Организация женских производственных училищ в России в конце XIX века

Автор: Шубович Валерий Геннадьевич

Журнал: Симбирский научный Вестник @snv-ulsu

Рубрика: Психология и педагогика

Статья в выпуске: 2 (12), 2013 года.

Бесплатный доступ

В статье представлены условия и хронология организации женских производственных училищ в России и в Симбирской губернии в конце XIX века.

Реформа женского образования, воспитанницы, ткацкие, швейные, рукодельные

Короткий адрес: https://sciup.org/14113771

IDR: 14113771

Текст научной статьи Организация женских производственных училищ в России в конце XIX века

В 60-е годы XIX века всё активнее обсуждался вопрос о необходимости обучения в начальной школе девушек из народа. В 1861 году был учрежден особый орган по изучению проблемы совместного обучения в школе мальчиков и девушек. Девочек стали обучать в бесплатных воскресных школах совместно с мальчиками, однако девочек в школах обучалось еще крайне мало, практически их не было и в профессиональных училищах.

Реформа женского образования, проводимая в 60—70-е годы XIX века, встретила сопротивление со стороны представителей консервативных кругов, полагавших, что старая система закрытых сословных воспитательных учреждений обеспечивает родителям «уверенность, что их дочери будут встречаться в школе с равными им и что на их успехи, приемы, поведение и манеры будет обращено особое внимание» [1, с. 56]. В конце XIX века на Урале и в Поволжье распространение получило женское ремесленное образование. Официальная политика правительства в области народного образования не предусматривала профессиональной подготовки женщин. Однако развитие капиталистических отношений способствовало вовлечению женщин в производство, что подталкивало местные власти к открытию специальных учебных заведений. Появились школы с общеобразовательным курсом (равным начальной школе) и с обучением рукоделию.

Как известно, начало женскому профессиональному образованию, наряду с женской об- щеобразовательной школой, было положено 30 мая 1858 года, когда было утверждено «Положение о женских училищах ведомства Министерства народного просвещения», согласно которому женские учебные заведения профессиональной направленности должны были содержаться преимущественно на средства общественности, благотворительных организаций и частных лиц, получая денежные субсидии от правительства лишь в отдельных случаях [2, с. 67].

Бухгалтерских, акушерских, фельдшерских школ и классов было крайне мало, существовали они главным образом при общеобразовательных учебных заведениях. К концу XIX века женское профессиональное образование в России было развито еще слабо, правительство не только не брало на себя инициативы в деле его организации, но и часто противодействовало инициативе частных лиц и общественных организаций. В 1898 году женских профессиональных школ было только 48, специальных ремесленных школ и классов, учебных мастерских — 30, кулинарных школ и школ домоводства — 3. Кроме того, при 165 общеобразовательных школах были классы с преподаванием рукоделия.

В период проведения великих реформ в 1860-е годы в губерниях начинают открываться женские профессиональные школы для женщин на принципиально новой основе, нежели это было в 1830—1850-х годах. Уже к 1891 году в Симбирской губернии при начальных народных училищах было 8 ремесленных отделений и 8 ремесленных классов для обучения девушек.

Наиболее востребованными были следующие ремесленные отделения: ткацкие — при Пром-зинском и Ждановском женских начальных училищах, кройки и шитья — при Ардатовском женском училище с общим числом обучающихся 57 девочек [3].

В конце 1880-х годов профессиональному образованию девочек стала содействовать и Русская православная церковь. С 1 февраля 1892 года при Симбирском епархиальном женском училище была открыта школа кройки и шитья [4, с. 153].

31 июля 1900 года Учебно-окружное управление Казанского учебного округа утвердило новый Устав Симбирской школы кройки и шитья. По количеству учащихся городская школа была одной из крупных среди всех учебных заведений профессионального образования губернии. На 1 января 1898 года в ней училась 121 ученица, а на 1 января 1910 года здесь обучалось уже 169 человек. Педагогический состав насчитывал 15 человек, попечительницей школы была назначена Лидия Николаевна Сахарова. В 1915 году в школе учились 257 девушек, но общежития не имелось. Городское общество расходовало на содержание школы 8500 рублей, считая в том числе плату за обучение 104 рублей 25 копеек и доходы от продажи изделий в размере 400 рублей [5].

Повышение интереса к специальностям, где в основном главную производительную силу составляли женщины, привело к росту числа женских производственных училищ, и классифицировались они следующим образом: ткацкие, швейные и рукодельные.

Наиболее интенсивно развивались женские швейные училища. Это были школы, обеспечивающие одновременно общеобразовательную и профессиональную подготовку с двумя отделениями — общим и ремесленным. В ремесленном отделении на 42—45 недельных часов занятий 30—35 отводилось на профессиональную подготовку.

