Организационно-правовые основы формирования физической культуры и спорта России в XVI-ХIХ вв.

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/147149303

IDR: 147149303

Текст статьи Организационно-правовые основы формирования физической культуры и спорта России в XVI-ХIХ вв.

Необходимость управления физической культурой и спортом очевидна, поскольку развитие данной отрасли социальной сферы «... способствует общему прогрессу страны, так как направлено на совершенствование личности человека, укрепление здоровья людей, обеспечивающего и высокоэффективное функционирование трудовых ресурсов». В свою очередь грамотная организация управления в настоящей области общественных отношений невозможна без комплексного изучения возникновения и развития нормативной базы физической культуры и спорта России. В исследовании проблем организации управления физической культурой и спортом хотелось бы выделить историческую отрасль научных знаний.

Постоянный научный интерес к изучению управленческих проблем физической культуры и спорта в последнее время очень возрос. В этой связи рассмотрим возникновение предпосылок развития нормативноправовой базы физической культуры и спорта.

В XVI в. теоретические и педагогические идеи в Московском государстве были еще в зачаточном состоянии; в особенности это относилось к народным развлечениям. В быту у русского народа физическое воспитание в виде народных развлечений и игр сохраняло присущий ему самобытный характер. Существовали такие формы народных развлечений, как плавание, кулачные бои, хороводы, качели и различные другие. Церковные поучения категорически запрещали все виды мирских утех. В понятиях проповедников «еллионское беснование» являлось самым омерзительным языческим грехом. В «Домострое» протопопа Сильвестра, написанном около 1580 года, - памятнике, отражающем картину общественной жизни XVI в., Сильвестор, подобно митрополиту Даниилу, восставал против «всяких игр бесовских», «скаканий», «конских ури-станий» и грозил, что «все вкупе будут во аде, а здесь прокляты». Господство аскетического идеала жизни было так велико, что ни один из видов спорта не мог быть разрешен в народном быту. Конские «уристания», бег, кулачные или палочные бои - все это запрещалось в такой категорической форме, что даже государственная власть под несомненным давлением церкви вынуждена была высказать свое отношение к народным развлечениям.

В 1550 году издается Стоглав - сборник, в котором кратко было изложено все, что считалось в то время важным и необходимым. Главы 92 и 93 («О игрищах еллионского беснования») отнесли к религиозным преступлениям все виды физических упражнений. При такой важности, которую придавал законодатель преступлениям подобного рода, они должны были вызвать против себя строгие меры предупреждения и преследования. Осуждение народных развлечений исходило не только от отдельных лиц, но иногда от организованной группы. Летом 1663 года девять нижегородских священников подали коллективную челобитную патриарху Иосафу I, в которой излагали положение вещей в Нижнем Новгороде:

«...Да сходятся, государь, не токмо люди молодые, но и старые в толпы, и бывает бои кулачные великие и смертного убийства много живет в тех их играх, и многие без покаяния пропадают.

Да о празднице, государь, в великую светлую неделю ходят медветчики и скоморо-си по дворам и по улицам и творят игры бесчинные, ругаются празднику воскресенью Христову, да на той же, государь, недели поставляют на лобных местах качели и многие люди приходя качаются и с качелей убиваются до смерти и пропадают меж собою також без покаяния».

Очевидно, эта челобитная послужила материалом для указа патриарха в августе того же года о запрещении «игрищ».

