Организационная история и программные принципы движения русское национальное единство (1990-2001 гг.)

Автор: Портнов Алексей Александрович

Журнал: Власть @vlast

Рубрика: История

Статья в выпуске: 9, 2008 года.

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/170164558

IDR: 170164558

Текст обзорной статьи Организационная история и программные принципы движения русское национальное единство (1990-2001 гг.)

В начале 90-х гг. в Р-оссии правые радикалы поставили вопрос о создании русского национального государства. Основное препятствие для него они видели в недостаточном развитии русского национального самосознания и рудиментах сознания имперского. Такова, в частности, инерция советского менталитета, таковы последствия коминтерновского воспитания в течение многих десятилетий. Тем не менее они отмечали рост русского национализма как восходящей тенденции общественного развития, с которой необходимо считаться.

В настоящей статье предпринята попытка раскрыть особенности отечественных ультраправых движений, на примере организации Р-усское Национальное Е-динство, так как Р-НЕ- наиболее полно выражало интересы правых радикалов и в 90-е гг. держало монополию на российском ультраправом фланге.

ПОРТНОВ Алексей Александрович – Саратовский гсударственный уиверситет им.

Н. Г. чернышевского, Институт истории и международных отношений, кафедра истории Нового, Новейшего времени и международных отношений

В октябре 1990 г. ефрейтор запаса А-. П. Б-аркашов с группой единомышленников, покинувших НПФ «Память», основал движение «Р-усское Национальное Е-динство», руководителем которого являлся вплоть до его распада в 2001 г. Р-усское Национальное Е-динство являлось одной из самых радикальных ультраправых национал-патриотических организаций в Р-оссии. Главной целью движения Р-НЕ- декларировалось обеспечение настоящего и будущего русской нации, ее достойного исторического пути, возвращение русскому народу его исторического места и роли в государстве и мире. Пропаганда идей велась представителями Р-НЕ- в основном через собственный печатный орган – газету «Р-усский порядок». Первоначально, в 1991 г., вышел один номер отпечатанного на ксероксе бюллетеня «Р-усский стяг» под редакцией самого А-. Б-аркашова. «Р-усский порядок» стал выходить с начала 1992 г. типографским способом. Первоначально газета содержала в основном документы и пропагандистские материалы Р-НЕ-. В дальнейшем начали печататься статьи Б-аркашова, как программные, так и «теоретические», научно-популярные статьи о происхождении русского народа, об истории свастики, о религии и т.п. Функционеры Р-НЕ- постоянно стремились расширить географию своего издания.

К лету 1995 г. «Р-усский порядок», кроме Москвы, печатался уже во Владивостоке, Самаре, Ставрополе и Петропавловске-Камчатском. На эту газету можно было подписаться по каталогу «Р-оспечати». В октябре 1995 г. возобновился выход «Р-усского стяга», на этот раз уже как зарегистрированной газеты. Печатное содержание «Р-усского стяга» почти ничем не отличалось от содер- жания «Р-усского порядка». В дальнейшем в Интернете был создан и зарегистрирован сайт Р-НЕ-.

В программных положениях подчеркивалось, что именно русский народ, благодаря своей многочисленности, военной мощи, высокой духовности, справедливости, самобытной культуре и хозяйственно-экономическому укладу стал притягивающим ядром, вокруг которого на протяжении столетий формировалось многонациональное государство-империя. «Многие народы, например, грузины, казахи, по несколько раз обращались к Р-оссии с просьбой о принятии их в подданство, надеясь на защиту и справедливость. Не какой-то интернационализм и общечеловеческие ценности, а именно Р-усский Народ с его национальным характером был главной притягивающей и скрепляющей силой в государстве»1. Как видно из вышеуказанного источника, ультраправые идеологи пропагандировали исключительность русского народа и его доминирующую роль в создании Р-оссийского государства.

