. 1. Д. 283. Л. 38.
- Реут Г.А. Ликвидация вспышки ящура свиней в животноводческих хозяйствах Железногорска (Красноярска-26). 1965 гг. // Социально-экономический и гуманитарный журнал Красноярского ГАУ. - 2018. - № 3. - С. 216-223.