16 июля 1648 г. состоялось государственное совещание, на котором было решено составить новый свод законов русского государства под названием «Уложение». Для обсуждения и принятия Уложения царь по совету патриарха и боярскому «приговору» повелел избрать Земской собор. В Земской собор, начавший свою работу в сентябре 1648 года, вошли представители дворянства, духовенства и купечества. Обсуждение проекта Уложения в Земском соборе проходило в двух палатах: в «Верхней палате», где заседали царь, Боярская дума и Освещенный Собор, и в «Ответной палате», состоявшей из выборных людей различных чинов под председательством князя Ю.А. Долгорукова. В статьях Уложения нашли свое отражения требования, которые были записаны в челобитных, поданных до 1 сентября, положения от 30 октября и 25 ноября 1648 г. и положения из других источников. В предисловии к Уложению среди официальных источников, использованных при его разработке, указывались:

  • 1)    правила «Святых Апостолов и Святых отец» - церковные постановления вселенских и поместных соборов;

  • 2)    градские законы греческих царей - византийское право;

  • 3)    указы прежних великих князей и «Государей Российских» и боярские приговоры, сличенные со старыми судебниками.

  • 29    января 1649 г. Соборное уложение вступило в силу.

В Уложении ни слова не говорилось о запрещении «еллинских беснований», тем не менее запрет, по-видимому, не был снят. В 1649 году был издан Указ царя Алексея Михайловича «О недопущении непристойных игрищ», который запрещал все народные развлечения. Указ был разослан в ряд городов. Несомненно, что он был издан под влиянием челобитной выборного детей боярских города Курска - Гавриила Ивановича Малышева, весьма обеспокоенного тем, что Уложение не упоминает о запрещении игр. Так же было составлено Уложение о наказаниях для исполнения Указов.

В 1721 году Петром I патриаршество было ликвидировано, для управления церковью была создана Духовная коллегия - Святейший правительствующий Синод. В 1719 году был написан «Духовный регламент», тщательно отредактированный самим Петром I. В «Духовном регламенте» отмена патриаршества объяснялась несовершенством единоличного управления церкви и политическими неудобствами, происходившими от возвеличивания церковной высшей власти как «равносильной царской власти и даже выше ее». Учреждением Синода Петр подчинил церковную власть светской. В этом отношении реформы Пет-pal, хотя и косвенно, все же положительно сказались на развитии народного физического воспитания, освободив его от преследований со стороны церкви и органов государственной власти.

Были проведены большие культурные преобразования, которые оказали глубокое влияние на различные стороны общественной жизни и не замедлили положительно сказаться и на физическом воспитании, подняв его значение в общественной жизни. Петр I изменил отношение государства к физической культуре и спорту. Физическое воспитание начало соединяться со всей системой образования и впервые стало неотъемлемой частью школьного образования высших классов общества.

В 1721 году 17 апреля Петром I был издан Указ «Об открытии епархиальной школы (для дворянской молодежи)». В программу были заложены основы русской национальной системы военно-физической подготовки. Воспитанники этих учебных заведений учились фехтованию, «рапирной науке», играли в городки и кегли, свайку и чехарду, делали различные приемы деревянными ружьями и упражнялись в гребле, лазанье по корабельным снастям, «шпажном искусстве» и других двигательных действиях.

Г од спустя после смерти Петра I, 21 июля 1726 г., вышел Указ Екатерины I «О регламентации кулачных боев». Этот Указ интересен тем, что, во-первых, он свидетельствует о широком распространении кулачных боев в самом Петербурге, и, во-вторых, тем, что он как следствие политики Петра I в отношении физического воспитания вносил элементы организованности в кулачные бои, регламентируя правилами их устройство и проведение.

В 1816 году Указом царя Александра I было открыто первое военно-спортивное учебное заведение фехтовальной школы при отдельном Гвардейском корпусе.

В 1838 году была выпущена Военным министерством «Инструкция по введению

Эйхман С.В.

Организационно-правовые основы формирования физической культуры и спорта России...

гимнастики для занятий с солдатами». Позже в 1856 году было выпущено Положение Военного министерства «Об издании рисунков гимнастических упражнений», а год спустя -«Об урочных таблицах вольных гимнастических упражнений первоначального фехтования».

В 1855 году главнокомандующий гвардейскими и гренадерскими корпусами генерал-адъютант Редигер представил Александру II записку о причинах военных неудач и предлагал ряд мероприятий по повышению боеспособности армии. По приказу Александра II была создана комиссия, на которую возлагались задачи изменить и упростить, улучшить вооружение, ввести в войсках занятия по физической подготовке для офицеров и нижних чинов, разработать меры по повышению качества подготовки офицеров и т.д.