Идеологи из Р-НЕ- считали, что формировать национальное движение необходимо не на политической, социальной или религиозной основах, а на основе общности происхождения, кровном родстве и общности по национальному характеру – «родству по духу». Р-усские националисты из Р-НЕ- считали себя носителями национальной идеи и ставили интересы нации превыше всего. Под «нацией» они понимали не политическое сообщество граждан (политическая модель нации-государства – порождение французской революции конца ХVIII в.), а этническ у ю общность (этнонациональная модель, восходящая к Гердеру, была характерна для германского национализма).

Патриотизм представлялся руководителями Р-НЕ-, в частности самим Б-аркашовым, как националистический и имперский одновременно2. Предполагалось создать государственное устройство по принципу национальнопропорционального представительства, сочетая его с корпоративным. Возврат к границам бывшего СССР- не фигуриро- вал среди декларированных целей движения. На южном направлении предпочтение отдавалось выселению выходцев из кавказских и среднеазиатских республик, не входящих в состав Р-оссии. По проекту Р-НЕ-, «Р-оссия должна быть унитарным государством Р-усских (85%) и Р-оссиян (15%)»3. В органах государственной власти и управления «русские» и «россияне» должны быть представлены в таком же процентном соотношении. Под русскими подразумевался триединый народ – русских, украинцев и белорусов, а под россиянами – неславянские коренные этносы: угро-финские народы, татары, чуваши и т.д., для которых Р-оссия является исторической родиной и с которыми русские «сотни лет живут в мире»4.

В пропагандистских документах неоднократно подчеркивалось, что русский национализм не предполагает враждебного отношения к другим нациям. Как написано в «Р-усском стяге», «Националист – это человек, который любит свою нацию – в отличие от шовиниста, возвышающего свою нацию и унижающего другие»5.

В религиозной сфере движение Р-НЕ-опиралось на православное христианство, которое считалось официальной религией организации. По материалам идеологических документов: «Ч-лены Р-НЕ-в своей жизни опираются на те старые, присущие раннему средневековью формы Православия, которые служили нашим предкам духовной основой при создании и укреплении Р-усского государства»6. В действительности тотального контроля за вероисповеданием среди членов Р-НЕ-не существовало, а наблюдался скорее религиозный синкретизм, состоящий из православного христианства, древнеславянского язычества, буддизма и ряда некоторых оккультных национал-социалистических религиозных учений. Даже сам лидер движения Б-аркашов сочетал в себе симпатии к вышеперечисленным религиозным учениям. В самой символике Р-НЕ- также присутствовал «сплав»

христианских, языческих и буддийских символов. Например, эмблема движения – коловрат на фоне восьмиконечной звезды, сочетала в себе правостороннюю индоарийскую свастику и восьмиконечную «звезду Б-огородицы». Идеологи Р-НЕ-заявляли, что данная символика означает присутствие Б-ога в Р-оссии, коловрат (или солнцеворот) – древнейший русский знак, изображавшийся на оружии и одежде еще во времена князя Святослава и Святого Владимира, а также ссылались на прозвище легендарного рязанского богатыря Е-впатия Коловрата. Приветствие Р-НЕ- – вскинутая от сердца со словами «Слава Р-оссии!» вверх рука и особое рукопожатие также имели древнеязыческое происхождение. Поэтому с Р-НЕ- сотрудничали как некоторые представители Р-усской Православной Церкви, так и явные неоязычники.

В экономической и социальной сфере Р-НЕ- придерживалось так называемой доктрины «национального социализма». В данной доктрине сочетались идеи национализации крупного производства, стратегических природных ресурсов, финансов, внешней торговли, но с сохранением частной собственности и права на предпринимательскую деятельность, а также бесплатного социального обеспечения с идеей безоговорочного приоритета русских и россиян в управлении экономикой и пользовании социальными благами. Под этим подразумевалось: обеспечение работой, жильем, бесплатным медицинским обслуживанием, бесплатным образованием, защита материнства и детства и обеспечение достойной жизни и старости граждан Р-оссии. Таким образом, главной задачей движения ставилось построение национального государства на принципах социальной справедливости1.