Рассмотрим особенность организации школ на примере Симбирской школы кройки и шитья. Она была открыта 15 февраля 1881 года для обучения шитью бедных девушек. Мастерская была создана по инициативе трех дам — членов Александрийского попечительского общества бедных В. Терениной, А. Денисовой и М. Разска-зовой. Задачи мастерской заключались в том, чтобы дать приют беспризорным девушкам и научить их шить. Школа размещалась на частной квартире, где жили 10 девочек. А умевшие уже шить получали еще по 20 копеек в день за работу. На втором году существования швейной мастерской в ней жили две надзирательницы, три швеи, 22 ученицы и 7 девочек приходили на занятия. Система обучения была чисто практическая, без преподавания каких-либо теоретических дисциплин [6, с. 184—185].

Симбирская городская дума 28 октября 1880 года утвердила проект правил обучения, приняла решение об открытии городской швейной мастерской для развития ремесленных знаний среди девочек и выделении средства на ее устройство. В начале 1889 года попечитель Казанского учебного округа, утверждая правила мастерской, сделал некоторые изменения в них и предложил назвать учебную мастерскую «школой кройки и шитья». Со всеми изменениями и названием Симбирская городская дума согласилась.

Три профессиональных учебных заведения для женщин были открыты в 80-х годах: это Симбирская швейная мастерская для обучения бедных девушек (1881 г.), Мачкасская частная мастерская Ардатовского уезда (1883 г.), преобразованная в 1892 году в ремесленное училище, и Симбирская городская школа кройки и шитья (1889 г.). Это были чисто ремесленные женские школы, где учились взрослые женщины, имевшие подготовку в объеме начального училища, и готовили эти школы в основном портних, вышивальщиц и т. д. [7].

Осенью 28 октября 1889 года состоялось открытие женской школы кройки и шитья . А 1 ноября на заседании Городской думы единогласно была избрана попечительница школы княгиня А. Н. Оболенская. Первоначально школа размещалась на частной квартире в доме провизора на Покровской улице и содержалась на средства города. Срок обучения составлял 3 года, в течение которых изучались портняжное и белошвейное дело и вышивание. Согласно правилам, принимались девочки не моложе 11 лет и не старше 14 лет, причем преимущество отдавалось воспитанницам Симбирского детского приюта и лицам, прошедшим полный курс приходских училищ г. Симбирска.

Рост промышленного производства поставил проблему подготовки ткачих для вновь открывающихся производств. Поэтому в Симбирской губернии в 1888 году в Промзино (ныне Сурское) Алатырского уезда при женском одноклассном училище был открыт ремесленный класс, в котором преподавалось ткачество, где девочки обучались тканью ковров. В 1897 году он был преобразован в класс обучения тканью сарпинки и других узорчатых тканей и существовал до 1918 года [4, с. 114].

Постепенно стали открываться и рукодельные училища . Они представляли они из себя школы общеобразовательного курса, приравненные к срокам и условиям обучения начального училища, но с акцентом в обучении девушек рукоделию. Срок обучения в них составлял 4—5 лет, и принимались в них девочки с семилетнего возраста. Основными задачами данных школ являлись подготовка и обучение девушек разновидностям женского труда и обучение основам ведения домашнего хозяйства. В 1881 году в Сызранском уезде в Ново-Рузадьевском народном училище функционировал женский класс для рукоделия, где обучали плетению кружев, вязанию, вышивке, пошиву предметов крестьянской одежды [8].

В обучении и воспитательной работе с девочками особое внимание обращалось на формирование в их сознании роли будущей матери и жены. Преподавались лишь те знания и умения, которые понадобятся девочкам в будущем при организации семейной жизни.

На протяжении ряда столетий по законам нравов, вероисповедания и морали женщина на Руси постоянно находилась под влиянием и защитой мужчины: старшего брата, отца, мужа, свекра. Русские женщины вели закрытый образ жизни, им не разрешалось громко смеяться, носить яркие одежды, красоваться перед посторонним человеком, посещать людные места; девушки должны были жить в дальних комнатах родительского дома и беспрекословно подчиняться воле родителей. Основную часть времени женщина проводила с родственниками, в семье, дома [12].

Значимым событием в жизни женщин являлось замужество. В период церковного засилья (X в.) христианство и вера берут на себя право утверждать либо отклонять брак мужчины и женщины. Церковь вменяла брачным и семейным отношениям значимость незыблемого духовного и нравственного союза мужчины и женщины, которые теперь окольцованы и взаи-мообязаны на всю жизнь. До замужества девушки проходили воспитание в родительской семье, и родители обязаны были обеспечить приданое и воспитать и обучить вежливости, порядку, ведению домашнего хозяйства и развить чувство материнства [11, с. 218].