В 1856 году был несколько упрощен воинский Устав и узаконена физическая подготовка в армии.

В 1859 году стали разрабатываться и в 1861 году были введены «Правила для обучения гимнастики в войсках». Как сказано в этих правилах, «обучение гимнастики имеет целью физически развить солдата, т.е. укрепить его силы, выработать в нем ловкость и развязность, придать его движениям смелость и в физическом смысле предприимчивость. Развитие в солдате этих свойств делает его способным к быстрым и продолжительным движениям и преодолению разнообразных местных препятствий, встречающихся при действии в поле, и в то же время способствует успеху всех прочих занятий, относящихся к строевому образованию солдат».

С введением Правил встал вопрос о руководстве физической культурой в войсках. Военное министерство в 1863 году издает Положение «Об открытии курсов для подготовки руководителей гимнастики и фехтования в Армии».

В учебных заведениях России физическое воспитание основывалось, как и в Армии, на развитии гимнастики, фехтования, конного спорта, ориентируясь на передовой опыт европейских стран. В начале правления Александра I сеть гимназий была увеличена, школьные уставы 1804 года устанавливали преемственность школ - от низшей до высшей. Открылись новые университеты. Министерство народного просвещения ставило своей целью разностороннее воспитание и развитие подрастающего поколения высшего и среднего сословий. С усилением реакции во второй половине царствования Александра I и в царствование Николая I система образования приняла строго сословский характер.

Проведенная в 1864 году реформа школьного дела означала шаг вперед в деле развития физического воспитания, однако идея развития школьной гимнастики по-прежнему не была подкреплена материальной базой, кадрами и поэтому не привела к улучшению физического воспитания учащихся.

В 1862-1864 гг. была открыта первая женская гимназия, кадетские корпуса преобразованы в военные двухгодичные училища и гимназии. Открывались учебные заведения общественными организациями и частными лицами с оплатой или без оплаты за обучение.

Гимнастика вводилась в программу учительских семинаров. 3 декабря 1873 г. Министерством народного просвещения издается «Руководство по гимнастике для сельских школ», а в 1877 г. - Циркуляр «В указании выпускникам учительских семинарий умение преподавать гимнастику и в аттестатах вносить оценку за овладение преподаванием гимнастики».

В мае 1888 года военный министр Ван-новский, «отмечая одностороннее развитие духа в ущерб тела в гражданских школах», предложил Министру народного посвящения для «улучшения физического здоровья» учащихся ввести в гражданских учебных заведениях преподавание военной гимнастики.

25 апреля 1889 г. была выпущена Инструкция Министерства народного просвещения, которой гимнастика вводилась как предмет обучения в мужских учебных заведениях. В качестве основных средств физического воспитания рекомендовались гимнастика и игры.

Этап становления физической культуры Российской Империи XVII-XIX вв. характеризовался изначальным развитием физической культуры в российской армии и Министерстве народного просвещения. Управление в этот период было косвенным, характеризовалось как прикладное для сферы физической культуры, поскольку ориентация военного ведомства и Министерства народного просвещения предполагала достижение с помощью физической культуры своих основных целей и задач.

Формирование нормативно-правовых актов в разных областях общественных отношений способствовало развитию физической культуре в стране. Роль нормативно-правовых актов в регулировании управления отраслью заключается в том, что они выступают в качестве основы установления, изменения или прекращения указанных отношений. По своей юридической силе нормативно-правовые акты в сфере физической культуры и спорта эво люционно формировались неадекватно, так как деятельность государства по управлению отраслью регулировалась и реализовывалась не одним, а целой системой корпоративных органов управления, в связи с чем и нормативно-правовые акты издавались в пределах полномочий федеральных управленческих структур.

Статья