Организационно-правовые способы профилактики неформальной трудовой деятельности населения

Бесплатный доступ

В статье раскрываются социально-экономические аспекты неформальной занятости населения. Предлагается анализ отдельных статей УК РФ, КоАП РФ и иных нормативных правовых актов, регламентирующих сферу товарно-денежных отношений. Определяются возможности норм административно права по регулированию неформальной трудовой деятельности.

Неформальная занятость, нормы административного права, трудовые отношения, безработица, самозанятость

Короткий адрес: https://sciup.org/142197532

IDR: 142197532

Текст научной статьи Организационно-правовые способы профилактики неформальной трудовой деятельности населения

Неформальная занятость населения является сопутствующим явлением функционирования рыночной экономики. Ее доля в производстве товаров и услуг изменяется в зависимости от развитости экономических, социальных, культурных и иных основ государственного устройства. В странах с большой долей государственного участия в экономике, например, Китае, КНДР и др., возможно сдерживание теневизации трудовых отношений за счет административных мер и жесткого правового ограничения.

При «железном занавесе» в СССР доля теневых отношений в ВВП не превышала 15% [4. С. 72]. Рядовой гражданин стоял в многолетних очередях на приобретение товаров длительного пользования (в т.ч. автомобиля, стиральной машины и т.п.), но в большинстве своем не имел возможности приобретения данных вещей в обход установленных норм.

В дальнейшем, с переходом к рыночной форме организации экономической деятельности, российское общество трансформировало или приобрело такие феномены, как безработица, самозанятость, гастарбайтерство, неформальная занятость и т.п. Разрастающийся частный сектор, увеличивающиеся потребности, снятие «железного занавеса» и т.п. явились благодатной почвой для формирования самостоятельного теневого сегмента рынка труда. Рыночные отношения без надлежащего государственного контроля обусловили повышение роли теневых форм деятельности. Значительная часть предприятий не выдержали конкуренции с импортными товарами и ушли «в тень». Данный процесс вполне объясним в рамках классической камералистской концепции Ф. Листа [3. С.27]. С некоторой долей условности, в переводе на теневой сегмент рынка труда, идеи данного подхода могут быть представлены в виде внешнего, по отношению к государству, фактора воздействия на экономическое пространство. Свобода частных интересов всех участников глобального рынка при наличии собственной слаборазвитой экономики обрекает ее на неконкурентоспособность. При этом заведомая проигрышность в открытой конкуренции с импортными товарами стимулирует развитие теневой экономики с уклонением от налогообложения.

Современные социально-экономические отношения унаследовали административную за-организованность деятельности. Административные барьеры, неэффективные правила регистрации и осуществления хозяйственной деятельности обусловливают поведение отдельных субъектов на рынке труда. Их успех связан не только с производственной деятельностью, но и дополняется умением исключать издержки, связанные с официальным регулированием деятельности. Основной причиной теневой экономики, пишет Э. Сото, принято считать неэффективный правовой режим. По его словам, «чтобы уйти от насилия и бедности, нужно признать собственность и труд людей, которых легальный сектор ныне отторгает, чтобы вместо бунта воцарился дух сотрудничества и ответственности» [5. С. 41].

Теневая занятость в различных проявлениях имеет место практически во всех сферах взаимоотношений индивидов. Причем эти отношения деформируются под ее воздействием, а сама занятость искажается и трансформируется в иное образование. Под занятостью мы стали понимать рэкет, «крышевание», проституцию и т. п. На фоне этого работа без лицензии, деятельность без соответствующей регистрации и т. п. кажутся абсолютно безобидными.

Анализ причин совершения правонарушений на рынке товаров и услуг позволяет выявить основные мотивирующие факторы [1. С. 48-53]:

отсутствие отечественного производства или высокая цена отечественных товаров (услуги, предоставляемой гражданами РФ);

  • заинтересованность в быстром получении прибыли;

  • низкие доходы значительной части населения;

несовершенство законодательства; неэффективность работы органов власти.

С целью предупреждения противоправных деяний в сфере производства и реализации товаров (услуг) необходимо учитывать общественную опасность деяния. К примеру, в ст. 238 УК РФ установлена ответственность за производство, хранение, перевозку либо сбыт товаров и продукции, а также выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности. Наряду с этим ст. 14.4 КоАП РФ закрепляет административную ответственность за продажу товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением санитарных правил. Каждый из указанных составов имеет присущий только ему объект, субъект, объективную и субъективную стороны. Уголовное законодательство охраняет наиболее важные общественные отношения, которым причиняется или реально может быть причинен значительный вред с целью пресечения деятельности подпольных фабрик и цехов, а также различных предприятий, выпускающих и реализующих товары, оказывающих услуги или выполняющих работы, не отвечающие требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей. Нормы КоАП РФ аналогично направлены на защиту общественных интересов, но предусматривают наказание за совершение менее опасных правонарушений, в частности, за нарушение сроков реализации товаров.