В XVIII веке в России особой популярностью пользовалась система, предложенная и разработанная И. И. Бецким, которая нашла широкое применение в системе воспитания в женских училищах и включала следующее:

  • 1.    Физическое воспитание девиц организовывалось по принципу разделения на четыре возрастные группы, и каждая была подчинена особому порядку и специальным упражнениям. Девицам показано было больше бывать на свежем воздухе и двигаться. Запрещено было кормить девушек пряностями и специями, говорилось, что надлежит приучать их кушать простую пищу, не быть прихотливой.

  • 2.    Духовно-моральное воспитание основано было на мыслях, что только трудолюбие есть добродетель; «трудами человек сохраняет здоровье, силу, бодрость духа, важные для здоровья и доброты сердца».

  • 3.    Собственно моральное воспитание основано на требовании «удалять от слуха и зрения то, что хоть тень порока имеет».

Педагоги обязаны были общаться с девицами «кротко, гуманно, ласково и справедливо», телесные наказания были запрещены.

Основное внимание уделялось нравственному, духовному, религиозному, художественному, трудовому и физическому воспитанию девушек. Только личным примером преподавательского персонала, и начальницы в том числе, прививались высокие нравственные качества молодым девицам. Умеренность, кротость и благоразумие должны были быть главными качествами воспитателей [11].

Таким образом, инициатором развития женского профессионального образования стал промышленный подъем в России в 1870—1880-е годы, когда потребовались производственные кадры из числа женщин, поэтому женское производственное образование развивалось значительно быстрее, нежели основное и специальное. Повышение интереса к специальностям, где в основном главную производительную силу составляли женщины, привело к увеличению числа женских профессиональных училищ.

  • 1.    Константинов В. М., Недосекина И. Б. У истоков женского образования в России // Высшее образование в России. 1992. № 4.

  • 2.    История педагогики и образования / под ред. А. И. Пискунова. М. : Сфера, 2001.

  • 3.    Государственный архив Ульяновской области (ГАУО). Ф. 99. Оп. 1. Д. 703. Л. 15.

  • 4.    Красовский В. Э. Хронологический перечень событий Симбирской губернии. 1372—1901. Симбирск, 1901.

  • 5.    ГАУО. Ф. 99. Оп. 1. Ед. хр. 904. Л. 18—19.

  • 6.    Мартынов П. Л. Город Симбирск за 250 лет его существования. Симбирск, 1898.

  • 7.    ГАУО. Ф. 99. Оп. 1. Д. 897.

  • 8.    ГАУО. Ф. 99. Оп. 1. Ед. хр. 1181. Л. 1—11.

  • 9.    Леонтьева Л. Н. Профессиональная школа на новых началах // Образование. 1896. № 7—8. С. 59—60.

  • 10.    Назарьев В. Н. Развитие народного образования в пореформенной Симбирской губернии // Вестн. Европы. 1876. № 7. С. 111—112.

  • 11.    Шубович М. М. Семейная педагогика в системе междисциплинарной интеграции гуманитарного знания // Сибирский педагогический журн. 2008. № 9. С. 215—223.

  • 12.    Шубович М. М. Семейная педагогика П. Ф. Кап-терева и ее потенциал в современных условиях // Сибирский педагогический журн. 2009. № 5. С. 245—255.

Список литературы Организация женских производственных училищ в России в конце XIX века

  • Константинов В.М., Недосекина И.Б. У истоков женского образования в России//Высшее образование в России. 1992. № 4.
  • История педагогики и образования/под ред. А.И. Пискунова. М.: Сфера, 2001.
  • Государственный архив Ульяновской области (ГАУО).Ф. 99. Оп. 1. Д. 703. Л. 15.
  • Красовский В.Э. Хронологический перечень событий Симбирской губернии. 1372-1901. Симбирск, 1901.
  • ГАУО.Ф. 99. Оп. 1. Ед. хр. 904. Л. 18-19.
  • Мартынов П.Л. Город Симбирск за 250 лет его существования. Симбирск, 1898.
  • ГАУО. Ф. 99. Оп. 1. Д. 897.
  • ГАУО. Ф. 99. Оп. 1. Ед. хр. 1181. Л. 1-11.
  • Леонтьева Л.Н. Профессиональная школа на новых началах//Образование. 1896. № 7-8. С. 59-60.
  • Назарьев В.Н. Развитие народного образования в пореформенной Симбирской губернии//Вестн. Европы. 1876. № 7. С. 111-112.
  • Шубович М.М. Семейная педагогика в системе междисциплинарной интеграции гуманитарного знания//Сибирский педагогический журн. 2008. № 9. С. 215-223.
  • Шубович М.М. Семейная педагогика П.Ф. Каптерева и ее потенциал в современных условиях//Сибирский педагогический журн. 2009. № 5. С. 245-255.
Статья научная