В сфере внешней политики идеологи Р-НЕ- декларировали, что покончат с геноцидом русского народа и будут защищать интересы русских и россиян в любой точке земного шара. Б-ольшое значение в программных документах движения имела антиамериканская и антиизраиль-ская пропаганда. Для идеологов Р-НЕ- эти страны представлялись основным источником зла и разложения. В то же время страны Западной Е-вропы в таком аспекте не рассматривались. Выдвигалась идея нормальных добрососедских отношений, если Запад не будет пытаться нарушать русскую самобытность. Необходимо отметить еще и тот факт, что Р-НЕ- неоднократно выражало солидарность с националистами в других европейских странах.

В сфере внутриполитических отношений Р-НЕ- находилось в оппозиции к так называемому традиционному патриотическому движению, обвиняя его в неэффективности, непоследовательности и связях с партноменклатурой. С ультраправыми оппозиционными организациями Р-НЕ- также мало шло на сотрудничество. Р-уководство мотивировало это тем, что ни одна из подобных организаций реально не отстаивает интересы Р-оссии и русской нации. Понятно, что Б-аркашов претендовал на единоличное лидерство. В программных документах движения указывалось на то, что иные националистические партии или движения «…мало-численны, неорганизованны, не имеют четких критериев нации и национального государства и, не представляя реальной опасности для врагов Р-усской нации, лишь мешают объединению здоровых националистических сил в один кулак»2.

Особое внимание в движении уделялось внутренней структуре. Р-НЕ- было построено по иерархическому принципу, управление внутри организации авторитарно, с жесткой, почти армейской дисциплиной. На каждом уровне руководитель распоряжался единолично, имевшийся при нем Совет выполнял только совещательные функции. Р-уководитель всего движения именовался Главным Соратником, далее по субординации шли три категории членов:

– Соратники (члены движения) образовывали ядро (центр), они формировались из наиболее дееспособных, авторитетных и преданных движению людей. Главное требование, применявшееся к Соратникам, – осознанная готовность подчиняться военной дисциплине, которая действовала внутри ядра движения. Соратники – люди, добровольно и сознательно подчинявшие все свои личные интересы делу движения и внесшие значительн ый вклад в укрепление Р-НЕ-.

Соратники наделялись большими полномочиями. Так, в «Кодексе чести» указывалось: Соратник, являясь полномочным представителем Р-усской Нации, обязан восстанавливать справедливость в отношении Р-усских людей своей властью и своим оружием, не обращаясь в судебные и иные инстанции. Любые вопросы Соратник решает, руководствуясь только национальным правосознанием и в соответствии с полномочиями, данными ему Главным Соратником, и никаким законам не подчиняется»1.

– Сподвижники (кандидаты в члены движения) образовывали регулярный актив. Сподвижники систематически выполняли определенные задачи в движении, но еще не обладали качествами, предъявляемыми к Соратникам. «Сподвижники не готовы по каким-либо причинам подчинить свои личные интересы интересам Движения, не осознают необходимости подчиняться твердой, постоянно действующей дисциплине, пребывают в Движении непродолжительное время и в силу этого еще недостаточно зарекомендовали себя. По мере устранения всех перечисленных несоответствий Сподвижники становятся Соратниками, то есть переходят в Ядро движения».

– Сторонники (сочувствующие) образовывали потенциальный актив движения и наиболее массовую его часть. По меркам функционеров Р-НЕ-, данная категория лиц еще не обладала качествами, предъявляемыми к Соратникам и Сподвижникам. «Например, Сторонники могут быть недостаточно активными, неспособными систематически выполнять поручения по объективным причинам, одна из которых – непродолжительное время пребывания в Движении»2. Тем не менее эта категория участников была наиболее многочисленна и периодически привлекалась к участию в общих мероприятиях движения: митинги, собрания, пикетирования, расклейка и раздача печатных материалов и т.д. Также сторонники вели повседневную бытовую пропаганду и агитацию идей движения и формировали вокруг себя группы сочувствующих – потенциальных членов Р-НЕ-и избирателей, так как представители от

Р-НЕ- достаточно часто баллотировались на выборах различного уровня.