Основываясь на понимании общественной опасности деяния, в современной законодательной практике имеются прецеденты отнесения административно наказуемого правонарушения, в случае его неоднократности, в категорию преступления. К примеру, речь идет о статье 151.1 УК РФ «Розничная продажа несовершеннолетним алкогольной продукции». В примечании к статье отмечено, что если лицо ранее привлекалось к административной ответственности за аналогичное деяние в течение ста восьмидесяти дней, то это является фактом неоднократности и, соответственно, предусматривает уголовную ответственность. Данная норма также отмечена в ст. 14.16 КоАП РФ, которая, согласно Федеральному закону № 253-ФЗ от 21.07.2011 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления мер по предотвращению продажи несовершеннолетним алкогольной продукции», дополнена пунктом 2.1. «Розничная продажа несовершеннолетнему алкогольной продукции, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния». Идентичная норма обсуждается в Государственной Думе в плане ужесточения ответственности за управление транспортным средством в пьяном виде [1].

В СССР, признавая, что факты хулиганства причиняют большой вред обществу, оскорбляют честь и достоинство советских граждан, был принят Указ Президиума ВС СССР от 26.07.1966 № 5362-VI «Об усилении ответственности за хулиганство». В статье 9 данного нормативного акта вводилось понятие злостного хулиганства и была предусмотрена уголовная ответственность за действия, совершенные лицом, ранее судимым за хулиганство. Наказанием в данном случае являлось лишение свободы на срок от одного года до пяти лет.

Фактически неоднократность совершения административно наказуемого деяния не является объективной стороной правонарушения. Это говорит о неоднозначности такой нормы, как ужесточение ответственности за повторное совершение аналогичного деяния в течение определенного срока. Однако в случае признания общественной опасности неформальной занятости граждан, на наш взгляд, следует предусмотреть ужесточение ответственности за повторное совершение правонарушений на рынке товаров и услуг (Ст. 14.1, 14.4, 18.10 и др. КоАП).

Целесообразно обращать более пристальное внимание на понятие «причиненный ущерб». Это касается практически всех преступлений в сфере экономической деятельности, предусмотренных главой 22 УК РФ, а также правонарушений в области предпринимательской деятельности по статьям 14.1 - 14.19 КоАП РФ. К примеру, если в связи с продажей нелегальной продукции (контрабанда, контрафакт) причинен крупный ущерб, необходимо применять санкции уголовного законодательства (лишение свободы с конфискацией продукции). В случае если деятельность не причинила существенного ущерба, следует ограничиться штрафными санкциями.

В настоящее время назрела необходимость пересмотра размера административного штрафа. Максимальная сумма штрафа для граждан на сегодняшний день, согласно статье 3.5 КоАП, составляет пять тысяч рублей. Если раньше эта сумма считалась достаточной, то сейчас размер потенциальной выгоды при несоблюдении закона во много раз превышает размер вероятностного ущерба. Целью наказания является предупреждение совершения правонарушений и преступлений. А этого сложно добиться при незначительности санкций.

Возвращаясь к вопросу повышения ответственности за продажу несовершеннолетним алкогольной продукции, следует обратить внимание на Федеральный закон № 193-ФЗ от 12.11.2012 «О внесении изменений в статьи 3.5 и 14.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях», в котором предусмотрено, что розничная продажа несовершеннолетнему алкогольной продукции, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение штрафа на граждан в размере от 30 тысяч до 50 тысяч рублей, на должностных лиц - от 100 тысяч до 200 тысяч рублей, на юридических лиц от 300 тысяч до 500 тысяч рублей (ранее -от 3 тысяч до 5 тысяч рублей, от 10 тысяч до 20 тысяч рублей и от 80 тысяч до 100 тысяч рублей соответственно). Возможно, аналогичные санкции необходимо предусмотреть и по отдельным статьям 14 главы КоАП РФ.

Согласно теории повседневной деятельности [6], преступление не требует особых предпосылок и, как естественное социальное явление, совершается, когда складываются благоприятные возможности. Если объект проступка не защищен в достаточной мере и полученный результат сулит выгоду для злоумышленника, правонарушение совершается. Соответственно, необходимо сделать так, чтобы противоправная деятельность изначально была непривлекательной.

Таким образом, если государство заинтересовано в снижении уровня неформальной занятости, то необходимо выработать комплексные меры, направленные на вытеснение из системы общественных отношений норм и ценностей, противоречащих трудовой морали и праву. Законодателю необходимо определить степень опасности для общества определенных видов трудовой деятельности и ужесточить соответствующие нормы. Следует ввести практику усиления ответственности за повторное совершение противоправного деяния. Необходимо учитывать явный и неявный ущерб от определенного вида неформальной деятельности. При этом основная цель вышеобозначенных направлений действий должна заключаться в формировании механизмов, позволяющих создать условия, при которых неформальная занятость населения станет экономически невыгодной.

Список литературы Организационно-правовые способы профилактики неформальной трудовой деятельности населения

  • Алиуллов Р.Р., Белов Е.А., Романюк В.С. Предупреждение правонарушений в сфере потребительского рынка.-Казань, 2010.
  • Госдума ужесточает ответственность за повторное нарушение [Электронный ресурс]. URL: http://www.rbcdaily.ru/2012/10/16/society/562949984934418 (дата обращения: 11.10.2012).
  • Лист Ф. Национальная система политической экономии.-М., 2005.-219 с.
  • Новиков Г.С. Сравнительный анализ развития отечественной экономики в советский и постсоветский период: монография.-Омск, 2009.-183 с.
  • Сото Э. Иной путь. Невидимая революция в третьем мире.-М.: Catallaxy, 1995.-317 с.
  • Felson M. Crime and Everyday Life.-Second Edition.-Thousand Oaks, CA: Pine Forge Press, 1998.-579 p.
Статья научная