Р-НЕ- было военизированной организацией. По заявлениям идеологов: «Сам факт появления военизированного национального движения <…> стимулирует волю народа к борьбе с врагами <…> Появление организации, члены которой одеты в военизированную форму, деморализует врага, демонстрирует ему единство и решимость народа сражаться до победы за свою неза-висимость»3. Поэтому активисты Р-НЕ-носили специальную форму черного цвета с опознавательными знаками движения, в комплект которой входил черный берет, коричневая портупея и армейские ботин-ки-берцы, позже к ней добавился армейский камуфляжный костюм.

Особое внимание в движении уделялось патриотическому воспитанию молодежи. Б-аркашов имел все основания гордиться тем, что в его организации большинство составляла именно молодежь. В 90-е гг. была создана по стране сеть военно-патриотических клубов под эгидой Р-НЕ-, самыми известными из которых были: «Р-усские Витязи», «Витязи», «Виктория», «Викинги» и «Коловрат». В этих клубах молодые активисты Р-НЕ- и сочувствующие проходили бесплатную, качественную военно-спортивную подготовку под руководством опытных военных инструкторов, как отставных, так и действующих. Конечно, часть молодых людей приходила ради возможности бесплатно потренироваться в боевых искусствах и стрелковой подготовке, но те, кто оставался и, следовательно, подчинялся жесткой дисциплине Р-НЕ-, – уже были не случайные люди. Р-егулярно проводились политзанятия, где углубленно разъяснялись основы идеологии движения. Также в Р-НЕ- пропагандировался здоровый образ жизни, запрещены алкоголь и табакокурение, не говоря уже о наркотиках. Внутри Р-НЕ- существовал Национальный клуб, в который принимали зарекомендовавших себя хорошим знанием националистической идеологии и преданностью движению молодых активистов. Клуб считался кузницей кадров Р-НЕ-.

В отличие от многих других оппозиционных ультраправых организаций, в Р-НЕ- не было массы экзальтированных личностей, пригодных только для митингов. Б-аркашов не раз заявлял, что Р-НЕ-готовится не к митингам, а к борьбе в экстремальной ситуации; этой установке соответствовал и отбор кадров. Поэтому довольно высоким был процент военнослужащих, сотрудников органов МВД и спецслужб. Внутренняя служба безопасности Р-НЕ- была в свое время создана бывшим сотрудником МВД А-лександром Денисовым. В списке отряда Р-НЕ-, участвовавшего в защите Б-елого Дома, можно обнаружить не только отставных офицеров армии, МВД и КГБ-, но и действую-щих1. Такая ситуация прослеживалась не только в Москве, например, бывший руководитель краснодарской краевой организации Виктор Зелинский прослужил в МВД 25 лет и дослужился до командира батальона.

В 90-е гг. подразделения Р-НЕ- существовали более чем в 1 тыс. городов и насе- ленных пунктов Р-оссии и практически во всех республиках бывшего СССР-. Из российских отделений Р-НЕ- самыми крупными являлись: московское, краснодарское и воронежское, а из зарубежных – белорусское.

На Юге Р-оссии подразделения Р-НЕ-пополнялись во многом за счет казаков. Одну из самых сильных организаций в Краснодарском крае, в городе Славянске-на-Кубани возглавлял Сергей Перов, воевавший как казак в Приднестровье.

Р-аспалось движение к лету 2001 г. в результате внутренних противоречий среди руководства. Р-НЕ- было, пожалуй, самым высокоорганизованным образованием среди националистических сообществ Р-оссии конца XX в. Движение реально претендовало на власть во время событий 1993 г. Лозунги и программа этого движения находили поддержку среди многих представителей тогдашнего российского общества и пользовались популярностью в различных регионах Р-оссии и стран ближнего зарубежья.

Статья обзорная